АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
02 апреля 2012 года
г. Архангельск
Дело № А05-13052/2011
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 02 апреля 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Никитина С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Садомец М.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Севералмаз» (ОГРН <***>; адрес: 163000, <...>)
к ответчику - Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 163000, <...>),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» (163062, <...>),
об обязании Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области совершить действия по возврату открытому акционерному обществу «Севералмаз» излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 17.02.2009 №670 в сумме 11 491 руб. 30 коп. из федерального бюджета,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1 (доверенность от 19.03.2012), ФИО2 (доверенность от 27.12.2010)
от ответчика: ФИО3, (доверенность от 21.12.2011),
от третьего лица: не явился;
установил:
Открытое акционерное общество «Севералмаз» (далее – истец, Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – ответчик, Министерство) совершить действия по возврату Обществу излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 17.02.2009 №670 в сумме 11 491 руб. 30 коп. из федерального бюджета.
Третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители истца заявленные требования поддержали, пояснив, что ответчик является администратором бюджетных средств, поступающих в бюджеты арендной платы за пользование лесными участками в Архангельской области. Исковые требования мотивированы тем, что при расчете минимального размера арендной платы необоснованно применен повышающий коэффициент 4,0, установленный в отношении защитных ценных лесов, расположенных в лесотундровой зоне, тогда как арендованный лесной участок к лесотундровой зоне не относится.
Представитель ответчика с иском не согласился, сославшись на то, что при отнесении лесного участка к таежной зоне не были внесены изменения в целевое назначение лесов, т.е. лесной участок сохранил свое отнесение к категории защитных ценных лесов. При этом представитель ответчика пояснил, что указанный в дополнении к отзыву довод о неправомерном не применении Обществом коэффициента индексации 1,07 Министерство считает ошибочным и не заявляет.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.
Между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественником ответчика) и истцом заключен договор аренды лесного участка от 17.02.2009 №670 (далее – договор аренды, договор).
Указом Губернатора Архангельской области от 14.12.2009 №50-у «Об исполнительных органах государственной власти Архангельской области» постановлено реорганизовать департамент лесного комплекса Архангельской области и управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания Архангельской области в агентство лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области.
Указом Губернатора Архангельской области от 16.04.2011 № 55-у «О министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и агентстве лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области» реорганизованы министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области путем присоединения агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
В соответствии с разделом 1 договора аренды Департамент лесного комплекса Архангельской области (по договору - арендодатель) обязался в соответствии со статьями 21, 43, 71, 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации и на основании распоряжения Департамента лесного комплекса Архангельской области от 17.02.2009 №62 «О предоставлении лесного участка в аренду открытому акционерному обществу «Севералмаз» для разработки месторождения алмазов им. М.В.Ломоносова» предоставить, а Общество (по договору - арендатор) обязалось принять в аренду во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в п.1.2 договора, общей площадью 3,2035 га (местоположение: Архангельская область, Приморский район, Архангельское лесничество, Поморское участковое лесничество, квартал №100 (кадастровый номер участка 29:16:030101:66)).
Лесной участок предоставлен Обществу для использования в целях разработки месторождения алмазов им. М.В.Ломоносова (строительство и эксплуатация отвала вмещающих и покрывающих пород) с одновременной заготовкой древесины на арендуемом лесном участке в объемах согласно приложению 3 (п.1.4 договора аренды).
Срок действия договора установлен сторонами с 17.02.2009 до 20.12.2018 (п.6.1 договора аренды).
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 25.06.2009.
Согласно пункту 2.1 договора арендная плата устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3 договора арендная плата для разработки месторождения полезных ископаемых определяется как произведение действующей ставки платы за единицу площади лесного участка, установленной Постановлением Правительства, и площади арендуемого лесного участка с коэффициентом превышения по соглашению сторон 1,5.
Годовая арендная плата фиксируется в Протоколе согласования размера и сроков ее внесения по форме приложения №4 к договору (пункт 2.4 договора).
Согласно Протоколу согласования арендной платы на 2009 год (далее - Протокол) ее годовой размер рассчитан в сумме 42 807 руб. 50 коп. минимального размера (в части превышений арендная плата в Протоколе не установлена).
Арендная плата в минимальном размере уплачивается в федеральный бюджет.
Как указано в Протоколе, расчет арендной платы произведен по ставкам, установленным Постановлением Правительства от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Из Протокола следует, что начисление арендной платы произведено, исходя из распределения лесных участков по целевому назначению, а именно лесной участок площадью 3,2035 га отнесен к защитным лесам – лесам, расположенным в лесотундровых зонах.
В расчете арендной платы за использование лесных участков общей площадью 3,2035 га к ставке платы за единицу площади применен поправочный (повышающий) коэффициент 4,0 «в отношении лесов, расположенных в лесотундровых зонах».
Общество ссылается на то, что в соответствии с приказом Минприроды РФ от 28.03.2007 №68 «Об утверждении перечня лесорастительных зон и лесных районов Российской Федерации» Приморский муниципальный район, на территории которого находятся арендуемые участки, был отнесен к таежной зоне.
Приказом Минсельхоза от 04.02.2009 №37 утверждено новое распределение лесов по районам и лесорастительным зонам.
В соответствии с данным приказом, который вступил в силу 12.06.2009, к таежной зоне отнесена территория Приморского района к югу от 65 градусов северной широты, территория к северу от 65 градусов северной широты отнесена к району притундровых лесов и редкостойной тайги.
Участки, арендованные Обществом, находятся к северу от 65 градусов северной широты, поэтому до вступления в силу 12.06.2009 Приказа Минсельхоза от 04.02.2009 №37 участки Общества относились к таежной зоне на основании Приказа Минприроды от 28.03.2007 №68.
Ссылаясь на то, что поскольку в период с 01.01.2009 до 12.06.2009 спорный лесной участок площадью 3,2035 га относился к таежной зоне, а не к зоне притундровых лесов, то повышающий коэффициент 4,0, установленный для лесотундровой зоны, был применен неправомерно. Вследствие неправомерного применения данного коэффициента Общество излишне уплатило арендную плату в размере 11 491 руб. 30 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора, ОАО «Севералмаз» направило Агентству лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области письмо от 18.11.2011 исх. № 3843-11, в котором потребовало возвратить спорную сумму излишне уплаченной арендной платы. Письмо от 18.11.2011 №3843-11 вручено Министерству 21.11.2011. В связи с тем, что до настоящего Министерство действий по возврату спорной излишне уплаченной суммы арендной платы по договору аренды не произвело, Общество обратилось в суд с рассматриваемым иском.
При разрешении спора суд исходит из следующего.
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает распределение лесов на территории Российской Федерации по различным критериям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Лесного кодекса Российской Федерации в зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование).
Согласно частям 2 и 3 указанной статьи на основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Лесорастительные зоны и лесные районы в соответствии с научно обоснованной методологией определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации по целевому назначению леса подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Частью 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что эксплуатационные леса подлежат освоению в целях получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки, а защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (часть 4 данной статьи).
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
Согласно части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие 4 категории указанных лесов и их подкатегории:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны; в.1) лесопарковые зоны; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса: а) государственные защитные лесные полосы; б) противоэрозионные леса; в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; г) леса, имеющие научное или историческое значение; д) орехово-промысловые зоны; е) лесные плодовые насаждения; ж) ленточные боры; з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; и) нерестоохранные полосы лесов.
Статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации установлено платное использование лесов в Российской Федерации.
Согласно статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (если использование лесного участка осуществляется без изъятия лесных ресурсов).
Ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов или муниципальной собственности соответственно.
Поскольку до настоящего времени собственность на лесные участки не разграничена, минимальный размер арендной платы в отношении всех лесных участков определяется по ставкам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Таким образом, минимальный размер арендной платы, определяемый как произведение ставки платы за единицу площади, установленной Постановлением Правительства РФ, и площади лесного участка, является регулируемой ценой.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление №310) в таблице 14 установлены ставки платы за единицу площади лесного участка, используемого при разработке месторождений полезных ископаемых.
В примечаниях к таблице указано на применение к ставкам поправочных коэффициентов.
Согласно пункту 5 примечаний поправочные коэффициенты применяются к ставкам в отношении защитных ценных лесов, а именно в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах применяется повышающий коэффициент 4,0.
Из положений подпункта в) пункта 4 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, с которыми согласуются положения пункта 5 примечаний к таблице 14 Постановления №310, следует, что признание лесного участка защитным ценным лесом обусловлено его месторасположением и отнесением такого участка к определенной природно-климатической зоне («расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах»).
Таким образом, для решения вопроса об обоснованности/необоснованности применения коэффициента 4,0 в расчете размера арендной платы значение имеет, относится ли спорный лесной участок к лесотундровой зоне или нет.
Деление лесов по природно-климатическим критериям на зоны осуществляется, исходя из однородности и схожести присущих той или иной зоне компонентов природной среды: почв, растительности, животного мира, температуры и других. При этом природные зоны берут свое название от присущей им растительности.
Таежная зона характеризуется преобладанием хвойных деревьев (ели, сосны), тогда как для зоны тундры характерна низкорослая и малочисленная растительность (мхи, лишайники, кустарники).
Лесотундра или притундровые леса считаются подзоной тайги или подзоной тундры.
В пункте 30 Инструкции о порядке отнесения лесов к категории защитности, утв. приказом Гослесхоза СССР от 24.09.1979 №157 было сформулировано, что к притундровым лесам относятся леса, примыкающие к тундре и выполняющие в суровых климатических условиях Крайнего Севера важные защитные и климаторегулирующие функции. Размеры полос лесов, примыкающих к тундре, относимых к притундровым лесам, определяются на основании специальных исследований и научно-технических обоснований. Полосы лесотундры устанавливаются на границе с тундрой шириной 3-5 км в зависимости от местных условий.
Как следует из материалов лесоустройства Архангельского механизированного лесхоза 1992 года участки леса, предоставленные в 2008 году Обществу в аренду, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 16.05.1959 №798 были отнесены к притундровым лесам, а в соответствии с Основами лесного законодательства СССР, а затем Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года притундровые леса были отнесены к 1 группе лесов – защитные леса.
На момент заключения договора аренды в материалах лесоустройства 1992 года было отражено, что лесные участки, передаваемые Обществу, относятся к зоне притундровых лесов.
При этом изменения лесорастительных зон, установленные в приказе Минприроды РФ от 28.03.2007 №68 «Об утверждении перечня лесорастительных зон и лесных районов Российской Федерации», согласно которым вся территория Приморского муниципального района Архангельской области, на которой находятся участки Общества, была отнесена к Северо-таежному району Европейской части России, в материалы лесоустройства Архангельского механизированного лесхоза не были внесены.
Изменения в законодательстве в отношении распределения лесов по лесорастительным зонам и лесным районам были учтены при составлении нового лесохозяйственного регламента Архангельского лесничества 2009 года, согласно которому спорный лесной участок относится к таежной лесорастительной зоне.
Из письменных пояснений ФГУП «Рослесинфорг» следует, что на момент заключения договора аренды и в настоящее время лесные участки, переданные Обществу, находятся в таежной зоне.
Доводы Министерства о том, что при внесении изменений в районирование лесов и исключении лесных участков из зоны притундровых лесов не были внесены изменения в распределение лесов по цели использования, и поэтому спорные участки сохранили категорию защитности «притундровые леса», к которой и подлежит применению повышающий коэффициент, судом отклоняются как несостоятельные.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу, что категорию (функцию) защитности притундровый лес получает именно потому, что он находится (выделяется полосой) на границе между тундрой и тайгой и как защитный участок леса он (притундровый лес) призван выполнять климаторегулирующие защитные функции, в частности препятствовать распространению тундры на юг.
Если участок не относится по своему географическому и природно-климатическому расположению к притундровым лесам, то он не может выполнять ту защитную функцию, которую выполняют притундровые леса.
Таким образом, лесной участок, который не относится к зоне притундровых лесов, не может иметь категорию защитности «притундровые леса».
Такая категория защитности сама по себе как понятие, «в отрыве» от лесного участка, от его географических и природно-климатических характеристик, существовать не может.
Исключение из числа притундровых лесов автоматически влечет утрату соответствующей категории защитности, и является основанием для изменения его целевого назначения, поскольку отнесение леса к категории защитности «притундровые леса» было обусловлено принадлежностью лесного участка к определенной природно-климатической зоне.
То, что в материалы лесоустройства 1992 года своевременно не были внесены соответствующие изменения в распределение лесов по лесным районам и лесорастительным зонам, влекущие в спорном случае необходимость изменения категории использования леса, перевода лесов из защитных в эксплуатационные, не является основанием для начисления повышающего коэффициента при определении размера арендной платы за такой лесной участок.
Таким образом, поскольку лесные участки, предоставленные Обществу в аренду, не относились к зоне притундровых лесов, то применение в расчете минимального размера арендной платы повышающего коэффициента 4,0 как для притундровых лесов является неправомерным.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что Общество уплатило в доход федерального бюджета платежным поручением от 25.06.2009 №110 арендные платежи за 2009 год по договору от 17.02.2009 №670 в и сумме 42 807 руб. 50 коп. (в том числе истребуемую к возврату сумму 11 491 руб. 30 коп. (42 807 руб. 50 коп.- 31 316 руб. 20 коп.)).
Поскольку минимальный размер арендной платы является регулируемой ценой и необоснованное применение повышающего коэффициента при его расчете повлекло завышение минимального размера и его излишнюю уплату, то требования Общества о возврате излишне уплаченного полежат удовлетворению. При этом Министерство обязано совершить действия по возврату излишне внесенной в федеральный бюджет суммы минимального размера арендной платы. Выполненный Обществом расчет излишне внесенной в федеральный бюджет суммы арендных платежей за 2009 год в доход федерального бюджета по договору от 17.02.2009 №670 в истребуемой сумме (11 491 руб. 30 коп. (42 807 руб. 50 коп. - 31 316 руб. 20 коп.)) суд признает правильным. Выполненный истцом расчет излишне внесенной суммы арендной платы за 2009 год ответчик не оспаривает.
При изложенных обстоятельствах иск Общества об обязаннии Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области совершить действия по возврату Обществу излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 17.02.2009 №670 в сумме 11 491 руб. 30 коп. из федерального бюджета подлежит удовлетворению.
Уплаченная истцом в бюджет государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в порядке распределения понесенных сторонами судебных расходов (в порядке статьи 110 АПК РФ). Действующий Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих возможность возврата (в рассматриваемом случае) истцу государственной пошлины.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области совершить действия по возврату открытому акционерному обществу «Севералмаз» из федерального бюджета излишне уплаченную арендную плату по договору аренды лесного участка №670 от 17.02.2009 в сумме 11 491 руб. 30 коп.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пользу открытого акционерного общества «Севералмаз» 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья С.Н.Никитин