АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 января 2016 года
г. Архангельск
Дело № А05-13391/2015
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено 28 января 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уком Энергодом" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 165311, г.КОТЛАС, АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ул.ЗАПОЛЯРНАЯ, дом 22; Россия, 165300, г.Котлас, Архангельская область, ул.Карла Маркса, дом 7, офис 230)
к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163072, <...>)
о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 02.07.2015 № ОК-04/07-06/138,
В заседании суда принимали участие представители:
от заявителя – не явился, извещен,
от ответчика – ФИО1 (доверенность от 11.01.2016).
Суд установил следующее:
общество с ограниченной ответственностью "Уком Энергодом" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 09.11.2015 исх. № 109-юр о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ответчик, Инспекция) об устранении выявленных нарушений от 02.07.2015 № ОК-04/07-06/138, которым заявителю предписано потребителю, проживающему в <...>, произвести перерасчет платы в срок до 02.10.2015 по статье «Сверхнормативный вывоз ЖБО» на сумму 5035руб.26коп.; представить в течение трех дней с даты исполнения настоящего предписания отчет об исполнении с приложением копий подтверждающих платежных документов.
Заявитель в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам отзыва и оспариваемого предписания.
Поводом к оспариванию предписания послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.
На основании распоряжения руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 03.06.2015 №ОК-04/01-15/1948 о проведении внеплановой документарной проверки с целью рассмотрения обращения гражданина дома №4 по ул. Джамбула в г.Котласе Архангельской области с жалобой на нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации при определении размера платы за жилищно-коммунальные услуги, инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом жилищного законодательства.
В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что Обществом в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг потребителю, проживающему в квартире № 11 дома №4 по ул. Джамбула в г.Котласе, дополнительно в отсутствие предусмотренных законом оснований выставлена плата по статье «Сверхнормативный вывоз ЖБО» на общую сумму 5035руб.26коп., в том числе 2517руб.63коп. за февраль 2015 года и 2517руб.63коп. за апрель 2015 года.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 02.07.2015 № ОК-04/07-01/436 соблюдения жилищного законодательства.
В целях устранения нарушений 02.07.2015 Государственной жилищной инспекцией Архангельской области Обществу выдано предписание №ОК-04/07-06/138, в котором отражены нарушения, зафиксированные в акте, указано на необходимость потребителю, проживающему в <...>, произвести перерасчет платы в срок до 02.10.2015 по статье «Сверхнормативный вывоз ЖБО» на сумму 5035руб.26коп. за февраль и апрель 2015 года.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. В обоснование своей позиции оно ссылается решение собрания собственников, оформленное Протоколом общего собрания от 30.01.2015, согласно которому собственниками принято решение об утверждении дополнительного вывоза ЖБО в 4 квартале 2014 года и 1 квартале 2015 года за счет средств жителей дома.
Инспекция, не согласившись с позицией заявителя, указала, что плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества дома и включена в размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома. Следовательно, у управляющей компании отсутствуют основания дополнительно выставлять плату за вывоз ЖБО.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Общество с ограниченной ответственностью "Уком Энергодом" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и на основании Договора управления от 01.10.2014 № 12/7-к приступило к управлению многоквартирным домом № 4 по ул. Джамбула в г. Котласе Архангельской области по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Размер платы за содержание и ремонт является составной частью конкурсной документации и составляет 30,59руб. за 1 кв.м.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Такое положение корреспондирует с положениями статьи 162 ЖК РФ, согласно пункту 3 части 3 которой порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является существенным условием договора управления, и в соответствии с частью 5 которой договор управления многоквартирным домом заключается, как правило, на срок не менее чем один год.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 утверждены Правила, определяющие порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее – Правила № 75).
Пунктом 2 этих Правил определено, что «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» понимается как плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту 5 пункта 38 Правил № 75 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения рассчитывается организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объёма и количества обязательных работ и услуг.
Подпунктом 4 пункта 41 Правил № 75 предусмотрено, что перечень обязательных работ и услуг, устанавливаемый организатором конкурса в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объёмам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290. При этом организатор конкурса в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг самостоятельно определяет расчётную стоимость каждой из обязательных работ и услуг.
В данном случае договор управления от 01.10.2014 заключен с Обществом по итогам конкурса, проведённого органом местного самоуправления в соответствии с положениями части 4 статьи 161 ЖК РФ. В Приложении № 2 к Договору управления определено, что в стоимость работ по содержанию и ремонту общего имущества входят работы по откачке ЖБО ( п. 2.2.24 ).
Министерство регионального развития Российской Федерации в своём письме от 06.03.2009 № 6177-АД/14 разъяснило, что сбор и ввоз твёрдых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил № 491 является составной частью деятельности по содержанию общего имущества.
В соответствии с пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, к числу работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме включены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов: вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.
В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твёрдых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Таким образом, вывоз жидких бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, следовательно, вывоз жидких бытовых отходов оплачивается в составе установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Вместе с тем, потребителю, проживающему в <...> выставлена плата по статье «Сверхнормативный вывоз ЖБО» на общую сумму 5035руб.26коп., в том числе 2517руб.63коп. за февраль 2015 года и 2517руб.63коп. за апрель 2015 года, что подтверждается копиями квитанций, имеющимися в материалах дела.
Однако, Общество представило суду решение собрания собственников, оформленное Протоколом общего собрания от 30.01.2015, согласно которому собственниками принято решение об утверждении дополнительного вывоза ЖБО в 4 квартале 2014 года и 1 квартале 2015 года за счет средств жителей дома.
Как указано в ч.1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
В силу ч.5 ст.46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику ( ч.6 ст.46 ЖК РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что решение общего собрания собственников, оформленное Протоколом от 30.01.2015, обжаловалось в судебном порядке, а равно отсутствуют доказательства признания такого решения недействительным.
Следовательно, Общество, являясь управляющей компанией спорного многоквартирного дома, выставляя жильцам дома в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг плату по статье «сверхнормативный вывоз ЖБО» на сумму 2517руб.63коп. за февраль 2015 года действовала с соблюдением норм Жилищного кодекса РФ и воли собственников дома.
Однако, основания для выставления жильцам в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг дополнительной платы по статье «сверхнормативный вывоз ЖБО» на сумму 2517руб.63коп. за апрель 2015 года Общество суду не указало.
Поскольку плата за вывоз ЖБО включена в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, у Общества отсутствовали правовые основания для ее дополнительного предъявления жильцам. Таким образом, в части возложения на общество с ограниченной ответственностью"Уком Энергодом" обязанности произвести потребителю перерасчет платы в срок до 02.10.2015 по статье «сверхнормативный вывоз ЖБО» на сумму 2517руб.63коп. за апрель 2015 года предписание Инспекции является законным и обоснованным.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению частично. В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным, проверенное на соответствие нормам Жилищного кодекса РФ, Предписание ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ об устранении выявленных нарушений от 02.07.2015 № ОК-04/07-06/138 в части возложения на общество с ограниченной ответственностью"Уком Энергодом" обязанности произвести потребителю перерасчет платы в срок до 02.10.2015 по статье «сверхнормативный вывоз ЖБО» на сумму 2517руб.63коп. за февраль 2015 года.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Уком Энергодом" 3000 рублей расходов по государственной пошлине.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Ю. Панфилова