АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
декабря 2017 года | г. Архангельск | Дело № А05-13996/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено декабря 2017 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой В.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
к ответчику – государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Устьянская центральная районная больница» (ОГРН <***>; место нахождения: 165210, <...>)
о взыскании 772 646 руб. 68 коп.
при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 (доверенность от 25.01.2017),
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области (далее – заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Устьянская центральная районная больница» (далее – ответчик, учреждение) 727 625 руб. 12 коп. денежных средств, использованных не по целевому назначению, 7276 руб. штрафа, 37 745 руб. 56 коп. пеней за период с 10.06.2017 по 04.12.2017.
Предмет заявленных требований, указан с учетом увеличения заявителем размера требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования с учетом увеличения поддержал.
Ответчик представил отзыв на заявление, в котором с заявленными требованиями согласился, заявил ходатайство о предоставлении рассрочки исполнения решения суда в части 727 625 руб. 12 коп. денежных средств, использованных не по целевому назначению.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с приказом фонда от 27.04.2017 № 218-О в период с 15.05.2017 по 26.05.2017 ответчиком проведена проверка использования средств, направленных на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области «Устьянская центральная районная больница» за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт проверки использования средств, направленных на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области «Устьянская центральная районная больница» от 26.05.2017 № 12/19 (далее – акт), в котором изложено требование перечислить использованные не по целевому назначению средства Территориальной программы обязательного медицинского страхования в сумме 727 625 руб. 12 коп., штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в размере 72 762 руб. 51 коп., пени в случае неисполнения указанного требования в течение 10 рабочих дней со дня предъявления.
Учреждение, по существу не оспаривая выявленные в ходе проведенной фондом проверки факты нецелевого расходования бюджетных средств, законность и обоснованность привлечения к ответственности в виде штрафа, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о снижении суммы штрафа до 0.1 % от суммы нецелевого использования, установив его в размере 727 руб. 62 коп.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2017 по делу № А05-7852/2017, акт фонда признан недействительным в части штрафа размер, которого превышает 7276 руб. В удовлетворении остальной части требования учреждения о снижении суммы штрафа судом отказано.
Поскольку требования фонда, изложенные в акте с учетом определенного в решении Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2017 по делу № А05-7852/2017 размера штрафа, учреждением не были выполнены, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Как установлено статей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в процессе утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением относятся к правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно положениям статьи 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним, в том числе, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить Кодексу.
В статье 147 БК РФ определено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ).
Как установлено пунктом 1 статьи 3 Закона № 326-ФЗ, обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных данным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ).
Подпункт 27 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 (далее – Положение № 73), устанавливает, что возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом № 326-ФЗ
В соответствии с пунктом 17 Положения № 73 проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе проверяется наличие лицензии медицинской организации на право осуществления ею определенных видов медицинской деятельности, сроки ее действия и виды медицинской помощи и услуг, указанные в лицензии и сертификатах аккредитации, и фактически оказываемые виды медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых медицинской организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь.
В ходе проведенной проверки фонд установил многочисленные факты необоснованного расходования средств обязательного медицинского страхования в сумме 727 625 руб. 12 коп. (КБК 39511632000090000140).
В соответствии с частью 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3.1. статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Факт нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в сумме 727 625 руб. 12 коп. (КБК 39511632000090000140), из них за 2015 год – 343 174 руб. 54 коп., за 2016 год – 384 450 руб. 58 коп., подтверждается материалами дела, учреждением ни по существу, ни по размеру не оспаривается.
Принимая во внимание изложенное, требование заявителя о взыскании с ответчика 727 625 руб. 12 коп. денежных средств, использованных не по целевому назначению является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Фондом также заявлено требование о взыскании с ответчика 37 745 руб. 56 коп. пеней, начисленных за период с 10.06.2017 по 04.12.2017 в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.
Проверив представленный в материалы дела расчет пеней, суд установил, что предъявленная к взысканию сумма пеней не превышает размер ответственности учреждения, установленный в части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ
Контррасчет пеней ответчик не представил, требование о взыскании пеней не оспорил. С учетом изложенного требование заявителя о взыскании с ответчика 37 745 руб. 56 коп. пеней, начисленных за период с 10.06.2017 по 04.12.2017, подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Фондом заявлено требование о взыскании с учреждения 7276 руб. штрафа.
Как указано ранее, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2017 по делу № А05-7852/2017, акт фонда признан недействительным в части штрафа размер, которого превышает 7276 руб.
Учреждением доказательств уплаты 7276 руб. штрафа не представлено. Принимая во внимание изложенное, требование фонда в части взыскания 7276 руб. штрафа подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на ответчика. Суд, руководствуясь пунктом 2 статьи 333.22 НК РФ, принимая во внимание статус ответчика, его финансовое положение, считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащий взысканию в доход федерального бюджета до 1000 руб.
Ответчиком заявлено ходатайство об определении порядка исполнения решения суда, установив рассрочку уплаты средств, использованных не по целевому назначению, на 12 месяцев.
В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Согласно абзацу 3 части 5 статьи 170 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установил порядок исполнения решения, на это указывается в резолютивной части решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
По смыслу части 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 26 АПК РФ.
Данная глава не предусматривает ограничения для применения арбитражным судом статьи 324 АПК РФ о предоставлении рассрочки (отсрочки) исполнения решения при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей в случае наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Не установлены соответствующие ограничения и положениями статьи 324 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.12.2003 № 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. При этом у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность и являющихся, в частности, сторонами исполнительного производства, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод.
При этом суд оценивает доказательства, представленные лицом, подавшим заявление о рассрочке исполнения судебного акта, в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учреждение, обращаясь с ходатайством об определении порядка исполнения судебного акта, в качестве причин необходимости принятия таких мер указало на отсутствие денежных средств, достаточных для уплаты и подлежащих взысканию на основании решения арбитражного суда.
Согласно представленным ответчиком данным, на 01.11.2017 кредиторская задолженность составляет более 40 млн. руб. Учреждением по состоянию на 21.11.2017 представлена расшифровка кредиторской задолженности по срокам возникновения
Учреждением на 2017 год составлен план мероприятий по погашению кредиторской задолженности, среди которых: оптимизация штатного расписания, сокращение коечного фонда (снижение расходов на фонд оплаты труда на 2711,16 тыс. руб.); введение персонифицированного учета по медикаментам (снижение расходов на медикаменты на 20 % - 3000 тыс. руб.); повышение стоимости на платные медицинские услуги на 15 % (6000 руб.); дебиторская задолженность (4154 руб.). Учреждение планирует остаток кредиторской задолженности в размере 10 675 тыс. руб. погасить в 2018 году.
Заявитель по существу не возражает против удовлетворения ходатайства учреждения о предоставлении рассрочки исполнения решения суда.
Исследовав материалы дела, суд установил, что обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие которых позволяет арбитражному суду рассрочить исполнение решения суда документально подтверждены. Судом учтен статус ответчика, являющегося учреждением, финансируемым из бюджета, его имущественное положение, а также социальная направленность его деятельности. Затруднительность исполнения решения суда вызвана объективными причинами, а не является способом уклонения от исполнения своих обязательств.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить ходатайство ответчика и установить порядок исполнения решения суда, предоставив учреждению рассрочку уплаты 727 625 руб. 12 коп. средств, использованных не по целевому назначению, на 12 месяцев в соответствии со следующим графиком: до 15.12.2017 – 60 635 руб., до 01.01.2018 – 60 635 руб., до 15.02.2018 – 60 635 руб., до 15.03.2018 – 60 635 руб., до 16.04.2018 – 60 635 руб., до 15.05.2018 – 60 635 руб., до 15.06.2018 – 60 635 руб., до 16.07.2018 – 60 635 руб., до 15.08.2018 – 60 635 руб., до 17.09.2018 – 60 635 руб., до 15.10.2018 – 60 635 руб., до 15.11.2018 - 60 640 руб. 12 коп.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Устьянская центральная районная больница» (ОГРН <***>) в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области 727 625 руб. 12 коп. денежных средств, использованных не по целевому назначению, 7276 руб. штрафа, 37 745 руб. 56 коп. пеней, всего – 772 646 руб. 68 коп.
Установить порядок исполнения настоящего решения, предоставив государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Устьянская центральная районная больница» (ОГРН <***>) рассрочку по уплате взысканных средств, использованных не по целевому назначению, на 12 месяцев в соответствии со следующим графиком:
- до 15.12.2017 – 60 635 руб.,
- до 01.01.2018 – 60 635 руб.,
- до 15.02.2018 – 60 635 руб.,
- до 15.03.2018 – 60 635 руб.,
- до 16.04.2018 – 60 635 руб.,
- до 15.05.2018 – 60 635 руб.,
- до 15.06.2018 – 60 635 руб.,
- до 16.07.2018 – 60 635 руб.,
- до 15.08.2018 – 60 635 руб.,
- до 17.09.2018 – 60 635 руб.,
- до 15.10.2018 – 60 635 руб.,
- до 15.11.2018 - 60 640 руб. 12 коп.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Устьянская центральная районная больница» (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Л.В. Шишова |