АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
июля 2021 года | г. Архангельск | Дело № А05-14502/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена июня 2021 года
Полный текст решения изготовлен июля 2021 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Булатовой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Искусовой Н.В.
рассмотрев в судебном заседании 17 и 24 июня 2021 года (с объявлением перерыва) дело
по первоначальному иску сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз «Беломор» (ОГРН <***>; адрес: 163556, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» (ОГРН <***>; юридический адрес: 109147, <...>, комната 7; почтовый адрес: 163009, <...>)
об определении порядка использования судна «Дарья» и об обязании ответчика передать судно вместе с судовыми документами,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» (ОГРН <***>; юридический адрес: 109147, <...>, комната 7; почтовый адрес: 163009, <...>)
к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Рыболовецкий колхоз «Беломор» (ОГРН <***>; адрес: 163556, <...>)
об определении порядка пользования судном «Дарья»,
третье лицо - временный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» ФИО1 (адрес: 163000, город Архангельск, главпочтамт, а/я 59)
при участии в заседании представителей : от истца – ФИО2 (доверенность от 10.01.2021), ФИО3 (доверенность от 01.01.2021), от ответчика – ФИО4 (доверенность от 09.01.2020), ФИО5 (генеральный директор, выписка из ЕГРЮЛ).
установил:
по первоначальному иску: сельскохозяйственный производственный кооператив «Рыболовецкий колхоз «Беломор» (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» (далее – ответчик) об определении порядка использования морского судна «Дарья» АК-0804: по 6 месяцев эксплуатации судовладельцем с обязанностью эксплуатирующей стороны передать судно второй стороне по завершении шестимесячного срока эксплуатации согласно Соглашению от 01.01.2019, и об обязании ответчика передать истцу судно «Дарья» АК-0804 с 15 января 2021 года.
по встречному иску: общество с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области со встречным исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Рыболовецкий колхоз «Беломор» об определении порядка пользования судном «Дарья», изложенного во встречном иске.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2021 по делу № А40-145700/20-70-233 Б в отношении общества с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» введена процедура банкротства наблюдение, временным управляющим должника утвержден ФИО1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» ФИО1.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просил, с учетом пояснений, данных в судебном заседании 24 июня 2021 года, следующее.
Определить порядок использования Морского судна «Дарья» АК-0804 в рамках Соглашения от 01.01.2019: Стороны имеют право эксплуатировать судно, исключительно в своих интересах, равное количество дней в году, не более шести месяцев, за вычетом времени Совместного использования, иного использования, МРТО. По завершении расчетного срока эксплуатации Судовладелец, эксплуатирующий Судно, обязан передать судно второй стороне или при отказе последнего, передать Судно в отстой.
Истец также просил обязать ответчика передать истцу судно «Дарья» АК-0804 по Акту передачи для дальнейшей эксплуатации в интересах Судовладельца СПК «РК «Беломор», с судовыми документами согласно перечня, в течение 7 календарных дней с момента вступления в законную силу Решения суда по настоящему делу.
Перечень судовых документов судна АК-0804 «Дарья», истребуемых у ООО «Севнаучфлот» для передачи СПК «РК «Беломор» вместе с судном:
1)Свидетельство о праве плавания под флагом РФ судна АК-0804 «Дарья»;
2)Свидетельство о праве собственности на судно СПК «РК «Беломор» (оригинал);
3)Свидетельство о минимальном безопасном составе экипажа судна АК-0804 «Дарья»;
4)Классификационное свидетельство судна АК-0804 «Дарья»;
5)Свидетельство на оборудование и снабжение судна АК-0804 «Дарья»;
6)Свидетельство о грузовой марке судна АК-0804 «Дарья»;
7)Международное мерительное свидетельство судна АК-0804 «Дарья»;
8)Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, с дополнением судна АК-0804 «Дарья»;
9)Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами судна АК-0804 «Дарья»;
10)Свидетельство о соответствии оборудования и устройств судна требованиям приложения 5МАРПОЛ 73/78 судна АК-0804 «Дарья»;
11)Международное свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы, с дополнением судна АК-0804 «Дарья»;
12)Международное свидетельство об энергоэффективности судна АК-0804 «Дарья»;
13)Свидетельство о предотвращении загрязнения судна АК-0804 «Дарья»;
14)Разрешение на судовую радиостанцию судна АК-0804 «Дарья»;
15)Свидетельство соответствия технических средств контроля (ТСК) судна АК-0804 «Дарья»;
16)Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (SOPEP) судна АК-0804 «Дарья»;
17)Судовой план управления мусором судна АК-0804 «Дарья»;
18)Отчет по освидетельствованию судна АК-0804 «Дарья» (ежегодное);
19)Судовое санитарное свидетельство судна АК-0804 «Дарья»;
20)Акт регистрации АРБ судна АК-0804 «Дарья»;
21)Отчет о проверке судового радио-оборудования ГМССБ судна АК-0804 «Дарья»;
22)Удостоверение об испытании сходней и трапов судна АК-0804 «Дарья»;
23)Перечень противообрастающих систем судна АК-0804 «Дарья»;
24)Расчёт вместимости судна АК-0804 «Дарья».
Заявленное уточнение первоначальных исковых требований на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было принято судом.
В ходе рассмотрения дела ответчик уточнил требования по встречному иску в судебном заседании 24 июня 2021 года и окончательно просил определить следующий порядок пользования судном Дарья :
1. Первым пользуется ответчик, вторым истец. Пользование производится ежегодно равным количеством времени за вычетом 2 месяцев на МРТО (ремонт).
2. Сторона, эксплуатирующая Судно должна уведомить другую сторону о готовности передать ей Судно для дальнейшей эксплуатации за 10 дней с указанием даты и порта, где Судно будет передано. Сторона, принимающая Судно для эксплуатации, должна предоставить передающей стороне документальное подтверждение своей готовности принять Судно для эксплуатации и содержания до момента передачи судна по акту приема передачи. Документально должны быть подтверждены, найм экипажа для последующей эксплуатации, оформление обязательных страховых полисов, наличие всех необходимых разрешений, допусков и сертификатов для ведения промысловой деятельности и безопасной эксплуатации судна
3. В случае, если в течении 5 рабочих дней после назначенной даты передачи судна принимающей стороне она не может или не принимает Судно, предающая сторона имеет право продолжить эксплуатацию судна в своих интересах или судно выводится в отстой. Сторона, которая должна была принять Судно, но не сделала это, должна компенсировать другой стороне все расходы, связанные с заходом судна в порт для передачи и его вынужденного простоя. Принимающая сторона может добровольно отказаться от своего права на эксплуатацию судна после получения уведомления о готовности передать Судно. Такой отказ должен быть оформлен не позднее чем за 5 дней до назначенной даты передачи во избежание дополнительных затрат для передающей стороны на заход судна в порт. В случае получения такого отказа от принимающей стороны, передающая сторона вправе продолжить эксплуатацию судна в своих интересах.
4. При передаче судна в эксплуатацию и содержание от одной стороны к другой, обязательным условием передачи должно быть отсутствие долгов принимающей стороны перед передающей стороной по совместным финансовым обязательствам по техническому содержанию судна. Если принимающая сторона имеет задолженность перед передающей стороной по проведённому МРТО, предъявлению судна инспекции Морского Регистра, проверке аварийно-спасательного оборудования, прочим расходам, которые отнесены договором к общим расходам сторон, это может послужить законным отказом для передачи судна до момента погашения такой задолженности. При этом, в целях избежания непроизводственных расходов и финансовых потерь на содержание судна в порту, передающая сторона имеет право продолжить эксплуатировать судно в своих интересах до момента погашения задолженности.
5.На момент передачи судна оборудование и снабжение, которое является исключительной собственностью стороны, передающей судно, если такое оборудование и снабжение препятствует эксплуатации судна другой стороной, и может быть снято с борта, должно быть выгружено на береговой склад силами и за счёт передающей стороны. Под таким оборудованием и снабжением понимается любое, что будет препятствовать нормальной запланированной хозяйственной деятельности принимающей судно стороны, а также влияющее на безопасность мореплавания. В случае отказа передающей стороны выгрузить это на береговой склад, принимающая сторона имеет право самостоятельно это сделать, с последующим перевыставлением расходов по выгрузке и хранению. Это касается излишних тяжелых, крупногабаритных объектов, нахождение которых на судне отрицательно сказывается на остойчивости суда и может привести к морской аварии. Топливо и смазочные масла, которые приобретались в своих интересах и являются исключительной собственностью передающей стороны, если они не могут быть выгружены на берег по техническим основаниям, оформляются отдельным актом и передаются на ответственное хранение принимающей стороне. Впоследствии, они должны быть возвращены в том же количестве и с тем же качеством и характеристиками, как были на момент передачи. В случае выявления недостачи, сторона, принявшая на ответственное хранение, обязана в трехдневный срок восстановить такое же количество и качество топлива и смазочного масла.
6. В случае возникновения морских долгов в период эксплуатации судна одной из сторон, они должны быть погашены в обязательном порядке до момента передачи судна другой стороне. Если этого не происходит, и другая сторона знает или впоследствии узнаёт о существовании таких морских долгов, у неё возникает право продолжить эксплуатировать судно в своих интересах до полного погашения таких долгов другой стороной. В случае, если сторона, принявшая судно в эксплуатацию, вынуждена оплачивать за свой счёт морские долги, возникшие в результате хозяйственной деятельности другой стороны в ее установленный период эксплуатации, принявшая судно сторона имеет право удерживать судно для эксплуатации его в собственных интересах до момента полной оплаты таких долгов. Под морскими долгами понимаются долги, которые признаются морскими по Брюссельской Конвенции 1956 г.
7. С целью обеспечения технического обслуживания судна и прохождения обязательных технических работ по требованию Инспекции морского Регистра, а также работ, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, стороны устанавливают, что на эти цели выделяются два последующих календарных месяца в году, которые будут считаться временем общего использования судна в интересах обеих сторон. Для проведения таких работ определены декабрь и январь. Если обязательные по регламенту Морского Регистра технические работы попадают на срок эксплуатации судна одной из сторон в своих интересах, срок эксплуатации судна этой стороной продляется на время, потраченное для проведены таких обязательных для обеих сторон работ.
Указанное уточнение встречных исковых требований на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было принято судом.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования с учетом уточнения требований, частично согласился с встречным исковым требованием. Представители ответчика с иском не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на иск, поддержали встречные исковые требования с учетом уточнений.
Дело рассмотрено в порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно свидетельствам о праве собственности на судно от 28.12.2018 №200506237 и № 200506221 сторонам в равных долях (по 50 %) принадлежит право собственности на рыболовное судно АК-0804 «Дарья» (далее- Судно).
01 января 2019 года между истцом и ответчиком заключено соглашение о совместном владении и использовании недвижимым имуществом рыбопромысловым судном АК-0804 «Дарья» (далее -Соглашение).
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения каждому собственнику принадлежит по 50 % доли в праве собственности на судно.
В рамках Соглашения используются следующие термины:
Эксплуатация Судна, оборудования - использование Судна, оборудования в целях освоения собственных квот на вылов водных биологических ресурсов;
Совместное использование судна - использование судна на промысле креветки в Баренцевом и Норвежском морях.
Раздельное использование судна - использование судна на промысле донных пород рыб (треска, пикша, прилов) в Баренцевом и Норвежском морях.
Иное использование Судна, оборудования - использование Судна, оборудования в целях предотвращения простоя судна и получения дополнительного дохода, в том числе сдача в аренду, оказание услуг перевозки и др.
Межрейсовое техническое обслуживание судна (МРТО) - Комплекс мероприятий, направленных на поддержание, восстановление и изменение технико-эксплуатационных характеристик судна или его элементов, осуществляемых между рейсами судна.
Отстой судна- период, когда судно временно выведено из эксплуатации, в том числе по причине закрытия навигации по погодным условиям (пункт 1.3. Соглашения).
Согласно пункту 3.1.3, Соглашения, передача Судна для эксплуатации и иного использования от одного собственника к другому осуществляется на основании передаточного акта. Стороны обязуются в течение 3 -х дней до передачи Судна провести инвентаризацию на судне с оформлением Акта инвентаризации, подписанного уполномоченными представителями сторон.
Завершением срока эксплуатации судна считается 00 часов 00 минут дня, следующего за днем выгрузки Судна. Последний день иного использования Судна стороной считается день передачи судна, который подтверждается датой подписания Акта передачи (пункт 3.1.4 Соглашения).
Пункт 3.1.5 Соглашения устанавливает, что Стороны обязаны передавать Судно «чистым» от льяльных вод, мусора, грязного белья и др.
Согласно пункту 3.1.6. Соглашения, если другая сторона не принимает Судно, то Судно выводится в отстой.
В соответствии с Актом приема-передачи судна «Дарья» от СПК «РК «Беломор» в ООО «Севнаучфлот» с 12 мая 2020 года ответчик эксплуатировал судно «Дарья» в своих интересах.
Претензии об обратной передаче судна, в соответствии с Соглашением во владение истца, оставлены ответчиком без удовлетворения.
Поскольку Судно ответчиком не было передано истцу, в Соглашении не установлен конкретный порядок (условия) передачи, отсутствует срок владения имуществом каждым из сособственников, недостижение во внесудебном порядке согласия по вопросам владения и пользования общим имуществом в части подробного порядка и времени передачи от одного собственника другому, послужило основанием для обращения истца с первоначальным иском в суд.
Ответчик в рамках настоящего дела также обратился с встречным иском к истцу, указав свой порядок и условия передачи Судна от одного собственника другому.
Оценив представленные доказательства, суд признает первоначальные исковые требования подлежащими удовлетворению, а встречные исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Применительно к разъяснениям, изложенным в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разрешая требование об определении порядка пользования имуществом, если этот порядок не установлен соглашением сторон, суд учитывает фактически сложившийся порядок пользования этим имуществом и реальную возможность совместного пользования.
Судно находится в общей долевой собственности истца и ответчика в равных долях (по 50 %), без возможности выдела в натуре долей, поэтому предложенный истцом порядок пользования Судном, устанавливающий, что стороны имеют право эксплуатировать судно, исключительно в своих интересах, равное количество дней в году, не более шести месяцев, за вычетом времени Совместного использования, иного использования, МРТО, и по завершении расчетного срока эксплуатации Судовладелец, эксплуатирующий Судно, обязан передать судно второй стороне или при отказе последнего, передать Судно в отстой, с учетом отсутствия возражений ответчика и наличия фактически аналогичного условия, предлагаемого ответчиком, принимается судом.
В отношении условий и порядка пользования Судном, предлагаемого по встречному иску суд приходит к следующему.
В отношении предложения 1 пункта 2 встречных требований, что сторона, эксплуатирующая Судно должна уведомить другую сторону о готовности передать ей Судно для дальнейшей эксплуатации за 10 дней с указанием даты и порта, где Судно будет передано. Истец с данным условием согласен, при этом просит установить срок 21 день.
Предлагаемый истцом срок является разумным, не нарушает прав сторон, поэтому в данной части пункт может быть включен в порядок использования судна в рамках Соглашения, с учетом установления срока вместо 10 дней - 21 день.
Второе предложение данного пункта встречных требований о документальном подтверждении готовности принять судно, включая документов о найме экипажа для последующей эксплуатации, оформления обязательных страховых полисов, наличие всех необходимых разрешений, допусков и сертификатов для ведения промысловой деятельности и безопасной эксплуатации судна, не принимается судом, поскольку данное условие не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, суд принимает возражения истца, что наличие разрешительных документов проверяется контролирующими органами и их наличие или отсутствие не должно влиять на предусмотренный сторонами порядок эксплуатации судна.
Суд также приходит к выводу о включении в порядок пользования Судном при его передаче сторонами пунктов 3, 5 и 7 встречных исковых требований, с которыми полностью согласен истец, в этой части встречные исковые требования подлежат удовлетворению.
Пункты 4, 6 встречного искового заявления относительно отсутствия при передаче Судна долгов принимающей стороны перед передающей стороной и отсутствия морских долгов, принимая во внимание возражения истца, и то обстоятельство, что стороны не пришли к соглашению по данным вопросам, а обязательность данных условий при определении порядка пользования имуществом действующим законодательством не предусмотрена, не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями пункта 247 ГК РФ, с учетом изложенных доводов, позиций сторон по первоначальному и встречному искам, суд определяет единый порядок использования судна «Дарья» АК-0804 в рамках Соглашения о совместном владении и использовании недвижимым имуществом рыбопромысловым судном АК-0804 «Дарья», заключенном 01 января 2019 года между обществом с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» и сельскохозяйственным производственным кооперативом «Рыболовецкий колхоз «Беломор».
В отношении требования истца о передаче ответчиком ему Судна вместе с судовыми документами, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3.1.3 Соглашения, передача Судна для эксплуатации и иного использования от одного собственника к другому осуществляется на основании передаточного акта. Стороны обязуются в течение 3 -х дней до передачи Судна провести инвентаризацию на судне с оформлением Акта инвентаризации, подписанного уполномоченными представителями сторон.
Поскольку использование Судна ответчиком в своих интересах происходило с 12.05.2020 (с момента передачи по акту от истца), а каждый собственник обладает Судном в равных долях, то требование истца о передаче Судна по передаточному Акту от ответчика в течение семи календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, с перечисленными истцом судовыми документами (статья 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации), является законным и обоснованным. При этом данные документы, необходимые для эксплуатации судна, как следует из Постановления № 231/21 об отказе в возбуждении уголовного дела от 23 марта 2021 года, вынесенного оперуполномоченным ОЭБ и ПК Архангельского ЛО МВД России на транспорте, находятся на хранении в офисе ООО «Севнаучфлот», как второго собственника судна.
В связи с изложенным, требование по встречному иску о включении в порядок пользования Судном условия о том, что первым Судном пользуется ответчик, вторым- истец, суд оставляет без удовлетворения.
Ссылка ответчика на то, что иск в части передачи Судна не подлежит удовлетворению, поскольку уже передан во владение истцу судебным приставом-исполнителем, не принимается судом.
30 декабря 2020 года судебным приставом- исполнителем ОСП по Ломоносовскому округу г.Архангельска был наложен арест на Судно в интересах взыскателя – истца по исполнительному производству № 189708/20/290-23-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Архангельской области о взыскании денежных средств с ответчика в пользу истца.
29 января 2021 года судебным приставом- исполнителем было вынесено постановление о назначении ответственного хранителя и составлен акт о передаче на хранение арестованного имущества, в соответствии с которым Судно передано на хранение истцу. Пунктом 3 данного постановления установлен режим хранения арестованного имущества : с правом беспрепятственного пользования.
Вместе с тем, в порядке, предусмотренном пунктом 3.1.3. Соглашения, ответчиком истцу Судно не передавалось.
Довод ответчика, что судно в настоящее время находится в Российской Федерации под таможенным контролем в режиме переработки (ремонта) и в связи с этим не может быть передано истцу как третьему лицу не принимается судом во внимание, поскольку в данном случае истец является таким же собственником в отношении Судна, как и ответчик. Кроме того, согласно письму Северо-Западного таможенного управления от 25.03.2021 № 12-01-14/0709 16 февраля 2021 года декларант (ООО «Севнаучфлот») завершил действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории путем помещения судна «Дарья» под таможенную процедуру реэкспорта (ДТ №102162170/160221/0040278).
Оснований для оставления первоначального иска без рассмотрения, как ходатайствует ответчик, в связи с неистечением срока для претензионного порядка урегулирования спора на дату подачи иска, суд не усматривает.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015) по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
В данном случае, материалами дела подтверждается направление в адрес ответчика претензии, срок рассмотрения претензий и ответа на них истек, претензии не удовлетворены. Из поведения ответчика не усматривается намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, поэтому оставление иска без рассмотрения привело бы к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для оставления первоначального иска без рассмотрения.
Доводы ответчика о наличии в собственности истца еще одного судна, не влияют в данном случае не порядок пользования рассматриваемым имуществом – судном «Дарья», 50 % которого находится в собственности истца.
Расходы по уплате государственной пошлины по первоначальному и встречному искам относятся на стороны по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы при частичном удовлетворении исковых требований относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Вместе с тем данное правило не действует при распределении судебных расходов по делам об удовлетворении требований неимущественного характера, с учетом разъяснений приведенных в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Первоначальный иск сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз «Беломор» удовлетворить. Встречный иск общества с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» удовлетворить частично.
1.Определить следующий порядок использования судна «Дарья» АК-0804 (далее- Судно) в рамках Соглашения о совместном владении и использовании недвижимым имуществом рыбопромысловым судном АК-0804 «Дарья», заключенном 01 января 2019 года между обществом с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» и сельскохозяйственным производственным кооперативом «Рыболовецкий колхоз «Беломор» (далее -Соглашение от 01 января 2019 года) :
1.1. Стороны имеют право эксплуатировать Судно исключительно в своих интересах, равное количество дней в году, не более шести месяцев, за вычетом времени Совместного использования, Иного использования, Межрейсового технического обслуживания судна (МРТО).
1.2.С целью обеспечения технического обслуживания Судна и прохождения обязательных технических работ по требованию Инспекции морского Регистра, а также работ, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, с учетом того, что пользование судом производится ежегодно равным количеством времени, за вычетом в том числе двух месяцев на МРТО, на эти цели выделяются два последующих календарных месяца в году, которые будут считаться временем общего использования судна в интересах обеих сторон. Для проведения таких работ определены декабрь и январь соответствующего года. Если обязательные по регламенту Морского Регистра технические работы попадают на срок эксплуатации судна одной из сторон в своих интересах, срок эксплуатации Судна этой стороной продлевается на время, потраченное для проведения таких обязательных для обеих сторон работ.
1.3. По завершении расчетного срока эксплуатации Сторона, эксплуатирующая Судно, обязана передать судно второй Стороне. Сторона, эксплуатирующая Судно, должна уведомить другую Сторону о готовности передать ей Судно для дальнейшей эксплуатации за 21 день с указанием даты и порта, где Судно будет передано.
1.4. В случае, если в течении 5 рабочих дней после назначенной даты передачи судна принимающей стороне она не может принять или не принимает Судно, предающая сторона имеет право продолжить эксплуатацию судна в своих интересах или Судно выводится в отстой в соответствии с пунктом 3.1.6 Соглашения от 01 января 2019 года.
Сторона, которая должна была принять Судно, но не сделала этого, должна компенсировать другой стороне все расходы, связанные с заходом судна в порт для передачи и его вынужденного простоя. Принимающая сторона может добровольно отказаться от своего права на эксплуатацию судна после получения уведомления о готовности передать Судно. Такой отказ должен быть оформлен не позднее чем за 5 дней до назначенной даты передачи во избежание дополнительных затрат для передающей стороны на заход судна в порт. В случае получения такого отказа от принимающей Стороны, передающая сторона вправе продолжить эксплуатацию судна в своих интересах.
1.5. На момент передачи Судна оборудование и снабжение, которое является исключительной собственностью стороны, передающей судно, если такое оборудование и снабжение препятствует эксплуатации Судна другой стороной, и может быть снято с борта, должно быть выгружено на береговой склад силами и за счёт передающей стороны. Под таким оборудованием и снабжением понимается любое, что будет препятствовать нормальной запланированной хозяйственной деятельности принимающей судно стороны, а также влияющее на безопасность мореплавания. В случае отказа передающей Стороны выгрузить это на береговой склад, принимающая Сторона имеет право самостоятельно это сделать, с последующим перевыставлением расходов по выгрузке и хранению. Это касается излишних тяжелых, крупногабаритных объектов, нахождение которых на Судне отрицательно сказывается на устойчивости Судна и может привести к морской аварии. Топливо и смазочные масла, которые приобретались в своих интересах и являются исключительной собственностью передающей Стороны, если они не могут быть выгружены на берег по техническим основаниям, оформляются отдельным актом и передаются на ответственное хранение принимающей стороне. Впоследствии, они должны быть возвращены в том же количестве и с тем же качеством и характеристиками, как были на момент передачи. В случае выявления недостачи, Сторона, принявшая на ответственное хранение, обязана в трехдневный срок восстановить такое же количество и качество топлива и смазочного масла.
2. Обществу с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» передать сельскохозяйственному производственному кооперативу «Рыболовецкий колхоз «Беломор» по Акту передачи для дальнейшей эксплуатации в интересах СПК «РК «Беломор» судно «Дарья» АК-0804, в течение семи календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, со следующими судовыми документами :
- Свидетельство о праве плавания под флагом РФ судна АК-0804 «Дарья»;
- Свидетельство о праве собственности на судно СПК «РК «Беломор» (оригинал);
- Свидетельство о минимальном безопасном составе экипажа судна АК-0804 «Дарья»;
- Классификационное свидетельство судна АК-0804 «Дарья»;
- Свидетельство на оборудование и снабжение судна АК-0804 «Дарья»;
- Свидетельство о грузовой марке судна АК-0804 «Дарья»;
- Международное мерительное свидетельство судна АК-0804 «Дарья»;
- Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, с дополнением судна АК-0804 «Дарья»;
- Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами судна АК-0804 «Дарья»;
- Свидетельство о соответствии оборудования и устройств судна требованиям приложения 5МАРПОЛ 73/78 судна АК-0804 «Дарья»;
- Международное свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы, с дополнением судна АК-0804 «Дарья»;
- Международное свидетельство об энергоэффективности судна АК-0804 «Дарья»;
- Свидетельство о предотвращении загрязнения судна АК-0804 «Дарья»;
- Разрешение на судовую радиостанцию судна АК-0804 «Дарья»;
- Свидетельство соответствия технических средств контроля (ТСК) судна АК-0804 «Дарья»;
- Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (SOPEP) судна АК-0804 «Дарья»;
- Судовой план управления мусором судна АК-0804 «Дарья»;
- Отчет по освидетельствованию судна АК-0804 «Дарья» (ежегодное);
- Судовое санитарное свидетельство судна АК-0804 «Дарья»;
- Акт регистрации АРБ судна АК-0804 «Дарья»;
- Отчет о проверке судового радио-оборудования ГМССБ судна АК-0804 «Дарья»;
- Удостоверение об испытании сходней и трапов судна АК-0804 «Дарья»;
- Перечень противообрастающих систем судна АК-0804 «Дарья»;
- Расчёт вместимости судна АК-0804 «Дарья».
В удовлетворении остальной части заявленных встречных исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз «Беломор» 12 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз «Беломор» пользу общества с ограниченной ответственностью «Севнаучфлот» 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Т.Л. Булатова |