АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13 марта 2012 года
г. Архангельск
Дело № А05-13809/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 года
Решение в полном объёме изготовлено 13 марта 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Заляжных Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального образовательного учреждения "Едемская основная общеобразовательная школа" (ОГРН <***>; место нахождения: 165235, Архангельская область, п.Едьма Устьянского района, пер.Школьный, дом 1)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>)
о признании невозможной к взысканию недоимки по налогам и взносам в сумме 37570 руб., задолженности по пеням в сумме 54859 руб. 32 коп., о признании незаконными действий,
при участии в предварительном судебном заседании представителей сторон:
от заявителя - не явились (извещен 28.01.2012);
от ответчика - не явились (извещен 26.01.2012),
установил:
Муниципальное образовательное учреждение "Едемская основная общеобразовательная школа" (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, инспекция) о признании невозможной к взысканию недоимки по налогам и взносам в сумме 37570 руб., в том числе: недоимка в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2004 года по 01.01.2009 в сумме 32709 руб.; недоимка, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2004 года по 01.01.2009 сумме 4861 руб.; задолженности по пеням в сумме 68892 руб. 38 коп., в том числе по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по 01.01.2009 в сумме 03 руб. 19 коп., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты по 01.01.2009 в сумме 78 руб. 27 коп., по налогу на прибыль зачисляемому в бюджеты субъектов РФ по состоянию на 01.01.2009 в сумме 745 руб. 61 коп., по недоимке по взносам в ФФОМС с 2004 по 01.01.2009 в сумме 3864 руб. 25 коп., по недоимке по взносам в Пенсионный фонд РФ с 2004 по 01.01.2009 в сумме 30954руб. 92 коп., по недоимке по взносам в ТФОМС с 2004 по 01.01.2009 в сумме 10314 руб. 42 коп., по недоимке по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ с 2004 по 01.01.2009 в сумме 1532 руб. 14 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет по 01.01.2009 в сумме 17340 руб. 08 коп., по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС по 01.01.2009 в сумме 178 руб. 27 коп., по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС по 01.01.2009 в сумме 3881 руб. 23 коп.; о признании незаконными, как несоответствующими Налоговому Кодексу РФ, действий инспекции, выразившихся в предоставлении недостоверной (неполной) информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящимся за Управлением образования администрацией МО «Устьянский муниципальный район» в Справке № 1906 от 31.10.2011 года без указания (отметки) об утрате возможности взыскания в принудительном порядке с Управления образования администрации МО «Устьянский муниципальный район» в связи с истечением установленного срока взыскания указанных выше недоимки по налогам, взносам и пени.
К судебному заседанию учреждение представило уточнение заявленных требований, просит:
1. Признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу утратившей возможность взыскания недоимки по налогам и взносам в сумме 37570 руб. в том числе недоимка, пени и штрафы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4861 руб. 00 коп., недоимка, пени и штрафы в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 32709 руб. 00 коп.; задолженности по пеням в сумме 54859 руб. 32 коп., в том числе: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 112 руб. 27 коп., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в сумме 745 руб. 61 коп., по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 3 руб. 53 коп., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты в сумме 78 руб. 27 коп., по недоимке, пени и штрафу по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 30954 руб. 92 коп., по недоимке, пени и штрафам по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ в сумме 1565 руб. 14 коп., по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС в сумме 178 руб. 27 коп., по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС в сумме 3881 руб. 23 коп., по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 17340 руб. 08 коп., в связи с истечением установленного срока их взыскания.
2. Признать незаконными, как несоответствующими Налоговому Кодексу РФ, действия инспекции, выразившиеся в предоставлении недостоверной (неполной) информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящимся за Муниципальным образовательным учреждением "Едемская основная общеобразовательная школа" в Справке № 1997 от 01.01.2009 без указания (отметки) об утрате возможности взыскания в принудительном порядке с Муниципального образовательного учреждения "Едемская основная общеобразовательная школа" вышеуказанных сумм налогов, взносов и пени.
3. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу выдать муниципальному образовательному учреждению "Едемская основная общеобразовательная школа" справку, содержащую информацию о невозможности взыскания в принудительном порядке указанной задолженности в связи с пропуском установленного для взыскания срока.
Уточнение заявленного требования принято судом согласно ст.49 АПК РФ.
Стороны извещены судом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание представителей не направили.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Заявитель просит суд признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу утратившей возможность взыскания вышеуказанных сумм недоимки по налогам, взносам и пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания; признать незаконными, как несоответствующими Налоговому Кодексу РФ, действия инспекции, выразившиеся в предоставлении недостоверной (неполной) информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящимся за муниципальным образовательным учреждением "Едемская основная общеобразовательная школа" в справке № 1997 от 01.01.2009 без указания (отметки) об утрате возможности взыскания в принудительном порядке с муниципального образовательного учреждения "Едемская основная общеобразовательная школа" вышеуказанных сумм недоимки по налогам и пеням; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу выдать муниципальному образовательному учреждению "Едемская основная общеобразовательная школа" справку, содержащую информацию о невозможности взыскания в принудительном порядке указанной задолженности в связи с пропуском установленного для взыскания срока.
В отзыве налоговая инспекция указала следующее:
- задолженность по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в размере 745.61 руб., образовалась по состоянию на 01.07.2007 по налоговым обязательствам, не исполненным своевременно в 2004-2007гг.; по расчету сумма пени составляет 2091.21 руб. (минус уплата пени 732.18руб., 35.88 руб., 739.27 руб. и плюс недоимка по пени по состоянию на 01.01.2004г. в размере 161.73 руб.); итого сумма пени, согласно справке № 1997 составляет 745.61 руб.; в судебном порядке суммы недоимки не взыскивались;
- задолженность по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в Федеральный бюджет в размере 112.27 руб., образовалась по состоянию на 01.07.2007 по налоговым обязательствам, не исполненным своевременно в 2004-2007гг.; по расчету сумма пени составляет 1022.54 руб. (минус уплата пени в размере 3.68 руб., 15.33 руб., 2.82 руб., 310.05 руб. и зачтено из переплаты по другому налогу 15.72 руб., 623.40 руб.; плюс задолженность по пени по состоянию на 01.01.2004г. в размере 60.64 руб.); итого сумма пени, согласно справке № 1997 составляет 112.27 руб.; в судебном порядке суммы недоимки не взыскивались;
- задолженность по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты в размере 78.27 руб., образовалась по состоянию на 01.09.2004 по налоговым обязательствам, не исполненным своевременно в 2004 году; по расчету сумма пени составляет 61.56 руб. (плюс задолженность по состоянию на 01.01.2004г. в размере 16.70 руб.); итого сумма пени, согласно справке № 1997 составляет 78.27 руб.; меры по принудительному взысканию недоимки не производились;
- задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 941.39 руб., образовалась по состоянию на 01.08.2007 по налоговым обязательствам, не исполненным своевременно в 2004-2007 годах; по расчету, приложенному к заявлению, сумма пени составляет 3435.38руб. (плюс пени на задолженность по состоянию на 01.01.2004г. в размере 1158.93 руб. и минус уплата, произведенная до 01.01.2009 в суммах 35.56 руб., 3605.71 руб., 3.88 руб., 7.84 руб.); итого сумма пени, согласно справке № 1997 составляет 941.39 руб.; в судебном порядке суммы недоимки не взыскивались;
- задолженность по пени по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 30954.92 руб., образовалась по состоянию на 01.03.2008 по налоговым обязательствам, не исполненным своевременно в 2006-2007гг.; по расчету сумма пени составляет 188.43 руб. (плюс задолженность по состоянию на 01.01.2004г. в размере 30766.51 руб.); итого сумма пени, согласно справке № 1997 составляет 30954.92 руб.; возможности подтвердить документально недоимку, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ (в виде деклараций, мер по бесспорному взысканию сбора) у инспекции не имеется, по причине истечения номенклатурных сроков для хранения данных документов; меры по принудительному взысканию недоимки не производились; в соответствии со статьей 288 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, утвержденного приказом МНС России от 21.04.2002 года № САЭ-3-18/297, срок хранения указанных документов является 5 лет; на основании ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", регулирующего порядок взыскания Пенсионным фондом Российской Федерации недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. (включительно), указанная недоимка (задолженность), взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 23 Федерального закона; Правительством Российской Федерации принято постановление от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам", согласно которому решение о признании безнадежной к взысканию и списании указанных недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации; лицевой счет, который ведется налоговым органом, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов; отражение (неотражение) в лицевом счете налоговых платежей не ущемляет прав налогоплательщика, указанная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2005 N 16507/04; лицевой счет - это внутриведомственная учетная система налоговых платежей, которая сама по себе не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика, и не содержит необходимых данных для проверки обоснованности начисления пеней в размере, указанном налоговым органом;
- задолженность по пени по единому налогу на вмененный доход в размере 3.53 руб. образовалась по состоянию на 01.02.2008 по налоговым обязательствам, не исполненным своевременно с 2007-2008 годов; в настоящее время сумма пени составляет 3.18 руб. (01.11.2010г. сумма пени уменьшена на 0.34 руб.); сумма пени, согласно справке № 1997 по состоянию на 01.01.2009г. составляла 3.53 руб.; в судебном порядке суммы недоимки не взыскивались;
- задолженность по взносам в ФФОМС в размере 4861.00 руб. руб., образовалась по состоянию на 01.01.2004 по налоговым обязательствам, не исполненным своевременно в 2003-2004гг.; задолженность по пени в размере 2323.71 руб., сформировалась следующим образом: задолженность по налогу в размере 4861.00 руб. не погашена, соответственно, па неуплаченную сумму налога по настоящее время начисляются пени; по состоянию па 01.01.2009г. согласно справке № 1997 сумма пени составляет 2323.71 руб.; возможности подтвердить документально недоимку, пени и штрафы по взносам в ФФОМС (в виде деклараций, мер по бесспорному взысканию сбора) у инспекции не имеется, по причине истечения номенклатурных сроков для хранения данных документов;
- задолженность по взносам в ТФОМС в размере 32709.00 руб. руб., образовалась по состоянию па 01.01.2004 года по налоговым обязательствам не исполненным своевременно в 2003-2004г.; возможности подтвердить документально недоимку, пени и штрафы по взносам в ТФОМС (в виде деклараций, мер по бесспорному взысканию сбора) у инспекции не имеется, по причине истечения номенклатурных сроков для хранения данных документов; меры по принудительному взысканию недоимки не производились;
- задолженность по пени по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ в размере 1565.14 руб., образовалась по состоянию на 01.08.2008 по налоговым обязательствам, не исполненным своевременно в 2004 году; по расчету сумма пени составляет 2.72 руб. (плюс задолженность по пени по состоянию на 01.01.2004г. в размере 1529.41 руб. и плюс восстановленная сумма пени по возврату отсрочки 31.03.2005г. в размере 33.00 руб.); итого сумма пени, согласно справке № 1997 составляет 1565.14 руб.; возможности подтвердить документально недоимку, пени и штрафы по взносам в ГФ занятости населения РФ (в виде деклараций, мер по бесспорному взысканию сбора) у инспекции не имеется, по причине истечения номенклатурных сроков для хранения данных документов; меры по принудительному взысканию недоимки не производились;
- задолженность по пени единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, в размере 17340.08 руб., образовалась по состоянию на 01.12.2008 по налоговым обязательствам, не исполненным своевременно в 2002-2008 годах; по расчету, приложенному к заявлению, сумма пени составляет 19732.47 руб.(минус уплата пени в размере 1569.44 руб., 1246.79 руб., 5058.30 руб., плюс задолженность по пени по состоянию на 01.01.2004г. в размере 5482.11 руб.); итого сумма пени, согласно справке № 1997 составляет 17340.08 руб.; в судебном порядке суммы недоимки не взыскивались;
- задолженность по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в размере 178.27 руб., образовалась по состоянию на 01.08.2008 по налоговым обязательствам, не исполненным своевременно в 2002-2008 годах; по расчету сумма пени составляет 80.76 руб.(плюс задолженность по пени по состоянию на 01.01.2004г. в размере 149.39 руб. и минус уплата пени 49.84 руб. и 2.06 руб.); итого сумма пени, согласно справке № 1997 составляет 178.27 руб.; в судебном порядке суммы недоимки не взыскивались;
- задолженность по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС в размере 3881.23 руб., образовалась по состоянию на 01.03.2008 по налоговым обязательствам, не исполненным своевременно в 2002-2008 годах; по расчету, приложенному к заявлению, сумма пени составляет 2115.96 руб. (плюс задолженность по пени по состоянию на 01.01.2004г. в размере 2472.56 руб. и минус уплата пени 93.67 руб., 137.02 руб. и 476.62 руб.); итого сумма пени, согласно справке № 1997 составляет 3881.23 руб.; в судебном порядке суммы недоимки не взыскивались.
В отзыве налоговая инспекция указала, что налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, и несут обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 3 1 и пункт 2 статьи 32 Кодекса); должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 НК РФ); должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам, сборам, пеням и штрафам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы; порядок списания недоимки и задолженности но пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, установлен статьей 59 НК РФ ( пунктом 1 статьи определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности но пеням и штрафам); в соответствии с пп.4 п.1 ст. 59 НК РФ одним из оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, безнадежными к взысканию является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанно недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания; налоговые органы не могут произвольно признавать долги по налогам, сборам, пеням и штрафам нереальными к взысканию и исключать из лицевого счета налогоплательщика соответствующие суммы без имеющихся на то правовых оснований.
Суд пришёл к выводу, что требование заявителя обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании действий (бездействия) государственного органа недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствие таких действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 3 и подпунктам 1, 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по налогам, которые они обязаны уплачивать. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно части 2 статьи 57, части 3 статьи 75 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени, начисляемые за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряет направление налоговым органом требования об уплате налога. В связи с этим статьями 69 – 70 НК РФ определён порядок оформления и направления такого требования.
На основании статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признаётся письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
При этом согласно статье 70 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2007) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путём взыскания налога за счёт иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счёт иного имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьёй 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 НК РФ).
При этом статья 47 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счёт иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
В пункте 2 статьи 48 НК РФ установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц – шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьёй 70 НК РФ.
Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 2 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок, при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц следует руководствоваться соответствующим положением этого пункта. Следовательно, в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.
Таким образом, возможность взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам в судебном порядке ограничена шестимесячным сроком, исчисляемым со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности в бесспорном порядке. С учётом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного. В случае, если пресекательный срок взыскания задолженности по налогу нарушен, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате, так как их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации. Соблюдение сроков направления требования является гарантией прав налогоплательщика при осуществлении налоговым органом бесспорного взыскания налогов и пеней.
Истечение указанных сроков влечёт утрату возможности взыскания налогов, пени, штрафов. В ходе судебного разбирательства суд установил, что вышеуказанные суммы задолженности не могут быть предъявлены заявителю ко взысканию в связи с истечением совокупного срока, установленного для их взыскания, предусмотренного ст.70, 46, 48 НК РФ, поскольку вся задолженность по налогам, сборам возникла с 01.01.2002 по 01.01.2008г., а пени начислены именно на такую задолженность прошлых лет.
Следовательно, по данному делу спор касается вопроса обоснованности включения налоговым органом в справку о состоянии расчётов по налогам и сборам числящейся за заявителем задолженности по налогам, пеням, штрафу, возможность взыскания которой утрачена, как во внесудебном, так и в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Форма справки № 39-1 о состоянии расчётов по налогам, сборам и взносам утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчётов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».
Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчётов по налогам, сборам и взносам по форме № 39-1 (приложение 7 к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@) справка о состоянии расчётов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учёта (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Следовательно, содержание справки о состоянии расчётов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика, а действия налогового органа, выразившиеся в выдаче справки по форме № 39-1 с указанием в ней задолженности, не соответствующей действительности, являются незаконными.
Поскольку действующим законодательством о налогах и сборах не закреплены требования, предъявляемые к справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, Инспекция в целях обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика обязана отражать в ней его реальную обязанность по налоговым расчетам, в том числе указывать суммы, по которым утрачена возможность принудительного взыскания.
В определении от 15.12.2011 суд запрашивал у ответчика копии документов, подтверждающих образование всех спорных сумм налогов и пеней, указанных в справке № 1997.
Ответчик в полном объеме таких документов суду не представил.
Судом установлено и Инспекцией не отрицается, что налоговым органом утрачена возможность взыскания с заявителя спорных сумм налогов, взносов и пеней. Доказательств принятия мер по взысканию данных сумм задолженности налоговым органом не представлено, установленный законом срок для её взыскания истек. Однако в справке информация об утрате возможности взыскания задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в указанном выше размере отсутствует.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчётов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности её взыскания, что соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09.
Следовательно, включение в справку № 1997 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 января 2009 года вышеуказанной задолженности заявителя, взыскание которой невозможно, без ссылки на пропуск Инспекцией срока для их взыскания, нарушает его права, в частности, затрагивает право предприятия на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, действия Инспекции по выдаче справки без указания информации о том, что Инспекцией утрачена возможность взыскания данной задолженности, подлежат признанию незаконными.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадёжными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
С учётом того, что в отношении указанных выше спорных сумм задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам налоговым органом пропущен установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок их взыскания как в досудебном, так и в судебном порядке, суд признаёт данную задолженность невозможной к взысканию в принудительном порядке.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать невозможной к взысканию в связи с утратой Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу права на взыскание с муниципального образовательного учреждением "Едемская основная общеобразовательная школа" (ОГРН <***>) по причине истечения установленного срока взыскания следующей задолженности:
- недоимки по налогам и взносам в сумме 37570 руб. в том числе по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4861 руб.; по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 32709 руб.;
- задолженности по пеням в сумме 54859 руб. 32 коп., в том числе: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 112 руб. 27 коп.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в сумме 745 руб. 61 коп.; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 3 руб. 53 коп.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты в сумме 78 руб. 27 коп.; по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 30954 руб. 92 коп.; по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ в сумме 1565 руб. 14 коп.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 178 руб. 27 коп.; по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3881 руб. 23 коп.; по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 17340 руб. 08 коп.
Признать незаконными, несоответствующими Налоговому Кодексу РФ, действия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации по вышеуказанной задолженности по налогам, сборам и пеням, числящейся за муниципальным образовательным учреждением "Едемская основная общеобразовательная школа" в Справке № 1997 от 01.01.2009 без указания об утрате возможности взыскания вышеуказанной задолженности в принудительном порядке.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, выдав Муниципальному образовательному учреждению "Едемская основная общеобразовательная школа" справку, содержащую информацию о невозможности взыскания в принудительном порядке вышеуказанной задолженности в связи с пропуском установленного для взыскания срока.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>) в пользу Муниципального образовательного учреждения "Едемская основная общеобразовательная школа" (ОГРН <***>; место нахождения: 165235, Архангельская область, п.Едьма Устьянского района, пер.Школьный, дом 1) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.Н. Шадрина