ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1484/2022 от 26.04.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

мая 2022 года

г. Архангельск

Дело № А05-1484/2022   

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2022 года

Полный текст решения изготовлен мая 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А., 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Медниковой А.Г.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ОГРН <***>; адрес: Россия 165115, д.ФИО1 Вельского района, Архангельская область, ул.Спецгородок, дом 1а)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу  (ОГРН <***>; адрес: Россия 163069, г.Архангельск, Архангельская область, ул.Садовая, дом 5, корп.1)

о признании недействительным уведомления от 24.01.2022 №КУВД-001/2022-930569/2.

В заседании суда принимали участие представители:

заявителя – не явился, извещен;

ответчика – Чиркова Т.Ю.

Суд установил следующее:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным уведомления Межмуниципального отдела по Вельскому, Шенкурскому и Устьянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, Управление) от 24.01.2022 №КУВД-001/2022-930569/2 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения и обязании ответчика рассмотреть заявление Учреждения от 14.01.2022 о прекращении права хозяйственного ведения заявителя на объект недвижимости: многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 29:01:140606:96.

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемое уведомление не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ), нарушает его права и законные интересы.

Ответчик заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление от 04.03.2022 №02-08/0066 , ссылаясь на то, что Учреждение не является федеральным органом исполнительной власти, поскольку является учреждением, подведомственным Федеральной службе исполнения наказаний.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных суда в  соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводом к оспариванию уведомления послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

14.01.2022 в Управление с заявлением №КУВД-001/2022-930569 о государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения заявителя на объект недвижимости обратилось Учреждение.

24.01.2022 Управлением было принято решение о возврате заявления о государственной регистрации прав и документов, приложенных к нему, без рассмотрения, на основании пункта 3 статьи 25 Закона №218-ФЗ, поскольку информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации в надлежащем размере отсутствовала, а документ, подтверждающий необходимую уплату, заявителем представлен не был.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителя Управления в судебном заседании, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Статьей 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями составляет и исполняет бюджетную смету принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Согласно статье 94 Федерального закона от 19.07.2018  №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансирование службы в уголовно-исполнительной системе, включая гарантии социальной защиты сотрудников, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлении, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и ограничений.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Данная позиция отражена в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации №306-ЭС18-8190, №306-ЭС18-7885, №306-ЭС18-11592, №309-ЭС18-17151.

Управление, возражая против заявленных требований, приводит в обоснование своей позиции доводы о том, что заявитель является самостоятельным юридическим лицом и не относится к федеральным органам исполнительной власти, на которые распространяются положения подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, а, следовательно, оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины у заявителя не имелось.

Суд считает, что Учреждение, как и иные федеральные казенные учреждения уголовно-исполнительной системы, реализует публичные полномочия, относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН России.

Аналогичная позиция указана в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14.11.2019 №03-05-04-03/87834. В письме указывается, что на учреждения входящие в структуру ФСИН России, также должно распространяться положение подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ, в части освобождения федеральных органов государственной власти, при их обращении за совершением юридически значимых действий, от уплаты государственной пошлины.

Согласно пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Эти государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания.

При рассмотрении вопросов, связанных с освобождением федеральных государственных казенных учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственных органов, следует учитывать нормы действующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных законов, в рамках которых определяется статус указанных учреждений.

Учреждение включено в Перечень учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальных органов ФСИН России, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета, утвержденного Приказом ФСИН России от 02.02.2021 №59 «Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальными органами ФСИН России» (№ п/п 514 по Перечню).

Учреждение реализует указанные публичные полномочия, изложенные в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН России, а, следовательно, на него распространяется действие подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, заявитель имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

признать недействительным, проверенное на соответствие нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», уведомление Межмуниципального отдела по Вельскому, Шенкурскому и Устьянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24.01.2022 №КУВД-001/2022-930569/2 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения, принятого  в отношении    Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области».

Обязать ответчика в 5-дневный срок с момента опубликования настоящего решения в полном объеме на сервисе «Картотека арбитражных дел» принять к рассмотрению заявление от 14.01.2022 о прекращении права хозяйственного ведения заявителя на объект недвижимости: многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 29:01:140606:96.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова