ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-12765/13 от 30.04.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

08 мая 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-12765/2013

Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2014 года

Полный текст решения изготовлен (решение принято) 08 мая 2014 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Чуровой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Смирновой Г.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу" (ОГРН <***>; место нахождения: 164500, <...>)

к государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>; место нахождения: 163045, <...>)

о признании частично недействительным решения №5-7/7-373 ОССВ от 17.06.2013,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 16.09.2013;

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 24.12.2013;

установил:

Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу" (далее – казенное учреждение, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фонд, Отделение ФСС) о признании недействительным решения № 5-7/7-373 ОССВ от 17.06.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов в размере: 3812,18 руб. на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни, на сумму выплат в размере 131454,48 руб.; 4453,95 руб. на суммы среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, в размере 153584,48 руб.; 3845,35 руб. на сумму непринятых к зачету расходов, произведенных с нарушением требований законодательных актов или иных нормативных правовых актов, в счет средств обязательного социального страхования за 2011-2012 годы; 8076,31 руб. штрафных санкций (требование указано с учетом его уточнения, принятого судом 21.04.2014).

Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Представитель фонда с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав документы, представленные в материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, принявших участие в судебном заседании, суд находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению.

Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки страхователя фондом вынесено решение №5-7/7-373 ОССВ от 17.06.2013, которым учреждению доначислены страховые взносы, в том числе: 3812,18 руб. - на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам – донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни, 4453,95 руб. - на суммы среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, 3845,35 руб. - на сумму непринятых к зачету расходов, произведенных с нарушением требований законодательства или иных нормативных правовых актов; начислены соответствующие суммы пени, заявитель привлечен к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ) в виде штрафа в размере 8076,31 руб.

Не согласившись с вынесенным фондом решением в указанной части, казенное учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленного требования Управление ссылается на отсутствие у Фонда оснований для начисления взносов и наложения штрафа в связи с включением в базу для начисления страховых взносов расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за ребенком-инвалидом, и работникам – донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни, поскольку спорные выплаты носят характер государственной поддержки, по правовой природе не относятся к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей или к материальной выгоде; на наличие преюдициального решения арбитражного суда по делу №А05-12767/2013 в части непринятых к зачету расходов, произведенных с нарушением требований законодательства в спорных суммах; кроме того, полагает, что подлежит освобождению от уплаты штрафа, поскольку ошибки носят неумышленный характер, связаны с организационными изменениями, нарушение совершено впервые, имеется переплата в бюджет фонда.

Фонд с заявленным требованием не согласен, ссылаясь на положения пункта 7 части 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ, согласно которой обложению страховыми взносами подлежат выплаты и иные вознаграждения, начисляемыми плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, и работникам – донорам производится в рамках трудовых отношений, независимо от источника финансирования такой выплаты, она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суд оценил доводы сторон с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.

Фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ходе которой в том числе установлено, что в нарушение части 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ в базу для исчисления страховых взносов не включены суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставленных работнику для ухода за ребенком-инвалидом, суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам – донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни, что повлекло за собой занижение базы для исчисления страховых взносов. Кроме того, доначислены страховые взносы на сумму непринятых к зачету расходов, произведенных с нарушением требований законодательства или иных нормативных правовых актов (неправильно оформленных листков нетрудоспособности).

Результаты проверки отражены в акте №290 ОССВ от 06.05.2013. Копия акта получена руководителем Управления 08.05.2013.

По результатам рассмотрения материалов проверки 17 июня 2013 года заместителем управляющего Фонда с учетом возражений учреждления вынесено решение №5-7/7-373 ОССВ о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Заявитель оспаривает решение Фонда в части доначисления страховых взносов на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам – донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни, в размере 3812,18 руб., и на суммы среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, в размере 4453,95 руб.

Суд поддерживает позицию заявителя в указанной части.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Законом №212-ФЗ.

В силу положений статьи 5 Закона №212-ФЗ Управление является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 3 Закона №212-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В силу положений статьи 129 Трудового кодекса РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении №1798/10 от 08.06.2010, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Аналогичным образом суд оценивает и выплаты среднего заработка, выплачиваемого работникам – донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона №212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафов.

Кроме того, оспариваемым решением фонд произвел доначисление страховых взносов и соответствующей суммы пени на сумму непринятых к зачету расходов, произведенных с нарушением требований законодательства или иных нормативных правовых актов. Такие расходы не приняты Отделением ФСС на основании решения №5-7/9-307 от 17.06.2013, вынесенного по результатам документальной выездной проверки страхователя.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.02.2014, вступившим в законную силу, признано недействительным решение Фонда №5-7/9-307 от 17 июня 2013 года «О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в части неприятия расходов заявителя в размере 76 488 руб. 87 коп.

Сумма страховых взносов, начисленных на 76 488 руб. 87 коп. расходов заявителя, признанных судом обоснованными, составила 3845,35 руб. Арифметического спора по порядку расчета суммы взносов между сторонами нет.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, с учетом решения Арбитражного суда Архангельской области от 05.02.2014 по делу №А05-12767/2013, начисление страховых взносов в размере 3845,35 руб. на сумму необоснованно непринятых к зачету расходов, является неправомерным.

Управление оспаривает решение фонда также в части привлечения его к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в размере 8076,31 руб., полагая, что оно подлежит освобождению от уплаты штрафа.

Суд не согласен с позицией заявителя о наличии оснований для освобождения его от ответственности.

В соответствии частью 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Расчет штрафа произведен Отделением ФСС в размере 20% от суммы доначисленных оспариваемым решением страховых взносов.

Решение фонда оспорено казенным учреждением частично, заявитель не оспаривает правомерность доначисления страховых взносов в полном объеме. Следовательно, заявитель правомерно привлечен к ответственности за неполную уплату страховых взносов.

Согласно части 2 статьи 43 Закона №212-ФЗ лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения при наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи.

Суд не согласен с позицией заявителя о том, что бюджетное финансирование, совершение нарушения впервые, отсутствие неблагоприятных экономических последствий и умысла на совершения нарушения, своевременная уплата страховых взносов и реформирование финансовой системы Министерства обороны РФ, являются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении нарушения и, как следствие, освобождение его от ответственности. Указанные факторы не свидетельствуют о наличии непреодолимых обстоятельств, препятствующих учреждению надлежащим образом исчислять и в полном объеме уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды.

Вместе с тем, суд полагает возможным признать изложенные доводы в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя в соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 44 Закона №212-ФЗ, в связи с чем находит неправомерным наложение на Управление штрафа в размере, превышающем 1000 руб.

Основания для признания незаконным оспариваемого решения в части привлечения к ответственности в полном объеме суд не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным, проверенное на соответствие нормам Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» решение Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации №5-7/7/373 ОССВ от 17.06.2013 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части начисления федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу" страховых взносов в размере 12111,48 коп., в том числе: 3812,18 руб. - на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам – донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни, 4453,95 руб. - на суммы среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, 3845,35 руб. - на сумму непринятых к зачету расходов, произведенных с нарушением требований законодательства или иных нормативных правовых актов; а также в части наложения штрафа в размере, превышающем 1000 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Обязать Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу".

Взыскать с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу" 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.А. Чурова