АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
марта 2016 года | г. Архангельск | Дело № А05-1231/2016 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Чуровой А.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества "ПанКлуб" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 115280, <...> копр. стр. 5)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163000, <...>)
о признании незаконным постановления №35/2016 от 14.01.2016 о назначении административного наказания,
установил:
Акционерное общество "ПанКлуб" (далее – общество, АО «ПанКлуб») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №35/2016 от 14.01.2016 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Определением от 11.02.2016 заявление общества принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
10.03.2016 управление представило копии материалов административного дела и отзыв на заявление, в котором с заявленным требованием не согласилось.
В соответствии с главой 29 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощённого производства.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 25.09.2015 управлением в связи с поступившим обращением гражданки ФИО1 на основании распоряжения от 22.09.2015 №529 проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей в отделе «Pandora», принадлежащего АО «ПанКлуб» и расположенного в ТЦ «Титан Арена» по адресу: <...>.
В период проведения проверки установлен факт нарушения обществом установленных правил обращения (торговли) драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а именно:
- в нарушение пункта 11, 62 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №55 от 19.01.1998 (далее – Правила №55), продавец своевременно не доводит в наглядной и доступной форме до сведения покупателей необходимую информацию о товарах из драгоценных металлов и камней; информация о цене товара указана на ярлыках, которые находятся под товаром, потребители самостоятельно не могут с ним ознакомиться, что лишает их возможности правильного выбора товара;
- в нарушение пункта 19 Правил №55 продавец не обеспечил наличие единообразных и четко оформленных ценников с указанием подписи материально ответственного лица или печати организации на следующих реализуемых товарах: подвеска золото вставка бриллиант, 2,16 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 24990,00 руб.; подвеска серебро, 2,5 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 2150,00 руб.; серьги серебро вставка сердолик, 3 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 2550,00 руб.; подвеска золото вставка фианит, 2,4 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 16900,00 руб.; кольцо серебро вставка фианит, 7,46 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 8550,00 руб.; подвеска серебро, 4,05 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 1650,00 руб.; подвеска серебро вставка стекло, 3,08 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 2150,00 руб.; серьги серебро вставка фианит, 3,36 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 4450,00 руб.; кольцо серебро вставка бриллиант, 4,24 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 4950 руб.; подвеска на цепочке серебро вставка фианит, 13,81 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 7950 руб.; браслет серебро вставка телячья кожа, 5,46 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 2600,00 руб.; брелок серебро вставка фианит, телячья кожа, 4,22 гр., изготовитель Таиланд, стоимость 1950 руб.
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки №529/2015 от 12.10.2015, в котором указаны выявленные нарушения, а также в отношении общества выдано предписание №529/пр* от 12.10.2015 о прекращении выявленных нарушений до 09.11.2015, которые направлены заявителю письмом от 12.10.2015. Управление определением №8601/04 от 12.10.2015 известило общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (03.11.2015 в 10 час. 00 мин.). Указанные документы получены обществом 16.10.2015 согласно уведомлению органа связи с отметкой о вручении заказного письма.
По выявленному факту в присутствии представителя АО «ПанКлуб» по доверенности от 22.09.2015 должностное лицо управления составило протокол об административном правонарушении № 974 от 03.11.2015, согласно которому заявителем нарушены требования пунктов 11, 19, 62 Правил № 55, и квалифицировало совершенное АО «ПанКлуб» административное нарушение по статье 19.14 КоАП РФ. Определением по делу об административном правонарушении №974 от 03.11.2015, вынесенным административным органом, указанный протокол был признан недействительным ввиду несоответствия его статье 28.2 КоАП РФ. Определением от 16.11.2015 №9771/04, полученным обществом 30.11.2015 согласно уведомлению органа связи с отметкой о вручении заказного письма, управление известило АО «ПанКлуб» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (14.12.2015 в 16 час. 00 мин.).
14.12.2015 в отсутствие законного представителя АО «ПанКлуб» должностное лицо управления составило протокол об административном правонарушении № 29, в котором зафиксировало допущенное АО «ПанКлуб» административное нарушение и квалифицировало его по статье 19.14 КоАП РФ. Копия протокола получена обществом 30.12.2015 согласно уведомлению органа связи с отметкой о вручении заказного письма. Определением №35/2016 от 22.12.2015 рассмотрение дела назначено на 14.01.2016 в 12 час., копия которого направлена в адрес общества 23.12.2015 и получена им 31.12.2015 согласно информации с сайта почтового органа.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя Управления ФИО2 в отсутствие законного представителя общества вынесено постановление №35/2016 от 14.01.2016, которым АО «ПанКлуб» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей. Копия постановления получена обществом 25.01.2016, что подтверждается уведомлением органа связи с отметкой о вручении заказного письма.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением об его отмене.
В обоснование заявления АО «ПанКлуб» указывает на то, что постановление о назначении административного наказания №35/2016 принято административным органом по истечении двухмесячного срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Административный орган, возражая против удовлетворения заявленного требования, указывает на то, что срок давности по данному нарушению не истек. По мнению управления, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ он составляет один год, поскольку выявленное нарушение напрямую влечет нарушения прав потребителей.
Суд оценил доводы сторон с учетом следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.14 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.
В силу пункта 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров возложен на Роспотребнадзор.
Протокол составлен должностным лицом Управления – ведущим специалистом-экспертом - в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, а также Перечнем должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 № 40 (зарегистрировано в Минюсте 04.05.2011 № 20647).
Оспариваемое постановление в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.49 КоАП РФ вынесено полномочным лицом – заместителем руководителя Управления ФИО2
Статьей 19.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий.
Объектом данного правонарушения является установленный законом порядок извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении одного или нескольких, указанных в статье 19.14 КоАП РФ, противоправных деяний, т.е. нарушение установленных правил обращения (торговли) драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих.
Субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.14 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица организаций и юридические лица, совершающие операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Судом установлено, что АО «ПанКлуб» осуществляет свою деятельность на основании Устава (утвержден решением №1211-14/01 от 12.11.2014), в соответствии с пунктом 4.2 которого к основным видам деятельности общества относится, в том числе, оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является оптовая торговля ювелирными изделиями, а дополнительным – розничная торговля ювелирными изделиями.
Из уведомления ИФНС по г. Архангельску от 23.10.2014 №5479348 следует, что 13.10.2014 общество поставлено на учет по месту нахождения обособленного подразделения «Магазин Архангельск Титан Арена» по адресу: <...>.
Учитывая изложенное, АО «ПанКлуб» является субъектом вменяемого ему правонарушения.
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в области обращения (гражданского оборота) драгоценных металлов и драгоценных камней, устанавливаются в том числе Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон № 41-ФЗ).
Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации (статья 22 Закон № 41-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке, в том числе должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера (пункт 2 указанной статьи).
При этом согласно пункту 3 данной статьи, информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Пунктом 11 Правил № 55 установлено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров.
Согласно пункту 19 Правил №55 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В силу пункта 62 Правил №55 информация о предлагаемых к продаже ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненных изумрудах и бриллиантах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать извлечения из нормативных правовых актов, устанавливающих порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и сертификации драгоценных камней.
Административным органом установлено неисполнение обществом обязанности по доведению в наглядной и доступной форме до сведения покупателей необходимой и достоверной информации о товарах из драгоценных металлов и камней, а также по обеспечению наличия на данном товаре единообразных и четко оформленных ценников с указанием подписи материально ответственного лица или печати организации. Указанное обстоятельство не оспаривается сторонами, и подтверждено материалами административного дела, в том числе, актом проверки №529/2015 от 12.10.2015, протоколом об административном правонарушении от 14.12.2015 №29, фотокопиями товаров и ярлыков к ним, которые с учетом положений статей 64, 71 АПК РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта допущенного нарушения.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, обладая сведениями о товаре из драгоценных металлов и камней, имело возможность указать ее на ярлыках, но не предприняло надлежащих мер, направленных на соблюдение правил торговли ювелирными изделиями, в результате чего в указанных ярлыках была отражена неполная информация о товаре. Также общество имело возможность довести указанную информацию до сведения потребителей в наглядной и доступной форме путем размещения надлежаще оформленного ярлыка рядом с товаром.
Доказательства того, что у общества отсутствовала возможность для соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Вина общества состоит в том, что оно не приняло всех необходимых мер для исполнения законно установленных обязанностей.
Таким образом, в действиях АО «ПанКлуб» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.14 КоАП РФ.
Суд не согласен с позицией заявителя о пропуске административным органом срока давности привлечения его к административной ответственности.
Статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
Статья 19.14 КоАП РФ находится в главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления", которые части 1 статьи 4.5 КоАП РФ к перечню годичного срока давности не отнесены. Вместе с тем, в отношении правонарушений, которые напрямую влекут нарушения прав потребителей (например, не указание обязательной информации на ярлыках, ценниках ювелирных изделий, отсутствие таких ярлыков, ценников), ответственность за которые может наступать по статье 19.14 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год.
В рассматриваемом случае нарушения, выявленные административным органом, напрямую связаны с нарушением прав потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Правонарушение является длящимся, выявлено 12.10.2015, а потому срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, с учетом части 2 названной нормы, при вынесении 14 января 2016 года должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении соблюден.
Данные выводы основаны на правовой позиции, сформулированной в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», и согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Размер штрафа определен административным органом в минимальном размере, установленном санкцией статьи. Обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность общества, не установлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным суд не усматривает.
При указанных обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания от 14.01.2016 №35/2016, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области, о привлечении АО «ПанКлуб» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 руб. является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления №35/2016 от 14.01.2016 о назначении административного наказания, принятого в г. Архангельске Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области в отношении акционерного общества "ПанКлуб", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: Россия, 115280, <...>.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | А.А. Чурова |