ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-14830/08 от 15.04.2009 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 апреля 2009 года

г. Архангельск

Дело № А05-14830/2008

Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2009 года

Решение в полном объёме изготовлено 22 апреля 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шашкова А.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебных заседаний Никифоровой Ю.С.,

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Акционерная компания Северолес»

к ответчикам:

1-му - областному государственному учреждению «Государственный архив Архангельской области»,

2-му – Администрации муниципального образования «Город Архангельск»,

3-му - муниципальному учреждению «Хозяйственная служба мэрии»,

об обязании принять на хранение архивные документы,

в судебном заседании участвовали представители:

от истца – директор Лыков В.С. (приказ № 2 от 18.05.2007), Златогорская Г.Н. (доверенность № 87 от 02.03.2009),

от 1-го ответчика – Бардюг Е.С. (доверенность от 18.11.2008),

от 2-го ответчика – Филева Н.Г. (доверенность от 13.04.2009),

от 3-го ответчика – Шмигирилова С.В. (доверенность от 15.04.2009),

установил:

Открытое акционерное общество «Акционерная компания Северолес» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с требованием обязать Областное государственное учреждение «Государственный архив Архангельской области» (далее – 1-й ответчик) Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» (далее – 2-й ответчик), муниципальное учреждение «Хозяйственная служба мэрии» (далее – 3-й ответчик) принять на хранение архивные документы ликвидированных предприятий лесной промышленности, которые находятся на хранении в ОАО «Акционерная компания Северолес», а именно следующие документы по личному составу предприятий за период с 1929 года по 1990 год в количестве 4977 единиц хранения:

1. Опись № 2 дел по личному составу Объединения «Архангельсклеспром» за 1966-1990 годы в количестве 1056 единиц хранения.

2. Опись № 2 дел по личному составу Комбината «Архангельсклес» за 1952-1974 годы в количестве 1278 единиц хранения.

3. Опись № 2 дел по личному составу Производственного лесозаготовительного объединения «Архангельсклес» за 1984-1988 годы в количестве 14 единиц хранения.

4. Опись № 2 дел по личному составу Архангельского линейно-технологического узла связи ТПО «Архангельсклеспром» за 1987-1990 годы в количестве 23 единиц хранения.

5. Опись № 2 дел по личному составу треста «Севлес» за 1932-1936 году в количестве 11 единиц хранения; треста «Пинегалес» за 1939-1945 годы в количестве 79 единиц хранения; треста «Севлесстрой» за 1946-1947 годы в количестве 5 единиц хранения; треста «Севтранслес» за 1950-1955 годы в количестве 4 единиц хранения; Управления рабочего снабжения треста «Северолес» за 1948 год в количестве 7 единиц хранения; Лесного управления механизированных предприятий за 1930-1933 годы в количестве 7 единиц хранения.

6. Опись № 2 дел по личному составу треста «Двинолес» за 1929-1953 годы в количестве 667 единиц хранения.

7. Опись № 2 дел по личному составу Комбината «Котласлес» за 1939-1973 годы в количестве 1673 единиц хранения.

8. Опись № 2 дел по личному составу Комбината «Онегалес» за 1957-1974 годы в количестве 153 единиц хранения.

Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования. В настоящем судебном заседании истец заявленные требования поддержал.

Определением от 09.02.2009 суд привлек к участию в деле вторым ответчиком Администрацию муниципального образования «Город Архангельск», определением от 24.03.2009 суд привлек третьим ответчиком муниципальное учреждение «Хозяйственная служба мэрии».

Первый ответчик с заявленным требованием не согласился, указав, что полномочия по учету и хранению архивных документов по личному составу возложены на муниципальные архивы, правовые основания для удовлетворения требований о передаче дел первому ответчику отсутствуют.

Второй ответчик считает, что оснований для удовлетворения требований истца в отношении мэрии города Архангельска не имеется, так как в МО «Город Архангельск» в целях организации материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления создано муниципальное учреждение «Хозяйственная служба мэрии», в котором имеется подразделение – архивный отдел. Просит в удовлетворении иска к мэрии города Архангельска отказать.

Третий ответчик иск не признал, мотивируя тем, что принимает в архив документы только муниципальных предприятий, требования в нему заявлены неправомерно.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению за счет 1-го ответчика.

Как видно из материалов дела, 12.10.1990 года конференцией представителей трудовых коллективов 115 предприятий лесного комплекса Архангельской области принято решение об учреждении территориального концерна «Северолес». Приказом Министерства лесной промышленности СССР от 18.10.1990 года № 255 организован концерн «Северолес». Этим же приказом ликвидировано производственное объединение «Архангельсклеспром». Из представленного устава концерна «Севролес» следует, что это вновь созданное государственное предприятие, которое не являлось правопреемником ПО «Архангельсклеспром».

При организации концерна «Северолес» ему переданы документы ранее действовавших на территории Архангельской области предприятий лесопромышленного комплекса. Концерном создан архив, который обеспечивал хранение и учет этих документов, входящих в состав Государственного архивного фонда СССР.

В соответствии с п. 9 Положения об архиве концерна «Северолес» Концерн ежегодно высылал в областной госархив паспорт архива согласно установленной формы, а также карточки фондов и сведения об изменениях в составе и объеме фондов.

15.10.1992 года концерн «Северолес» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.92 № 721 на основании совместного решения Комитета по управлению государственным имуществом Архангельской области и предприятиями, входившими в состав концерна «Северолес», преобразован Открытое акционерное общество "Акционерная компания Северолес". ОАО «АК Северолес» является правопреемником концерна «Северолес».

Согласно представленных документов архив концерна перешел акционерному обществу и последнее продолжало ежегодно представлять в Государственный архив Архангельской области паспорта своего архива, о хранящейся документации, с указанием количества единиц постоянного хранения и по личному составу.

Согласно списку фондов, в архиве ОАО «АК Северолес» находятся на хранении документы по личному составу следующих предприятий Объединения «Архангельсклеспром» за 1966-1990 годы в количестве 1056 единиц хранения; Комбината «Архангельсклес» за 1952-1974 годы в количестве 1278 единиц хранения; Производственного лесозаготовительного объединения «Архангельсклес» за 1984-1988 годы в количестве 14 единиц хранения; Архангельского линейно-технологического узла связи ТПО «Архангельсклеспром» за 1987-1990 годы в количестве 23 единиц хранения; треста «Севлес» за 1932-1936 году в количестве 11 единиц хранения; треста «Пинегалес» за 1939-1945 годы в количестве 79 единиц хранения; треста «Севлесстрой» за 1946-1947 годы в количестве 5 единиц хранения; треста «Севтранслес» за 1950-1955 годы в количестве 4 единиц хранения; Управления рабочего снабжения треста «Северолес» за 1948 год в количестве 7 единиц хранения; Лесного управления механизированных предприятий за 1930-1933 годы в количестве 7 единиц хранения; треста «Двинолес» за 1929-1953 годы в количестве 667 единиц хранения; Комбината «Котласлес» за 1939-1973 годы в количестве 1673 единиц хранения; Комбината «Онегалес» за 1957-1974 годы в количестве 153 единиц хранения.

Судом установлено, что все перечисленные предприятия являлись государственными, ликвидированы до 1990 года, правопреемников у этих предприятий нет.

29.01.2003 и 28.04.2007 между ОАО «АК Северолес» и ОГУ «Государственный архив Архангельской области» заключались договоры об отношениях и сотрудничестве, в соответствии с которыми истец обеспечивал сохранность, учет, комплектование документов Архивного фонда Российской Федерации, представлял на утверждение в Госархив описи дел постоянного хранения и на согласование описи дел по личному составу.

13.10.2008 года ОАО «АК Северолес» обратилось о передаче указанных выше фондов на хранение в государственный архив ОГУ «Государственный архив Архангельской области». Причиной обращения послужили отказы Пенсионного фонда РФ в пересчете пенсий на основании справок ОАО «АК Северолес», выданных бывшим работникам ликвидированных государственных предприятий, документы которых находятся на хранении у истца. Пенсионный фонд РФ указал, что ОАО «АК «Северолес» не является правопреемником ТПО «Архангельсклеспром» и других ликвидированных предприятий и поэтому не вправе выдавать правоподтверждающие документы (справки).

ОГУ «Государственный архив Архангельской области» отказал в принятии фондов, указав, что не имеет возможности принять документы из-за отсутствия свободных стеллажных площадей.

Учитывая перечисленные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование иска ОАО «АК «Северолес» сослалось на Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон) и невозможность осуществлять хранение документов, их обработку, в связи с отсутствием в штате работников за исключением руководителя компании.

Спор рассмотрен с учетом следующих обстоятельств.

Согласно статье 3 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле) архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Указанная деятельность реализуется через деятельность архива, под которым пункт 9 названной статьи понимает учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Пунктами 10 и 11 статьи 3 Закона об архивном деле установлено, что архивы могут быть государственными - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; или муниципальными - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона об архивном деле архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителей и информации на нем для граждан, общества и государства.

Статьи 7, 8 и 9 Закона об архивном деле классифицируют архивные документы на архивные документы, относящиеся к государственной собственности (федеральной и собственности субъектов), муниципальной собственности и частной собственности. В силу пункта 4 статьи 10 Закона в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности. Решение вопросов о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 20 Закона об архивном деле приему на хранение в государственные архивы подлежат документы, образовавшиеся в процессе деятельности государственных органов и организаций, являющихся источниками комплектования государственного архива.

В силу редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 4 Закона об архивном деле, хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации – Архангельская область в лице Управления по делам архивов администрации Архангельской области создал ОГУ «Государственный архив Архангельской области». В соответствии с Уставом этого учреждения оно создано в целях обеспечения сохранности и государственного учета документов Архивного фонда РФ, а также комплектования учреждения документами этого фонда.

Согласно стать 4 Областного закона от 09.12.2005 № 135-8-ОЗ «Об архивном деле в Архангельской области» собственности Архангельской области относятся архивные документы государственных органов и организаций Архангельской области.

Судом установлено, что истец просит обязать принять в Государственный архив документы за период с 1929 по 1990 годы предприятий, которые являлись государственными, ликвидированы до 1990 года и правопреемники у них отсутствуют. Перечисленные в иске документы относятся к Архивным фондам РФ, что не оспаривается сторонами.

Согласно п. 8 статьи 23 Закона об архивном деле в случае ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

При ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, если они имели договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России, документы постоянного срока хранения и документы по личному составу работников передаются в соответствующий государственный архив. Если договор заключен не был, государственный архив обязан принять на хранение документы по личному составу.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что договоры с Государственным архивом Архангельской области, иными учреждениями архивной службы, перечисленные в иске государственные предприятия, не заключали.

Поскольку фонды ликвидированных государственных предприятий являются источником комплектования государственного архива, договоров у этих предприятий с учреждениями архивной службы не было заключено и с учетом изложенных норм, суд пришел к выводу о том, что документы по личному составу предприятия подлежат передаче в Государственный архив Архангельской области в полном объеме.

Доводы 1-го ответчика, что он может принять на хранение документы только постоянного хранения, не основаны на нормах действующего законодательства. В перечисленных выше нормативных актах такой запрет не содержится.

Суд считает, что основания для удовлетворения иска к администрации МО «Город Архангельск» и МУ «Хозяйственная служба мэрии» отсутствуют. Администрация МО «Город Архангельск» не относится к учреждениям архивной службы. Архивный отдел МУ «Хозяйственная служба мэрии» хранит документы по личному составу представительного органа местного самоуправления, ликвидированных структурных подразделений мэрии, муниципальных учреждений и унитарных предприятий.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет исковые требования за счет 1-го ответчика и обязывает его принять на хранение документы.

В силу ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на 1-го ответчика.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Обязать Областное государственное учреждение «Государственный архив Архангельской области» в 10-дневный срок после вступления настоящего решения в законную силу принять на хранение документы по личному составу предприятий за период с 1929 года по 1990 год в количестве 4977 единиц хранения, а именно:

1. Опись № 2 дел по личному составу Объединения «Архангельсклеспром» за 1966-1990 годы в количестве 1056 единиц хранения.

2. Опись № 2 дел по личному составу Комбината «Архангельсклес» за 1952-1974 годы в количестве 1278 единиц хранения.

3. Опись № 2 дел по личному составу Производственного лесозаготовительного объединения «Архангельсклес» за 1984-1988 годы в количестве 14 единиц хранения.

4. Опись № 2 дел по личному составу Архангельского линейно-технологического узла связи ТПО «Архангельсклеспром» за 1987-1990 годы в количестве 23 единиц хранения.

5. Опись № 2 дел по личному составу треста «Севлес» за 1932-1936 году в количестве 11 единиц хранения; треста «Пинегалес» за 1939-1945 годы в количестве 79 единиц хранения; треста «Севлесстрой» за 1946-1947 годы в количестве 5 единиц хранения; треста «Севтранслес» за 1950-1955 годы в количестве 4 единиц хранения; Управления рабочего снабжения треста «Северолес» за 1948 год в количестве 7 единиц хранения; Лесного управления механизированных предприятий за 1930-1933 годы в количестве 7 единиц хранения.

6. Опись № 2 дел по личному составу треста «Двинолес» за 1929-1953 годы в количестве 667 единиц хранения.

7. Опись № 2 дел по личному составу Комбината «Котласлес» за 1939-1973 годы в количестве 1673 единиц хранения.

8. Опись № 2 дел по личному составу Комбината «Онегалес» за 1957-1974 годы в количестве 153 единиц хранения.

Взыскать с Областное государственное учреждение «Государственный архив Архангельской области» в пользу открытого акционерного общества «Акционерная компания «Северолес» 2000 рублей в возмещение государственной пошлины по иску.

В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.Х. Шашков