ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-14274/08 от 11.02.2009 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 февраля 2009 года

г. Архангельск

Дело № А05-14274/2008

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2009 года

Решение в полном объёме изготовлено 11 февраля 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Пигурновой Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Быстровым И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Нарьянмарнефтегаз»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 10.12.2008 № 69,

при участии в заседании представителей:

заявителя – ФИО1 – по доверенности от 18.12.2008;

ответчика – ФИО2 - руководителя (служебное удостоверение),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Нарьянмарнефтегаз» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу (далее – административный орган, ответчик), в котором просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 10.12.2008 № 69, принятое государственным инспектором по охране природы по Ненецкому автономному округу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу ФИО3 Оспариваемым постановлением общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.1, 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей «за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства». При этом заявитель указал несколько оснований незаконности оспариваемого постановления: промыслово-сточные воды, образующиеся у общества в процессе добычи нефти, не являются отходами производства, поскольку используются для опытно-промышленной закачки в качестве инструмента исследования естественного подземного коллектора в целях решения вопроса о последующем промышленном захоронении отходов производства, в связи с чем утверждение административного органа о том, что общество производит захоронение отходов, является необоснованным; промыслово-сточные воды, образующиеся у общества в процессе добычи нефти, не могут негативно воздействовать на окружающую среду (экосистему), поскольку подземный коллектор исключает выходы компонентов жидких токсических отходов за пределы горного отвода - специализированного полигона, а также потому, что количество содержащихся в этих водах вредных веществ не превышает количество вредных веществ, содержащихся в природной воде в районе размещения промыслово-сточных вод; существующие методические указания по разработке допустимого воздействия на водные объекты, не регулируют вопросы нормирования негативного воздействия на подземные водные объекты, система нормировани я для данного вида воздействия не разработана, что не позволяет оценить степень опасности такого воздействия для окружающей природной среды, в связи с чем в настоящее время взимание платы за загрязнение подземных водных объектов не представляется возможным.

Ответчик заявленное требование не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления; представил письменный отзыв на заявление, в котором изложил свою позицию по делу.

В суд от общества 02 февраля 2009 года поступило заявление об изменении требований , поддержанное представителем общества в судебном заседании 05 февраля 2009 года. В указанном заявлении общество просит суд дополнительно к первоначальному предмету спора признать незаконными предписания административного органа, вынесенные в адрес общества от 10.12.2008 года: № 23, № 24 и № 25. По существу заявление общества не соответствует статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациии (далее - АПК РФ), устанавливающей права истца (заявителя) на изменение предмета или основания иска, поскольку содержит дополнительные к первоначально заявленным требования о признании недействительными ненормативных правовых актов административного органа, подлежащие рассмотрению в отдельном судебном производстве с соблюдением других процессуальных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе с соблюдением более длительных сроков рассмотрения дела с проведением предварительного судебного заседания. В этой суд оставил заявление общества об изменении требований в рамках настоящего дела без удовлетворения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, а представитель ответчика поддержал возражения, приведённые в отзыве.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Заявитель зарегистрирован в статусе юридического лица муниципальным образованием «Город Нарьян-Мар» 26 декабря 2001 года, включён в Единый государственный реестр юридических лиц инспекцией Министерства по налогам и сборам по Ненецкому автономному округу 06 ноября 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1028301647494, о чём выдано соответствующее свидетельство серии 83 № 000002864.

Из материалов дела следует, что общество имеет следующие лицензии:

- от 28 апреля 2003 года серии НРМ номер 11528 НЭ, сроком действия - май 2023 года на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение недр и добыча углеводородного сырья из Варандейского месторождения в Ненецком автономном округе; участок недр имеет статус геологического и горного отводов (т.2, л.д.42-48);

- от 11 мая 2004 года № 83М04/0050/Л на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, сроком действия до 11 апреля 2009 года (т.2, л.д.84 -100);

- от 28 марта 2006 года серии НРМ номер 00631 ВЭ, сроком действия - 28.04.2023г. на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой объектов при освоении Варандейского нефтяного месторождения на территории Ненецкого автономного округа; участок недр имеет статус горного отвода (т.5, л.д.88-99).

На основании лицензии от 28 апреля 2003 года серии НРМ номер 11528 НЭ, сроком действия - май 2023 года на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение недр и добыча углеводородного сырья из Варандейского месторождения, общество добывает из скважин в жидком состоянии при атмосферном давлении нефтесодержащую воду. В результате технологического процесса общество получает нефть; при этом растворённая в нефти вода, а также пресная вода, используемая для обессоливания нефти, оседает и скапливается на дне резервуаров под нефтью (товаром); эта вода имеет название "подтоварной" воды. По окончании технологического процесса отделения нефти от воды и очистки нефти от солей, подтоварная вода сливается обществом из резервуаров с нефтью и закачивается в естественный природный подземный коллектор.

Ответчиком проведена проверка соблюдения обществом природоохранного законодательства, о чём в г.Нарьян-Мар административным органом составлен акт № 89 от 16 октября 2008 года (т.1, л.д.120-124) . В акте проверки административный орган сделал вывод о том, что захоронение обществом в подземных водоносных горизонтах   попутно добываемых пластовых и подтоварных вод является размещением опасных отходов в окружающей среде и, в силу пункта 2 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей природной среды», является видом негативного воздействия на окружающую среду, которое является платным. Общество за период размещения отходов в подземном водном объекте   – юрско-триасовом водоносном комплексе – не производило расчёт платы и не вносило платежи. В этом акте проверки указано, что административным органом выявлены следующие нарушения Обществом в сфере природопользования:

- не оформлен паспорт опасного отхода на подтоварные и попутно добываемые пластовые воды, не подтверждён класс опасности;

- не получены нормативы образования подтоварных и попутно добываемых пластовых вод и лимиты на их размещение (захоронение) в недрах;

- не произведён расчёт платы и не внесены в установленные сроки платежи за размещение (захоронение) отходов (подтоварных и попутно добываемых пластовых вод).

На основании названного акта проверки административным органом вынесено определение от 17 октября 2008 года № 08/08 «о возбуждении дела об административном правонарушении» (т.1,л.д.125), которым в отношении общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении, а также определено провести административное расследование в течение одного месяца с момента вынесения этого определения.

Обществом представлены возражения на акт проверки (т.1,л.д.127-129), в которых общество сослалось на то, что в случае, если закачивание попутно добываемых загрязнённых пластовых вод осуществляется в водоносный горизонт или бассейн подземных вод, то указанное следует признавать сбросом загрязняющих веществ в сточных водах   в подземный водный объект в соответствии с пунктом 7.6.2. дополнительного соглашения № 1 от 01.06.2005 к основной лицензии НРМ 11528 НЭ от 28.04.2003 на право пользования недрами с целью геологического их изучения и добычу углеводородного сырья на Варандейском месторождении, выданной недропользователю ООО "Нарьянмарнефтегаз" сроком до мая 2023 года. Также общество в своих возражениях сослалось на то, что в настоящее время для данного вида негативного воздействия не разработана система нормирования, что не позволяет в свою очередь, оценить степень опасности такого воздействия для окружающей среды и рассчитать плату за сброс загрязняющих веществ в недра.

Определением от 14 ноября 2008 года № 10/08 административный орган продлил срок административного расследования на один месяц с момента вынесения этого определения (т.1,л.д.130).

По материалам проведённой проверки и административного расследования административным органом в г.Нарьян-Мар в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 05 декабря 2008 года № 73 (далее - протокол) в присутствии представителей общества (т.1,л.д.131-135). Этим протоколом обществу вменено совершение следующих нарушений:

- в нарушение пунктов 1-3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.98. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) обществом не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; лимиты на размещение отходов не получены;

- в нарушение пункта 1 статьи 12 Закона № 89-ФЗ общество не имеет разрешения на создание объекта размещения отходов;

- в нарушение пунктов 2, 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ обществом не составлен паспорт опасного отхода, не определён класс опасности;

- в нарушение статьи 16 Федерального закона от 10.01.02. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" общество не производило расчёт платы и не вносило платежи за размещение минерализованных нефтесодержащих отходов в подземном водоносном горизонте; при этом административный орган, со ссылкой на пункт 2 части 5 статьи 5 Водного кодекса РФ, в протоколе об административном правонарушении указал, что юрско-триасовый водоносный горизонт на Варандейском участке недр, является подземным водным объектом.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении обществу вменено нарушение пункта 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (ред.от 14.06.2001, с изм. от 12.02.2003) и Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду", однако, существо совершённых обществом нарушений указанных нормативных актов в протоколе не изложено.

Представитель общества указал в протоколе, что с протоколом не согласен, возражения на отдельном листе.

Протокол об административном правонарушении от 05.12.2008 был вручён представителю общества в тот же день.

Возражения на протокол были представлены обществом в административный орган 10.12.2008 (т.1,л.д.137-144) и в тот же день административным органом рассмотрены материалы административного производства и поступившие от общества возражения на протокол; по итогам рассмотрения протокола об административном правонарушении и других материалов дела административным органом в г.Нарьян-Мар вынесено постановление о назначении обществу административного наказания от 10 декабря 2008 года № 69. Этим постановлением общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.1, 8.2, 8.41 КоАП РФ. Применив часть 2 статьи 4.4. КоАП РФ, административный орган назначил обществу наказание на основании статьи 8.2 КоАП РФ - за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства - в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Названное постановление административного органа о назначении обществу административного наказания от 10 декабря 2008 года № 69 оспаривается обществом по настоящему делу.

При этом суд отмечает, что административный орган привлёк общество к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за нарушение экологических требований только при обращении с подтоварными водами; в рамках настоящего дела не рассматриваются взаимоотношения сторон в части, касающейся отходов, на осуществление деятельности по обращению с которыми выдана лицензия от 11 мая 2004 года № 83М04/0050/Л "на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами", сроком действия до 11 апреля 2009 года (т.2, л.д.84 -100).

Исследовав материалы дела, и заслушав представителей сторон, суд считает, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как уже было указано в настоящем решении, на основании лицензии от 28 апреля 2003 года серии НРМ номер 11528 НЭ, сроком действия - май 2023 года на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение недр и добыча углеводородного сырья из Варандейского месторождения (т.2, л.д.42-48), общество добывает из скважин в жидком состоянии при атмосферном давлении нефтесодержащую воду. В результате технологического процесса общество получает нефть; при этом растворённая в нефти вода, а также пресная вода, добываемая на основании лицензии от 28 марта 2006 года серии НРМ номер 00631 ВЭ, сроком действия - 28.04.2023г. на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой объектов при освоении Варандейского нефтяного месторождения на территории Ненецкого автономного округа (т.5, л.д.88-99) и используемая для обессоливания нефти, оседает и скапливается на дне резервуаров под нефтью (товаром); эта вода имеет название "подтоварной" воды. По окончании технологического процесса отделения нефти от воды и очистки нефти от солей, подтоварная вода сливается обществом из резервуаров с нефтью и закачивается в естественный природный подземный коллектор.

Приложением № 1 к указанной лицензии от 28 апреля 2003 года серии НРМ номер 11528 НЭ является договор "Об условиях пользования недрами для геологического изучения и добычи углеводородного сырья на Варандейском нефтяном месторождении на территории Ненецкого автономного округа", заключённый 01.11.2002 года между Министерством природных ресурсов Российской Федерации, администрацией Ненецкого автономного округа и Обществом (т.2, л.д. 55-71) с изменениями, внесёнными дополнительным соглашением от 10.06.2005 года № 1 к лицензии (т.2,л.д.44-45) и дополнением от 07.06.2006 года к лицензии (т.2,л.д.46-47). В частности, дополнительным соглашением от 10.06.2005 года № 1 к лицензии (т.2,л.д.44-45) статьи 7 и 10 указанного договора дополнены пунктами 7.6 (7.6.1.-7.6.4) и пунктами 10.7 - 10.8, которыми предусмотрено проведение обществом геологического изучения участка недр с целью определения возможности промышленного размещения промыслово-сточных вод в пластах горных пород; проведение в процессе геологического изучения опытно-промышленного захоронения промыслово-сточных вод, по результатам которого предусмотрена разработка и согласование в установленном порядке проекта промышленного размещения промыслово-сточных вод. При этом, в пункте 7.6.3 дополнительного соглашения № 1 к лицензии указано, что не допускается промышленное размещение промыслово-сточных вод до получения в установленном порядке заключений государственной экспертизы геологической информации, государственной экологической экспертизы, Минздравсоцразвития России и Ростехнадзора о пригодности участка недр для промышленного размещения промыслово-сточных вод.

До заключения дополнительного соглашения от 10.06.2005 года № 1 к лицензии (т.2,л.д.44-45) и дополнения от 07.06.2006 года к лицензии (т.2,л.д.46-47) Обществом получено Заключение ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в НАО" Министерства здравоохранения РФ от 29 января 2005 года № 2-1-17 "Б"/3 по проекту захоронения подтоварных вод (т.1,л.д.52-53), которым согласован названный проект при условии согласования программы локального мониторинга эксплуатации полигона захоронения. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице управления горного надзора Ростехнадзора 25.02.2005 года рассмотрела "Геолого-гидрогеологическое обоснование и проект подземного захоронения подтоварных вод на Варандейском нефтяном месторождении и БРП "Варандей" и согласовало его при условии начала производства подземного захоронения подтоварных вод после получения лицензии на пользование недрами, оформления горноотводного акта (т1, л.д.17-18) разработки и утверждения в установленном порядке проектов на бурение скважин (т.2,л.д.51).

Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра) Федерального агенства по недропользованию Министерства природных ресурсов РФ Протоколом заседания № 1047 приняла решение от 29.06.2005, утверждённое 22.07.2005 заместителем руководителя Федерального агентства по недропользованию (т.1,л.д.75-77), которым признала, что геолого-гидрогеологические условия залегания и фильтрационно-ёмкостные характеристики водовмещающих пород юрско-триасового водоносного комплекса позволяют использовать его в качестве пласта-коллектора для утилизации избытков   подтоварных вод на Варандейском нефтяном месторождении и УПН-БРП «Варандей», а также сочла возможным проведение опытно-промышленной эксплуатации   полигонов захоронения подтоварных вод на участках Варандейский и УПН-БРП «Варандей» при достигнутой степени изученности   в течение 5 лет при установленных в пункте 2.3 параметрах нагнетания.

В судебном заседании представители сторон пояснили, что указанный в таблице пункта 2.3 Решения ГКЗ Роснедра участок УПН-БПР "Варандей" (т.1. л.д.76) в целях захоронения подтоварных вод не разрабатывался, в связи с чем подтоварные воды, образовавшиеся на указанном участке в процессе нефтедобычи, как и подтоварные воды, образовавшиеся в процессе нефтедобычи на участке "Варандейский", закачивались в подземный коллектор на участке "Варандейский". Указанные в пункте 2.3 Решения ГКЗ параметры нагнетания определены в количестве 2500 куб.метров подтоварных вод в сутки на участке "Варандейский", что составляет 900000 куб.метров в год . Материалами дела подтверждается и административным органом указано в таблице на странице 3 протокола об административном правонарушении (т.1,л.д.133), что фактически обществом с двух участков нефтедобычи за период с 2004 года по ноябрь 2008 года (то есть за 4 года и 11 месяцев) в подземный коллектор на участке "Варандейский" закачано 884622 куб.метра подтоварной воды, то есть за 4 года и 11 месяцев не достигнут даже годовой объём подтоварных вод, планируемый для закачивания в подземный коллектор Решением ГКЗ Роснедра от 29.06.2005 года; при этом, учитывая то, что Решение ГКЗ Роснедра состоялось 29.06.2005 года, из представленного в протоколе об административном правонарушении расчёта следует исключить 2004 год и 6 месяцев 2005 года, в связи с чем объём подтоварных вод, закачанных в подземный коллектор в целях опытно-промышленной эксплуатации коллектора после 29 июня 2005 года, будет ещё меньше, примерно на 150 куб.метров. Представители сторон в судебном заседании также пояснили, что определённых указанным Решением ГКЗ Роснедра избытков подтоварных вод для их утилизации на Варандейском нефтяном месторождении и УПН-БРП «Варандей», у общества не образовалось.

Пунктом 2.4 Решения ГКЗ Роснедра обществу, как недропользователю в числе прочего рекомендовано:

- в процессе опытно-промышленной эксплуатации оцениваемых участков проводить по поглощающим м наблюдательным скважинам регулярные наблюдения за количеством, качеством нагнетаемых подтоварных вод, а также устьевыми и пластовыми давлениями;

- уточнить коэффициенты приёмистости, дополнительные гидравлические сопротивления призабойных зон и оптимальные дебиты нагнетальных скважин, их количество и схему расположения;

- оценить совместимость пластовых и подтоварных вод, детально разработать методику предварительной водоподготовки для предотвращения снижения приёмистости нагнетательных скважин и мероприятия по восстановлению приёмистости;

- уточнить прогноз распространения промышленных стоков в пласте-коллекторе, размеры санитарно-защитной зоны и горного отвода;

- по результатам опытно-промышленной разработки составить отчёт с гидрогеологическим обоснованием проекта строительства и эксплуатации полигона захоронения и представить его на рассмотрение ГКЗ в установленном порядке;

- уточнить исходя из технологической схемы разработки нефтяного месторождения целесообразность совместной работы водозабора подземных вод для целей ППД и системы захоронения подтоварных вод, оценив технологическую и технико-экономическую возможность перевода системы ППД полностью или частично на подтоварные воды.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ)отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Оценив перечисленные доказательства суд считает, что подтоварные воды, образующиеся у общества в результате технологического процесса добычи нефти, после отделения их от нефти, используются в целях опытно-промышленной эксплуатации подземного коллектора для исследования его приёмных возможностей, из чего следует, что из указанных подтоварных вод, включая воды, используемые для обессоливания нефти, общество продолжает извлекать пользу, в связи с чем эти подтоварные воды нельзя признать отходами по смыслу, заложенному в статье 1 Закона № 89-ФЗ. Решением ГКЗ Роснедра от 29 июня 2005 года обществу определены сроки и объёмы (параметры) нагнетания подтоварных вод в течение 5 лет, следовательно, в течение этих 5 лет подтоварные воды, образующиеся в результате технологического процесса добычи нефти, нельзя признать отходами. Таким образом, в пределах разрешённых объёмов (параметров) промыслово-сточные воды являются инструментом для исследования подземного коллектора, а не отходами; превышения этих объёмов обществом не допускалось.

Пунктом 2.2 Решения от 29 июня 2005 года ГКЗ Роснедра признала, что геолого-гидрологические условия залегания и фильтрационно-ёмкостные характеристики водовмещающих пород юрско-триасового водоносного комплекса позволяют использовать его в качестве пласта-коллектора для утилизации избытков подтоварных вод на Варандейском нефтяном месторождении и УПН-БРП "Варандей", однако, промышленная утилизация подтоварных вод обществу не была разрешена и, как пояснили стороны в судебном заседании, избытков подтоварных вод у общества не возникало. Так, в пункте 7.6.3 дополнительного соглашения № 1 к лицензии от 10 июня 2005 года (т.2, л.д.44-45) указано, что не допускается промышленное размещение промыслово-сточных вод до получения в установленном порядке заключений государственной экспертизы геологической информации, государственной экологической экспертизы, Минздравсоцразвития России и Ростехнадзора о пригодности участка недр для промышленного размещения промыслово-сточных вод.

Статьёй 8.2 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства. Ответчик привлёк общество к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства - подтоварными водами, образующимися в результате технологического процесса добычи нефти. Однако, поскольку суд установил, что рассмотренные в настоящем деле объёмы подтоварных вод, размещённых обществом в подземном коллекторе, не могут быть признаны отходами производства, постольку административный орган не доказал событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 8.2 КоАП РФ.

При этом доводы административного органа о том, что рассматриваемые объёмы подтоварных вод являются отходами производства, не принимаются судом, поскольку по Решению ГКЗ Роснедра от 29 июня 2005 года, определено осуществление в течение 5 лет опытно-промышленной эксплуатации подземного полигона, в целях исследования возможностей которого определено использование обществом подтоварных вод, образующихся в результате технологического процесса добычи нефти; период опытно-промышленной эксплуатации подземного коллектора (5 лет с 22.07.2005 - даты утверждения Решения ГКЗ) и параметры нагнетания подтоварных вод, определённые в пункте 2.3 Решения ГКЗ, не достигнуты, поэтому нельзя говорить о завершении исследования подземного пласта-коллектора, а, следовательно, и о том, что подтоварные воды являются отходами.

Довод ответчика о необходимости проведения экологической экспертизы при обращении с отходами, судом не может быть принят, поскольку административный орган не доказал образование у общества отходов в виде подтоварных вод. По этому же основанию у общества не возникло обязанности производить расчёты и оплату за размещение подтоварных вод в подземном пласте-коллекторе.

Представитель административного органа в судебном заседании сослался на то, что общество самостоятельно указывало в своих отчётах и протоколе научно-технического совета (т. 6, л.д. 100) о готовности участков захоронения подтоварных вод для строительства, последующей эксплуатации и лицензирования пользования недрами.

Действительно, общество пришло к выводу о завершении исследования полигонов для захоронения подтоварных вод и представило эти отчёты и протокол научно-технического совета с такими выводами для рассмотрения их на заседании ГКЗ Роснедра 29 июня 2005 года, однако, несмотря на такие выводы общества, эта комиссия при достигнутой степени изученности полигонов, пришла к выводу о необходимости опытно-промышленной эксплуатации подземного коллектора в течение 5 лет, а не о завершении исследования и начале промышленной эксплуатации этих полигонов. Следовательно, подтоварные воды, используемые для исследования подземного пласта- коллектора, нельзя признать отходами, в связи с чем общество не может быть признано виновным в нарушении экологических требований при обращении с отходами.

При таких обстоятельствах заявление общества о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу от 10 декабря 2008 года № 69 подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу от 10 декабря 2008 года №69, вынесенное в г.Нарьян-Мар в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз", зарегистрированного в статусе юридического лица 26.12.2001 муниципальным образованием «Город Нарьян-Мар», включённого в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1028301647494, расположенного по адресу: 166700, <...>, о назначении административного наказания, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 100000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Н.И. Пигурнова