АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13 марта 2018 года
г. Архангельск
Дело № А05-13815/2017
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 марта 2018 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бутусовой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пермитиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.02.2018 и 02.03.2018 (с объявлением перерыва в судебном заседании) дело по иску
муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163002, <...>)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163069, <...>)
о взыскании 1 159 800 руб. 59 коп.
при участии в судебном заседании представителя истца ФИО1 (доверенность от 09.01.2018), представителя ответчика ФИО2 (доверенность от 09.01.2018),
у с т а н о в и л:
муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» (далее – истец, Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее – ответчик, Управление) о взыскании 1 159 800 руб. 59 коп. долга по счетам № ВК-СПВ77 от 04.05.2017 и № ВК-СПВ78 от 04.05.2017, выставленным к оплате за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения на основании акта № 049916/Ю от 23.05.2016.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении иска просил отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав объяснения представителей сторон, оценив доводы истца и возражения ответчика, изучив письменные материалы дела и иные доказательства по делу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Водоканал осуществляет холодное водоснабжение и оказывает услуги водоотведения на территории муниципального образования «Город Архангельск».
28.03.2016 межу Водоканалом и Управлением заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 2-24.2/72, по условия которого организация водопроводно-канализационного хозяйства (Водоканал) обязалась подавать государственному заказчику (Управлению) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а также осуществлять прием сточных вод государственного заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. В свою очередь государственный заказчик (Управление) обязался оплачивать холодную (питьевую) воду и услуги водоотведения.
В качестве приложений №№ 1 и 2 к договору между сторонами подписаны акт разграничения балансовой принадлежности и акт разграничения эксплуатационной ответственности.
В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности по объекту «ул. Карпогорская, дом 10» стороны указали, что точкой подключения водопровода является – ВК-2 на магистрали по пр. Московскому; точкой присоединения канализации – К-9 приемный колодец перед КНС № 7. В эксплуатационной ответственности Водоканала находятся магистраль водопровода Д-400мм по пр. Московскому, канализация по пр. Московскому, включая приемный колодец К-9 перед КНС № 7. В эксплуатационной ответственности Управления находятся наружные сети водопровода от ВК-1 до здания ул. Карпогорская, д10, включая колодец ВК-1, узел присоединения и запорную арматуру 2 шт.; наружные сети канализации от объекта ул. Карпогорская, 10 до колодца К-151, включая колодцы.
Сведения об узлах учета, в том числе по объекту «ул. Карпогорская, д. 10» указаны в приложении № 5 к договору.
23.05.2016 представителем Водоканала при участии гр. ФИО3 произведен осмотр объектов по адресу: ул. Карпогорская, д. 10. По результатам осмотра составлены акты № 0497-16/ю от 23.05.2016 (время составления 11 час. 00 мин.), № 0498-16/Ю от 23.05.2016 (время составления в 14 час. 00 мин.) и № 0499-16/ю от 23.05.2016 (время составления в 16 час. 00 мин.).
В соответствии с актом № 0499-16/ю от 23.05.2016 водоснабжение объекта (здание Управления ГИБДД) осуществляется от сетей Водоканала, ввод ХВС диаметром 65 мм (сталь). В состав узла учета входит водомер СКБ-40, заводской номер 04612-12, опломбирован свинцовой пломбой «радиус А», поверен. Также имеется три обводных линии. На обводной линии № 2 имеется врезка диаметром 32 мм, расположенная до перекрывающего затвора; на врезке имеется перекрывающая задвижка, которая закрыта, но не опломбирована. Обводная линия № 3 перекрыта задвижкой, но не опломбирована.
В связи с отсутствием пломб на указанных выше участках сетей ответчика, Водоканал выставил Управлению счета на оплату № ВК-СПВ77 и № ВК-СПВ78 от 04.05.2017 на общую сумму 1 159 800 руб. 59 коп. Объем водоснабжения рассчитан в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила № 776) за период с 25.04.2016 по 05.06.2016.
Поскольку Управление выставленные ему счета не оплатило, Водоканал обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между сторонами в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в спорный период регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее – Правила № 644) и Правилами № 776.
Пунктом 14 Правил № 776 установлено, что коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях: а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; б) в случае неисправности прибора учета; в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Подпунктом «а» пункта 16 Правил № 776 предусмотрено, что применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
На основании пункта 147 Правил № 644 (сейчас и далее в редакции, действующей в период спорных правоотношений) абонент обязан обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам: а) для проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентом показаниями; б) для проведения поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замены приборов учета в случае, если такие приборы учета принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или организация обеспечивает их обслуживание; в) для опломбирования приборов учета холодной воды, сточных вод; г) для отбора проб в установленных местах отбора проб в целях проведения производственного контроля качества питьевой воды, контроля качества сточных вод; д) для обслуживания водопроводных, канализационных сетей и оборудования, находящихся на границе эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства; е) для проверки водопроводных, канализационных сетей, иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 148 Правил № 644 абонент обеспечивает беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного оповещения абонента о дате и времени посещения. Абонент должен быть извещен о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.
Изложенные положения Правил № 644 содержат в себе правило о том, что для проведения мероприятий, установленных пунктом 147 Правил, требуется предварительное оповещение абонента о дате и времени посещения. Второй абзац пункта 148 Правил № 644 устанавливает дополнительные (специальные) условия о сроке предварительного оповещения абонента при необходимости проведения обследования водопроводных и канализационных сетей и проведения отбора проб воды и сточных вод, но не отменяет общего условия о необходимости предварительного оповещения абонента о дате и времени посещения по остальным действиям, указанным в пункте 147 Правил.
На основании пункта 149 Правил № 644 уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности) или по заранее направленному абоненту списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.
Таким образом, право присутствовать при проверке заведомо не может быть реализовано абонентом при отсутствии у него информации о проведении такой проверки.
Государственный контракт № 2-24.2/72 от 28.03.2016 заключен Водоканалом с Управлением. В данном договоре ответственное лицо со стороны заказчика в отношениях с Водоканалом не названо. Следовательно, уведомление о проверках должно было совершаться по телефону, который указан в контракте в разделе «прочие условия».
Доказательств уведомления ответчика о проведении 23.05.2016 проверки Водоканалом не представлено. Доводы Водоканала о то, что полномочия ФИО3, подписавшего акты от имени Управления, явствовали из обстановки (пункт 1 статьи 182 ГК РФ), судом отклоняются. ФИО3 непосредственно сотрудником Управления не является, а состоит в трудовых отношениях с ФКУ «ЦХиСО УМВД по Архангельской области». Сам по себе факт того, что ФИО3 обеспечил доступ к осмотру приборов учета и сетей не свидетельствует о том, что он был наделен соответствующими полномочиями Управлением, которое как сторона договора водоснабжения и водоотведения и несет соответствующие обязательства по договору перед истцом. Ни ФИО3, ни ФКУ «ЦХиСО УМВД по Архангельской области» не указаны в контракте в качестве ответственных лиц в отношениях с Водоканалом по государственному контракту № 2-24.2/72 от 28.03.2016. Однако как установлено судом, о проведении проверки Водоканал уведомлял непосредственно ФИО3, а не Управление, которое является абонентом. В данном случае суд отмечает, что само по себе то обстоятельство, что ФИО3 принимал участие в предыдущих проверках, не свидетельствует о том, что Управление как сторона договора не должно уведомляться о проверке. После получения сообщения о предстоящей проверке именно Управление назначает лицо, ответственное представлять интересы Управления при ее проведении. Однако такое назначение может быть осуществлено только при осведомленности о проверке. Однако как указывалось выше, по номеру телефона, который указан в государственном контракте в реквизитах Управления, Водоканал ответчика о проверке не уведомлял. Оповещение о проверке самого ФИО3 не является надлежащим уведомлением Управления.
Таким образом, поскольку спорный акт № 0499-16/ю от 23.05.2016 составлен в отсутствие надлежащего представителя Управления, он не может служить основанием для начисления платы за водоснабжения расчетным способом.
Кроме того, в материалы дела Управлением представлен акт № 0710-16/ю допуска узла учета воды в эксплуатацию, из которого следует, что 06.05.2016 в 15 час. 45 мин. была произведена переопломбировка двух спорных обводных линий. То есть, исходя из данного документа, следует, что по состоянию на 23.05.2016 пломбы имелись, в акте от 23.05.2016 на срыв установленных пломб не указывалось. Кроме того, как следует из пояснений сторон, на приборах учета в настоящее время находятся пломбы, которые были установлены в соответствии с актом № 0710-16/ю от 06.05.2016.
Таким образом, представленные истцом документы (акты) содержат противоречивую информацию относительно периода, за который Водоканал начисляет плату за водоснабжение расчетным способом.
В период судебного разбирательства Водоканал пояснял, что в акте № 0710-16/ю допущена описка: «вместо 06.06.2016» было указано «06.05.2016», в связи с чем в экземпляре данного акта, находящегося у Водоканала, последний внес исправления в дату составления акта, указав «06.06.2016». О данном исправлении пояснял также свидетель ФИО4 Однако Управление данный факт отрицает.
Поскольку в экземпляре акта № 0710-16/ю ответчика дата указана «06.05.2016», поскольку исправления в экземпляре данного акта истца ответчиком не заверены, и в период судебного разбирательства дата «06.06.2016» ответчиком оспаривается, а иных доказательств, которые бы свидетельствовали о фактической дате составления акта, суду не представлены, суд отклоняет доводы Водоканала о том, что акт был составлен 06.06.2016.
Также суд отмечает, что согласно пояснениям ответчика врезки, описанные в акте № 0499-16/Ю от 23.05.2016, являются обводными пожарными линиями. Данные врезки изначально были предусмотрены схемой узла учета объектов по адресу: ул. Карпогорская, д. 10. Документация в связи с давностью ее составления утрачена (согласно пояснениям представителя истца).
Оснований не доверять данным пояснениям Управления у суда не имеется. Водоканал данное обстоятельство не оспаривал и доказательств того, что ранее при обследовании водопроводных сетей данные врезки отсутствовали, суду не представил. Поскольку врезка была предусмотрена проектной документацией, следовательно, со стороны Управления самовольной врезки не производилось. В связи с этим суд считает, что Водоканал не мог не знать о данных врезках. Однако требование об их опломбировке не заявлял. Кроме того, все врезки согласно акту № 0499-16/Ю от 23.05.2016 были перекрыты, то есть поступление воды по спорным участкам сетей не осуществлялось. При этом согласно справке МЧС России от 15.02.2018 № 894-4-2-9 в 2016 году в районе объекта по адресу: ул. Карпогорская, д. 10 пожарно-технические занятия, пожарно-практические учения подразделениями пожарно-спасательного гарнизона г. Архангельска не проводились; пожары, загорания за данный период не регистрировались; наружный и внутренний противопожарный водопровод не использовался. То есть потребление воды через спорные участки сетей не осуществлялось.
На основании изложенного в иске суд отказывает.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Н.В. Бутусова.