АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
г. Архангельск | Дело № | А05-12764/2007 |
Дата принятия (изготовления) решения января 2008 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
о привлечении к административной ответственности
индивидуального предпринимателя Тайбарей Татьяны Владимировны
при участии в заседании представителей:
от административного органа – Юркиной Е.В. по доверенности от 09.01.2007 г. № 9,
от Тайбарей Т.В. – Тайбарей Т.В., паспорт серии 11 00 № 182449,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Тайбарей Татьяны Владимировны (далее – Предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал заявленные требования.
Тайбарей Т.В. против привлечения к ответственности возражала.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Тайбарей Татьяна Владимировна зарегистрирована в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 08.08.2005 г. за основным государственным регистрационным номером 305292022000022 и на основании лицензии, выданной Архангельским областным отделением Российской транспортной инспекции 06.05.2004 г., регистрационный № АСС 29 002992, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек. Лицензия выдана сроком по 05.05.2009 г.
14 декабря 2007 года государственным инспектором УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Савиной О.А. на основании приказа Начальника УГАДН по Архангельской области и НАО от 03.12.2007 г. № 538-АТ в присутствии Тайбарей Т.В. проведена плановая проверка соблюдения ею лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров.
В ходе проверки было установлено, что Предпринимателем нарушен порядок заполнения путевых листов (не заполняется раздел II путевого листа «Результаты использования автобуса»); Предпринимателем не пройдена аттестация, чем нарушены требования Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 г. № 13/11; нарушается режим труда и отдыха водителей, установленные Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России 20.08.2004 г. № 15, о чем был составлен акт от 14.12.2007 г. № 397/128, копию которого Тайбарей Т.В. получила на руки.
14 декабря 2007 года по результатам проверки инспектором УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Савиной О.А. на основании статьи 28.2, части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении предпринимателя Тайбарей Т.В. в ее присутствии составлен протокол № 1800 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протоколом установлено, что Тайбарей Т.В., допустив нарушения, указанные в акте № 397/128, нарушил подпункты «б», «в» и «г» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 637.
Копия указанного протокола была получена Тайбарей Т.В. лично, о чем сделана отметка на представленном в материалы дела экземпляре протокола.
В судебном заседании представитель административного органа на заявленных требованиях настаивала. Пояснила, что ранее Предприниматель уже привлекалась к административной ответственности за аналогичное правонарушение на основании решения Арбитражного суда Архангельской области от 31.05.2007 г. по делу № А05-5152/2007.
Тайбарей Т.В. пояснила, что путевые листы не заполнялись полностью, потому что маршрут движения являлся новым; о необходимости прохождения аттестации она не знала и обязуется ее пройти уже 14 января 2008 года, для чего записалась на соответствующие курсы; нарушения режима рабочего времени и времени отдыха водителя Пономарева В.А. не допускались, поскольку он находился за рулем не все время, которое указано в путевых листах.
Водитель Пономарев В.А., допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, показал, что нарушения режима рабочего времени и времени отдыха отсутствуют, поскольку он совершал не все рейсы, указанные в расписании движения автобусов. Кроме того, в рабочее время он не только перевозил пассажиров, но и проходил техосмотр, согласовывал новый маршрут в соответствующих органах.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, показания свидетеля исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленное требование законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет привлечение к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Федеральный закон).
Абзацем 2 статьи 2 Федерального закона установлено, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Как установлено пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»).
Основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения определены в Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27, которое является обязательным для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей – предпринимателей (пункт 1.2 Положения).
Согласно пункту 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения одним из основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения за конкретными должностными лицами и работниками организации, которые прошли специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами, и периодически проходят аттестацию на право занятия этих должностей. Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утверждено приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 г. № 13/11.
Пунктом 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения предусмотрено, что режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России 20.08.2004 г. № 15.
Согласно пункту 15 Положения рабочее время водителя состоит из следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 16 и 25 Положения время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
Пунктом 5.4. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения установлено, что владельцы транспортных средств обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы).
Правила применения на территории Российской Федерации путевой документации при использовании автотранспортных средств индивидуальными предпринимателями установлены Порядком ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации от 30.06.2000 г. № 68, который является обязательным для всех индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды или других законных основаниях, при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе или за собственный счет для производственных целей (пункты 1 и 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 9.11 Порядка в разделах "Результаты использования грузового автомобиля", "Результаты использования автобуса", "Результаты использования легкового автомобиля" проставляются: общий пробег автотранспортного средства, который определяется как разность между показаниями спидометра при выезде и возврате к месту постоянной стоянки автотранспортного средства; время в работе, которое определяется как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки автотранспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя; объем перевезенного груза (количество перевезенных пассажиров автобусом), который определяется как суммарное количество груза (пассажиров), перевезенного за все время работы по данному путевому листу.
Из материалов дела следует, что указанные в акте от 14.12.2007 г. № 397/128 и протоколе от 14.12.2007 г. № 1800 нарушения порядка ведения путевых листов, требований об обязательном прохождении аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, и требований к режиму рабочего времени и времени отдыха водителя, у Тайбарей Т.В. на момент проверки действительно имелись, что ею было частично признано при даче объяснений в ходе производства по делу об административном правонарушении и в судебном заседании.
При этом судом не принимаются доводы Предпринимателя о том, что сотрудники автодорожного надзора должны были известить ее о необходимости прохождения аттестации, поскольку такая обязанность на УГАДН действующим законодательством не возложена. Также не принимаются доводы Предпринимателя, подтвержденные показаниями свидетеля Пономарева В.А. о том, что нарушения режима рабочего времени и времени отдыха водителя не допускались, поскольку в судебном заседании было установлено, что в течение всего времени, указанного в путевых листах, Пономарев В.А. по заданию Предпринимателя фактически исполнял функции водителя (находился за рулем).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях Предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанной статье осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до четырех тысяч рублей.
В примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Следовательно, предприниматель Тайбарей Т.В. подлежит привлечению к ответственности наравне с должностными лицами.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» его задачами данного являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 3 названного Федерального закона, установлены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, совершенным правонарушением затрагиваются права граждан на охрану жизни, здоровья, имущества, государственная защита которых также гарантируется Конституцией Российской Федерации (статьи 41, 45 Конституции Российской Федерации), а потому оно не может быть признано малозначительным.
Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 указанной статьи).
В данном случае обстоятельством, отягчающим ответственность, суд признает тот факт, что правонарушение совершено Тайбарей Т.В. повторно (ранее Предприниматель привлекался к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения на основании решения Арбитражного суда Архангельской области от 31.05.2007 г. по делу № А05-5152/2007), и на момент вынесения настоящего решения не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельством, смягчающим ответственность, суд считает частичное признание Тайбарей Т.В. своей вины и устранение допущенных нарушений (запись на обучения с целью прохождения аттестации и устранение неправильного заполнения путевых листов).
Об иных обстоятельствах, смягчающих либо отягчающих ответственность, суду не заявлено, из материалов дела данные обстоятельства судом не усматриваются.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного с учетом характера совершенного административного правонарушения суд считает, что предприниматель Тайбарей Т.В. должна быть привлечена к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 3 500 рублей.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1.1 статьи 29.10, статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Тайбарей Татьяну Владимировну, зарегистрированную Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, 8 августа 2005 года, свидетельство серии 29 № 001332322, проживающую по адресу: Архангельская область, д.Повракульская Приморского района, ул.Молодежная, дом 1, кв.5, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 3500 рублей.
Получателем штрафа является Управление федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта). Расчетный счет 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области БИК 041117001 ИНН 2901043148/КПП 290101001. Код бюджетной классификации 10611690040040000140.
Лицу, привлечённому к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | С.А. Максимова |