АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
г. Архангельск | Дело № | А05-13215/2006-19 |
24 января 2007 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Полуяновой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим по делу,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Гидрострой -558»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску
о признании недействительными требований № 174750, 174751, 174752
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1
от ответчика – ФИО2
установил: заявлено требование о признании недействительными требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску № 174750, 174751, 174752 от 13.11.2006г. об уплате транспортного налога и пени.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика заявленные требования не признал.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 29 сентября 2006 года открытое акционерное общество «Гидрострой -558» (далее - заявитель, общество) представило в налоговый орган налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу уточненные за 1 квартал и полугодие 2006г, а также за 3 квартал 2006г. В ходе камеральной проверки, указанных расчетов налоговым органом установлено занижение транспортного налога в размере 1260руб. по каждой декларации в результате неверного применения ставки налога по транспортному средству «автобетоносмеситель» Модель ТС-КАМАЗ- 5511-СБ-159 Тип ТС – специальная, категория ТС-С (грузовой) с мощностью 210 л.с., регистрационный знак <***> О выявленном нарушении составлено сообщение № 14-23/381 камеральной проверки от 16.10.2006г., согласно которому обществу предлагается уплатить транспортный налог в сумме 3780 руб., а также представить возражения в двухнедельный срок.
Рассмотрев материалы камеральной проверки (в том числе возражения ответчика от 31.10.2006 № 121), руководитель налогового органа 13 ноября 2006 г. принял решения об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 14-23-2190, № 14-23-2191, № 14-23-2192, согласно которым обществу предложено уплатить сумму транспортного налога, доначисленного по результатам проверки. На основании решения ответчиком выставлены требования № 174750, 174751, 174752 об уплате налога и пеней за его несвоевременную уплату.
Не согласившись с указанными требованиями № 174750, 174751, 174752 Общество обратилось в арбитражный суд. При этом заявитель считает, что им правомерно применена к транспортному средству «автобетоносмеситель» Модель ТС-КАМАЗ-5511-СБ-159, регистрационный знак <***>, налоговая ставка, установленную для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», так как Областным законом «О транспортном налоге» от 01.10.2002 г. № 112-16-0З указанный тип транспортного средства к грузовому транспорту не отнесен, в отдельную группу не выделен. Заявитель ссылается также на Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, согласно которому автобетоносмеситель не относится к категории «средства транспортные», а отнесен к категории «машины и оборудование».
В отзыве и в ходе судебного разбирательства ответчик не согласился с заявителем, указал, что согласно паспорту транспортного средства оно зарегистрировано как специализированное категории С (грузовое) транспортное средство, масса без нагрузки 11200 кг., модель КАМАЗ-511-СБ-159, предназначен для передвижения по дорогам общего пользования. Сослался на Соглашение, заключенное в Женеве 20 марта 1958 г. в котором специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к категории «грузовые автомобили».
В соответствии с нормами главы 28 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствие с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Статья 358 объектами налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Законом Архангельской области от 01.10.2002 N 112-16-ОЗ (далее - Закон) ставки транспортного налога в Архангельской области установлены в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Из содержания главы 28 Налогового кодекса РФследует, что объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели), а понятие «автомобиль» и понятие «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» различны.
Вышеперечисленные правовые акты, не дают понятия об отнесении того или иного транспортного средства к определенной категории транспортных средств.
В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Органами государственной регистрации наземных транспортных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" на территории Российской Федерации являются:
- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов.
В отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
Что касается автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, то в отношении этих транспортных средств при исчислении транспортного налога должна применятся налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.
Министерство финансов Российской Федерации, в соответствии со ст.34.2 НК РФ, в письме от 22.11.2005г. №03-06-04-02/15 «Об определении категорий транспортных средств и ставках транспортного налога» разъяснило, что предусмотренное гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса распределение указанных транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005 № 6842, в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении 3 к данному Приказу).
Суд обращает внимание на то, что Налоговый кодекс РФ и Областной закон «О транспортном налоге» разделяют автомобили как объекты налогообложения на легковые и грузовые. При этом грузовые автомобили на виды не разделены.
Исходя из положений вышеуказанных актов, суд приходит к выводу, что основанием для отнесения того или иного транспортного средства к объекту «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», либо к объекту «грузовые автомобили» служит тип и категория транспортного средства, которые определяются в паспорте транспортного средства, и то, в каком органе зарегистрировано транспортное средство.
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации - от 18.05.93 г. № 477 "О введении паспортов транспортных средств" (далее - Постановление № 477) наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.98 г. № 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства". Под типом транспортного средства понимаются транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
Суд, исследовав представленный заявителем паспорт транспортного средства на бетоносмеситель, модель КАМАЗ-5511-СБ-159, установил, что он выдан РЭО ГИБДД, автомобиль зарегистрирован как грузовой – категории С.
В органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники (органах гостехнадзора) этот автомобиль в соответствии с Правилами, утвержденными Минсельхозпродом РФ 16.01.95 г. (зарегистрированы в Минюсте РФ 27.01.95 г. № 785) не регистрировался.
Исходя из вышеперечисленных нормативно правовых актов, ставку налога по автомобилю КАМАЗ-5511-СБ-159 (автобетоносмеситель) регистрационный знак <***>, для целей налогообложения следует применять по автотранспортному средству относимого к категории «грузовых автомобилей» в размере 42 руб., как для категории грузовых автомобилей мощностью двигателя свыше 200 л.с. и до 250 л.с. Грузовым этот автомобиль следует считать не как предназначенный для перевозки грузов, а как тип автомобиля в соответствии с паспортом транспортного средства.
Ссылка заявителя на Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359 не принимается судом во внимание, так как не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса. Это делает возможным его использование для целей, предусмотренных названной главой Кодекса, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении.
Суд делает вывод, что автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, относятся к объекту налогообложения "другие самоходные транспортные средства". Автомобиль заявителя предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования, поэтому нет оснований относить его к названной категории.
Начисление заявителю при проверке транспортного налога и соответствующих пеней произведено ответчиком на законных основаниях. При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения.
Председательствующий Н.М. Полуянова