ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-13639/20 от 02.02.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

февраля 2021 года

г. Архангельск

Дело № А05-13639/2020   

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2021 года

Полный текст решения изготовлен февраля 2021 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А.,

рассмотрел в судебном заседании 02 февраля 2021 года дело по заявлению индивидуального предпринимателя Киселева Евгения Константиновича (ОГРН 312293234000075; адрес: 164502, г.Северодвинск, Архангельская область)

к  министерству транспорта Архангельской области (ОГРН 1122901020527; адрес: 163004, г.Архангельск, пр.Троицкий, дом 49)

о признании недействительным распоряжения,

при участии в судебном заседании: заявителя Киселева Е.К., представителя заявителя Игнатовича Н.М. по доверенности от 01.10.2020, представителя ответчика Белозерова О.А. по доверенности от 30.12.2020,

установил:

индивидуальный предприниматель Киселев Евгений Константинович (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения от 05.10.2020 №299-р, вынесенного  министерством транспорта Архангельской области (далее – ответчик).

Ответчик с заявленным требованием не согласен, представил отзыв на заявление.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

11.09.2020 индивидуальный предприниматель Киселев Евгений Константинович обратился с заявлением в министерство транспорта Архангельской области о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Распоряжением министерства транспорта Архангельской области от 05.10.2020 № 299-р индивидуальному предпринимателю Киселеву Евгению Константиновичу отказано в выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области (далее - разрешение) на автомобили МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 115 С, государственный регистрационный знак М138ХМ29, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 109 С, государственный регистрационный знак М131ХМ29, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 111 Т, государственный регистрационный знак М152ХМ29, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 111, государственный регистрационный знак М153ХМ29.

Основанием для принятия решения министерства об отказе в предоставлении государственной услуги явилось предоставление заявителем недостоверных сведений. Во всех заявлениях указана фамилия заявителя Киселёв, а в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по указанному в заявлении ОГРНИП фамилия индивидуального предпринимателя Киселев.

Не согласившись с отказом в выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным     предпринимателем     разрешения     на     осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Разрешение выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче, переоформлению разрешений, выдаче дубликатов разрешений и прекращению действия разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области (далее - государственная услуга) и стандарт предоставления государственной услуги, включая сроки и последовательность административных процедур и административных действий министерства транспорта Архангельской области при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 30.06.2015 N 243-пп.

Как определено в пункте 2 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) регистрация запроса заявителя о предоставлении государственной услуги; 2) рассмотрение запроса заявителя о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области (далее - разрешение); 3) рассмотрение запроса заявителя о переоформлении разрешения; 4) рассмотрение запроса заявителя о выдаче дубликата разрешения; 5) рассмотрение запроса заявителя о прекращении действия разрешения; 6) выдача заявителю результата предоставления государственной услуги.

 В соответствии с пунктом 14 Административного регламента для получения разрешения заявитель представляет в министерство следующие документы (далее в совокупности - запрос заявителя):

1) заявление о выдаче разрешения;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя);

3) свидетельство о регистрации транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

4) договор лизинга или договор аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), либо нотариально заверенную доверенность на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

Согласно пункту 15 Административного регламента заявление на получение разрешения должно содержать следующие сведения для заявителя - индивидуального предпринимателя: фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя; адрес его регистрации по месту жительства; данные документа, удостоверяющего его личность; государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию; номер телефона индивидуального предпринимателя; адрес электронной почты индивидуального предпринимателя (в случае, если имеется); идентификационный номер налогоплательщика; данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе.

В пункте 41 Административного регламента установлено, что в целях регистрации запроса заявителя государственный служащий министерства, ответственный за прием документов, проверяет полноту и правильность оформления полученных документов и устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги (пункт 27 настоящего административного регламента).

В соответствии с пунктом 32 Административного регламента основанием для принятия решения министерства об отказе в предоставлении государственной услуги является предоставление заявителем недостоверных сведений.

В рассматриваемом случае основанием для принятия решения министерства об отказе в предоставлении государственной услуги явилось предоставление заявителем недостоверных сведений. Как следует из оспариваемого распоряжения, в заявлении указана фамилия заявителя Киселёв, а в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по указанному в заявлении ОГРНИП фамилия индивидуального предпринимателя Киселев.

Согласно статье 3 Федерального закона от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию, в частности, при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании, выдаваемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации (статья 1 указанного Федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 714 "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" установлено, что Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (по результатам экспертизы), а также правила русской орфографии и пунктуации.

В Правилах русской орфографии и пунктуации (утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР) указано, что буква "ё" пишется в случаях, когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, либо когда необходимо указать произношение малоизвестного слова, а также в специальных текстах (букварях, школьных учебниках русского языка и т.д.).

Согласно Письму Минобрнауки России от 01.10.2012 N ИР-829/08 "О правописании букв "е" и "ё" в официальных документах" на основании Правил русской орфографии и пунктуации (утв. АН СССР, Минвузом СССР, Минпросом РСФСР в 1956 г.) написание букв "е" и "ё" приравнивается. Написание буквы "е" вместо "ё" и наоборот в фамилии, имени и отчестве не искажает данных владельца документов, при условии, что данные, на основании которых можно идентифицировать лицо в таких документах, соответствуют.

При таких обстоятельствах, написание буквы "е" вместо "ё" и наоборот в фамилии, имени и отчестве не искажает владельца документов, при условии, что данные, на основании которых можно идентифицировать лицо в таких документах, соответствуют.

В представленном предпринимателем заявлении на выдачу разрешения его фамилия была написана через букву "ё", а в приложенном к заявлению паспорте, а также  в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - через букву "е".

Суд приходит к выводу, что написание буквы "ё" вместо буквы "е" не свидетельствует о представлении заявителем недостоверных сведений.

В заявлениях о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси указаны данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя (серия, номер, кем и когда выдан), государственный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по указанному в заявлении ОГРНИП фамилия индивидуального предпринимателя Киселев. К указанным заявлениям была приложена копия  документа, удостоверяющего личность заявителя. Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, при приеме документов личность заявителя была установлена, документы  заявителя были приняты министерством. 

Из этого можно сделать вывод, что несовпадение отдельных буквенных элементов слов в части букв «е» и «ё» при написании фамилии физического лица в заявлении с данными документов, приложенных к заявлению, не является безусловным основанием для квалификации таких сведений в качестве недостоверных, не приводит к нарушению действующего законодательства и не может рассматриваться как основание для ограничения или препятствий в реализации прав и свобод человека и гражданина.

Административный орган в данном случае имел возможность установить, что в соответствии с данными документа, удостоверяющего личность, заявителем является Киселев Евгений Константинович.

При таких обстоятельствах министерство необоснованно отказало в выдаче разрешения  на основании вывода о недостоверности представленных заявителем сведений в связи с указанием им в заявлении фамилии «Киселёв».

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным проверенный на соответствие нормам действующего законодательства  ненормативный правовой акт – распоряжение № 299-р от 05.10.2020, принятый министерством транспорта Архангельской области в отношении индивидуального предпринимателя Киселева Евгения Константиновича.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с министерства транспорта Архангельской области в пользу индивидуального предпринимателя Киселева Евгения Константиновича 300 рублей расходов по государственной пошлине.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Киселеву Евгению Константиновичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2700 руб., перечисленную по платежному поручению от 21.10.2020 № 6492.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

И.С. Юринская