АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
марта 2014 года | г. Архангельск | Дело № А05-13084/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2014 года
Решение в полном объёме изготовлено марта 2014 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Волкова И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лысенко А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства культуры Архангельской области (ОГРН 1092901011356; место нахождения: 163004, г.Архангельск, пр.Троицкий, дом 49)
к ответчику – обществу с ограниченной ответственностью "Компания Соловки" (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
третье лицо - муниципальное образование «Сельское поселение Соловецкое» в лице администрации (ОГРН <***>; место нахождения: 164070, <...>).
о понуждении заключить охранные обязательства,
при участии в судебном заседании представителя истца ФИО1 (по доверенности от 12.03.2013), представителя ответчика ФИО2 (по доверенности от 19.12.2013),
установил:
Министерство культуры Архангельской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Соловки" (далее – ответчик) о понуждении заключить охранные обязательства на объекты культурного наследия: «Здание тюрьмы УСЛОН на кирпичном заводе», расположенное по адресу: Архангельская область, о.Большой Соловецкий, Кирпичный завод, д. 2, и «Административное здание постройки периода УСЛОН на кирпичном заводе», расположенное по адресу: Архангельская область, о. Большой Соловецкий, Кирпичный завод, д. 1, на условиях проектов охранных обязательств с приложениями №1, представленных истцом.
Ответчик с иском не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо в отзыве поддержало позицию истца, сообщив также что в адрес ответчика подготовлено дополнительное соглашение к договору аренды от 31.03.1995г., по которому будет предложено изменить пункты договора в соответствии с требованиями ФЗ № 73-ФЗ.
Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению с учетом следующих обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства.
Как установлено судом, на основании постановления Главы Администрации Архангельской области № 63 от 03.12.1991г., Постановления Правительства РФ № 1143 от 06.10.1994г., Указа Президента РФ № 176 от 20.02.1995г. объекты культурного наследия: «Здание тюрьмы УСЛОН на кирпичном заводе», расположенное по адресу: Архангельская область, о.Большой Соловецкий, Кирпичный завод, д. 2, и «Административное здание постройки периода УСЛОН на кирпичном заводе», расположенное по адресу: Архангельская область, о. Большой Соловецкий, Кирпичный завод, д. 1 (далее – Объекты) признаны памятниками культурного наследия федерального значения и поставлены на государственную охрану.
В п.2. Постановления Главы Администрации № 63 указано, что Соловецкому музею-заповеднику (собственнику объектов на момент издания постановления) необходимо заключить охранно-арендные договоры с пользователями памятников и осуществлять контроль за их содержанием.
В приложении № 3 к Постановлению Главы Администрации № 63 установлено, что здания тюрьмы УСЛОН и административное здание УСЛОН представляют собой историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Изданию Постановления Главы Администрации № 63 предшествовало составление Экспертного заключения от 10.03.1991г. по Объектам, подготовленное Объединенной Дирекцией Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея заповедника 10.03.1991г.
В Заключении установлено, что Объекты представляют историческую ценность и их необходимо сохранить в качестве памятников истории Соловецких островов.
Постановлением Инспекции по надзору за сохранностью памятников истории и культуры Архангельской области Правительства РФ № 40 от 16.12.2010г. были установлены границы Объектов культурного наследия.
В настоящее время собственником Объектов является муниципальное образование «Сельское поселение Соловецкое» в лице администрации (ОГРН <***>), что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты от 04.03.2004г. и сторонами по делу не оспаривается.
Объекты культурного наследия находятся во владении и пользовании ответчика на основании договора аренды б/н от 31.03.1995г., заключенного на срок 49 лет и переданы ответчику для создания и использования туристического гостиничного комплекса.
Согласно условиям договора аренды обязанность по сохранению и содержанию арендованного имущества возложена на ответчика.
Вопросы, связанные с учетом, использованием и охраной памятников истории и культуры, урегулированы Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – ФЗ № 73).
На основании ст. 55 Закона № 73-ФЗ договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными ГК РФ для заключения договоров аренды и сооружений с учетом требований настоящего федерального закона.
Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя ОКН. В связи с указанным у ответчика имеется обязанность по заключению охранного обязательства.
В соответствии со ст. 15 ФЗ № 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Согласно пункту 4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 N 954) при выявлении объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, Минкультуры России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия (далее вместе - органы охраны объектов культурного наследия), осуществляют их государственный учет в специальных документах, которые являются частью Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно учетной карточке, подписанной инспектором Главного Управления по охране памятников истории и культуры Архангельской области ФИО3 от 04.04.1995г. Административное здание тюрьмы УСЛОН, здание тюрьмы УСЛОН являются памятниками, имеют мемориальное значение.
В силу статьи 63 Закона № 73-ФЗ порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
Таким образом, охранные документы, в том числе охранные обязательства, заключаются с собственниками или пользователями памятников истории и культуры.
Министерство культуры Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Архангельской области. Подпунктами 55 и 56 пункта 8 Положения о Министерстве культуры Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 27.03.2012 № 118-пп, к полномочиям Министерства отнесено оформление охранных обязательств собственников и пользователей объектов культурного наследия регионального значения.
Постановлением министерства культуры Архангельской области от 15.01.2012г. утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по оформлению охранных обязательств собственников объектов культурного наследия и охранных обязательств пользователей культурного наследия в Архангельской области в соответствии с которым утверждена единая форма охранного обязательства.
Согласно п. 3 с. 48 ФЗ № 73 бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований названного Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Пунктом 3 статьи 63 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном названным Законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее –Положение № 865).
Пунктом 59 Положения № 865 об охране и использовании памятников истории и культуры предусмотрено, что порядок и условия их использования устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
Поскольку ответчик является владельцем объекта культурного наследия, заключение охранного обязательства в силу законодательства об охране и использовании памятников является для него обязательным и регулируется статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как установлено пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в силу Гражданского кодекса Российской Федерации или иных законов заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сопроводительным письмом от 31.01.2013г. истцом в адрес ответчика направлены проекты охранных обязательств № 200 и № 201 от 31.01.2013г.
Оценив условия проектов охранных обязательств № 200 и № 201 от 31.03.2013г., предложенных к заключению ответчику, принимая во внимание их соответствие действующему законодательству, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению на предложенных истцом условиях.
Не соглашаясь с иском, ответчик указывает, что «представленные учетные карточки не подписаны инспектором по охране памятников», ссылается также на то, что к отношениям сторон должен быть применен охранно-арендный договор, установленный Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982г. № 865.
Между тем согласно п. 1. ст. 63 ФЗ № 73 впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено к полномочиям Правительства РФ, но не позднее 31.12.2010г. сохраняются правила охраны, реставрации и пользования памятников истории и культуры РФ, установленные Положением № 865 и применяемые постольку, поскольку указанные правила не противоречат названному закону.
Ссылка ответчика на договор аренды лесного участка от 02.06.2008г., заключенный иными лицами, судом во внимание не принимается, поскольку действующим постановлением Инспекции по надзору за сохранностью памятников истории и культуры Архангельской области от 16.12.2010г. № 40 в приложении № 3 установлены границы объектов культурного наследия, в том числе спорных объектов.
Иные возражения ответчика на иск по сути являются формальными и не опровергают того обстоятельства, что Административное здание УСЛОН и здание тюрьмы УСЛОН являются объектами культурного наследия, а ответчик как пользователь, обязан принимать меры к их охране.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по результатам рассмотрения заявленного требования относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Компания Соловки" (ОГРН <***>) в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу заключить с Министерством культуры Архангельской области (ОГРН <***>) охранные обязательства на объекты культурного наследия: «Здание тюрьмы УСЛОН на кирпичном заводе», расположенное по адресу: Архангельская область, о.Большой Соловецкий, Кирпичный завод, д. 2, и «Административное здание постройки периода УСЛОН на кирпичном заводе», расположенное по адресу: Архангельская область, о. Большой Соловецкий, Кирпичный завод, д. 1, на условиях проектов охранных обязательств с приложениями №1, представленных Министерством культуры Архангельской области.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Компания Соловки" (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 8 000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | И.Н. Волков |