АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
декабря 2013 года | г. Архангельск | Дело № А05-14561/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2013 года
Решение в полном объёме изготовлено декабря 2013 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
к ответчику - муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей муниципального образования "Город Архангельск" "Соломбальский Дом детского творчества" (ОГРН <***>; место нахождения: 163020, <...>)
о взыскании 277 975 руб. 94 коп.,
при участии представителей сторон:
заявителя - не явился (извещен 09.12.2013);
ответчика – ФИО2 (директор), ФИО3 (по доверенности от 13.12.2013),
установил: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее- заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ответчику - муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей муниципального образования "Город Архангельск" "Соломбальский Дом детского творчества" (далее – ответчик, учреждение, МБОУ) о взыскании 277 975 руб. 94 коп. финансовой санкции.
Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направил.
Ответчик, письмом от 16.12.2013 представил в суд отзыв на заявление, квитанцию о получении отчета; доказательства направления отзыва заявителю.
Представители ответчика пояснили, что документы, необходимые для осуществления индивидуального учета в полном были направлены в адрес заявителя 08.02.2013; ответчиком получена квитанция о доставке отчета заявителю, но по какой-то причине заявителем не были получены сведения по форме СЗВ-6-3; повторно учреждением в адрес заявителя 18.02.2013 направлены сведения по форме СЗВ-6-3.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования "Город Архангельск" "Соломбальский Дом детского творчества" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>. Регистрационный номер страхователя в Пенсионном фонде 039-001-032963.
Как следует из материалов дела, 08.02.2013, по каналам электронного документооборота, учреждение представило в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 12 месяцев 2012 года.
Заявитель в адрес ответчика направил квитанцию о получении отчета 08.02.2013.
Ответчик, обнаружив, что формы отчета СЗВ-6-3 и АДВ-6-4 не поступили в адрес заявителя, 18.02.2013 повторно отправил их по каналам электронного документооборота заявителю.
Заявитель, проведя форматно-логическую проверку полученного от ответчика файла от 18.02.2013, установил ошибки в представленных данных.
Последние данные от ответчика заявителем были приняты 15.03.2013 (согласно протоколу приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета №1634).
В соответствии с расчетом по форме РСВ-1 с начала расчетного периода на страховую часть пенсии ответчиком начислено 2387188 руб. 49 коп. страховых взносов, на накопительную часть пенсии – 387238 руб. 02 коп.
Управлением была проведена проверка своевременности представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой 05.08.2013 составлен акт №30/20, в котором отражено, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 12 месяцев 2012 года ответчиком представлены не своевременно. По результатам проверки предложено привлечь МДОУ к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, с выводами и предложениями проверяющего, плательщик страховых взносов вправе представить в течение 15 рабочих дней со дня получения акта письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
08.08.2013 ответчику направлено извещение от 06.08.2013 №30-1053 о рассмотрении вопроса о наложении штрафной санкции за несвоевременное представление индивидуальных сведений на застрахованных лиц в территориальный орган ПФР, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в систем обязательного пенсионного страхования».
Копию акта вместе с извещением Управление направило в адрес МДОУ по почте, о чем свидетельствуют копии списка внутренних почтовых отправлений и почтовой квитанции, представленных в материалы дела.
Ответчик представил управлению объяснения, в которых указал, что при отправке данных по каналам электронного документооборота 08.02.2013 произошел сбой, 18.02.2013 (понедельник) данные отправлены повторно.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением принято решение от 11.09.2013 №30/20 о привлечении ответчика к предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ответственности за правонарушение, выразившееся в непредставлении последним в установленный статьей 11 названного законом срок индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в виде 277 975 руб. 94 коп. штрафа.
Решение о привлечении к ответственности было направлено ответчику по почте 18.09.2013 (в соответствии с представленными в дело копиями списка внутренних почтовых отправлений и почтовой квитанции).
На основании вынесенного решения в адрес ответчика выставлено требование №30/20 от 10.10.2013 об уплате финансовой санкции, направленное МДОУ 18.10.2013 (доказательства направления требования по почте представлены в материалы дела). В установленный срок (до 01.11.2013) требование ответчиком в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения Управления с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что заявленное Управлением требование подлежит удовлетворению в части с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Судом установлено и материалам дела подтверждается, что ответчик является страхователем – работодателем в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании - регистрационный № 039-001-032963.
Статьей 11 Закона №27-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации в качестве плательщиков указанных страховых взносов сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о трудовом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Этой же статьей установлен перечень представляемых в Управление сведений.
Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и указанные в пункте 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, страхователь обязан представлять ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, указанные сведения за всех работающих у ответчика застрахованных лиц за 12 месяцев 2012 года страхователь должен был представить не позднее 15 февраля 2013 года, фактически данные сведения в полном объеме в Управление были представлены 18.02.2013 (15.03.2013 представлены с устранением всех ошибок).
Согласно части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 № 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" утверждены "Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - Технология) и "Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - Протокол), подлежащие применению в рассматриваемом деле.
В силу раздела 7 Технологии страхователь после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
Страхователь в течение 2 рабочих дней с момента отправки документа получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее;
- в течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР;
- отправляет в орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола. Протокол контроля, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняется в архиве.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Если страхователь не получил от органа ПФР в установленное время квитанцию о доставке сведений или протокол контроля сведений, он заявляет органу ПФР о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений.
В случае возникновения технических сбоев на стороне органа ПФР страхователь через свою организацию получит сообщение об ошибке.
Специалисты территориального органа ПФР соблюдают следующий порядок:
В течение 24 часов с момента поступления сведений на рабочее место специалиста территориального органа ПФР выполняются следующие действия:
- проверяется подлинность ЭЦП страхователя;
- отправляется квитанция о доставке сведений.
В течение трех рабочих дней с момента поступления сведений на рабочее место специалиста территориального органа ПФР выполняются следующие действия:
- сведения проверяются программами ПФР, результатом работы которых являются соответствующие протоколы контроля;
- протоколы контроля заверяются ЭЦП органа ПФР;
- протоколы контроля сведений о застрахованных лицах отправляются в адрес страхователя подписанными ЭЦП и в зашифрованном виде.
Сведения о застрахованных лицах и протоколы контроля, подписанные ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняются в хранилище ПФР.
Таким образом, нормативными документами ПФР регламентирована как процедура представления сведений, так и их подтверждения.
Ответчиком представлена в материалы дела квитанция о получении отчета, который не содержит сведений о том, какие документы и за какой отчетный период получены ПФР.
Заявителем в материалы дела представлен журнал форматно-логической проверки, в котором установлено, что полученный 18.02.2013 файл от ответчика содержит сведения об ошибке.
Также в материалы дела заявитель представил три извещения о доставке: от 08.02.2013, 18.02.2013 и 15.03.2013. Протокол контроля сведений, поступивший заявителю 08.02.2013, содержит отметки об ошибках и непредставлении формы СЗВ-6-3.
То есть материалами дела подтверждается представление ответчиком не полных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в установленный законом срок.
Решением от 11.09.2013 управление привлекает МДОУ к ответственности в размере 277 975 руб. 94 коп., что составляет 10% от сумм начисленных страховых взносов ответчика за 2012 год.
При этом, в расчете по форме РСВ-1 с начала расчетного периода на страховую часть пенсии ответчиком начислено 2387188 руб. 49 коп. страховых взносов, на накопительную часть пенсии – 387238 руб. 02 коп. Всего 2 774 426 руб. 51 коп.; 10% от указанной суммы составляет 277 442 руб. 65 коп.
Следовательно, заявитель не правильно рассчитал сумму штрафной санкции.
Кроме этого, в силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Суд считает возможным, с учётом обстоятельств, смягчающих ответственность, уменьшить размер подлежащего взысканию с ответчика штрафа до 150 рублей по следующим основаниям.
В статье 44 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, перечень которых не является исчерпывающим (в п.4 ч.1 ст.44 указаны иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность).
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (ч.4 ст.44 Закона № 212-ФЗ).
В силу статьи 44 Закона № 212-ФЗ, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Таким образом, суду предоставлено право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства определяющим ответственность лица.
При рассмотрении дела суд уменьшает размер взыскиваемого штрафа, учитывая то, что ответчик является получателем бюджетных средств, осуществляет социально значимые функции; выявленные нарушения не повлекли за собой негативных последствий. Взыскание штрафа в большем размере может превратиться для ответчика из меры воздействия в инструмент подавления его деятельности.
С учётом конституционных принципов соразмерности наказания характеру совершённого правонарушения суд считает справедливым уменьшение подлежащего взысканию с ответчика штрафа до 150 рублей. В удовлетворении остальной части заявленного требования суд отказывает.
С ответчика взыскивается государственная пошлина в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально размеру удовлетворённых требований.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей муниципального образования "Город Архангельск" "Соломбальский Дом детского творчества" (ОГРН <***>; место нахождения: 163020, <...>) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в сумме 150 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей муниципального образования "Город Архангельск" "Соломбальский Дом детского творчества" (ОГРН <***>; место нахождения: 163020, <...>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 руб. 62коп
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Е.Н. Шадрина |