Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Архангельск Дело № АО5-13774/2006-22
15 февраля 2007 года
Арбитражный суд Архангельской области
в составе: судьи Хромцова В.Н., ведущего протокол судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия учреждения УГ-42/14 ГУИН Минюста России по УИН Архангельской области
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
о признании недействительным ненормативного акта – письма от 24.05.2006г. № 10-53/19713
при участии в заседании представителей:
от заявителя – Моисеева Т.А. (доверенность 09.02.2007г.), Тарбакова Н.В. (доверенность от 01.12.2006г).
от ответчика – Елисеев К.Н. (доверенность от 10.10.2006г.).
Установил:
Государственное унитарное предприятие учреждения УГ-42/14 ГУИН Минюста России по УИН Архангельской области (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным, вынесенного Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган) ненормативного акта - письма от 24.05.2006 г. № 10-53/19713 об отказе в списании текущей задолженности на основании Постановления Правительства РФ № 660 от 07.11.2005 г.
Как следует из материалов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней» на основании заявления Предприятия налоговым органом принято решение от 29.12.2005г. о списании задолженности в общей сумме 12 258 071 руб. 36 коп., в том числе: задолженности по налогам и сборам в сумме 6 488 555 руб. 10 коп., а также пеней и штрафов в сумме 5 769 516 руб. 26 коп.
25 апреля 2006 года Предприятие обратилось в налоговый орган с заявлением о списании задолженности по начисленным платежам за 4 квартал 2005 года в общей сумме 480 306 руб. 91 коп., в том числе: 466 443 руб. задолженности по налогам и сборам, а также пеней и штрафов в сумме 13 863 руб. 91 коп.
Письмом от 24.05.2006г. № 10-53/19713 налоговый орган отказал Предприятию в списании указанной задолженности, указав, что Постановлениями Правительства РФ № 660 от 07.11.2005г. и № 980 от 30.12.2005г. списание вновь образовавшейся текущей задолженности не предусмотрено.
Считая данный отказ не основанным на законе, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заслушав представителей сторон и изучив представленные материалы, суд считает требования Предприятия обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что Предприятие входит в уголовно-исполнительную систему в силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1).
В соответствии со статьей 7 Закона № 5473-1 в интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду, территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими. Согласно статье 19 названного Закона предприятия учреждений, исполняющих наказания, предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности как структурные подразделения этих учреждения или объединения учреждений. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий учреждений, исполняющих наказания, распоряжение их имуществом осуществляются федеральным органом уголовно-исполнительной системы и его территориальными органами.
В силу статьи 11 Закона № 5473-1 имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Статьей 125 Федерального закона от 03.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» (далее – Закон № 173-ФЗ) установлено, что в связи с реформированием федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые мастерские, имеющие статус подразделений указанных учреждений, Правительство Российской Федерации вправе в 2005 году по отдельным решениям списывать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени, образовавшиеся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств этих предприятий на нужды учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В целях реализации статьи 125 Закона № 173-ФЗ, Правительство Российской Федерации Постановлением от 07.11.2005 № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней» утвердило Перечень федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, задолженность которых по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленные на нее пени подлежат списанию (далее - Перечень) и Правила списания задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - Правила).
Установлено, что Предприятие указано в названном Перечне под номером 174.
Статьей 122 Федерального закона от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» установлено, что в 2006 году списание задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также задолженности по штрафам и пеням, образовавшейся в связи с отвлечением в 1993-2001 годах средств указанных предприятий на нужды учреждений уголовно-исполнительной системы продолжается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в 2005 году.
В пункте 1 Правил указано, что названные Правила определяют порядок и условия списания с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - предприятия уголовно-исполнительной системы), задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленных на нее пеней (далее - задолженность). Согласно пункту 2 Правил задолженность включает в себя всю задолженность предприятий уголовно-исполнительной системы по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды (в том числе задолженность, срок погашения которой был изменен путем предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, задолженность, приостановленную к взысканию, и реструктурированную задолженность), а также начисленные пени и штрафы.
Пунктом 5 Правил установлено, что размер задолженности, подлежащей списанию (без учета задолженности по пеням и штрафам), не должен превышать размер средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений. Пени и штрафы, начисленные на задолженность в указанном размере на дату оформления решения о списании задолженности, подлежат списанию.
Из материалов дела следует, что неиспользованный остаток задолженности, подлежащей списанию (без учета задолженности по пеням и штрафам) составляет у Предприятия 5 936 700 руб.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 6 Правил в случае если после оформления решения о списании задолженности возникла необходимость изменения размера задолженности, налоговый орган либо исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан внести в указанное решение соответствующие изменения в пределах размера средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений, и сообщить об этом соответствующему территориальному органу Федеральной службы исполнения наказаний.
Вместе с тем, указанными Правилами не определен перечень случаев для внесения изменений в решение о списании задолженности.
По мнению суда, названные Правила в рассматриваемой ситуации не исключают внесение изменений в ранее принятое решение, связанных с начислением и неуплатой Предприятием платежей за 4 квартал 2005 года при наличии достаточного остатка для их списания в порядке и на условиях, предусмотренных вышеперечисленными нормативными правовыми актами. Следует учитывать и то обстоятельство, что в Правилах закреплена именно обязанность налогового органа по внесению соответствующих изменений в решение о списании.
Нельзя признать обоснованным и довод налогового органа о том, что поскольку обязанность уплаты спорных платежей возникла у Предприятия в 2006 году, то есть на дату принятия решения (29.12.2005г.) обязанность по их уплате у Предприятия не возникла, то их следует расценивать как вновь образовавшуюся текущую задолженность.
В силу норм Налогового кодекса Российской Федерации датой возникновения обязанности по уплате налога (сбора) является дата окончания налогового периода, а не наступление последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Данная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. № 25 .
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 112, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать недействительным, вынесенный Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении государственного унитарного предприятия учреждения УГ-42/14 ГУИН Минюста России по УИН Архангельской области ненормативный правовой акт – письмо от 24.05.2006г. № 10-53/19713 об отказе в списании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам за 4 квартал 2005 года в сумме 480 306 руб. 91 коп. на основании Постановления Правительства РФ № 660 от 07.11.2005г.
Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в десятидневный срок со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов государственного унитарного предприятия учреждения УГ-42/14 ГУИН Минюста России по УИН Архангельской области путем совершения действий, направленных на списание предприятию задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам за 4 квартал 2005 года в сумме 480 306 руб. 91 коп.
Возвратить государственному унитарному предприятию учреждения УГ-42/14 ГУИН Минюста России по УИН Архангельской области из федерального бюджета 11 106 руб. 12 коп. уплаченной по заявлению государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, путем подачи жалобы в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья: В.Н.Хромцов