ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-13715/20 от 29.09.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

сентября 2021 года

     г. Архангельск

Дело № А05-13715/2020

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года  

Полный текст решения изготовлен сентября 2021 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании 29 сентября 2021 года дело по заявлению муниципального автономного учреждения "Молодёжный Центр" (ОГРН 1112932000543; адрес: 164520, г.Северодвинск, Архангельская область, ул. Первомайская, дом 13А)

к  контрольно-счетной палате муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН 1142932000122; адрес: 164501, г.Северодвинск, Архангельская область, ул.Бойчука, дом 3, офис 411)

о признании недействительным представления в части,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (адрес: 164500, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Плюснина, д.7),

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - директора Клюжник Т.Н.,

установил:

муниципальное автономное учреждение "Молодёжный Центр" (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к контрольно-счетной палате муниципального образования "Северодвинск" (далее – ответчик) о признании недействительным представления №П-17/2020 от 09.09.2020 в части пунктов 1, 2 описательно-мотивировочной части, пункта 2 резолютивной части.

Ответчик с требованием заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву.

Определением суда от 11.05.2021 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А05-12028/2020.

Протокольным определением от 29.09.2021 производство по настоящему делу возобновлено.

Заявитель в судебном заседании 29.09.2021 уточнил заявленное требование, просит признать недействительным пункт 1 описательно-мотивировочной части, пункта 2 резолютивной части в части обязании вернуть в местный бюджет 299551 руб.

Уточнение принято судом.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Плана работы Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Северодвинск» на 2020 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты Северодвинска от 27.12.2019 № 49-п (в редакции от 27.07.2020), проведено контрольное мероприятие «Проверка выделения и использования средств местного бюджета на поддержку деятельности народных дружин в рамках муниципальной программы «Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы» за 2019 год».

Объектами контрольного мероприятия явились Администрация муниципального образования «Северодвинск», муниципальное автономное учреждение «Молодёжный центр».

09.09.2020 в отношении муниципального автономного учреждения «Молодежный центр» внесено представление № П-17/020,  согласно которому заявителю требуется:

1. Рассмотреть информацию об указанных в настоящем представлении нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

2. Принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Вернуть в местный бюджет средства субсидии на иные цели (на поддержку деятельности народных дружин), использованные:

- не в соответствии с целями ее предоставления – в сумме 299551 руб.

- с нарушением муниципального правового акта – в сумме 64160 руб.

3. Принять меры по предупреждению и пресечению нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации - обеспечить соблюдение требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами.

4. Рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности к лицам, допустившим нарушения норм действующего законодательства.

О принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах муниципальное автономное учреждение «Молодежный центр» обязано уведомить в письменной форме с приложением подтверждающих документов Контрольно-счетную палату Северодвинска в течение одного месяца со дня получения представления.

В дальнейшем письмом КСП от 26.02.2021 № 01-04/103 внесены изменения в оспариваемое представление, а именно в пункте 2 мотивировочной части представления и в четвертом абзаце пункта 2 резолютивной части представления цифры «64160» заменены на «8320».

Не согласившись с внесенным представлением в части, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании  следующего.

По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом в  соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в целях обеспечения соблюдения бюджетно­го законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответ­ственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ к полномочиям органов внешнего государственного финансового контроля относится контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета.

Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ).

Как предусмотрено пунктом 3.1 статьи 270.2 БК РФ, представления органов внешнего муниципального финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Законом № 6-ФЗ.

В соответствии с подпунктами 1, 4, 5 пункта 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:    контроль за исполнением местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию.

В соответствии с положениями статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (часть 3).

Оспариваемое представление контрольно-счетной палаты обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку содержит властные указания по устранению выявленных проверкой нарушений, порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к совершению определенных действий, в том числе связанных с его экономической деятельностью, а также затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В ходе проверки КСП установлено, в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ субсидия на иные цели (на поддержку деятельности народных дружин) в сумме 299551 руб. израсходована не в соответствии с целями ее предоставления.

Пунктом 2 итоговой части представления (в редакции письма КСП от 26.02.2021 № 01-04/103) на заявителя возложена обязанность принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Вернуть в местный бюджет средства субсидии на иные цели (на поддержку деятельности народных дружин), использованные: не в соответствии с целями ее предоставления – в сумме 299551 руб.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона № 44-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации и муниципальным нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединения, участвующим в охране общественного порядка создают условия для деятельности народных дружин.

Частью 2 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что органы
местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материального
технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным
дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для
осуществления их деятельности.

Кроме того, частью 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления за счет местного бюджета могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников,

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Решением Совета депутатов Северодвинска от 13.12.2018 №132 «О местном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в рамках муниципальной программы «Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы», утвержденной постановлением Администрации Северодвинска от 31.12.2015 №655-па, предусмотрено предоставление субсидии на иные цели МАУ «Молодежный центр» в сумме 1810500,00 руб.

Постановлением Администрации Северодвинска от 06.08.2017 № 327-па утверждено Положение о мерах поддержки народных дружин Северодвинска и материальном стимулировании членов народных дружин, принимающих участие в охране общественного порядка на территории муниципального образования «Северодвинск» (далее – Положение № 327-па).

В соответствии с пунктом 1.4 Положения № 327-па меры поддержки и стимулирования деятельности народных дружин могут осуществляться в форме приобретения форменной одежды.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Как определено в статье 10 Закон Архангельской области от 26.09.2014 N 171-10-ОЗ "О поддержке граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка на территории Архангельской области", органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов и городских округов Архангельской области вправе оказывать поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка на территориях соответственно поселений, муниципальных округов, городских округов Архангельской области, при осуществлении ими своей деятельности, создавать условия для деятельности народных дружин в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим законом, иными областными законами и муниципальными правовыми актами за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, образцы форменной одежды должны  устанавливаться законом субъекта Российской Федерации, тогда как орган местного самоуправления не обладает полномочиями по установлению меры поддержки народных дружин в виде приобретения форменной одежды без соответствующего установления ее на уровне субъекта Российской Федерации.

Областным законом № 171-10-ОЗ «О поддержке граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка на территории Архангельской области» (статьи 6 и 7) установлены только образцы удостоверения и отличительной символики народного дружинника. Образцы форменной одежды для народных дружинников не установлены.

Таким образом, суд соглашается с ответчиком в том, что Положением № 327-па мера поддержки народных дружин в виде приобретения форменной одежды установлена с нарушением пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 44-ФЗ и Областного закона № 171-10-ОЗ.

Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, МАУ «Молодёжный центр» приобретена одежда для народных дружинников на
сумму 279 551,00 рублей по договорам с ООО «Регионстройснаб», в том числе: № 76 от 19.12.2019 на сумму 99 400,00 рублей (куртки Барс (черный) - 28 штук); № 78 от 23.12.2019 на сумму 96 633,00 рубля (толстовка Helikon Patriot (серый) - 20 штук, бейсболка (серая) - 1 штука); № 79 от 23.12.2019 на сумму 83 518,00 рублей (толстовка Helikon Patriot (серый) - 8 штук, бейсболка (серая) - 27 штук, футболка поло (серая) - 28 штук).

Кроме того, на основании первичных документов КСП установлено, что приобретенная одежда форменной не является. Форменная одежда должна символизировать функцию ее носителя и его принадлежность к организации.

Довод заявителя о том, что предоставление одежды относится в соответствии с пунктом 1.4 Положения № 327-па к мерам материального стимулирования, судом не принимается, поскольку указанным перечнем предусмотрена самостоятельная мера поддержки и стимулирования - закупка форменной одежды. При этом согласно пункту 1.5 Положения №327-па материальное стимулирование народных дружинников осуществляется в форме денежного вознаграждения на условиях и в порядке, определенных настоящим Положением.

Таким образом, вывод ответчика о том, что субсидия на иные цели в сумме 279 551 руб. израсходована Учреждением не в соответствии с целями ее предоставления, является обоснованным, требование заявителя в указанной части удовлетворению не подлежит.

Как установлено КСП, согласно акту № 14 от 30.11.2019, утвержденному директором МАУ «Молодёжный центр», по результатам проведения конкурса на звание «Лучший дружинник - 2019» победителям вручены сувениры на общую сумму 22 150 руб., в том числе приобретенные за счет субсидии на иные цели - 20 000 руб. (7 сувениров).

В соответствии с Положением о конкурсе на звание «Лучший дружинник - 2019» (далее - Положение о конкурсе), утвержденным начальником УОСиМП Администрации Северодвинска 22.11.2019, по итогам конкурса определяются шесть призовых мест: 3 -мужчины, 3 - женщины. Победители награждаются дипломами 1, 2 и 3 степеней. То есть условиями Положения о конкурсе не предусмотрено вручение победителям или участникам призов и сувениров.

Довод заявителя о том, что субсидия на приобретение сувенирной продукции была предоставлена для приобретения ценных подарков (сувениров) для поощрения членов народных дружин, активно участвовавших в деятельности дружин в 2019 году, опровергаются материалами дела. Согласно акту № 14 от 29.11.2019 материальные запасы списаны для награждения участников и победителей конкурса «Лучший дружинник».

Кроме того, указанные заявителем обстоятельства также учитывались при оценке конкурсанта. Так, согласно Положению о конкурсе на звание «Лучший дружинник-2019» оценка конкурсанта проводится по регулярности выходов на дежурство (чел./выходы), участию дружинника в деятельности народных дружин по основным направлениям содействия органам внутренних дел в выполнении функций по охране общественного порядка, количеству поощрений различными видами наград (грамот, благодарственных писем и тп.) и спортивных достижений участника (на основании заявки на участие в конкурсе).

Таким образом, суд находит обоснованным довод КСП о том, что субсидия на иные цели в сумме 20 000 руб. израсходована Учреждением с нарушением условий Положения о конкурсе и не в соответствии с целями ее предоставления. Оснований для удовлетворения требования заявителя в указанной части не имеется.

Таким образом, требование заявителя о признании недействительным представления (в редакции письма от 26.02.2021 № 01-04/103) в части пункта 2 описательно-мотивировочной части и пункта 2 резолютивной части представления в части требования вернуть в местный бюджет средства субсидии на иные цели в сумме 299551 руб. не подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного заявленное требование не  подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.  

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие действующему законодательству ненормативного правового акта – представление Контрольно-счетная палата муниципального образования "Северодвинск" №П-17/2020 от 09.09.2020 (с учетом изменений, внесенных письмом Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Северодвинск" от 26.02.2021 № 01-04/103), внесенное в отношении муниципального автономного учреждения "Молодёжный Центр", в части пункта 1 описательно-мотивировочной части, пункта 2 итоговой  части представления в части требования вернуть в местный бюджет средства субсидии на иные цели в сумме 299551 руб.

Возвратить муниципальному автономному учреждению "Молодёжный Центр" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., перечисленную по платежному поручению от 08.12.2020 № 712.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

И.С. Юринская