ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-13607/20 от 01.02.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

01 февраля 2021 года

г. Архангельск

Дело № А05-13607/2020

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Вельск» (ОГРН 1172901001393; адрес: 165150, Архангельская область, г.Вельск, территория аэропорт)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042901604855; адрес: 165150, Архангельская область, г.Вельск, ул.Набережная, д.51)

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Аэропорт «Вельск» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 14 от 20.11.2020, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Определением суда от 09.12.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны извещены надлежащим образом.

Ответчик с заявленным требованием не согласился, представил отзыв на заявление и копии материалов административного дела.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела, согласно соглашению об обучении, заключенному между FlightSafety International Ins. и обществом, FlightSafety International Ins. оказывает обществу услуги по обучению персонала заказчика. Количество клиентов 3, цена за клиента 32 650 долларов США, в курс входит Cit XLS+ и регулярная подготовка пилота.

Согласно предоставленному обществом акту приемки-сдачи оказанных услуг № 29 от 29.12.2018 FlightSafety International Ins. оказывало обществу в период с 10.04.2018 по 31.12.2018 услуги по обучению персонала (двух сотрудников) по курсу Cit XLS+, регулярная подготовка пилотов: Левандовский Е.В. 32 650 USD, Игнатов М.Г. 32 650 USD.

Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы об осуществлении валютных операций были представлены обществом в уполномоченный банк 28.09.2020.

Инспекция в ходе проверки установила, что данные документы в соответствии с положениями Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (ред. от 05.07.2018) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – Инструкция № 181-И), подлежали предоставлению не позднее 29.01.2019.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки соблюдения валютного законодательства № 290720200006006 от 15.10.2020.

Уведомлением от 03.11.2020 № 29072030800035600001 ответчик известил заявителя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Акт проверки и уведомление направлены обществу по телекоммуникационным каналам связи и получены им 06.11.2020.

17.11.2020 старший государственный налоговый инспектор инспекции Порохина О.Б. составила в отношении заявителя протокол № 29072030800035600002 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, за нарушение части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

В протоколе от 17.11.2020 указаны дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия протокола с письменными разъяснениями прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, направлены обществу по телекоммуникационным каналам связи и получены им 18.11.2020.

20.11.2020 временно исполняющим обязанности начальника инспекции, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Трофимовой О.М. вынесено постановление № 14, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Копия постановления получена заявителем 26.11.2020.

Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилась в суд с требованием о признании его незаконным и отмене. В обоснование своей позиции общество указало, что уполномоченным банком паспорт сделки был самостоятельно закрыт. Общество не подлежит привлечению к административной ответственности по части 6.3-1 статьи15.25 КоАП РФ, поскольку правонарушение совершено до введения в действие указанной нормы.

Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов заявителя и ответчика, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 218-ФЗ предусмотрена административная ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.

В части 2 статьи 24 Закона №173-ФЗ закреплена обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 173 единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 3 статьи 23 Закона № 173 ЦБ РФ устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Инструкцией № 181-И установлен порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В соответствии с пунктом 8.1 Инструкции № 181-И при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (далее – подтверждающие документы).

Подпунктом 8.1.3 пункта 8.1 Инструкции № 181-И установлено, что в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах следующие документы, подтверждающие исполнение обязательств способом, отличным от расчетов: акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

Согласно подпункту 8.2.2 пункта 8.2 Инструкции № 181-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что в рамках исполнения соглашения об обучении акт № 29 приемки-сдачи оказанных услуг был составлен 29.12.2018.

С учетом установленной Инструкцией № 181-И обязанности по представлению справки и подтверждающих документов в 15-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, истек 29.01.2019.

Фактически справка о подтверждающих документах была представлена обществом в уполномоченный банк 28.09.2020.

Таким образом, нарушение установленного срока представления справки и подтверждающих документов превысило 90 рабочих дней.

В силу статьи 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по соблюдению валютного законодательства возложена на резидентов, то есть в рассматриваемом случае – на общество.

Факт нарушения обществом вышеперечисленных норм подтвержден материалами дела, в частности актом проверки от 15.10.2020, протоколом об административном правонарушении от 17.11.2020. Заявитель факт допущенных нарушений не оспаривает. То обстоятельство, что паспорт сделки был закрыт уполномоченным банком самостоятельно, не свидетельствует о выполнении обществом возложенной на него законом обязанности и не является основанием для освобождения его от ответственности за несоблюдение требований законодательства.

Таким образом, событие вмененного заявителю правонарушения подтверждается материалами дела.

Общество полагает, что не подлежит привлечению к административной ответственности по части 6.3-1 статьи15.25 КоАП РФ, поскольку правонарушение совершено до введения в действие указанной нормы.

Часть 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ введена в действие Федеральным законом от 20.07.2020 № 218-ФЗ с 31.07.2020.

На момент совершения правонарушения (30.01.2019) действовала часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривавшая ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения правонарушения. В соответствии с частью 2 этой статьи закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.

В соответствии с пунктом 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей до 31.07.2020, и часть 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, применяемой с 31.07.2020, предусмотрены аналогичные виды ответственности для юридических лиц за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Часть 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за не представление документов по истечении девяноста дней после окончания установленного срока. Таким образом, часть 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, которая введена в действие Федеральным законом от 20.07.2020 № 218-ФЗ с 31.07.2020, не ухудшает положение общества.

Нарушение обществом срока представления документов составило более девяноста дней после окончания установленного срока, следовательно, в силу приведенных положений статьи 1.7 КоАП РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации общество правомерно привлечено инспекцией к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Принимая во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд с учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.

Несоблюдение процедуры привлечения к административной ответственности инспекцией не допущено, гарантии защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных КоАП РФ, соблюдены, что позволило административному органу рассмотреть дело всесторонне, полно, объективно.

Довод заявителя о том, что он не был ознакомлен с протоколом об административном правонарушении, судом отклоняется, поскоку материалами дела подтверждается, что протокол был направлен по телекоммуникационным каналам связи и получен обществом 18.11.2020.

Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, инспекцией не пропущен.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, а также для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд не установил.

Наказание административным органом назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, 40 000 рублей.

С учетом изложенного основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь статьями 207 - 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления № 14 от 20.11.2020, принятого Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, которым общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Вельск» (ОГРН 1172901001393).

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова