АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
16 декабря 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-12444/2013
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2013 года.
Решение в полном объёме изготовлено 16 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Земской М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Долина Алко" (ОГРН 1102901009529; место нахождения: 163045, г.Архангельск, Кузнечихинский промузел, строение 13. проезд 1) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Гайдара, дом 24) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, при участии в заседании представителей:
от заявителя – Северова М.Ю. (доверенность от 01.10.2013),
от ответчика – Ананьина В.Д. (доверенность от 28.06.2013),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Долина Алко" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – ответчик, управление) об отмене постановления управления №697/2013 от 29 августа 2013 года о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал. Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Поводом к оспариванию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя, послужили следующие обстоятельства.
В управление поступило обращение гражданина Богданова А.В. от 02.07.2013, в котором указано, что в магазине «Алко shop», расположенном на остановочном пункте движения общественного транспорта по адресу: г.Архангельск, ул.Гагарина, осуществляется продажа алкогольной продукции.
В связи с указанным обращением ответчик вынес определение №243 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 08.07.2013. В этот же день управление вынесло определение№243-истр/2013 об истребовании у общества дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении.
Письмом от 09 июля 2013 года №5636/02-3 управление проинформировало общество о времени проведения осмотра указанного магазина. Вместе с письмом управление направило в адрес общества названные определения. Общество получило письмо и определения 12.07.2013, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении.
Определением №243/2-истр/2013 от 08.07.2013 управление истребовало у Департамента градостроительства мэрии г.Архангельска материалы кадастрового плана с указанием здания, расположенного на автобусной остановке по адресу: г.Архангельск, ул.Гагарина, д.1, стр.1, и границы территории остановочного пункта движения общественного транспорта, расположенного рядом с упомянутым зданием. Департамент градостроительства мэрии г.Архангельска 15 июля 2013 года представил управлению плановый картографический материал земельного участка, расположенного по указанному адресу.
Определением №243/3-истр/2013 от 08.07.2013 управление истребовало у отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Архангельску информацию, подтверждающую, что территория рядом с указанным магазином является остановочным пунктом движения общественного транспорта, а также информацию о том, что организация торговли общества расположена непосредственно на остановке общественного транспорта. По результатам проверки отдел ГИБДД УМВД РФ по г.Архангельску выявил, что по обозначенному адресу имеется остановка маршрутных транспортных средств – д/з 5.16, а также сообщил ответчику, что торговый павильон расположен на расстоянии 8,7 м от дорожных знаков 5.16 и 3.1 м от бортового камня проезжей части остановочной площадки.
Определением №243/4-истр/2013 от 08.07.2013 управление истребовало у Министерства имущественных отношений Архангельской области информацию, подтверждающую, что территория рядом с указанным магазином является остановочным пунктом движения общественного транспорта. Министерство имущественных отношений Архангельской области 23.07.2013 сообщило управлению, что земельный участок, в границах которого расположено здание кафе быстрого питания с магазином по адресу: г.Архангельск, ул.Гагарина, д.1, стр.1, находится в частной собственности. При этом министерство указало, что не обладает информацией о том, является ли данная территория остановочным пунктом общественного транспорта.
Управлением 17 июля 2013 года проведен осмотр магазина «Алко shop», расположенном на остановочном пункте движения общественного транспорта по адресу: г.Архангельск, ул.Гагарина 1, принадлежащему обществу. В ходе осмотра установлено, что в названном магазине осуществляется реализация алкогольной продукции: водка «Русский Бриллиант» (объем 0,5 л, дата изготовления 26.03.2010, изготовитель – ООО «Юпитер Продакшн», Россия, г. Ульяновск, ул. Карла Либнехта, д. 15), пиво светлое «Крепкое» под товарным знаком «Ярпиво» (объем 0,5 л, дата изготовления 29.05.2013, изготовитель – «Балтика Ярославль», Россия, г. Ярославль, ул.Пожарского, д. 63), пиво светлое «Оболонь светлое» (объем 2 л, дата изготовления 14.05.2013, изготовитель – ПАО «Оболонь», Украина, г. Киев, ул. Богатырская, д. 3). Осмотр был проведен в присутствии руководителя юридического отдела общества Ачкасовой А.А., а также в присутствии двух понятых.
По результатам осмотра составлен протокол №243 от 17.07.2013 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. В объяснениях, данных при составлении указанного протокола, руководитель юридического отдела общества пояснил, что здание магазина находится не на территории автобусной остановки и не является остановочным пунктом, следовательно, розничная торговля алкогольной продукции в здании магазина не противоречит законодательству Российской Федерации.
29 июля 2013 года ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора управления была подготовлена служебная записка о продлении срока рассмотрения заявления. В этот же день служебная записка была согласована с заместителем руководителя управления.
Определением о вызове от 24.07.2013 №6179/02-3 ответчик уведомил заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Названное определение было получено представителем общества 31.07.2013, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении.
По результатам административного расследования 05.08.2013 ответчиком в присутствии представителя общества был составлен протокол №704 об административном правонарушении, в котором деяние заявителя квалифицировано по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. В объяснениях, данных при составлении протокола, представитель общества указал, что с протоколом об административном правонарушении не согласен.
Определением №697/2013 от 09.08.2013 управление назначило время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Сообщение о рассмотрении дела об административном правонарушении было направлено в адрес общества по почте, факсом и телефонограммой.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении ответчик вынес постановление №697/2013 от 29.08.2013 о назначении административного наказания. Указанным постановлением общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование заявленного требования, общество ссылается на то, что магазин «Алко shop» находится вне территории остановочного пункта движения общественного транспорта, розничная торговля алкогольной продукции осуществляется за пределами остановочного пункта.
Ответчик в отзыве указал, что магазин «Алко shop» представляет собой единую конструкцию, состоящую из организации торговли и павильона для ожидания общественного транспорта. Управление отметило, что рядом с магазином размещен дорожный знак, обозначающий остановочный пункт маршрутного транспортного средства, имеется остановочная и посадочная площадка, а также заездной карман.
Исследовав представленные доказательства и доводы сторон, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил, осуществляется государственное регулирование производства и оборота указанной продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции. Данное регулирование осуществляется посредством действия Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закон №171-ФЗ).
Действие названного закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции (пункт 2 статьи 1 Закона №171-ФЗ).
В пункте 1 статьи 16 Закона №171-ФЗ указано, что розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется организациями. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 3 статьи 16 Закона №171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции, помимо прочего, на остановочных пунктах движения общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на станциях метрополитена), а также в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях.
Розничная продажа алкогольной продукции, в том числе пива, в местах, где такая продажа запрещена пунктом 2 статьи 16 Закона №171-ФЗ, свидетельствует о нарушении правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, и является административным правонарушением, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение пункта 2 статьи 16 Закона №171-ФЗ в магазине «Алко shop», расположенном на автобусной остановке по адресу: г.Архангельск, ул.Гагарина, д.1, стр.1, общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции. Это обстоятельство подтверждается протоколом осмотра, фотоматериалами, объяснениями руководителя юридического отдела общества Ачкасовой А.А. и иными материалами.
Не оспаривая по существу факт реализации алкогольной продукции в указанном магазине, а также принадлежность этого магазина и находящихся в нем товаров обществу, заявитель полагает, что магазин находится не на остановочном пункте движения общественного транспорта. Суд отклоняет данный довод заявителя на основании следующего.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» остановочный пункт – это место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта представляют собой комплекс элементов обустройства, предназначенный для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств (пункт 3.24 Национального стандарта Российской Федерации "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация. ГОСТ Р 52765-2007", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №269-ст).
Согласно пункту 5.3.3.1 Национального стандарта «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённого приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Аналогичные элементы благоустройства автобусных остановок зафиксированы в пункте 3.1.1 Стандарта отрасли «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003», утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 № ОС-460-р. При этом в пунктах 3.2.1, 3.2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.4, 3.6.2 названного стандарта отрасли установлено, что остановочные площадки предназначены для остановки автобусов, движущихся по установленным маршрутам, с целью высадки и посадки пассажиров (ширина остановочных площадок принимается равной ширине основных полос проезжей части, а длина – в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м). Посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобус (ширина посадочной площадки принимается не менее 3 м, а длина – не менее длины остановочной площадки). Площадку ожидания размещают за посадочной площадкой, размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел./кв. м. Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Размеры остановочной площадки принимают в соответствии с требованиями пункта 3.2, а длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.
Национальным стандартом Российской Федерации "ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, предусмотрено, что знак 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" применяет для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств. Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем или на самостоятельной опоре (пункт 5.6.23).
В данном случае магазин «Алко shop» располагался на остановочном пункте общественного транспорта (автобусов). Из материалов дела (протокол осмотра, фототаблица) следует, что названный магазин представляет собой единую конструкцию, состоящую из организации торговли и павильона для ожидания общественного транспорта, находящихся под одной крышей. Павильон ожидания общественного транспорта оборудован скамьей, урной для мусора. Указанные обстоятельства подтвердил и сам заявитель.
Согласно выполненному в масштабе 1:500 плановому картографическому материалу, представленному департаментом градостроительства мэрии города Архангельска, магазин «Алко shop» расположен в непосредственной близости от проезжей части дороги, при этом конфигурация (расширение) проезжей части в указанном месте свидетельствует о наличии заездного «кармана».
Судом установлено, что на территории, на которой расположен магазин «Алко shop», на самостоятельной опоре установлен знак 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", что свидетельствует о наличии в пределах установленных границ остановочного пункта общественного транспорта.
Из анализа указанных норм следует, что территория, в границах которой расположен магазин «Алко shop», соответствует признакам остановочного пункта общественного пассажирского транспорта. Более того, из материалов дела следует, что указанный магазин расположен непосредственно на остановочной площадке, граничит с посадочной площадкой, а павильон для ожидания общественного транспорта, по сути, представляет собой площадку ожидания.
При таких обстоятельствах суд считает, что управлением доказан факт нахождения упомянутого магазина, в котором общество осуществляло реализацию алкогольной продукции, на остановочном пункте движения общественного транспорта.
В данном случае заявителем не приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований правил розничной продажи алкогольной продукции.
На основании изложенного суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. На основании части 1 статьи 28.3 и статьи 23.49 КоАП РФ должностные лица данного органа уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, а должностные лица Роспотребнадзора, указанные в части 2 статьи 23.49 КоАП РФ, уполномочены рассматривать дела о данных административных правонарушениях.
Суд не усматривает предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения заявителя от административной ответственности, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям, поскольку совершенное обществом правонарушение посягает на установленные правила розничной продажи алкогольной продукции, целью которых является противодействие злоупотреблению алкогольной продукцией.
С учетом изложенного суд считает, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания является законным и обоснованным.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления №697/2013 от 29 августа 2013 года о назначении административного наказания, принятого в г.Архангельске Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Долина Алко", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102901009529, находящегося по адресу: 163045, г.Архангельск, Кузнечихинский промузел, строение 13. проезд 1.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Л.В. Звездина