ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-13267/17 от 24.01.2018 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

января 2018 года

     г. Архангельск

Дело № А05-13267/2017

Резолютивная часть решения объявлена января 2018 года  

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой  И.А., рассмотрев в судебном заседании (протокол вела секретарь Дементьева А.А.) дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТеплоСтройМонтаж» (ОГРН 1152901010679; рп. Урдома Ленского района, Архангельская область, ул. Архангельская, д. 3, ул. Паламышская, д. 12) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН 1042900024562; г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 14) о признании незаконным решения,

при участии в заседании представителя заявителя Радюшина Д.В. (доверенность от 1.08.2017), представителей ответчика Гунькиной Н.С. (доверенность от 20.12.2017), Корзун Н.Ф. (доверенность от 21.12.2017), Кошель Е.А. (доверенность от 21.12.2017),

установил: заявлено требование о признании незаконным решения ответчика (уведомление от 21.09.2017 № 6075) об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов  I–IV классов опасности(в части сбора отходов I класса опасности, транспортирования отходов I, IV классов опасности). Заявитель просит обязать ответчика выдать лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов  I – IV классов опасности.

В обоснование требований заявитель (далее также – ООО «ТСМ», общество) указал на следующее. Положение Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» о бессрочном действии лицензии не содержит обязательных требований к документам, удостоверяющим право владения объектами недвижимого имущества, используемыми в лицензируемой деятельности. Вывод Управления Росприроднадзора о намерении заявителя использовать арендуемое помещение для накопления отходов, а не для сбора отходов не соответствует материалам дела. Действующими Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, требования о наличии уплотнительных устройств, механизированной загрузки и полномочий водителя на загрузку не предусмотрены. ГОСТ 27415-87 и СанПиН 2.1.7.1322-03.2.7 должны применяться только в части, не противоречащей действующему законодательству и подзаконным нормативным актам. Погрузчик не планируется использовать в лицензируемой деятельности, так как погрузка отходов не является лицензируемым видом деятельности. Требование о транспортировании одного отхода IV класса опасности отдельно от других отходов IV класса опасности (шлак сварочный) не основано на законе. Все отходы IV класса опасности, заявленные к лицензированию, подлежат совместному захоронению на полигоне ТБО, требований по раздельному их сбору, транспортированию и захоронению законодательством не установлено.

         Ответчик с заявлением не согласился. Заявитель планирует использовать помещение с целью накопления отходов, что не является лицензируемым видом деятельности. Специально оборудованное транспортное средство, необходимое для выполнения заявленных работ и соответствующее установленным требованиям (обеспечивающее герметичность и исключающее возможность загрязнения окружающей среды), у заявителя отсутствует.

         В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований к ответчику, представители ответчика возражали.

         Исследовав доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

         Согласно пояснениям ООО «ТСМ», оно осуществляет предпринимательскую деятельность по обслуживанию коммунального хозяйства в пос. Урдома Ленского района Архангельской области. В интересах населения, проживающего в пос. Урдома, а также организаций общество осуществляет приём (сбор) от населения отработанных люминесцентных ламп (отход I класса опасности), вывоз от жилых домов (транспортировку) отходов I и IV классов опасности в целях их дальнейшей передачи на утилизацию, обезвреживание и размещение.

         Общество обратилось в Управление Росприроднадзора по Архангельской области с заявлением от 11.07.2017 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-IV классов опасности (в части сбора отходов 1 класса опасности, транспортирования отходов I, IV классов опасности).

         Ответчик провёл внеплановую выездную проверку заявителя, по итогам составил акт от 20 сентября 2017 года № 159-197/2-2017. Затем принял  решение об отказе в предоставлении обществу лицензии (приказ (распоряжение) от 21.09.2017 № 563). Заявитель получил об этом уведомление от 21.09.2017 № 6075.

         В акте проверки отражено следующее. Сбор отходов (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства) планируется осуществлять в нежилом помещении, расположенном в здании ремонтной мастерской по адресу Архангельская область, Ленский район, пос. Урдома, кадастровый номер
29-29-18/001/2007-400, на основании договора аренды нежилого помещения от 1.03.2017
№ 01/17, заключённого с предпринимателем Кибалиным А.Н. Согласно пункту 7.4 договора, срок аренды устанавливается с 1.03.2017 по 31.12.2017; цель передачи помещения - для хозяйственного использования. Указания на использование помещения для сбора отходов I класса опасности нет, срок аренды ограничен 31.12.2017, договор не предусматривает продление. Кроме того, ответчик установил, что арендуемое помещение планируется использовать для накопления, а не сбора отходов, что не является лицензируемым видом деятельности.

          В акте отмечено, что требования по транспортировке не обеспечиваются: отсутствие специального оборудования в заявленном транспортном средстве для транспортирования отходов I класса опасности (пункт 3«в» Положения о лицензировании, пункт 4.1.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждённых приказом Минтранса России от 8.08.1995 № 73); отсутствие у заявленного транспортного средства уплотнительного устройства   (ГОСТ 27415-87),   механизированной  загрузки   (ГОСТ 27415-87, СанПиН 2.1.7.1322-03.2.7), отсутствие в должностной инструкции водителя транспортного средства обязанности по герметизации опасного груза (ГОСТ 27415-87, СанПиН 2.1.7.1322-03.2.7); к погрузке отходов планируется допустить автопогрузчик, не заявленный к лицензированию.

            Основанием для отказа в выдаче лицензии послужило несоответствие соискателя лицензионным требованиям, а именно:

            - отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям (подпункт «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3.10.2015 № 1062). При этом отмечено, что заявленная деятельность фактически не является сбором отходов;

            - отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабжённых специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (подпункт «в» пункта 3 Положения о лицензировании);

            - транспортирование отхода (шлак сварочный) совместно с другими отходами не обеспечивает соблюдение дифференцированных требований транспортирования отходов I - IV классов опасности, в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов (пункт 2 статьи 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»), а также обязанность по ведению учёта принимаемых отходов (пункт 1 статьи 19).

            Считая отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

            Заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

            В соответствии со статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания судом  решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным необходимо два условия: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            В силу статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учётом положений данного Федерального закона.

            Сбор отходов – это приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (статья 1 Закона № 89-ФЗ в редакции, действовавшей до 1.01.2018); под транспортированием отходов понимается их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

            Как следует из пункта 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

            Согласно части 1 статьи 14 Закона № 99-ФЗ, в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приёма заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьёй 19 этого Закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в её предоставлении.

            В силу части 2 статьи 19 Закона № 99-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

            Пунктом 5 статьи 19 предусмотрено, что предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 Закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

            Решение о предоставлении лицензии или об отказе в её предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа (пункт 2 статьи 14 Закона № 99-ФЗ).

            В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трёх рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии (часть 6 статьи 14 Закона № 99-ФЗ).

            Согласно части 7 статьи 14 Закона № 99-ФЗ, основанием отказа в предоставлении лицензии является, в частности, наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искажённой информации; установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

            Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3.10.2015 № 1062 (далее Положение о лицензировании).

            Пунктом 2 Положения о лицензировании установлено, что лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

            Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, предусмотрены пунктом 3 Положения о лицензировании.

            Так, для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности требуется наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям (подпункт «а»); для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабжённых специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (подпункт «в»).

            Относительно претензий ответчика к занимаемому заявителем помещению (пункт 1  в уведомлении № 6075 об отказе в предоставлении лицензии) суд отмечает следующее.

            Некорректной является ссылка ответчика на срок аренды, установленный договором заявителя с Кибалиным А.Н. от 1.03.2017 № 01/17 (с 1.03.2017 по 31.12.2017). Это обстоятельство не может служить основанием для отказа в выдаче лицензии.  Стороны договора аренды вправе продлевать срок его действия без ограничений. С другой стороны, положения Закона № 99-ФЗ о бессрочном действии лицензии не влекут обязательства соискателя предъявить лицензионному органу документ о бессрочном владении помещением для лицензируемой деятельности.

            То, что названный договор не содержит указания на использование помещения для сбора отходов I класса опасности, также не является законным основанием для отказа в выдаче лицензии. Гражданское законодательство не содержит требования об указании в договоре аренды цели использования нежилого помещения. Арендуемое заявителем помещение не имеет специального назначения, оговорённого сторонами или установленного законом, следовательно, арендатор имеет право на осуществление в этом помещении видов деятельности, предусмотренных его учредительными документами и в порядке, установленном законодательством.

            Вместе с тем, поскольку с 1.01.2018, согласно новой редакции статьи 1 Закона
№ 89-ФЗ,  под сбором отходов понимается приём отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, а заявитель, согласно его пояснениям в суде, такой деятельностью заниматься не планирует, прав ООО «ТСМ» оспариваемый отказ в части пункта 1 не нарушает.

Относительно требований подпункта «в» пункта 3 Положения о лицензировании и довода ответчика об отсутствии  у заявителя специально оборудованных и снабжённых специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (пункт 2 уведомления № 6075), суд отмечает следующее.

            Согласно пункту 2 статьи 16 Закона № 89-ФЗ, порядок транспортирования отходов I-IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности (далее - порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности), устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Указанный порядок до настоящего времени не установлен.

            Вместе с тем Федеральной службой по надзору в сфере природопользования с письмом от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364 направлены Методические рекомендации по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. До принятия и вступления в законную силу порядка транспортирования отходов I-IV классов опасности органам Росприроднадзора рекомендовано при проверке соответствия соискателей лицензий и лицензиатов требованиям подпункта "в" пункта 3 Положения о лицензировании обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения, в том числе, постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее - Правила № 272).

            В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 8.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» специализированное транспортное средство – это транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определённых видов грузов. В приложении № 10 к Правилам № 272 приведён перечень специализированных транспортных средств, в котором выделены мусоровозы (пункт 8) и транспортные средства с самосвальным кузовом - предназначены для перевозки строительных грузов (пункт 3).

            Вместе с тем Правила № 272 не содержат дифференцированных требований к транспортированию отходов I-IV классов опасности в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требований к погрузочно-разгрузочным работам, требований к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156). Они устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов. Как следует из пункта 3 Правил № 1156, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляется с учётом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизация, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов должно быть безопасно для населения и окружающей среды.

            В силу пункта 26 Правил № 1156 оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

            В соответствии с пунктом 2 Правил № 1156 мусоровозом считается транспортное средство категории N, используемое для перевозки твёрдых коммунальных отходов.

            Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 № 877 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). ТР ТС 018/2011 в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колёсным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза. В пункте 6 ТР ТС 018/2011 дано понятие безопасности транспортного   средства, это состояние,   характеризуемое   совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Специализированным транспортным средством в пункте 6 названо транспортное средство, предназначенное для перевозки определённых видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.); специальным транспортным средством - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)

            В пункте 13 ТР ТС 018/2011 приведены требования безопасности для транспортных средств категории N, используемых для перевозки твёрдых бытовых отходов и мусора (мусоровозы).

            В силу пункта 16 ТР ТС 018/2011 реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил, непосредственно выполнением этого технического регламента в соответствии с приложением № 6 - в отношении выпускаемых в обращение специальных и специализированных транспортных средств с учётом их функционального назначения.

            Требования к специально оборудованному транспортному средству, предназначенному для транспортирования твёрдых бытовых отходов и мусора, а именно к погрузочно-разгрузочным работам, обеспечению экологической безопасности содержатся в пункте 1.13 приложения № 6 к ТР ТС 018/2011, ГОСТ 27415-87. Мусоровозы. Общие технические требования (утверждён Постановлением Госстандарта СССР от 24.09.1987 № 3667).

            Так, в разделе 1.13 приложения № 6 к ТР ТС 018/2011 (Требования к транспортным средствам для коммунального хозяйства и содержания дорог) сказано, что составные части спецоборудования (в том числе провода, кабели, соединительная арматура, трубопроводы и т.п.) должны быть выполнены с таким расчётом, чтобы исключить возможность их случайного повреждения; поднимающиеся части спецоборудования должны быть оснащены упорами для фиксации в поднятом положении и (или) устройствами, исключающими их самопроизвольное опрокидывание и резкое опускание; пульт управления спецоборудованием не должен находиться в зоне действия спецоборудования; пульт управления рабочими органами спецоборудования должен быть расположен так, чтобы оператор видел всю рабочую площадку; грузозахватывающие устройства спецоборудования должны обеспечивать захват грузов, исключающий их самопроизвольное смещение или опрокидывание; органы управления, воздействие на которые одновременно или не в установленной очерёдности может приводить к аварийной ситуации или повреждению оборудования, должны взаимно блокироваться.

В соответствии с пунктом 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ
EN1501-2-2012 «Мусоровозы. Общие технические требования и требования безопасности. Часть 2 Мусоровозы с боковой загрузкой» мусоровоз - транспортное средство, предназначенное для сбора и транспортирования твёрдых бытовых отходов или годных к вторичной переработке материалов, загрузка которых производится вручную или из контейнеров для сбора мусора. Мусоровоз состоит из шасси с кабиной водителя, на котором монтируется кузов. Кузов включает в себя встроенный или сменный мусоросборник, а также уплотнительное устройство, или подъёмное устройство, или оба этих устройства.

            ГОСТ 27415-87. Мусоровозы. Общие технические требования   устанавливает   требования к кузовным собирающим и транспортным мусоровозам с механизированной загрузкой и разгрузкой, смонтированным на автомобильных шасси с бензиновыми и дизельными двигателями,   предназначенным   для   сбора,   уплотнения   и транспортирования твёрдых бытовых отходов. В  соответствии  с пунктом 3  конструкция мусоровозов должна обеспечивать, в том числе, работу манипулятора   собирающего   мусоровоза   с   передней   боковой   загрузкой   в полуавтоматическом режиме с управлением из  кабины оператора;  перегрузку отходов из контейнеров в кузов без загрязнения окружающей среды; работу уплотнительного  устройства и разгрузку  кузова  в  автоматическом  режиме с управлением   из   кабины   оператора;   наличие   информационного   устройства   о перегрузке шасси мусоровоза.

            В силу пункта 2.1.5 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» твёрдые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом.

            В соответствии с пунктом 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных фирм. Конструкция и условия эксплуатации транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути их следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой   и   загрузкой   отходов   на   основном   и   вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.

            В соответствии со статьёй 13.3 Закона№ 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).

            Постановлением Правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области. Согласно пункту 3 данный документ вступил в силу со дня размещения на официальном сайте, документ опубликован 17.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

            Как сказано в пункте 9.6.5 Территориальной схемы, транспортирование отходов осуществляется только специально приспособленными транспортными средствами. Таковыми  являются мусоровозы.

            Согласно Территориальной схеме, раздел 9 «Направление развития системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твёрдых коммунальных», пункт 9.6.5.3. Выбор системы вывоза твёрдых коммунальных отходов на территории Архангельской области, все вновь вводимые в эксплуатацию мусоровозы должны отвечать требованиям ЕВРО-4, быть оборудованы датчиками системы ГЛОНАСС. Эксплуатация мусоровозов, не оборудованных системой ГЛОНАСС, допускается до 1 января 2017 г. Приведён расчёт потребности в мусоровозах, для реализации предлагаемой схемы обращения с отходами необходимо 28 мусоровозов вместимостью 8 куб. м и 147 мусоровозов вместимостью 12 куб. м.

            Ответчик пояснил, что в 2017 году при выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов I-IV классов опасности руководствуется позицией Правительства Архангельской области, изложенной в Территориальной схеме обращения с отходами. Несмотря на отсутствие отдельного нормативного акта, по мнению ответчика, законодатель устанавливает требования к специально оборудованному транспортному средству, предназначенному для транспортирования твёрдых бытовых отходов и мусора или отходов потребления на производстве, подобных коммунальным.

Из пояснительной записки общества следует, что оно планирует с помощью погрузчика осуществлять погрузку отходов «Мусор от сноса и разборки зданий несортированный» и «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ». Кпроверке ООО «ТСМ» представило ответчику договор аренды от 13 сентября 2017 года
№ ТУ 027/2017 с Байдиным С.В. на транспортное средство автопогрузчик LG 933 L (государственный номер № 42-62 АА29). Иные документы на транспортное средство, сведения о водителе автопогрузчика не представлены.

            Суд не согласен с заявителем в том, что поскольку погрузка отходов не является лицензируемым видом деятельности, то ответчик предъявляет безосновательные требования к погрузчику. Погрузка отходов в транспортное средство неотделима от транспортирования отходов. Ответчик правомерно требует от соискателя лицензии подтверждения тому, что погрузка обеспечит экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность при транспортировании отходов.  

            Транспортирование отработанных люминесцентных ламп, согласно пояснительной записке, планируется осуществлять в неповреждённой таре завода-изготовителя - картонных коробках, которые будут укладываться в кузов самосвала водителем. Как отмечено в акте от 20.09.2017, специальные крепления для фиксации коробок с лампами внутри кузова самосвала во время проверки отсутствовали; специальные герметичные ящики для транспортирования заявленного отхода I класса опасности во время выездной проверки не представлены.

            Между тем, Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 3.09.2010 № 681, установлено, что для транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп используется тара, обеспечивающая герметичность и исключающая возможность загрязнения окружающей среды.

            Как установила проверка ответчика, для транспортирования отходов общество планирует использовать самосвал ГАЗ САЗ 350701. Процесс выгрузки отходов планируется осуществлять из бункеров-накопителей: транспортное средство заезжает под створки бункера-накопителя, на стойках бункера приварена лебедка, которая при вращении через трос открывает створки бункера и отходы поступают в кузов. Также планируется бестарный вывоз (ручная загрузка отходов в кузов населением) вышеуказанных отходов по специальному графику, утверждённому директором ООО «ТСМ». Вопреки требованиям ГОСТ 27415-87 уплотнительное устройство в названном транспортном средстве отсутствует; механизированная загрузка также отсутствует.

            Заявитель пояснил ответчику, что для достижения уноса отходов из транспортного средства планируется накрывать его тентом, который крепится   к  бортам кузова со всех сторон; укрытие должен осуществлять водитель. Вместе с тем,  в должностной инструкции водителя такая функция отсутствует. Согласно разделу III должностной инструкции водителя, погрузка отходов предусмотрена из контейнерных баков, размещение и прессование мусора в кузове автомобиля. Однако, как установил ответчик, конструкция заявленного автомобиля не предусматривает  возможности прессования отходов, специализированное оборудование отсутствует.

Суд согласен с выводом ответчика о том, чтоспециально оборудованное транспортное средство, необходимое для выполнения заявленных работ и соответствующее установленным требованиям к загрузке отходов, наличию специальных приспособлений для уплотнения отходов, а также обеспечению герметичности транспортного средства, у заявителя отсутствует. Планируемое (заявленное) для лицензируемого вида деятельности транспортное средство мусоровозом не является. В паспорте транспортного средства с государственным номером Е214МТ29, арендуемого обществом по договору от 5.04.2017 с Шалевым Ю.В., наименование автомобиля значится - а/ф промтоварный. В свидетельстве 29 ВТ № 000099 тип автомобиля отмечен как самосвал (в конструкцию транспортного средства внесены изменения: демонтирован кузов фургон, установлен цельнометаллический самосвальный кузов с разгрузкой на три стороны). Как пояснили представители сторон и подтверждается фотоснимком, кузов самосвала дополнен деревянными бортами.

            Специально оборудованным для транспортирования отходов I-IV классов опасности транспортным средством (подпункт «в» пункта 3 Положения о лицензировании) названный самосвал признать нельзя.

            В этой связи суд отклоняет как несостоятельный довод заявителя о том, что самосвалы подпадают под понятие мусоровозов постольку, поскольку мусоровозом считается транспортное средство категории N, используемое для перевозки твёрдых коммунальных отходов, а к категории N относятся механические транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов (ГОСТ Р 52051-2003). Требованиям вышеупомянутых нормативных и нормативно-правовых актов в области экологического законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения заявленный к лицензированию самосвал не отвечает.

           Наличие у заявителя экспертного заключения от 31 мая 2017 года, санитарно-эпидемиологического заключения от 3.07.2017 о соответствии используемого для лицензируемого вида деятельности оборудования СанПиН 2.1.7.1322-03 не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа.

            Относительно довода заявителя, о том, что пункт 16 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого приказом Минприроды России от 1.07.2016 № 379 (зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2016, № 43019) (далее Регламент), не содержит тех нормативно-правовых и нормативных актов, на которые сослался ответчик, отказывая в выдаче лицензии, суд отмечает следующее. Регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Росприроднадзора и его территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росприроднадзора и территориальными органами Росприроднадзора, их должностными лицами, взаимодействия Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора с заявителями, иными органами государственной власти при предоставлении государственной услуги. В пункте 16 приведён перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги. Этот перечень не исключает применения Росприроднадзором при рассмотрении заявления соискателя лицензии иных нормативных правовых и нормативных актов в лицензируемой сфере.

            Относительно пункта 3 уведомления об отказе в выдаче лицензии суд отмечает следующее. Ответчик указал на то, что транспортирование отхода (шлак сварочный) совместно с другими отходами не обеспечивает соблюдение дифференцированных требований транспортирования отходов I - IV классов опасности в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов (пункт 2 статьи 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»), а также обязанность по ведению учёта принимаемых отходов (пункт 1 статьи 19). Между тем, в пояснительной записке заявителя, представленной к проверке, отмечено (том 2, лист 9), что шлак сварочный (место накопления – площадка заказчика) планируется транспортировать отдельно от остальных отходов.       Подтверждения обратному ответчик в суде не представил. Таким образом, основание для отказа в пункте 3 уведомления от 21.09.2017 № 6075 незаконное.

            Оспариваемый отказ не противоречит Положению о лицензировании и не нарушает прав заявителя, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что заявитель (соискатель лицензии) не отвечает требованиям подпункта «в» пункта 3 Положения о лицензировании. Суд не вправе обязывать ответчика выдать обществу лицензию.

            Руководствуясь статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                  РЕШИЛ:

отказать в признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (уведомление от 21.09.2017 № 6075) об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью ТеплоСтройМонтаж» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов  I–IV классов опасности (в части сбора отходов I класса опасности, транспортирования отходов I, IV классов опасности), поскольку отказ не противоречит Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 3.10.2015 № 1062.

 Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия.

         Судья                                                                                                  И. А. Меньшикова