ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-12702/15 от 02.02.2016 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

05 февраля 2016 года

г. Архангельск

Дело № А05-12702/2015

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2016 года.

Решение в полном объёме изготовлено 05 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Земской М. В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению коллектива индивидуальных застройщиков "Север" (ОГРН <***>; место нахождения: 163071, <...>) к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163072, <...>) о признании незаконным бездействия, при участии представителей:

от заявителя – не явился, извещен,

от ответчика – ФИО1 (доверенность от 11.01.2016),

установил:

коллектив индивидуальных застройщиков "Север" (далее – заявитель, коллектив, КИЗ «Север») обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ответчик, инспекция) о признании незаконными бездействия инспекции (исходящий № 01-32/1885 от 02.09.2014 и исходящий № 01-25/1558 от 04.09.2015), выразившееся в невключении уведомления коллектива (входящий № 01-24/5781 от 29.08.2014) о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, способе формирования фонда капитального ремонта в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. При этом заявитель просил обязать инспекцию включить уведомление коллектива (входящий № 01-24/5781 от 29.08.2014) о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, способе формирования фонда капитального ремонта в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

Ответчик заявленные требования не признал.

Поводом к оспариванию бездействий инспекции послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

КИЗ «Север» с 1993 года осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>.

В 2013 году собственниками помещений данного дома проведено общее собрание, на котором принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта жилого дома на специальном счете, владельцем которого является КИЗ «Север». В связи с этим 18 ноября 2013г. заявитель открыл в Сбербанке России специальный счет для формирования фонда капитального ремонта жилого дома.

После открытия этого счета заявитель представил в инспекцию уведомление от 28.08.2014 о выбранном собственниками помещений в этом доме способе формирования фонда капитального ремонта, к которому были приложены копия протокола общего собрания собственников помещений о принятии решения о формировании фонда капитального ремонта жилого дома на специальном счете, а также оригинал справки банка об открытии специального счета. Данное уведомление получено ответчиком 29.08.2014 и зарегистрировано за № 01-24/5781.

Письмом от 02.09.2014 № 01-32/1885 инспекция сообщила о возврате заявителю уведомления о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, при этом представленные коллективом документы не вернула. В указанном письме инспекция сообщила, что коллектив не является кооперативом и не подпадает под действие нормы части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем КИЗ «Север» не может быть собственником специального счета. При этом об отказе во включении уведомления коллектива в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в письме инспекции не сообщалось.

С 01.02.2015 собственники помещений многоквартирного дома, которым управляет КИЗ «Север», перечисляли денежные средства в целях формирования фонда капитального ремонта на специальный счет заявителя, открытый в Сбербанке России. При оплате денежных средств собственники указанного дома указывали назначение платежа «за капитальный ремонт».

В августе 2015 года собственникам жилых помещений в спорном доме от имени Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Архангельской области» были выставлены счета-квитанции на оплату взносов на капремонт за июль 2015 г. с указанием задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01 ноября 2014 года.

Полагая ошибочным направление указанных счетов-извещений, заявитель 13 и 18 августа 2015 года вновь обратился в инспекцию, дополнительно представив при этом уведомление о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, протокол общего собрания собственников помещений о формировании фонда капитального ремонта жилого дома на специальном счете, справку банка об открытии специального счета, устав КИЗ «Север» и иные документы.

В ответ на это обращение ответчик направил заявителю письмо № 01-25/1558 от 04.09.2015, в котором указал, что КИЗ «Север» не может быть собственником специального счета, т.к. не является жилищным кооперативом; собственники помещений вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета; уплата взносов за капитальный ремонт должна осуществляться на основании платежных документов, направляемых Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Архангельской области». В связи с этим инспекция указала на возврат коллективу представленных документов, поскольку содержащаяся в протоколе информация не соответствует требованиям действующего законодательства.

Полагая, что бездействие инспекции, выразившееся в отказе включить уведомление коллектива в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, противоречит требованиям законов и нормативных актов в сфере жилищного законодательства и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, КИЗ «Север» обратился в суд.

В обоснование заявления коллектив ссылается на то, что собственники помещений спорного дома в установленный законом срок совершили все действия, прямо подписанные законом, а именно, избрали способ формировании фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета. По мнению заявителя, КИЗ «Север» является жилищно-строительным кооперативом, поэтому может быть владельцем специального счета.

Инспекция в отзыве и объяснениях указывала, что КИЗ «Север» не является жилищным кооперативом, поэтому не может быть владельцем специального счета, нормы жилищного законодательства к заявителю не применяются, поскольку КИЗ создан до вступления в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации. Ссылка заявителя на Закон СССР «О кооперации» несостоятельна, т.к. указанный закон не применялся на территории РФ с июня 1992 года в части, касающейся потребительской кооперации; закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации» на КИЗы не распространялся; нормы ЖК РСФСР регламентировали деятельность только жилищно-строительных кооперативов. В связи с этим КИЗ изначально был создан не в соответствии с федеральным законодательством.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 ЖК РФ.

Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.

Частью 2 статьи 175 ЖК РФ (в первоначальной редакции) предусмотрено, что владельцем специального счета могут быть, в частности, осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

Согласно части 2 статьи 175 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) владельцем специального счета может быть, помимо прочего, осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив.

Статьей 17 Закона Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области" (далее – Закон № 701-41-ОЗ) определен порядок контроля за формированием фонда капитального ремонта.

В частности, пунктом 1 статьи 17 Закона № 701-41-ОЗ установлено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней со дня открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений о принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, а также справки банка об открытии специального счета.

В пункте 4 статьи 17 Закона № 701-41-ОЗ предписано, что орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.

Пунктом 5 статьи 17 Закона № 701-41-ОЗ установлено, что ведение указанных в пункте 4 настоящей статьи реестров осуществляется органом государственного жилищного надзора в электронной форме. Информирование органа местного самоуправления и регионального оператора, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется не реже одного раза в шесть месяцев или при поступлении соответствующего запроса от органа местного самоуправления и (или) регионального оператора.

Как следует из материалов дела, заявитель, считая себя жилищно-строительным кооперативом, открыл специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта. После этого коллектив направил инспекции уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта, приложил к уведомлению копию протокола общего собрания собственников помещений о принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, а также справку банка об открытии специального счета. Инспекция, получив указанные документы, не предприняла действий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона № 701-41-ОЗ, поскольку посчитала, что КИЗ «Север» не может быть собственником специального счета в силу своего правового положения.

В связи с этим с  пор между сторонами возник в отношении того, соответствует ли организационно-правовая форма коллектива индивидуальных застройщиков законодательству и является ли заявитель кооперативом.

В соответствии со статьей 51 Закона СССР N 8998-XI от 26.05.1988 «О кооперации в СССР» граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей.

Основным направлением деятельности этих кооперативов и товариществ является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов, гаражей и т.п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества), а также оказание членам кооператива (товарищества) услуг, соответствующих целям его создания.

Согласно статье 114 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 24.06.1983, жилищно-строительные кооперативы организуются при исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов, при предприятиях, учреждениях и организациях, а также при колхозах и иных кооперативных и общественных организациях. Решения об организации кооперативов принимаются с учетом предложений трудовых коллективов.

В этой же статье указано, что порядок организации и деятельность жилищно-строительных кооперативов устанавливаются законодательством Союза ССР, Примерным уставом жилищно-строительного кооператива и другим законодательством РСФСР. Примерный устав жилищно-строительного кооператива утверждается Советом Министров РСФСР.

Кроме этого, в статье 114 Жилищного кодекса РСФСР говорится о том, что жилищно-строительный кооператив действует на основании устава, принятого в соответствии с Примерным уставом жилищно-строительного кооператива общим собранием граждан, вступающих в кооператив, и зарегистрированного в установленном порядке. Жилищно-строительные кооперативы осуществляют эксплуатацию и ремонт принадлежащих им жилых домов на началах самоокупаемости.

Из материалов дела вытекает, что КИЗ «Север» зарегистрирован Администрацией Октябрьского территориального округа города Архангельска 15 октября 1993 года.

Согласно уставу КИЗ «Север» коллектив создан по инициативе застройщика – акционерного общества «Трест Спецдорстроймеханизация» и инвестора - акционерного общества закрытого типа «Архангельскстрой» с целью завершения строительства и дальнейшей эксплуатации 190-квартирного жилого дома по ул.Нагорной во 2-м Привокзальном микрорайоне г.Архангельска. С момента регистрации его устава в территориальном округе КИЗ приобретает право юридического лица. В своей деятельности КИЗ руководствуется действующим законодательством и договором, заключаемым между участниками коллектива, уставом (пункты 1.1, 1.3, 1.5 устава).

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 устава членами КИЗа могут быть граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие в г.Архангельске и Архангельской области, выполнившие свои обязательства перед АО «Трест Спецдорстроймеханизация» и АОЗТ «Архангельскстрой» по договорам о долевом участии, и другие лица. Коллектив осуществляет эксплуатацию принадлежащего ему жилого дома на началах самоокупаемости. Согласно пункту 3.1 устава имущество КИЗа формируется из вступительных взносов членов КИЗ, взносов членов КИЗ на содержание и эксплуатацию жилого дома, кредитов, ссуд банков, недвижимого имущества, находящегося в коллективной собственности членов КИЗа и иных источников.

Как видно из приведенных норм, КИЗ «Север» создан как юридическое лицо на основе членства для строительства, управления и обеспечения эксплуатации недвижимого имущества, пользования и распоряжения данным имуществом в установленных законодательством пределах. Коллектив создан на добровольной основе и одним из источников его средств являются членские (вступительные) взносы.

Кроме этого, проанализировав положения Жилищного кодекса РСФСР, касающиеся жилищно-строительных кооперативов, а также положения устава КИЗ «Север», суд приходит к выводу о том, что понятие "коллектив индивидуальных застройщиков" аналогично понятию жилищно-строительный кооператив, закрепленному в нормах Жилищного кодекса РСФСР, а также понятию "товарищество коллективных застройщиков", приведенному в статье 51 Закона "О кооперации в СССР" наряду с жилищно-строительным кооперативом. Схожи и цели коллектива индивидуальных застройщиков и жилищно-строительного кооператива. Кроме того, они имеют ряд общих признаков: добровольность объединения членов таких организаций без цели получения прибыли, участие в них своими личными взносами.

Более того, согласно выписке из Единого государственного реестра коллектив зарегистрирован в реестре как потребительский кооператив.

В соответствии с письмом Архангельского областного комитета государственной статистики 07.03.2001 № 06-07/626 по общероссийскому классификатору организационно-правовых форм заявителю присвоен код 85 – потребительский кооператив.

Таким образом, оценив жилищное законодательство, действовавшее в период создания КИЗ «Север», положения его устава, принимая во внимание данные об его государственной регистрации, суд приходит к выводу о том, что фактически заявитель является жилищно-строительным кооперативом, а его организационно-правовая форма – потребительский кооператив. При этом отсутствие в наименовании заявителя словосочетания «жилищно-строительный кооператив» не является основанием для непризнания КИЗ «Север» таковым.

Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Следовательно, с 1 марта 2005 г., т.е. с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на коллектив распространяется действие раздела V «Жилищные и жилищно-строительные кооперативы» Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 110 ЖК РФ (в редакции от 01.03.2005) жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

В соответствии с частью 4 статьи 110 ЖК РФ жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.

Как следует из приведенных норм, понятие жилищно-строительного кооператива, установленное в статье 110 ЖК РФ, тождественно ранее установленным в других нормативных актах понятиям жилищно-строительных кооперативов. При этом организационно-правовой формой жилищно-строительного кооператива является потребительский кооператив.

Довод ответчика о том, что положения части 1 статьи 110 ЖК РФ не распространяются на КИЗ «Север», судом оценен и отклоняется с учетом следующих обстоятельств.

Статьей 4 Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 439-ФЗ) внесены изменения в часть 1 статьи 110 ЖК РФ, согласно которым жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 439-ФЗ требования части 1 статьи 110 и части 1 статьи 111 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как видно из приведенных норм, положения Закона № 349-ФЗ не означают автоматической ликвидации жилищно-строительных кооперативов, созданных до вступления в силу Закона № 439-ФЗ. На жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу Закона № 439-ФЗ, требования части 1 статьи 110 ЖК РФ распространяются лишь в той редакции, которая установлена положениями Закона № 439-ФЗ.

По приведенным ранее основаниям суд отклоняет и довод ответчика о том, что коллектив изначально был создан не в соответствии с федеральным законодательством, поскольку на момент создания заявителя Закон СССР N 8998-XI от 26.05.1988 «О кооперации в СССР» не действовал, а Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» на специализированные потребительские кооперативы не распространялся. Суд отмечает, что коллектив являлся жилищно-строительным кооперативом, на который в первую очередь распространялись нормы Жилищного кодекса РСФСР, а впоследствии, после признания утратившим силу Жилищного кодекса РСФСР, – нормы ЖК РФ.

Довод инспекции о том, что заявитель пропустил срок на обжалование бездействия о невключении уведомления коллектива, представленного в инспекцию 29.08.2014, суд также считает необоснованным. Из письма инспекции от 02.09.2014 № 01-32/1885 не вытекает, что ответчик отказал заявителю во включении уведомления коллектива о выбранном собственниками помещений в КИЗ «Север» способе формирования фонда капитального ремонта в реестр уведомлений. При этом инспекция даже не вернула заявителю представленные документы, необходимые для включения в реестр уведомлений. В связи с этим суд согласен с доводом заявителя о том, что фактически о нарушении прав коллектива последний узнал тогда, когда от ответчика было получено письмо № 01-25/1558 от 04.09.2015 с приложением документов заявителя, полученных инспекцией в 2014 году вместе с уведомлением от 28.08.2014.

Таким образом, бездействия инспекции в виде невключения спорного дома заявителя в реестр уведомлений противоречат статьям 110 и 175 ЖК РФ, статье 17 Закона № 701-41-ОЗ, иным законодательным актам и нарушают права заявителя быть владельцем специального счета, осуществлять начисление взносов на капитальный ремонт, контроль за соблюдением собственниками помещений в многоквартирном доме своевременной уплаты взносов и т.д.

На основании изложенного заявленные требования КИЗ «Север» подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу отнесятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

признать незаконным бездействие государственной жилищной инспекции Архангельской области, выразившееся в невключении в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете уведомления коллектива индивидуальных застройщиков "Север" о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, способе формирования фонда капитального ремонта.

Обязать инспекцию включить уведомление коллектива индивидуальных застройщиков "Север" № 01-24/5781 от 29.08.2014 о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, способе формирования фонда капитального ремонта в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

Оспариваемое бездействие проверено на соответствие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, иных законодательных актов.

Взыскать с государственной жилищной инспекции Архангельской области в пользу коллектива индивидуальных застройщиков "Север" расходы по государственной пошлине в размере 3000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина