АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
22 января 2014 года
г. Архангельск
Дело № А05-14025/2013
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению муниципального предприятия "Телеговское ЖКХ" муниципального образования "Телеговское" (ОГРН 1062904009662, место нахождения: 165313, Архангельская область, д.Ершевская Красноборского района, ул.Дорожная, дом 12; почтовый адрес: 165430, Архангельская область, д.Ершевская Красноборского района, ул.Мира, дом 10)
к ответчику – Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, Территориальный отдел в г.Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах (ОГРН 1052901021689, место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Гайдара, дом 24; , 165300, Архангельская область, г.Котлас, ул.Невского, дом 35)
об оспаривании постановления,
установил:
муниципальное предприятие "Телеговское ЖКХ" муниципального образования "Телеговское" (далее- заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделу в г.Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – ответчик, управление) об изменении постановления от 29.04.2013 №189 в части назначения наказания, назначить наказание в виде предупреждения.
Определением от 25.11.2013 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства, о чём стороны извещены надлежащим образом.
Поводом к оспариванию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя послужили следующие обстоятельства:
Муниципальное предприятие "Телеговское ЖКХ" муниципального образования "Телеговское" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1062904009662.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.07.2013 № 142 о проведении плановой выездной проверки, и.о. начальника территориального отдела в г.Котласе и Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области было направлено уведомление от 25.07.2013 №1550-кг о проведении проверки муниципального предприятия "Телеговское ЖКХ" муниципального образования "Телеговское" с 01.08.2013 по 28.08.2013 по вопросу соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.
Копия уведомления получена представителем заявителя 26.07.2013 и уведомление направлено в адрес заявителя заказным письмом (получено предприятием 30.07.2013).
В ходе проведения проверки ответчик установил нарушение предприятием, в том числе, статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1, п.3,4,7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 №155 (далее - Правила), выразившееся в: недоведении до потребителя информации о фирменном наименовании своей организации, месте нахождения (юридический адрес), режиме работы; отсутствии информации, которая должна находиться в удобном для ознакомления месте, а именно: тарифы по оказанию услуг, сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, устанавливаемыми органами местного самоуправления, гарантийные обязательства исполнителя услуг; сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством РФ, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей; в платежных документах, выдаваемых потребителям, отсутствует информация о наименовании организации исполнителя, места её нахождения, фамилия, имя, отчество потребителя, порядок оплаты за коммунальные услуги.
По результатам проверки ответчиком составлен акт №142/2013 от 28.08.2013, который направлен заявителю с извещением о вызове для составления протокола по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, которое получено предприятием 03.09.2013.
05.09.2013 ответчиком составлен протокол об административном правонарушении №219 в котором установлено, что предприятие нарушило права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услугах, об исполнителе и о режиме их работы, установленные в «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 №155. Данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
В адрес заявителя ответчиком направлено определение о назначении времени и места рассмотрения материалов дела.
На основании материалов проверки должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора 19.09.2013 было вынесено постановление №189/29.04.2013 о привлечении муниципального предприятия "Телеговское ЖКХ" муниципального образования "Телеговское"к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей.
Муниципальное предприятие "Телеговское ЖКХ" муниципального образования "Телеговское", не согласившись с привлечением к административной ответственности обратилось с настоящим заявлением в суд и просит признать незаконным и отменить постановление о привлечении к административной ответственности в части назначения наказания; ссылается на то, что административным органом не применена мера административного наказания – предупреждение, не рассмотрен вопрос о применении малозначительности.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии со статьей 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно пункту 3 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 №155, исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске.
Исполнитель должен предоставить потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если осуществляемая исполнителем деятельность по предоставлению услуг по вывозу бытовых отходов подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.
Пунктом 4 указанных Правил установлено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах по вывозу бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
У исполнителя - организации в удобном для ознакомления месте должны находиться:
Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов;
сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, устанавливаемых органами местного самоуправления;
тарифы по оказанию услуг;
гарантийные обязательства исполнителя услуг;
сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей.
Исполнитель предоставляет указанную обязательную информацию удобным для него способом.
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков.
В пункте 7 Правил №155 установлено, что заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.
Судом установлено, что на момент проведения проверки, зафиксированная в акте проверки информация, в установленном порядке потребителям не была предоставлена, что подтверждается представленными в материалы дела документами: актом проверки, протоколом, счетами за услуги за июль 2013 года.
Таким образом, действия предприятия образуют состав административного правонарушение предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ
Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N 919-О-О соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания. Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.
В связи с этим, применение вида и (или) размера административного наказания за конкретное правонарушение зависит от санкции соответствующей нормы КоАП РФ и учитываемых при назначении наказания обстоятельств, доказательства в подтверждение которых могут быть представлены как административным органом, так и привлекаемым к ответственности лицом.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ допускает назначение административного наказания в виде предупреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В части 2 указанной статьи предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Следовательно, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.
Из материалов дела не усматривается, что ранее заявитель привлекался к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Допущенное правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.
Поскольку предприятие ранее к административной ответственности по части 1 статьи 14.8КоАП РФ не привлекалось, обстоятельств, отягчающих ответственность, административным органом не установлено, к заявителю должно быть применено менее строгое наказание - в виде предупреждения.
Применение такой меры ответственности как предупреждение, по мнению суда, будет наибольшим образом способствовать выполнению задач производства по делам об административных правонарушения, в том числе выявлению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, выполнению целей административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с п.19 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, принимает решение о признании незаконным и изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применив минимальную меру ответственности, предусмотренную данной нормой, в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать незаконным в части назначения наказания в виде штрафа в размере 5000рублей постановление Территориального отдела в г.Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области №189/29.04.20130код территории о назначении административного наказания от 19.09.2013, принятое в отношении муниципального предприятия "Телеговское ЖКХ" муниципального образования "Телеговское" (ОГРН 1062904009662, место нахождения: 165313, Архангельская область, д.Ершевская Красноборского района, ул.Дорожная, дом 12; почтовый адрес: 165430, Архангельская область, д.Ершевская Красноборского района, ул.Мира, дом 10)
Назначить муниципальному предприятию "Телеговское ЖКХ" муниципального образования "Телеговское" (ОГРН 1062904009662, место нахождения: 165313, Архангельская область, д.Ершевская Красноборского района, ул.Дорожная, дом 12; почтовый адрес: 165430, Архангельская область, д.Ершевская Красноборского района, ул.Мира, дом 10) по вышеуказанному постановлению административное наказание по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Е.Н. Шадрина