ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-14859/2021 от 18.04.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2022 года

г. Архангельск

Дело № А05-14859/2021    

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2022 года .

Полный текст решения изготовлен апреля 2022 года .

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Короткой С.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуальных предпринимателей  ФИО1 (ОГРНИП <***>; место жительства: Россия, 163020, Архангельская область, г.Архангельск),  ФИО2 (ОГРНИП <***>; место жительства: Россия, 163000, Архангельская область, г.Архангельск),  ФИО3 (ОГРНИП <***>; место жительства: Россия, 163020, Архангельская область, г.Архангельск) к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (ОГРН <***>; адрес: 163002, <...>) о признании незаконным постановления об отказе в выдаче разрешения на строительство, при участии в заседании суда представителей:

от заявителей – ФИО4 (доверенность от 27.05.2014, доверенность от 28.12.2020, доверенность от 18.07.2017),

от ответчика – ФИО5 (доверенность от 07.09.2021), ФИО6 (доверенность от 31.03.2022),

установил:

индивидуальный предприниматель  ФИО1,  индивидуальный предприниматель ФИО2,  индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – заявители, предприниматели) обратились в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее – ответчик, администрация) о признании незаконным постановления от 22.12.2021 № 2896 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта: «Строительство корпуса № 7 гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 29:17:010101:69, площадью 1,8731 га» в районе п. Соловецкий муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое».

Помимо этого, заявители просят обязать ответчика устранить их нарушенные права путем выдачи испрашиваемого разрешения.

Ответчик заявленные требования не признал.

Поводом к оспариванию постановления администрации послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Заявители являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 29:17:010101:69 площадью 1,8731 га, расположенного по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов. Данный земельный участок используется заявителями в предпринимательской деятельности для обслуживания гостиничного комплекса.

25.12.2018 администрация выдала предпринимателям градостроительный план упомянутого земельного участка. В последующем, 27.02.2020, администрация вновь выдала заявителям градостроительный план земельного участка и чертеж градостроительного плана.

В соответствии с полученным градостроительным планом по заказу заявителей была разработана проектная документация на строительство объекта «Строительство корпуса № 7 гостиницы на земельном участке 29:17:010101:69 площадью 1,8731 га».

16.12.2021 предприниматели обратились в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство двухэтажного корпуса № 7 гостиницы по адресу: <...>, кадастровый номер земельного участка 29:17:010101:69. К данному заявлению был приложен предусмотренный нормами градостроительного законодательства пакет документов (правоустанавливающие документы на земельный участок,  градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и т.д.).

Постановлением  № 2896 от 22.12.2021 администрация отказала в выдаче разрешения на строительство по причине недопустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: 1) в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Сельское поселение Соловецкое», утвержденными постановлением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 18.08.2021 № 54-п, в территориальной зоне Р4 - рекреационная зона - допускается строительство одноэтажных зданий с предельной высотой 6 метров; 2) в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий применительно к территории поселка Соловецкий правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Сельское поселение Соловецкое», утвержденной постановлением Министерства строительства и архитектуры   Архангельской   области   от   18.08.2021   №   54-п,   планируемый к строительству объект частично попадает в зону охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ЗОЛ 2 - зона охраняемого природного ландшафта, в которой запрещается строительство капитальных зданий и сооружений.

Не согласившись с данным постановлением об отказе, заявители обратились в суд. При этом они указывали, что при выдаче разрешения на строительство проектная документация подлежит проверке на предмет соответствия требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Иное толкование не соответствует принципу правовой определенности, обеспечивающему стабильность правоотношений в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. В данном случае градостроительным планом земельного участка предусмотрено, что на нем разрешается строительство объектов гостеприимства высотой до 14 метров. Предполагаемая площадь застройки двухэтажного корпуса № 7 полностью входит в площадь земельного участка заявителей, на которой строительство таких объектов разрешено. Следовательно, отказ в выдаче разрешения на строительство, мотивированный ссылкой на нормативный акт, принятый значительно позднее (18.02.2021), когда проектная документация была уже изготовлена, не может быть признан законным. Кроме этого, заявители указывали, что планируемая к строительству гостиница не попадает в зону охраны объектов культурного наследия  народов Российской Федерации ЗОЛ 2, в которой запрещается строительство капитальных зданий и сооружений.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам.

            В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) для признания судом ненормативного правового акта незаконным необходимы два условия: несоответствие такого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство, в частности,  при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.

Согласно частям 1 и 2 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.  Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В градостроительном плане земельного участка содержится, в частности,  информация о предельных параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок (пункт 6 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ).

Подпунктом 2 пункта 11 статьи 51 ГрК предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, при выдаче разрешения на строительство проектная документация подлежит проверке на предмет соответствия требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Иное толкование не соответствует принципу правовой определенности, обеспечивающему стабильность правоотношений в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что согласно градостроительному плану земельного участка  № RU 29623000-302, выданному 25.12.2018 на земельный участок с кадастровым номером 29:17:010101:69,  предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, содержат предельное количество этажей и (или) предельную высоту зданий, строений, сооружений – 5 м в коньке кровли. Данная информация содержится   в разделе 2.3 градостроительного плана  № RU 29623000-302. Кроме этого, в пункте 1.4. раздела 5 градостроительного плана  № RU 29623000-302 «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий»  указано, что на участке в зоне ЗРЗ 1-3 разрешается, в частности, строительство объектов гостеприимства высотой до 14 метров.

В разделе 2.3 градостроительного плана спорного  земельного участка № RU 29523000-011, выданного заявителям 26.02.2020, указано, что  предельное количество этажей и (или) предельная высота зданий, строений, сооружений для данного земельного участка составляет от 5 до 14 метров. В пункте 1.4. раздела 5 градостроительного плана  № RU 29523000-011 «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий» также, как и в аналогичном пункте  градостроительного плана  № RU 29623000-302 от 25.12.2018, указано, что на участке в зоне ЗРЗ 1-3 разрешается, в частности, строительство объектов гостеприимства высотой до 14 метров.

Судом установлено, что для объектов туристического обслуживания, расположенных на земельных участках в зоне делового, общественного назначения «О», к которой относится земельный участок заявителей, согласно статье 43.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Приморского муниципального района Архангельской области», утвержденных решением  Собрания депутатов МО «Приморский муниципальный район» от 22.06.2017 № 365 (далее - Правила от 22.06.2017), действовавших на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе, минимальная высота объектов туристического обслуживания и иных объектов - 5 метров в коньке кровли, максимальная высота объектов туристического обслуживания и иных объектов -15 метров в коньке кровли.

Данные требования воспроизведены в разделе 2.3 выданного заявителям градостроительного плана земельного участка.

Кроме того, в разделе 5 градостроительного плана перечислены ограничения для зоны ЗРЗ 1-3, к которой участок заявителей относится согласно приказу Минкультуры России от 24.12.2013 № 2333 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века», включенного в Список всемирного наследия (пос. Соловецкий Приморского района Архангельской области), а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон» (далее – Приказ  № 2333). В данной зоне разрешается, в частности, строительство объектов гостеприимства высотой до 14 метров.

Таким образом, градостроительный план, выданный предпринимателям в 2018 году, полностью отражал требования к использованию земельного участка заявителей, предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством. При этом высота здания – 5 метров в коньке кровли – являлась предельно минимальной, а не максимальной, как считает ответчик. Иное бы противоречило положениям Правил № 365 от 22.06.2017.

Более того, для исключения возможности неоднозначного толкования пункта 2.3 градостроительного плана, выданного 25.12.2018, заявители обратились в администрацию за выдачей нового градостроительного плана, содержащего четкие параметры (минимальную и максимальную высоту) объектов строительства.

Как уже отмечалось ранее, 27.02.2020 администрация выдала заявителям градостроительный план и чертеж градостроительного плана, повторяющий градостроительный план 2018 года, но в разделе 2.3 прямо указывающий предельную высоту объекта строительства как в части минимальных, так и в части максимальных значений - от 5 до 14 метров. Планируемый к строительству корпус № 6 гостиницы не превышает указанные минимальные и максимальные значения высот.

При этом толкование администрацией нормы, содержащейся в пункте 4 статьи 45 Правил от 22.06.2017, как не позволяющей строить на земельном участке, принадлежащем заявителям, строения высотой как ниже, так и выше 5 метров, прямо противоречит как пункту 43.1 Правил от 22.06.2017 и Приказу № 2333, так и выданным администрацией градостроительным планам спорного земельного участка 2018 и 2020 г.г.

К тому же, как уже отмечалось ранее, несоответствие проектной документации требованиям к строительству, установленным на дату выдачи градостроительного плана, не являлось причиной отказа в выдаче разрешения на строительство.

Следовательно, отказ ответчика в выдаче разрешения на строительство объекта по причине того, что в территориальной зоне Р4 - рекреационная зона - допускается строительство одноэтажных зданий с предельной высотой 6 метров, является незаконным.

В отношении второго основания отказа суд отмечает следующее.

Как следует из объяснения предпринимателей, спорный земельный участок обнесен забором, застроен, сформирован в 2004 году. Как вытекает из градостроительного плана, земельный участок заявителей находится в зоне ЗРЗ 1-3.

В приложении № 1 к Приказу № 2333 содержится описание границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века", включенного в Список всемирного наследия (пос. Соловецкий Приморского района Архангельской области).

В разделе II приложении № 1 к Приказу № 2333, именуемом «Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Подзона ЗРЗ-1. Участок ЗРЗ 1-3», указано, что линия границы данного участка регулирования застройки и хозяйственной деятельности проходит от юго-восточного угла участка, на котором находится объект культурного наследия федерального значения "Салотопенный завод", на юго-восток, огибая хозяйственное строение с запада, и далее на юг и восток по стороне дороги, идущей на Смоляной мыс. Далее на юг параллельно западной границе территории объекта культурного наследия регионального значения "Архангельская гостиница". Далее под прямым углом на восток, огибая Архангельскую гостиницу. Далее под прямым углом на юг параллельно домам жилого массива и границе территории объектов культурного наследия "Территория монастырского кладбища XVI - начала XX вв. с фундаментом Онуфриевской церкви, XIX в." и "Территория массового захоронения времен УСЛОН". Далее под прямым углом на восток параллельно южным фасадам жилых домов на ул. Флоренского до пересечения с ул. Заозерной. Далее на юг по западной стороне ул. Заозерной до ручья, впадающего в губу Кислую. Далее на юг по ручью.

Далее на запад и северо-запад по рельефу, огибая участки застройки, и под прямым углом на север по границам участков и по рельефу. Далее на северо-запад, огибая участки застройки, и по рельефу на юго-запад и северо-запад до пересечения с местной дорогой к востоку от небольшого озера. Далее по этой дороге на север до перекрестка, на запад по дороге на очистные сооружения и на север, придерживаясь рельефа, параллельно берегу Школьной губы до вершины холма с березовой рощей. Далее на северо-восток и восток по рельефу, параллельно береговой линии и до начальной точки - юго-восточного угла участка, на котором находится объект культурного наследия федерального значения "Салотопенный завод".

В разделе I приложении № 1 к Приказу № 2333, именуемом «Зона охраняемого природного ландшафта. Подзона ЗОЛ-2», указано, что линия границы данной подзоны зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия проходит от северной точки мыса (севернее Школьной губы) на юг по береговой линии Белого моря и Школьной губы до точки на побережье, находящейся на перешейке с Кислой губой. Далее на восток, пересекая в самом узком месте Кислую губу до ул. Заозерной. Далее на северо-запад по ул. Заозерной до пересечения с ручьем, впадающим в Кислую губу.

Далее на юг по ручью. Далее на запад и северо-запад по рельефу, огибая участки застройки, и под прямым углом на север по границам участков и по рельефу. Далее на северо-запад, огибая участки застройки, и по рельефу на юго-запад и северо-запад до пересечения с местной дорогой к востоку от небольшого озера. Далее по этой дороге на север до перекрестка, на запад по дороге на очистные сооружения и на север, придерживаясь рельефа, параллельно берегу Школьной губы до вершины холма с березовой рощей. Далее на северо-запад до начальной точки - места пересечения с береговой линией.

Как видно из положений приведенного Приказа № 2333, и границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (подзона ЗРЗ-1, участок ЗРЗ 1-3), и границы зон охраняемого природного ландшафта (подзона ЗОЛ-2) упомянутого объекта культурного наследия определены таким образом, что они огибают участки застройки. Значит, эти границы огибают спорный земельный участок, который застроен и  обнесен забором.

Кроме того, в градостроительном плане содержится информация о том, что  земельный участок заявителей находится в зоне ЗРЗ 1-3, в отношении нахождения этого участка в подзоне ЗОЛ-2 градостроительный план сведений не содержит.

Таким образом, ограничения, установленные для подзоны ЗОЛ-2, к земельному участку заявителей не применяются.

Следовательно, отказ ответчика в выдаче разрешения на строительство объекта по причине того, что планируемый  к строительству объект частично попадает в зону охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ЗОЛ 2 - зона охраняемого природного ландшафта, в которой запрещается строительство капитальных зданий и сооружений, также является незаконным.

На основании изложенного заявленные требования предпринимателей подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 22.12.2021 № 2896 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта: «Строительство корпуса № 7 гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 29:17:010101:69, площадью 1,8731 га» в районе п. Соловецкий муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое», принятое  в отношении  индивидуальных предпринимателей  ФИО1,  ФИО2, ФИО3.

Обязать администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителей путем выдачи разрешения на строительство объекта:  «Строительство корпуса № 7 гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 29:17:010101:69, площадью 1,8731 га» в районе п. Соловецкий муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое».

Оспариваемое постановление проверено на соответствие нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» в пользу  индивидуального предпринимателя  ФИО1 расходы по государственной пошлине в размере 300 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина