ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-14653/08 от 02.03.2009 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

05 марта 2009 года

г. Архангельск

Дело №А05-14653/2008

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2009 года.

Решение в полном объёме изготовлено 05 марта 2009 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Земской М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика по ЖКУ г.Нарьян-Мара" к Государственной инспекции по строительному надзору и жилищному контролю Ненецкого автономного округа об оспаривании ненормативного правового акта – предписания №108 от 05.12.2008,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - не явился (извещен);

от ответчика – ФИО1 (доверенность от 27.02.2009),

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика по ЖКУ г.Нарьян-Мара" (далее – заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания, принятого Государственной инспекцией по строительному надзору и жилищному контролю Ненецкого автономного округа (далее – ответчик, инспекция) 05.12.2008 №108 об устранении нарушений жилищного законодательства.

В обоснование заявленного требования предприятие указало, что нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, не может являться основанием для вынесения предписании №108 от 05.12.2008, поскольку обязательства по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются договором управления многоквартирным домом, заключаемым в соответствии со статьей 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Из приложения № 4 к договору управления многоквартирным домом №2/у-1 от 17.04.2008, вступившего в силу с 01.05.2008, следует, что в состав обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества не входят работы, указанные в обжалуемом предписании, в связи с чем данные работы не могут производиться за счет заявителя. В отношении незаконности возложения обязанности по размещению списков аварийных служб в общедоступных местах предприятие указывает, что неоднократно вывешивало объявления в подъездах многоквартирных домов с информацией об аварийно-диспечерских службах, которые постоянно срывались. В связи с этим заявитель принял решение о размещении телефонов в квитанциях на оплату за жилье и коммунальные услуги, получаемые населением ежемесячно.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направил, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, представил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявления. В обоснование своей позиции указал, что заявитель является лицом, ответственным за надлежащее содержание и ремонт общего имущества собственников помещений, в том числе и крыши, в связи с чем обязан обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, решение вопросов пользования общим имуществом.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу.

Предприятие зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1038302272690.

В период с 07.08.2008 по 11.08.2008 в отношении заявителя ответчиком были проведены внеплановые мероприятия по жилищному контролю, по итогам которых было вынесено предписание №49 об устранении нарушений жилищного законодательства.

Распоряжением от 28.11.2008 о проведении мероприятий по жилищному контролю №127 инспекцией была проведена проверка исполнения предписания №49 от 11.08.2008.

Актом от 05.12.2008 №135 ответчик установил, что заявителем не было исполнено предписание №49 от 11.08.2008 в части пунктов 1-6, 8, а именно, до 30.11.2008 предприятие не выполнило ремонт выгребной ямы, дощатого настила у подъезда, расположенного в районе запасного выхода; не восстановило целостность штукатурки в лестничных клетках, коридорах, помещениях общего пользования на стенах и потолках, окрасочного слоя полов на лестничных клетках, коридорах, помещениях общего пользования, побелки на потолке в помещениях общего пользования; не заделало проход электропроводки через междуэтажное перекрытие; не разместило в общедоступных местах жилого дома списки с указанием адресов и номеров телефонов организаций. Кроме того, ответчиком были выявлены иные нарушения, а именно: разрушение части фасада жилого дома; аварийное состояние лестничной площадки наружной лестницы; блокировка дверей боковых эвакуационных выходов; урна, расположенная на входе в жилой дом, полностью забита мусором и опрокинута.

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления заявителю предписания №108 от 05.12.2008 об устранении нарушений жилищного законодательства в срок до 20.03.2009 посредством:

- выполнения ремонта выгребной ямы;

- выполнения ремонта настила;

- восстановления целостности штукатурки;

- восстановления окрасочного слоя полов;

- восстановления слоя побелки;

- производства заделки в месте прохода электропроводки через междуэтажное перекрытие;

-размещения списков номеров телефонов и адресов организаций в общедоступных местах;

- восстановления целостности обшивки фасада жилого дома;

- выполнения внепланового технического осмотра и необходимого ремонта конструкций наружной лестницы;

- обеспечения надлежащего содержания мусорных урн.

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи Ненецкого автономного округа судебного участка №1 от 23.12.2008 по делу об административном правонарушении №5-464/08 заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства.

Из пункта 1.1. Положения о государственной инспекции по строительному надзору и жилищному контролю Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 18.01.2008 №4-п, следует, что ответчик является органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа уполномоченным на проведение в Ненецком автономном округе государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства.

Согласно части 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, инспекция была правомочна вынести предписание №108 от 05.12.2008 об устранении нарушений жилищного законодательства.

Доводы заявителя о том, что в его обязанности не входит выполнение работ, не предусмотренных договором управления многоквартирным домом, основаны на неправильном токовании норм действующего законодательства.

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из изложенных выше положений жилищного законодательства следует, что содержание общего имущества в многоквартирном доме не может осуществляться одновременно различными способами, т.е. законодательством не предусмотрена возможность передачи управляющей компании только части функций по управлению многоквартирным домом, оставив остальную часть посредствам управления иным способом.

Договором управления многоквартирным домом №2/у-1 от 17.04.2008, заключенным между заявителем и собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> определено, что предприятие приняло на себя полномочия по управлению многоквартирным домом за счет средств собственников в целях:

- обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания и пользования гражданами нежилыми помещениями;

- обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме;

- решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме.

Таким образом, управление домом, расположенным по адресу: <...>, осуществляется способом управления управляющей организацией. Следовательно, в обязанности заявителя входит обеспечение надлежащего содержания всего общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.

Из пункта 11 Правил № 491 следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

- содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее – Правила и нормы технической эксплуатации) установлена обязанность ответчика по содержанию и ремонту общего имущества собственником многоквартирных домов, в том числе выгребов, отмостков, тротуаров, лестничных клеток, коридоров, иных помещений общего пользования, фасадов жилых домов, очистку урн, размещение списков организаций с указанием номеров телефонов и адресов, указанных в пункте 3.5.7 Правил и норм технической эксплуатации, в общедоступных местах (пункты 3.7.8, 3.7.9, 3.7.13, 4.1.7, 6.6.7 и т.д.).

Довод заявителя о том, что Правила и нормы технической эксплуатации противоречат Закону Российской Федерации от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» не является правомерным, поскольку данный закон не регулирует отношения, возникающие между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией.

Ссылка предприятия на тот факт, что оно неоднократно вывешивало объявления в подъездах многоквартирных домов с информацией об аварийно-диспечерских службах, которые постоянно срывались, отклоняется судом, поскольку этот факт не подтвержден материалами дела. Довод заявителя об информировании населения о телефонах аварийно-диспечерских служб в квитанциях на оплату услуг и коммунальные платежи не свидетельствует о незаконности предписания №108 от 05.12.2008. Представленные в материалы дела квитанции на оплату коммунальных услуг содержат информацию за январь 2009 года, т.е. подтверждают лишь исполнение предписания, а не его незаконность. Более того, в квитанциях содержится информация лишь в отношении части телефонов организаций, определенных в пункте 3.5.7 Правил и норм технической эксплуатации, и отсутствует информация об их адресах.

Таким образом, в обязанности заявителя входит выполнение мероприятий, определенных в предписании №108 от 05.12.2008.

При проведении мероприятий жилищного контроля ответчиком было установлено, что пункты 1-6, 8 предписания №49 от 11.08.2008 исполнены не были. Кроме того, ответчиком были выявлены иные нарушения, а именно: разрушение части фасада жилого дома; аварийное состояние лестничной площадки наружной лестницы; блокировка дверей боковых эвакуационных выходов; урна, расположенная на входе в жилой дом, полностью забита мусором и опрокинута.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом по результатам проведения мероприятий по жилищному контролю от 05.12.2008 №135, фотоматериалами и не оспариваются заявителем.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности предписания №108 об устранении нарушений жилищного законодательства от 05.12.2008, поскольку данное предписание принято в пределах полномочий ответчика и при наличие обязательств заявителя по устранению нарушения требований жилищного законодательства.

Довод заявителя о том, что указанные работы не могут производиться за счет предприятия, не имеет отношение к предмету настоящего спора. В случае, если заявитель считает, что платой по договору управления многоквартирным домом от 17.04.2008 №2/у-1 не охватывается перечень работ, необходимых для выполнения предписания №108 от 05.12.2008, он не лишен возможности разрешить указанный спор в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В связи с изложенным требования заявителя подлежат отклонению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать муниципальному унитарному предприятию "Служба заказчика по ЖКУ г.Нарьян-Мара" в признании недействительным предписания об устранении нарушений жилищного законодательства №108 от 05.12.2008 года, вынесенного Государственной инспекцией по строительному надзору и жилищному контролю Ненецкого автономного округа.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина