АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
15 декабря 2011 года
г. Архангельск
Дело № А05-12380/2011
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2011 года
Решение в полном объёме изготовлено 15 декабря 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело №А05-12380/2011
по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения:163000, <...>)
к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ОГРН <***>; место нахождения:165650, <...>)
о взыскании 1 931 365 руб. 79 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – ФИО1 по доверенности от 27.10.2011 №76,
ответчика – ФИО2 по доверенности от 01.04.2011.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.
Суд установил следующее:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ответчик) о взыскании 1 931 365 руб. 79 коп. задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иного дохода осужденных на их содержание, образовавшейся за период с 2006 по 31 августа 2011 года. В обоснование требований заявитель ссылается на положения п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ, выступает в споре как администратор взыскиваемых платежей.
В обоснование требований заявитель ссылается на положения пункта 2 статьи 160 Бюджетного кодекса РФ, выступает в споре как администратор взыскиваемых платежей.
Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.
Представитель ответчика указал на истечение срока давности взыскания задолженности в размере 1 931 365 руб. 79 коп., образовавшейся по состоянию на 1 сентября 2008 года. Просит в удовлетворении требований отказать.
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» зарегистрировано в статусе юридического лица, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
Дело в соответствии с положениями статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело отнесено к подведомственности арбитражного суда.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, в соответствии с подпунктом 2.5.1 Устава учреждение должно обеспечивать в соответствии с законодательством РФ привлечение осужденных к труду.
Согласно положениям пункт 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» обязано производить удержания и перечисление денежных средств из заработной платы осужденных, из пенсий осужденных в целях возмещения расходов по содержанию осужденных.
В связи с неисполнением ответчиком возложенной на него законодательством обязанности Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации как администратор поступлений в бюджет спорных платежей 13.05.2011 письмом №29/ТО/8-198 уведомил начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» ФИО3 о наличии за Учреждением по состоянию на 01.01.2011 задолженности по перечислению денежных средств, удержанных из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных за их содержание за период с 2005-2010 годы в размере 10 249 00 руб. 00 коп. с требованием взять под личный контроль исполнение обязанности по перечислению денежных средств в доход федерального бюджета и приложением графика погашения кредиторской задолженности.
23.06.2011 письмом №29/ТО/8-4016 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обязало Учреждение выполнить график погашения задолженности и в срок до 28.06.2011 обеспечить перечисление денежных средств согласно графику в полном объёме.
31.08.2011 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области совместно с Учреждением произвело сверку расчётов по перечислению удержаний из заработной платы и пенсий осужденных в целях возмещения расходов бюджета на содержание осужденных. Согласно акту сверки по данным Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области задолженность Учреждения по перечислению в бюджет денежных средств, удержанных у осуждённых из заработной платы, пенсий, составляет на 31 августа 2011 года 1 931 365 руб. 79 коп. Акт сверки подписан Учреждением с разногласиями, согласно которым, по мнению Учреждения, задолженность на 31 августа 2011 года отсутствует. Акт подписан уполномоченными представителями обеих сторон.
В связи с неисполнением Учреждением требования Управления, изложенного в письме №29/ТО/8-4016 от 23.06.2011, не перечислением в полном объёме денежных средств согласно графику погашения задолженности, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обратилось в суд с заявлением о взыскании с Учреждения задолженности, образовавшейся за период с 2006 по 31.08.2011 года в размере 1 931 365 руб. 79 коп.
В обоснование заявления Управление ссылается наличие у Учреждения обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм из заработной платы, пенсий осужденных в возмещение расходов бюджета по содержанию осужденных, на факт администрирования указанных возмещений, на неисполнение Учреждением обязанности, на обоснованность заявленных требований и соответствие их действующему законодательству.
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» не признаёт заявленные требования согласно акту сверки по состоянию на 31.08.2011, указывает на отсутствие у Учреждения задолженности на 31.08.2011, на истечение срока давности взыскания задолженности в размере 1 931 365 руб. 79 коп., образовавшейся по состоянию на 01.09.2008.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учётом мнения участвующих в деле лиц, суд пришёл к выводу о необоснованности заявление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области ввиду истечения срока давности взыскания задолженности.
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, в соответствии с подпунктом 2.5.1 Устава учреждение должно обеспечивать в соответствии с законодательством РФ привлечение осужденных к труду.
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ.
Как следует из статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.
Согласно положениям части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которым начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российской Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения (Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 661-О-О).
Исходя из анализа статьи 107, ч. 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что расходы по содержанию указанных категорий осужденных несет государство (федеральный бюджет), названные средства подлежат удержанию Учреждением исполнения наказаний из заработных плат или пенсий осужденных и перечислению Учреждением в федеральный бюджет.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории субъекта РФ для осуществления задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания находящихся под стражей лиц, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания и т.п. (п. 1 Положения об УФСИН).
На основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН России) от 12.04.2006 №161 «Об администрировании и проведении мониторинга перечисления в доход федерального бюджета средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных в подразделениях уголовно-исполнительной системы» за территориальными органами Федеральной службы наказаний закреплены полномочия администратора доходов федерального бюджета по отношению к подведомственным подразделениям уголовно-исполнительной системы по коду администратора доходов федерального бюджета 320.
Полномочия главного администратора доходов бюджета, общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации определяет Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральными законами от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 24.11.2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», от 02.12.2009 №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», от 13.12.2010 №357 –ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Приказом ФСИН России от 16.08.2010 №361 «об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» закреплены за территориальными органами ФСИН России полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ по кодам главы администратора доходов федерального бюджета 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета.
Следовательно, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области является администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ по кодам администратора доходов федерального бюджета 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов обладает полномочиями по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам.
В ходе судебного следствия установлено, что Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области в рамках предоставленных статьёй 160.1 Бюджетного кодекса РФ полномочий как администратор доходов бюджета предприняло меры по взысканию образовавшейся у Учреждения за период с 2006 по 2011 годы задолженности по перечислению в федеральный бюджет удерживаемых из заработной платы, пенсий, иных доходов осужденных денежных средств в счёт возмещения затрат федерального бюджета на питание, содержание осужденных. В связи с невозможностью урегулирования спора в обоюдном порядке, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности, образовавшейся за период с 2006 по 2011 годы, которая по расчётам Управления составила 1 931 365 руб. 79 коп.
Из материалов дела следует и представителем Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» в судебном заседании не оспаривается факт неполного перечисления удерживаемых у осужденных в счёт возмещения затрат на содержание денежных средств за период с 2006 по 2011 годы.
В акте совместной сверки расчётов от 01.09.2011 по данными Управления ФСИН у учреждения имеется задолженность в размере 1 931 365 руб. 79 коп., акт сверки подписан начальником Управления ФСИН по Архангельской области ФИО4 и главным бухгалтером ФИО5, со стороны Учреждения подписан начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области ФИО3 и главным бухгалтером Учреждения ФИО6 с разногласиями, в которых указано на отсутствие задолженности по состоянию на 31.08.2011.
В судебном заседании представителем Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» заявлено, что задолженность в размере 1 931 365 руб. 79 коп. образовалась за период 9 месяцев 2008 года на 01.09.2008, последующие года и на дату 31.08.2011 у учреждения задолженность отсутствует ввиду фактического перечисления текущей задолженности по платежам в полном объёме. Задолженность в размере 1 931 365 руб. 79 коп. за 8 месяцев 2008 года не может быть взыскана ввиду истечения трёхгодичного срока исковой давности взыскания.
Анализ акта совместной сверки расчётов на 31.08.2011, подписанного Учреждением с разногласиями, контррасчёта учреждения по задолженности за период с 2006 по 31.08.2011, информации о поступлениях доходов в федеральный бюджет на 01.01.2008, 01.09.2008, 01.01.2009, 01.01.2010, 01.01.2011, 01.09.2011 (по форме 1-БФ), ежемесячно представляемой учреждением, позволяет суду прийти к выводу, что взыскиваемая Управлением с ответчика задолженности в размере 1 931 365 руб. 879 коп. действительно образовалась до 01.09.2008.
Согласно информации о поступлениях доходов в бюджет на 01.01.2008 (отчётная форма) за 2007 год Учреждением все исчисленные средства перечислены Управлению, задолженности составила 0 рублей. Согласно информации о поступлениях доходов в бюджет на 01.09.2008 (отчётная форма) за 8 месяцев 2008 года сумма начисленных средств составила 7 771 772 руб. 48 коп., тогда как Учреждением перечислено 5 840 4056 руб. 69 коп., таким образом оставшаяся сумма в размере 1 931 365 руб. 79 коп. составила задолженность за 8 месяцев 2008 года, которую Учреждение не уплатило.
Ответчик заявил об истечении срока давности взыскания.
Заявитель не представил суду доказательств перерыва срока исковой давности, доказательств принятия Управлением мер по взысканию задолженности за 8 месяцев 2008 года ранее, оставил вопрос о применении к данным отношениям срока давности взыскания задолженности на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах, при установлении в судебном заседании факта образования задолженности в размере 1 931 365 руб. 79 коп. на 01.09.2008, суд находит обоснованным довод Учреждения об истечении срока давности взыскания задолженности.
В соответствии с положениями статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Специальных сроков давности для взыскания спорных платежей действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
С заявлением от 18.11.2011 №29/ТО-7637 о взыскании задолженности, образовавшейся за период с 2006 по 2011 год, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обратилось в арбитражный суд 23.11.2011, то есть после истечения трёхгодичного срока исковой давности для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске за указанный период.
С учётом изложенных обстоятельств, требования Управления удовлетворению не подлежат.
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» зарегистрировано в качестве юридического лица, учредителем является Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Учреждение финансируется из федерального бюджета. Учреждение входит в уголовно-исполнительную систему и выполняет государственные функции органов по исполнению наказаний. В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что спор вытекает исключительно из правоотношений по исполнению данным учреждением функций государственного органа по исполнению наказаний, поскольку спор касается отчислений на содержание осужденных. В соответствии с положениями п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено в данном случае от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области во взыскании с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: 165650, <...>, в доход бюджета соответствующего уровня 1 931 365 руб. 79 коп. задолженности по перечислению денежных средств из дохода осужденных на их содержание.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова