ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-12482/16 от 16.01.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

16 января 2017 года

г. Архангельск

Дело № А05-12482/2016

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020; место нахождения: Россия, 107016, г. МОСКВА, ул. НЕГЛИННАЯ, д.12; Россия, 163000, г.Архангельск, ул.Карла Либкнехта, дом 3)

о привлечении публичного акционерного общества "Страховая компания "Росгосстрах" (ОГРН 1027739049689; место нахождения: Россия, 140002, г.Люберцы, Московская область, ул.Парковая, дом 3; адрес отделения по Архангельской области: Россия, 163000, г.Архангельск, ул. Попова, дом 15) к административной ответственности,

потерпевший: Коржев Владимир Вениаминович,

установил:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – заявитель, Отделение по Архангельской области) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 16.11.2016 № Т211-40-81-10/11868 о привлечении публичного акционерного общества "Страховая компания "Росгосстрах" (далее – ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Данное дело подведомственно арбитражному суду в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, согласно которой судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Ввиду наличия в заявлении предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) признаков, при наличии которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства и отсутствии ограничений, установленных частью 4 статьи 227 АПК РФ, заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны извещены судом определением от 24.11.2016.

Заявитель о принятии заявления к производству извещен надлежащим образом, представил 02.12.2016 письменные пояснения от 30.11.2016 № Т211-40-81-10/12344.

Ответчик о принятии заявления к производству извещен надлежащим образом, отзыв с изложением позиции по делу не представил.

Коржев Владимир Вениаминович о принятии заявления к производству извещен надлежащим образом, письменного мнения с изложением позиции по делу не представил.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027739049689, имеет лицензию от 23.05.2016 ОС № 0001-03 на осуществление страхования.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 03.11.2015 потерпевшим заключен договор ОСАГО ЕЕЕ № 0711370559 с Обществом. При заключении договора ОСАГО ЕЕЕ № 0711370559 (далее – договор) страховщик присвоил Коржеву В.В. 11 класс страхования, что соответствует применению КБМ = 0,6 при расчете страховой премии.

В числе документов для заключения договора обязательного страхования, перечень которых установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», потерпевшим представлено ответчику водительское удостоверение 29КМ 005239.

13.07.2016 Коржев В.В. произвел замену водительского удостоверения 29КМ 005239 на водительское удостоверение 2927 214724, о чем уведомил Общество 01.08.2016.

Запись о замене водительского удостоверения Коржева В.В. внесена заявителем в раздел «Особые отметки» полиса ОСАГО ЕЕЕ № 0711370559.

26.08.2016 потерпевший провел проверку установленного ему класса страхования по новому водительскому удостоверению в автоматизированной информационной системе обязательного страхования (далее – АИС ОСАГО) и получил информацию об отсутствии запрашиваемых сведений, в связи с чем обратился в Интернет-приемную Отделения по Архангельской области с жалобой вх. № ОЭТ-407.

Запросом от 29.08.2016 № Т211-40-81-8/9038 заявитель запросил у ответчика документы (сведения) по делу Корежва В.В. по договору ОСАГО ЕЕЕ № 0711370559, документы, подтверждающие внесение сведений о водительском удостоверении 2927 214724 в АИС ОСАГО, а также содержащие информацию о дате внесения указанных сведений в АИС ОСАГО. В ответ на указанный запрос Общество представило запрошенные сведения письмом от 05.09.2016 № 53423/55. В письме ответчик указал, что в настоящее время сведения о новом водительском удостоверении (2927 214724) внесены в базу страховщика и в АИС РСА.

Уведомлением № 11-16-Ю/0215/1010п от 19.10.2016 заявитель известил потерпевшего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление направлено потерпевшему при сопроводительном письме от 19.10.2016 № Т211-40-81-10/10966 и получено им 25.10.2016 согласно почтовому уведомлению, копия которого представлена заявителем в материалы дела.

Уведомлением № 11-16-Ю/0215/1010 от 19.10.2016 заявитель известил ответчика о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление направлено ответчику при сопроводительном письме № Т211-40-81-10/10967 от 19.10.2016 и им 27.10.2016 согласно почтовому уведомлению, копия которого представлена заявителем в материалы дела.

15.11.2016 экспертом 1 категории отдела по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Отделения по Архангельской области Корепановой Е.Е. в отсутствие представителя Общества, потерпевшего, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в отношении ответчика составлен протокол № 11-16-Ю/0215/1020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении, страховщик в нарушение требований, предусмотренных пунктом 9 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пункта 1.10 Положения Банка России № 431-П от 19.09.2014 «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», внес информацию о коррекции в договоре 0711370559 сведений о замене водительского удостоверения 29 КМ 005239 на водительское удостоверение 2927 214724 в АИС ОСАГО 01.09.2016, то есть с нарушением срока, установленного страховым законодательством (не позднее 08.08.2016).

На основании изложенного, заявителем сделан вывод о нарушении Обществом требований, установленных специальным разрешением (лицензией).

Копии протокола № 11-16-Ю/0215/1020 от 15.11.2016 направлены ответчику при сопроводительном письме от 16.11.2016 № Т211-40-81-10/11867 и потерпевшему при сопроводительном письме от 16.11.2016 № Т211-40-81-10/11865, в подтверждение чего представлены копии списка внутренних почтовых отправлений от 16.11.2016, квитанции № 42 от 16.11.2016, описей вложений в конверт № 000.000.014 от 16.11.2016, № 000.000.013 от 16.11.2016.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Отделение ЦБ РФ по Архангельской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Изучив доводы заявления, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения выступает осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением законодательства о страховой деятельности.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности. Лицензирование страховой деятельности в силу части 3 этой же нормы осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в этой сфере деятельности.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

В соответствии со статьей 1 Закона № 4015-1 составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

В соответствии с частью 2 указанной статьи договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ установлен перечень документов, которые страхователь представляет страховщику для заключения договора обязательного страхования:

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности (часть 7 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Согласно части 8 указанной статьи в период действия договора обязательного страхования страхователь незамедлительно обязан сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

На основании части 9 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ при получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования.

Согласно пункту 1.10 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Банком России 19.09.2014 № 413-П, страховщик вносит в автоматизированную информационную систему обязательного страхования информацию об изменении сведений, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении договора обязательного страхования, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования.

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что информация о замене Коржевым В.В. водительского удостоверения, внесенная в страховой полис серии ЕЕЕ № 0711370559 на основании заявления Коржева В.В. от 01.08.2016, внесена Обществом в АИС ОСАГО 01.09.2016, то есть с нарушением установленного срока.

Указанные обстоятельства также подтверждаются представленным в материалы дела ответом Российского Союза Автостраховщиков от 15.09.2016 № И-96228, согласно которому в договор коррекция отправлена 01.09.2016 в 12:02:48.

При таких обстоятельствах, установленное Отделением по Архангельской области нарушение Обществом требований страхового законодательства образует состав административного правонарушения, описанного в диспозиции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Проверив полномочия эксперта 1 категории отдела по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Отделения по Архангельской области Корепановой Е.Е. на составление протокола об административном правонарушении, соблюдение положений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, суд не находит нарушений, которые препятствовали бы полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела в суде.

Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые могут послужить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, не позволяющих полно и объективно рассмотреть настоящее дело, судом не установлено.

Отсутствуют в материалах дела и данные, которые позволили бы суду квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

На основании пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении им императивных требований норм страхового законодательства.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Факт нарушения Обществом лицензионных требований установлен при проведении проверки по обращению страхователя – гражданина по договору ОСАГО, поэтому в данном случае непосредственным объектом посягательства является установленный и охраняемый порядок в сфере защиты прав потребителей, следовательно, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При определении вида и размера административного наказания суд учитывает, что Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений решениями Арбитражного суда Архангельской области, вступившими в законную силу: от 26.12.2016 по делу № А05-11629/2016, от 14.12.2016 по делу № А05-10888/2016, от 15.11.2016 по делу № А05-9788/2016, от 14.11.2016 по делу № А05-9549/2016, от 26.10.2016 по делу № А05-9484/2016, от 04.11.2016 по делу
 № А05-9307/2016, от 19.10.2016 по делу № А05-9125/2016, от 06.10.2016 по делу
 № А05-8570/2016, от 30.09.2016 по делу № А05-8569/2016, от 10.10.2016 по делу
 № А05-8264/2016, от 01.09.2016 по делу № А05-7146/2016, от 01.08.2016 по делу
 № А05-6513/2016, от 20.07.2016 по делу № А05-6063/2016, от 15.07.2016 по делу
 № А05-5266/2016, от 06.07.2016 по делу № А05-4987/2016, от 06.07.2016 по делу
 № А05-4962/2016, от 28.06.2016 по делу № А05-4759/2016, от 23.06.2016 по делу
 № А05-4538/2016, от 11.08.2016 по делу № А05-4332/2016, от 01.06.2016 по делу
 № А05-3793/2016, от 19.05.2016 по делу № А05-2997/2016, от 16.05.2016 по делу
 № А05-2711/2016, от 29.04.2016 по делу № А05-2312/2016, от 27.04.2016 по делу
 № А05-2288/2016, от 22.04.2016 по делу № А05-1902/2016, от 18.04.2016 по делу
 № А05-1817/2016, от 09.03.2016 по делу № А05-239/2016, от 11.03.2016 по делу
 № А05-193/2016, от 01.03.2016 по делу № А05-15627/2015, от 23.03.2016 по делу
 № А05-15619/2015, от 29.03.2016 по делу № А05-15174/2015, от 11.04.2016
 № А05-14968/2015, от 01.04.2016 по делу № А05-14474/2015, от 01.03.2016 по делу
 № А05-14218/2015, от 09.02.2016 по делу № А05-13559/2015.

Данное обстоятельство является отягчающим ответственность.

С учетом характера административного правонарушения, наличия отягчающего ответственность обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что Общество подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 35 000 рублей.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Отделение Архангельск), ИНН 7702235133/КПП 290145003, счёт получателя штрафа № 40101810500000010003, наименование банка получателя: Отделение Архангельск, БИК 041117001, код ОКТМО 11701000, КБК 999 116 900 100 1 6000 140, ИП 27707067683502701001, УИН 0355263101100151116002155.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Привлечь публичное акционерное общество Страховая компания «Росгосстрах», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц 07.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027739049689, ИНН 7707067683, находящееся по адресу: 140002, г.Люберцы, Московская область, ул.Парковая, д.3, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 35000 руб.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Панфилова