ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-15054/2023 от 09.02.2024 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

09 февраля 2024 года

г. Архангельск

Дело № А05-15054/2023

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2024 года

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2024 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Тарасовой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шваревой И.В.,

рассмотрел в судебном заседании 7 и 9 февраля 2024 года (с объявлением перерыва) дело

по заявлению заместителя прокурора Архангельской области (ОГРН 1022900513063; ИНН 2901052689; адрес: 163002, г.Архангельск, пр.Новгородский, дом 15)

к администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области (ОГРН 1212900007055; ИНН 2910005364; адрес: 164570, рп.Березник Виноградовского района, Архангельская область, ул.П.Виноградова, дом 83)

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании представителя Прокуратуры Архангельской области Мошниковой З.Н. по доверенности от 06.06.2023.

Суд установил:

заместитель прокурора Архангельской области (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области (далее - ответчик, администрация), в котором просит:

- признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в неразработке и неутверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа и административного регламента по оказанию муниципальной услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу Архангельской области;

- обязать администрацию в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать, согласовать c министерством строительства и архитектуры Архангельской области и утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области;

- обязать администрацию в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу Архангельской области.

Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором указал, что на даты направления заявления и принятие его судом к производству бездействие ответчика, выразившееся в не разработке и не утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа и административного регламента по оказанию услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу Архангельской области имело место быть. Письмом № 01-16/1384 от 21.12.2023 схема размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области направлена на рассмотрение и согласование в Министерство строительства и архитектуры Архангельской области. До настоящего времени, ответ в администрацию округа не поступил.

Также ответчик в отзыве сообщил, что постановлением администрации Виноградовского муниципального округа от 30.01.2024 № 18-па «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области» утвержден соответствующий регламент.

С учетом изложенного, ответчик сослался на частичное добровольное удовлетворение заявленных требований в процессе рассмотрения дела, а также указал, что не возражает против удовлетворения оставшейся части требований.

В связи с разработкой и утверждением административного регламента по оказанию муниципальной услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций заинтересованным лицом (Постановление № 18-ПА от 30.01.2024), разработкой и направлением администрацией в министерство строительства и архитектуры Архангельской области схемы размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области, заявитель отказывается от исковых требований в части возложения указанных обязанностей, о чем представил 09.02.2024 соответствующее ходатайство, в котором просит принять отказ от требования в части:

- возложения на администрацию Виноградовского муниципального округа Архангельской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать схему размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области;

- возложения на администрацию Виноградовского муниципального округа Архангельской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу Архангельской области.

Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Частью 5 статьи 49 АПК РФ установлено, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Руководствуясь статьей 49 АПК РФ, суд принимает отказ заявителя от заявленных требований в части в соответствии с представленным ходатайством, так как это не противоречит закону, не нарушает прав других лиц. Производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

С учетом частичного отказа заявителя от заявленных требований, предметом спора являются требования прокурора к администрации о:

- признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неразработке и неутверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа и административного регламента по оказанию муниципальной услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу Архангельской области;

- обязании администрации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласовать c министерством строительства и архитектуры Архангельской области и утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал с учетом ходатайства об отказе от заявленных требований в части по доводам, изложенным в заявлении. Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечил.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Прокуратурой Виноградовского района при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства выявлены нарушения закона в деятельности администрации. Так, в ходе анализа деятельности администрации по выявлению и пресечению нарушений законодательства о рекламе установлено, что в нарушение п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее -Закон № 38-ФЗ) схема размещения рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу не утверждена.

Вопреки требованиям п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, п. 2 ст. 2, п.п. 1,2,4 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) не разработаны и не приняты административные регламенты по оказанию муниципальных услуг в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Так, в письме от 28.04.2023 № 01-19/87 администрация сообщила, что нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере рекламы и схема размещения рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу не разрабатывались.

Прокурором Виноградовского района в связи с неразработкой и неутверждением схемы размещения рекламных конструкций и административного регламента по оказанию муниципальной услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций 31.05.2023 главе Виноградовского муниципального округа Архангельской области внесено представление об устранении нарушений закона, согласно которому требуется принять меры к устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих, в том числе: организовать работу по подготовке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу; разработать и принять административные регламенты по оказанию муниципальных услуг в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций. О результатах рассмотрения представления, принятых мерах по устранению причин и условий нарушения законодательства, следует сообщить прокурору района в письменной форме в 30-дневный срок с момента получения данного представления.

В письме от 30.06.2023 № 01-19/131 администрация сообщила о рассмотрении 26.06.2023 в администрации с участием помощника прокурора Воронцовой С.М. представления, по результатам чего последнее признано обоснованным и подлежащим удовлетворению. Указано, что разработка административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций будет проводится в августе-сентябре 2023 года; подготовка схемы размещения рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу будет организована в августе-сентябре 2023 года; указанные в представлении прокурора нарушения будут устранены в полном объеме в ближайшее время, о чем будет сообщено дополнительно.

В письме от 16.10.2023 № 01-19/257 администрация указала, что схема размещения рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу не утверждена; административный регламент по оказанию муниципальных услуг в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу не утвержден.

Принимая во внимание, что представление об устранении нарушений закона от 31.05.2023 удовлетворено по результатам его рассмотрения, однако нарушения фактически не устранены, схема размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа и административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу Архангельской области до настоящего времени не разработаны и не утверждены, прокурор обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Заявитель указывает, что бездействие администрации нарушает права и интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, поскольку они лишены возможности обращаться за разрешениями на эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии со схемой их размещения, то есть фактически для них созданы дискриминационные условия в нарушение требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, указанное вопреки абз. 14 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации препятствует пополнению местного бюджета Виноградовского муниципального округа Архангельской области в части получения доходов от размещения рекламных конструкций, то есть меры, направленные на развитие доходной базы района, при наличии соответствующей возможности, не предпринимаются.

Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором сослался на частичное добровольное удовлетворение заявленных требований в процессе рассмотрения дела, а также указал, что не возражает против удовлетворения оставшейся части требований.

С учетом частичного удовлетворения требований прокурора в добровольном порядке в ходе рассмотрения дела заявитель отказался от заявленных требований в соответствующей части.

С учетом частичного отказа заявителя от заявленных требований, предметом спора являются требования прокурора к администрации о:

- признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неразработке и неутверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа и административного регламента по оказанию муниципальной услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу Архангельской области;

- обязании администрации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласовать c министерством строительства и архитектуры Архангельской области и утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области.

Изучив доводы заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению с учетом следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.

Пунктом 3 статьи 35 указанного Закона предусмотрено, что прокурор участвует в судебном процессе самостоятельно в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" (далее - постановление N 15) разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагает, что эти действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ).

Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, в пункте 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ для целей данного федерального закона понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии с подпунктом 8 статьи 2 указанного Закона под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются подведомственная государственному органу или органу местного самоуправления организация - государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В статьях 14, 15, 16 Закона № 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования.

В соответствии с п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к полномочиям муниципального округа относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом № 38-ФЗ.

В статье 19 Закона № 38-ФЗ определены требования к распространению наружно рекламы посредством использования рекламных конструкций.

Под рекламной конструкцией в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ понимается наружная реклама с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения.

Распространение наружной рекламы с использованием рекламные конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

При этом под владельцем рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) понимается собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона № 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

На основании части 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно части 10 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона № 38-ФЗ разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 98-ФЗ) в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 01.01.2014 органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.

Частью 5 статьи 4 Закона N 98-ФЗ установлено, что с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Согласно ч. 5.8 ст. 19 Закона № 38-ФЗ органы местного самоуправления утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

Постановлением Правительства Архангельской области от 10.09.2013 N 422-пп утвержден "Порядок предварительного согласования схемы размещения рекламных конструкций и вносимых в нее изменений" (далее - Порядок № 422-пп).

Согласно пунктам 2, 3 Порядка № 422-пп предварительное согласование схемы осуществляется министерством строительства и архитектуры Архангельской области (далее - министерство) в течение 30 календарных дней со дня поступления схемы в министерство.

Для предварительного согласования схемы орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) направляет в министерство заявление о предварительном согласовании схемы, к которому прилагается соответствующая схема на бумажном носителе в двух экземплярах (пункт 4 Порядка № 422-пп).

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 422-пп схемой должны быть определены места размещения рекламных конструкций на любых земельных участках (независимо от форм собственности), а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Архангельской области (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности муниципальных образований Архангельской области (далее - муниципальная собственность, муниципальные образования соответственно).

Схема должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности (пункт 6 Порядка № 422-пп); содержать карту размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций (пункт 7 Порядка № 422-пп).

Пунктом 8 Порядка № 422-пп установлено, что схема разрабатывается органами местного самоуправления с учетом соответствующих методических рекомендаций, подготовленных министерством и предлагающих единую методологическую основу для разработки схем размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований.

Согласно пунктам 9, 10, 12 Порядка № 422-пп Министерство рассматривает схему на предмет ее соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 5 - 8 настоящего Порядка. По результатам рассмотрения схемы министерство подготавливает заключение о предварительном согласовании схемы или об отказе в ее согласовании с указанием замечаний и предложений по ее доработке. Заключение о предварительном согласовании (об отказе в предварительном согласовании) схемы в течение трех дней со дня его подписания министром строительства и архитектуры Архангельской области направляется министерством в орган местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Кроме того, на основании п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 6 указанного закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (30.07.2010).

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 26, пунктов 1, 3 статьи 46 Устава Виноградовского муниципального округа Архангельской области, принятого решением муниципального Собрания Виноградовского муниципального округа Архангельской области от10.11.2021 № 20-2, администрация является исполнительно-распорядительным органом Виноградовского муниципального округа, который в пределах своей компетениции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Виноградовского муниципального округа.

Администрация является органом, уполномоченным на утверждение схемы размещения рекламных конструкций и на предоставление муниципальных услуг в соответствии с Законом № 210-ФЗ.

На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 7 Закона Архангельской области от 02.07.2012 № 508-32-ОЗ "О государственных и муниципальных услугах в Архангельской области и дополнительных мерах по защите прав человека и гражданина при их предоставлении" органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в пределах своей компетенции утверждают административные регламенты предоставления муниципальных услуг.

Как следует из материалов дела, схемы размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа и административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу Архангельской области на дату обращения заявителя в суд в нарушение требований действующего законодательства не разработаны и не утверждены в отсутствие на то каких-либо объективных причин.

Данное обстоятельство ответчиком по существу не оспаривается, не опровергнуто, напротив, в отзыве ответчик подтвердил данные факты.

Судом установлено, что внесенное в адрес главы Виноградовского муниципального округа Архангельской области представление об устранении нарушений закона от 31.05.2023 удовлетворено по результатам его рассмотрения, однако спорные нарушения фактически не устранены. Так, в письме от 30.06.2023 администрация сообщила о том, что разработка административных регламентов, подготовка схемы размещения рекламных конструкций планируется в августе-сентябре 2023 года. Вместе с тем, в письме от 16.10.2023 указала, что административный регламент и схема не утверждены. На дату обращения заявителя в суд нарушение не было устранено, что подтвердил ответчик в представленном в материалы дела отзыве.

Изложенное свидетельствует о наличии со стороны администрации незаконного бездействия, не отвечающего требованиям частей 5.8, 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ, части 2 статьи 4 Закона № 98-ФЗ, п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 29 Закона № 210-ФЗ, пункта 26.1 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, а также нарушающего права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, общества, государства, в том числе лиц, желающих получить разрешение на размещение рекламных конструкций, выдача которых осуществляется только при наличии утвержденных в установленном порядке схем размещения рекламных конструкций, а также лиц, желающих разместить и эксплуатировать рекламные конструкции, и, кроме того, препятствует пополнению местного бюджета в части получения дохода от размещения рекламных конструкций.

Вместе с тем, из отзыва администрации следует, что постановлением администрации Виноградовского муниципального округа от 30.01.2024 № 18-па «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области» утвержден соответствующий регламент. В подтверждение данных обстоятельств ответчиком в материалы дела представлены указанные постановление и административный регламент.

Также администрация в отзыве указала, что письмом № 01-16/1384 от 21.12.2023 схема размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области направлена на рассмотрение и согласование в Министерство строительства и архитектуры Архангельской области. До настоящего времени, ответ в администрацию округа не поступил.

Как установлено пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.

Исследование вопроса о законности (незаконности) оспариваемого бездействия осуществляется судом применительно к периоду, когда ответчик не выполнял законодательно возложенные на него обязанности.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Суд, применительно к обстоятельствам настоящего дела находит обоснованной позицию заявителя о нарушении оспариваемым бездействием прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в течение определенного периода времени, что могло повлечь для них негативные последствий.

Кроме того, основанием для обращения в суд послужило неустранение выявленных нарушений ни на основании представления прокурора от 31.05.2023, ни в гарантированные ответчиком в письме от 30.06.2023 сроки.

Таким образом, разработка и утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области, разработка схемы размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области и ее направление на рассмотрение и согласование в Министерство строительства и архитектуры Архангельской области не препятствует рассмотрению по существу заявления и удовлетворению заявленных требований о признании бездействия незаконным.

На основании изложенного, заявленные требования о признании бездействия незаконным подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Вместе с тем в данном случае отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по совершению действий, направленных на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц в части бездействия по неразработке и неутверждении соответствующего административного регламента, поскольку на момент вынесения решения такой регламент уже разработан и утвержден администрацией.

Как указано в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).

В то же время, суд принимает во внимание требования Порядка № 422-пп об обязательном предварительном согласовании схемы с министерством, отсутствие результатов такого согласования, а также возможные результаты рассмотрения схемы министерством - заключение о предварительном согласовании схемы или об отказе в ее согласовании с указанием замечаний и предложений по ее доработке.

Поскольку отсутствуют сведения о результатах согласования схемы с министерством, уполномоченным, в том числе, направить такую схему для устранения замечаний и для доработки, об утверждении схемы после согласования, в указанной части на дату вынесения судебного акта оспариваемое бездействие, выразившееся в разработке и утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа, включающее обязательную процедуру согласования схемы с министерством, с ее последующим утверждением, в полном объеме не устранено.

В связи с этим, с учетом признания такого бездействия незаконным, суд на основании положений части 5 статьи 201 АПК РФ указывает в резолютивной части решения, какие действия необходимо совершить ответчику для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности.

В данном случае суд находит обоснованной предложенную прокурором правовосстановительную меру - обязать администрацию в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласовать c министерством строительства и архитектуры Архангельской области и утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области.

Расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу между сторонами не распределяются, так как последние освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 49, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Принять отказ заявителя от заявленных требований в части:

- возложения на администрацию Виноградовского муниципального округа Архангельской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать схему размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области;

- возложения на администрацию Виноградовского муниципального округа Архангельской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу Архангельской области.

Производство по делу в указанной части прекратить.

Признать незаконным проверенное на соответствие нормам действующего законодательства бездействие администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области, выразившееся в неразработке и неутверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа и административного регламента по оказанию муниципальной услуги в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций по Виноградовскому муниципальному округу Архангельской области.

Обязать администрацию Виноградовского муниципального округа Архангельской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласовать c министерством строительства и архитектуры Архангельской области и утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.С. Тарасова