АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
06 февраля 2014 года
г. Архангельск
Дело № А05-123/2014
Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2014 года
Решение в полном объёме изготовлено 06 февраля 2014 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Михайловой В.Е.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" (ОГРН 1022901175330; место нахождения: 164840, Архангельская область, г.Онега, ул.Шаревского, дом 6)
к ответчику - Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Комсомольская, дом 38, корп.1),
третье лицо: закрытое акционерное общество «Агростройсервис» (место нахождения: 164840 Архангельская область г.Онега, ул.Гутина, д.2),
о признании недействительным предписания №А-13/02-13/1803 от 09.12.2013,
при участии представителей сторон:
заявителя: не явился (извещен 17.01.2014);
ответчика: Замятина И.А., по доверенности от 09.01.2014;
третьего лица: не явился (извещен 17.01.2014);
установил: муниципальное казенное учреждение "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к ответчику - государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ответчик, инспекция) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений №А-13/02-13/1803 от 09.12.2013.
От заявителя в суд электронной почтой 03.02.2014 поступили: копия сопроводительного письма от 03.02.2014 № 448, копия доверенности от 13.01.2014, копия заявления о признании недействительным ненормативного правового акта с отметкой получения третьим лицом, копия выписки из ЕГРЮЛ.
Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил.
От ответчика в суд 30.01.2014 поступил отзыв на заявление от 30.01.2014 и копии приложений к отзыву на заявление.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, пояснила, что заявитель за неисполнение оспариваемого предписания привлечен к административной ответственности; представила копию постановления по делу об административном правонарушении от 16.01.2013.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, письменного мнения не представило.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Заявитель зарегистрирован в статусе юридического лица, включён в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901175330.
Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражного суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в адрес администрации поступило коллективное заявление жителей дома №11 по ул. Лесопильщиков в г.Онеге Архангельской области о создании комиссии о признании дома аварийным. С учетом данного заявления администрацией был направлен запрос в управляющую вышеуказанным домом организацию - закрытое акционерное общество «Агростройсервис» о проведении обследования дома и составления заключения по результатам обследования.
Кроме того, указанное коллективное заявление жильцами было направлено в адрес Государственной жилищной инспекцией Архангельской области, которой проведена проверка соблюдения заявителем порядка признания помещений дома непригодным для проживания.
В адрес заявителя заместитель руководителя инспекции направил уведомление о проведении внеплановой документарной проверки на основании распоряжения №А13/01-15/2378, которое получено администрацией 21.11.2013.
В ходе проверки ответчиком установлено нарушение со стороны администрации действующих норм законодательства в сфере жилищных правоотношений, поскольку по обращению жителей дома №11 по ул.Лесопильщиков в г.Онеге не принято решение по вопросу признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее - Положение №47).
Данное нарушение зафиксировано инспекцией в акте проверки от 09.12.2013 №а-13/02-06/1803, который был составлен в отсутствие представителя администрации. В тот же день в адрес администрации ответчик вынес предписание об устранении выявленных нарушений №А-13/02-13/1803, в котором предложил заявителю в срок до 21.01.2014 исполнить указанное предписание.
Заявитель не согласился с данным предписанием и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Заявление мотивировано отсутствием полномочий у администрации на рассмотрение вопроса о признании дома непригодным для проживания без заключения специализированной организации.
Ответчик требования администрации обоснованными не признал; ссылается на то, что полномочия на признание дома непригодным для проживания у заявителя имеются, администрация самостоятельно составляет акт обследования дома, в случае необходимости назначает дополнительные обследования и испытания.
Суд, рассмотрев материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленного администрацией требования по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Положением № 47 устанавливаются требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения № 47).
Согласно пунктам 7, 8 Положения № 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, в силу прямого указания законодательных актов вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений.
Пунктом 42 Положения № 47 определено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию заявление и документы согласно пункту 45 Положения № 47.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Согласно пункту 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
Распоряжением главы муниципального образования "Онежский муниципальный район" от 12.12.2012 №782 утверждена межведомственная комиссия по оценке жилых помещений, постановлением от 12.12.2012 №1309 заявитель утвердил Положение о межведомственной комиссии (далее - Положение о межведомственной комиссии).
В соответствии с пунктом 1 Положения о межведомственной комиссии она создается с целью рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Суд считает, что поскольку в силу прямого указания вышеназванных законодательных актов вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, межведомственная комиссия заявителя полномочна производить оценку жилых помещений и принимать соответствующие заключения.
В силу пункта 42 Положения № 47 заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, является основанием для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Суд считает, что доводы заявителя об отсутствии у него возможности исполнить оспариваемое предписание не свидетельствуют о незаконности оспариваемого ненормативного акта ответчика, а могут быть оценены при рассмотрении вопроса о привлечении администрации к ответственности за неисполнение данного предписания.
При рассмотрении дела судом учтено, что 16.01.2014 и.о. руководителя государственной жилищной инспекцией, рассмотрев материалы проверки, установил, что администрация нарушила порядок признания дома пригодным (непригодным) для проживания, установленный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (п.46), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 КоАП РФ и принял постановление №01-10/13, которым заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 №110-па инспекция осуществляет государственный жилищный контроль. В соответствии с п.п. 2 п.8 Положения к полномочиям ответчика относится выдача обязательных для всех предписаний об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Оспариваемое предписание принято уполномоченным органом в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы администрации в сфере осуществления экономической деятельности.
При таких обстоятельствах оспариваемое представление инспекции от 09.12.2013 №А-13/02-13/1803 является законным и обоснованным и у суда нет оснований для признания его недействительным.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области об устранении выявленных нарушений №А-13/02-13/1803 от 09.12.2013, принятого в отношении муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" (ОГРН 1022901175330; место нахождения: 164840, Архангельская область, г.Онега, ул. Шаревского, дом 6).
Оспариваемый ненормативный правовой акт проверен судом на соответствие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.Н. Шадрина