АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
21 апреля 2011 года
г. Архангельск
Дело № А05-13776/2010
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2011 года
Решение в полном объёме изготовлено 21 апреля 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом – Архангельск» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ответчикам:
1. Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
2. Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
3. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
с участием третьих лиц:
1. общества с ограниченной ответственностью «Расчётно-информационный центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
2. муниципального учреждения «Информационно-расчётный центр»
о взыскании 6 904 009 руб. 01 коп.
при участии в заседании представителей:
истца - ФИО1,
1 ответчика - ФИО2,
2 и 3 ответчика – не явились, о судебном заседании извещены,
третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Расчётно-информационный центр» – ФИО3;
третьего лица муниципального учреждения «Информационно-расчётный центр» - не явился, о судебном заседании извещён.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.
Суд установил следующее:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом – Архангельск» (далее – истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ответчикам – государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску» (далее – 1 ответчик, Отделение соцзащиты), Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (далее – 2 ответчик, Архангельская область) о взыскании недополученных денежных средств в размере 6 904 009 руб. 01 коп. возмещения расходов, понесённых в связи с предоставлением скидок по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов за январь-апрель 2010 года.
В качестве ответчика к участию в деле привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Общество в исковом заявлении в обоснование иска указывает на то, что недополученное возмещение расходов возникло вследствие бухгалтерской ошибки. Общество ссылается на то, что в проверяемом периоде не являлось плательщиком НДС, поскольку с 01.01.2010 находится на упрощённой системе налогообложения.
Представитель истца в судебном заседании предъявленные требования поддержал, просит взыскать возмещение расходов с надлежащего ответчика.
Представитель ответчика - государственного учреждения «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» - в судебном заседании полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что с 01.05.2010 на основании Областного закона от 15.02.2010 №135-10-ОЗ скидки по оплате заменены на ежемесячные денежные выплаты лицам, имеющим право на льготы, по окончании 2010 финансового года денежные средства ответчику на цели возмещения расходов по предоставление скидок гражданам, имеющим льготы, не поступали, сумма НДС не подлежит возмещению из бюджета.
Ответчик - Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области – с заявленными требования не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик – Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации – отзыва на заявление в суд не представил.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом – Архангельск» зарегистрировано в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
Иск общества подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Проанализировав представленные в дело доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к выводу о том, что требования общества обоснованны и полежат удовлетворению со второго и третьего ответчиков.
Установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу.
Между обществом и ГУ «Управление социальной защиты населения по г.Архангельску заключены договора:
- №177-ФЗ от 05.02.2009 на перечисление денежных средств в целях возмещения расходов за предоставленные скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов;
- №177-ОЗ от 05.02.2009 на перечисление денежных средств в целях возмещения расходов за предоставленные скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, согласно Областному закону от 10.11.2004 №262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» (приложение №1 и №2).
В период с января по апрель 2010 года общество, являясь управляющей компанией, оказывало услуги гражданам, проживающим в многоквартирных домах, по ремонту и содержанию жилфонда, предоставляло скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг льготным категориям населения.
Начисление жилищных услуг на основании агентского договора №762.09 о начислении и приёме платы за содержание и ремонт жилого помещения от населения от 29.12.2009 производило ООО «Расчётно-информационный центр» (третье лицо).
Начисление услуг по отоплению и горячему водоснабжению на основании агентского договора производило МУ «Информационно-расчётный центр» (третье лицо).
Общество указывает на то, что в отношении услуг по отоплению и горячему водоснабжению возмещение сумм скидок произведено полностью.
В то же время в отношении жилищных услуг (содержание и ремонт жилых помещений, теплоснабжение) при формировании отчётов о предоставленных льготах по ряду категорий населения, имеющего право на льготы (ветераны войны, инвалиды, пострадавшие от радиации на Чернобыльской АЭС, ветераны труда России и Архангельской области, реабилитированные) допущена бухгалтерская ошибка, в результате которой сумма, предъявленная к возмещению, бухгалтером агента необоснованно уменьшена на 18% при отсутствии оснований для уменьшения. Бухгалтер, ошибочно полагая, что исключает из суммы возмещения (45259614 руб. 57 коп) сумму НДС без учёта пп.29-30 п.3 ст.149 Налогового кодекса Российской Федерации, расчётным путём исключила 18% (6904009 руб. 01 коп.) из суммы предоставленных скидок по оплате жилищных услуг в многоквартирных домах, выполняемых Управляющей организацией, в результате возмещено по данным категориям населения, имеющим льготы сумма 38 355 605 руб. 55 коп. Кроме того, общество обращает внимание на то, что не является плательщиком НДС, поскольку находится на упрощённой системе налогообложения и при оказании собственных услуг сумму НДС не включает в цену услуг.
Факт ошибки бухгалтера подтвердил в судебных заседаниях руководитель агента – ООО «Расчётно-информационный центр» - генеральный директор ФИО3 Кроме того, заявителем представлено письмо №03/1 от 09.03.2011 ООО «Аудиторская фирма «Аудит-Гарант» на запрос ООО «Управляющая компания «Наш дом – Архангельск», в котором также сделан вывод о допущенных при определении сумм льгот в январе-апреле 2010 года счётных арифметических ошибках, поскольку услуги оказаны населению в этом периоде без начисления НДС и у управляющей компании отсутствовала обязанность уменьшать общую сумму предоставленных льгот на сумму НДС.
В период с января по апрель 2010 года общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом – Архангельск» предоставляло скидки при оплате жилья и предоставлении коммунальных услуг льготным категориям населения (ветераны войны, инвалиды, пострадавшие от радиации на Чернобыльской АЭС) на основании Федеральных законов: п.10 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Федеральный закон о ветеранах); ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон об инвалидах); Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Федеральный закон о защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию).
Кроме того, предоставлены скидки при оплате жилья и предоставлении коммунальных услуг льготным категориям населения (ветераны труда России и Архангельской области, реабилитированные) на основании Областных законов: ст.3 Закона Архангельской области от 10.11.2004 N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" (далее - Областной закон о ветеранах труда), Федерального закона о ветеранах.
Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона о социальной защите инвалидов в редакции от 23.10.2003 предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов в названной редакции предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 № 536.
Согласно статье 10 Федерального закона "О ветеранах" осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьями 14 - 19 и 21 названного Закона установлены льготы в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей, совместно с ними проживающими, а также в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 названного Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Ответчик – ГУ «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску», заключая с обществом договора №177-ФЗ и №177-ОЗ от 05.02.2009, действовало по вопросам перечисления денежных средств в целях возмещения расходов на предоставление скидок (льгот) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в интересах публичных образований и в пределах объёма средств областного бюджета, поступивших на эти цели на лицевой счёт учреждения. В связи с тем, что на момент рассмотрения спора договорные отношения с учреждением у общества прекратились, денежные средства в 2011 году на цели возмещения льгот на счёт учреждения не выделяются, суд полагает, что данный ответчик не несёт перед обществом материально-правовой ответственности по данному иску.
Надлежащими ответчиками по настоящему делу являются публичные образования, за счёт казны которых в соответствии с федеральными и областными законами производится возмещение льгот - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленного требования истцом представлены: отчёты о предоставленных льготах за период с января по апрель 2010 года, акты сверки между ООО «Управляющая компания «Наш дом - Архангельск» и ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» за этот период, списки-реестры граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и граждан, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», граждан подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Проанализировав представленные истцом доказательства, суд пришёл к выводу о доказанности истцом предъявленных к взысканию убытков по праву и по размеру.
Право граждан на льготу по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома подтверждено надлежащими доказательствами. Между сторонами отсутствует спор в отношении достоверности представленных списков граждан, имеющих льготу в каждом месяце спорного периода, заверенные ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску».
По сообщению истца, ранее управление соцзащиты населения отказывалось возмещать расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья в полном объеме, требуя уменьшить размер тарифа (платы) на 18 процентов, ошибочно считая их НДС. При таких обстоятельствах, при определении суммы расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья, работниками третьего лица - ООО «Расчётно-информационный центр» - расчётная сумма была расчётным путём уменьшена на 18%, то есть на сумму НДС.
Управлением соцзащиты населения представленные отчетные документы были приняты к расчету.
Суд установил, что истец применяет упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому не является плательщиком НДС, соответственно, уменьшение компенсируемых ему расходов на 18 процентов неправомерно.
Правоотношения сторон, связанные с возмещением расходов, регулируются гражданским законодательством.
Положений, ограничивающих включение НДС в расчет понесенных расходов, действующее гражданское законодательство не содержит. Компенсация расходов, возникших у организаций в результате реализации товаров (работ, услуг) отдельным категориям граждан на льготных условиях, в меньшем размере законом также не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку в плату за жилое помещение и коммунальные услуги обществом, применяющим упрощенную систему налогообложения, НДС не включен.
Мотивированное решение изложено с учётом определения суда от 21.04.2011 об исправлении арифметической ошибки в резолютивной части решения суда от 14.04.2011.
Удовлетворяя исковое требование в сумме 3 610 507 руб. 51 коп. за счет казны Российской Федерации, суд руководствуется федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О федеральном бюджете на 2010 год"; Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации; постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23. Судом установлено, что по данным категориям населения, имеющим право на льготы по оплате тепловой энергии, содержания и ремонта жилья, за период с января по апрель 2010 года, обществу следовало возместить 23 668 882 руб. 52 коп., возмещено из бюджета за счёт казны Российской Федерации 20 058 375 руб. 01 коп., 18% от этой суммы составляет 3 610 507 руб. 51 коп. Занижение суммы возмещения произошло вследствие ошибки при расчёте.
Удовлетворяя исковое требование в сумме 3 293 501 руб. 50 коп. за счет казны Архангельской области, суд руководствуется Областным законом от 10.11.2004 №262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан», Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». Судом установлено, что по данным категориям населения, имеющим право на льготы по оплате тепловой энергии, содержания и ремонта жилья, за период с января по апрель 2010 года, обществу следовало возместить 21 590 732 руб. 04 коп., возмещено из бюджета за счёт казны Архангельской области 18 297 230 руб. 54 коп., 18% от этой суммы составляет 3 293 501 руб. 50 коп. Занижение суммы возмещения произошло вследствие ошибки при расчёте.
С учетом вышеизложенного, иск подлежит удовлетворению с полном объёме за счёт казны Российской Федерации и казны Архангельской области соответственно.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчиков. Освобождение ответчиков от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом – Архангельск» 3 610 507 руб. 51 коп. в возмещение расходов по предоставлению льгот населению, а также в возмещение расходов по государственной пошлине 30 080 руб. 57 коп.
Взыскать с Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области за счёт казны Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом – Архангельск» 3 293 501 руб. 50 коп. в возмещение расходов по предоставлению льгот населению, а также в возмещение расходов по государственной пошлине 27 439 руб. 47 коп.
В удовлетворении иска к государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску» отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова