АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
05 апреля 2012 года
г. Архангельск
Дело № А05-13055/2011
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2012 года
Решение в полном объёме изготовлено 05 апреля 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шапран Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Севералмаз» (ОГРН <***>, <...>)
к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>, <...>)
3-е лицо федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг»
об обязании вернуть излишне уплаченную арендную плату
при участии в судебном заседании представителей
истца – ФИО1 (по доверенности от 05.12.2011)
ответчика – ФИО2 (по доверенности от 21.12.2011),
установил:
Открытое акционерное общество «Севералмаз» (далее - истец, Общество) обратилось в суд с требованиями (с учетом уточнения) об обязании Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – ответчик, Министерство) совершить действия по возврату из бюджета Российской Федерации излишне уплаченной за 2009 год (период с 01.01.2009 до 12.06.2009) арендной платы по договору аренды лесных участков №140 от 25.11.2007 в сумме 936 648 руб. 80 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что при расчете минимального размера арендной платы необоснованно применен повышающий коэффициент 4, установленный в отношении защитных ценных лесов, расположенных в лесотундровой зоне, тогда как арендованный лесной участок к лесотундровой зоне не относится.
Министерство с исковыми требованиями не согласилось, сославшись на то, что при отнесении лесного участка к таежной зоне не были внесены изменения в целевое назначение лесов, т.е. лесной участок сохранил свое отнесение к категории защитных ценных лесов.
Заслушав представителей сторон, ознакомившись с материалами дела, суд установил.
25.11.2007 между Департаментом лесного комплекса Архангельской области, правопреемником которого является Министерство, и Обществом был заключен договор №140 аренды лесного участка (далее – договор аренды).
Согласно указанному договору Обществу в аренду предоставляется лесной участок общей площадью 548, 46 га, который располагается в <...>, 77-79, 98-102, 121, 144, 145 Поморского участкового лесничества и в квартале 61 Кепинского участкового лесничества Архангельского лесничества в Приморском районе Архангельской области.
Лесной участок предоставляется для разработки месторождения алмазов им. М.В. Ломоносова (строительство линейных объектов).
Договор аренды заключен на срок до 20.12.2018 года.
Государственная регистрация договора аренды произведена 06.02.2008.
Согласно пункту 2.1. договора арендная плата устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3. договора арендная плата для разработки месторождения полезных ископаемых определяется как произведение действующей ставки платы за единицу площади лесного участка, установленной Постановлением Правительства, и площади арендуемого лесного участка с коэффициентом превышения по соглашению сторон 1,5.
Годовая арендная плата фиксируется в Протоколе согласования размера и сроков ее внесения по форме приложения №4 к договору (пункт 2.4. договора).
Согласно Протоколу согласования арендной платы на 2009 год (далее - Протокол) ее годовой размер рассчитан в сумме 6 426 252 руб. 60 коп., из которой 4 284 168 руб. 40 коп. в части минимального размера и 2 142 084 руб. 20 коп. в части превышений.
Арендная плата в минимальном размере уплачивается в федеральный бюджет, арендная плата в части превышений – в бюджет Архангельской области.
Как указано в Протоколе, расчет арендной платы произведен по ставкам, установленным Постановлением Правительства от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка находящегося в федеральной собственности».
Из Протокола следует, что начисление арендной платы произведено исходя из распределения частей лесного участка по целевому назначению.
Часть лесного участка площадью 377, 79 га отнесена к защитным лесам – лесам, расположенным в лесотундровых зонах и в расчете арендной платы за эту часть лесного участка к ставке платы за единицу площади применен поправочный (повышающий) коэффициент 4 «в отношении лесов, расположенных в лесотундровых зонах».
Общество ссылается на то, что в соответствии с приказом Минприроды РФ от 28.03.2007 №68 «Об утверждении перечня лесорастительных зон и лесных районов Российской Федерации» Приморский муниципальный район, на территории которого находятся арендуемые участки, был отнесен к таежной зоне.
Приказом Минсельхоза от 04.02.2009 №37 утверждено новое распределение лесов по районам и лесорастительным зонам.
В соответствии с данным приказом, который вступил в силу 12.06.2009, к таежной зоне отнесена территория Приморского района к югу от 65 градусов северной широты, территория к северу от 65 градусов северной широты отнесена к району притундровых лесов и редкостойной тайги.
Участки, арендованные Обществом, находятся к северу от 65 градусов северной широты, поэтому до вступления в силу 12.06.2009 Приказа Минсельхоза от 04.02.2009 №37 участки Общества относились к таежной зоне на основании Приказа Минприроды от 28.03.2007 №68.
Ссылаясь на то, что поскольку в период с 01.01.2009 до 12.06.2009 участки площадью 377, 79 га относились к таежной зоне, а не к зоне притундровых лесов, то повышающий коэффициент 4, установленный для лесотундровой зоны, был применен неправомерно. Вследствие неправомерного применения данного коэффициента Общество излишне уплатило арендную плату в части минимального размера в сумме 936 648 руб. 80 коп.
При разрешении спора суд исходит из следующего.
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает распределение лесов на территории Российской Федерации по различным критериям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Лесного кодекса Российской Федерации в зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование).
Согласно частям 2 и 3 указанной статьи на основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Лесорастительные зоны и лесные районы в соответствии с научно обоснованной методологией определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации по целевому назначению леса подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Частью 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что эксплуатационные леса подлежат освоению в целях получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки, а защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (часть 4 данной статьи).
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
Согласно части 2 статьи 102 с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие 4 категории указанных лесов и их подкатегории:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны; в.1) лесопарковые зоны; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) леса, имеющие научное или историческое значение;
д) орехово-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры;
з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
и) нерестоохранные полосы лесов.
Статьей 94 Лесного кодекса РФ установлено платное использование лесов в Российской Федерации.
Согласно статье 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 73 минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (если использование лесного участка осуществляется без изъятия лесных ресурсов).
Ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов или муниципальной собственности соответственно.
Поскольку до настоящего времени собственность на лесные участки не разграничена, минимальный размер арендной платы в отношении всех лесных участков определяется по ставкам, установленным Постановлением Правительства.
Таким образом, минимальный размер арендной платы, определяемый как произведение ставки платы за единицу площади, установленной Постановлением Правительства, и площади лесного участка, является регулируемой ценой.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление №310) в таблице 14 установлены ставки платы за единицу площади лесного участка, используемого при разработке месторождений полезных ископаемых.
В примечаниях к таблице указано на применение к ставкам поправочных коэффициентов.
Согласно пункту 5 примечаний поправочные коэффициенты применяются к ставкам в отношении защитных ценных лесов, а именно в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах применяется повышающий коэффициент 4.
Из положений подпункта в) пункта 4 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, с которыми согласуются положения пункта 5 примечаний к таблице 14 Постановления №310, следует, что признание лесного участка защитным ценным лесом обусловлено его месторасположением и отнесением такого участка к определенной природно-климатической зоне («расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах»).
Таким образом, для решения вопроса об обоснованности/необоснованности применения коэффициента 4 в расчете размера арендной платы значение имеет, относится ли спорный лесной участок к лесотундровой зоне или нет.
Деление лесов по природно-климатическим критериям на зоны осуществляется исходя из однородности и схожести присущих той или иной зоне компонентов природной среды: почв, растительности, животного мира, температуры и других. При этом природные зоны берут свое название от растительности, им присущей.
Таежная зона характеризуется преобладанием хвойных деревьев (ели, сосны), тогда как для зоны тундры характерна низкорослая и малочисленная растительность (мхи, лишайники, кустарники).
Лесотундра или притундровые леса считаются подзоной тайги или подзоной тундры.
В пункте 30 Инструкции о порядке отнесения лесов к категории защитности, утв. приказом Гослесхоза СССР от 24.09.1979 №157 было сформулировано, что к притундровым лесам относятся леса, примыкающие к тундре и выполняющие в суровых климатических условиях Крайнего Севера важные защитные и климаторегулирующие функции. Размеры полос лесов, примыкающих к тундре, относимых к притундровым лесам, определяются на основании специальных исследований и научно-технических обоснований. Полосы лесотундры устанавливаются на границе с тундрой шириной 3-5 км в зависимости от местных условий.
Как следует из материалов лесоустройства Архангельского механизированного лесхоза 1992 года участки леса, предоставленные в 2007 году Обществу в аренду, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 16.05.1959 №798 были отнесены к притундровым лесам, а в соответствии с Основами лесного законодательства СССР, а затем Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года притундровые леса были отнесены к 1 группе лесов – защитные леса.
На момент заключения договора аренды в материалах лесоустройства 1992 года было отражено, что лесные участки, передаваемые Обществу, относятся к зоне притундровых лесов.
При этом изменения лесорастительных зон, установленные в приказе Минприроды РФ от 28.03.2007 №68 «Об утверждении перечня лесорастительных зон и лесных районов Российской Федерации», согласно которым вся территория Приморского муниципального района Архангельской области, на которой находятся участки Общества, была отнесена к Северо-таежному району Европейской части России, в материалы лесоустройства Архангельского механизированного лесхоза не были внесены.
Изменения в законодательстве в отношении распределения лесов по лесорастительным зонам и лесным районам были учтены при составлении нового лесохозяйственного регламента Архангельского лесничества 2009 года, согласно которому кварталы с 1 по 157 Поморского участкового лесничества и все кварталы Кепинского участкового лесничества Архангельского лесничества относятся к таежной лесорастительной зоне.
Из письменных пояснений ФГУП «Рослесинфорг» следует, что на момент заключения договора аренды и в настоящее время лесные участки, переданные Обществу, находятся в таежной зоне.
Таким образом, поскольку лесные участки, предоставленные Обществу в аренду, не относились к зоне притундровых лесов, то применение в расчете минимального размера арендной платы повышающего коэффициента 4 как для притундровых лесов является неправомерным.
Поскольку минимальный размер арендной платы является регулируемой ценой и необоснованное применение повышающего коэффициента при его расчете повлекло завышение минимального размера и его излишнюю уплату, то требования Общества о возврате излишне уплаченного подлежат удовлетворению.
Доводы Министерства о том, что при внесении изменений в районирование лесов и исключении лесных участков из зоны притундровых лесов не были внесены изменения в распределение лесов по цели использования, и поэтому спорные участки сохранили категорию защитности «притундровые леса», к которой и подлежит применению повышающий коэффициент, судом отклоняются как несостоятельные.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу, что категорию (функцию) защитности притундровый лес получает именно потому, что он находится (выделяется полосой) на границе между тундрой и тайгой и как защитный участок леса он (притундровый лес) призван выполнять климаторегулирующие защитные функции, в частности препятствовать распространению тундры на юг.
Если участок не относится по своему географическому и природно-климатическому расположению к притундровым лесам, то он не может выполнять ту защитную функцию, которую выполняют притундровые леса.
Таким образом, лесной участок, который не относится к зоне притундровых лесов, не может иметь категорию защитности «притундровые леса».
Такая категория защитности сама по себе как понятие, «в отрыве» от лесного участка, от его географических и природно-климатических характеристик, существовать не может.
Исключение из числа притундровых лесов автоматически влечет утрату соответствующей категории защитности, и является основанием для изменения его целевого назначения, поскольку отнесение леса к категории защитности «притундровые леса» было обусловлено принадлежностью лесного участка к определенной природно-климатической зоне.
То, что в материалы лесоустройства 1992 года, на которые ссылается Министерство, своевременно не были внесены соответствующие изменения в распределение лесов по лесным районам и лесорастительным зонам, влекущие в спорном случае необходимость изменения категории использования леса, перевода лесов из защитных в эксплуатационные, не является основанием для начисления повышающего коэффициента при определении размера арендной платы за такой лесной участок.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде госпошлины, уплаченной Обществом по иску, подлежат возмещению Обществу за счет Министерства. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области совершить действия по возврату открытому акционерному обществу «Севералмаз» из бюджета Российской Федерации излишне уплаченной арендной платы за аренду лесного участка в сумме 936 648 руб. 80 коп.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пользу открытого акционерного общества «Севералмаз» 4 000 руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску.
Вернуть открытому акционерному обществу «Севералмаз» из федерального бюджета 18 015 руб. 62 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению №7710 от 01.12.2011.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области.
Судья
Е.Б. Шапран