ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1522/2011 от 21.06.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

24 июня 2011 года

г. Архангельск

Дело № А05-1522/2011

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 24 июня 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой В.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бэтта" (ОГРН 1022900535052)

к заинтересованному лицу – мэрии города Архангельска (ОГРН 1022900509521)

к заинтересованному лицу – обществу с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "АГР" (ОГРН 1022900512800)

третье лицо - Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области

о признании незаконным разрешения на строительство № RU29301000-227 от 30.12.2010,

В заседании суда принимали участие:

от заявителя – Окулов С.В. (доверенность от 21.02.2011)

от заинтересованного лица (мэрии города Архангельска) – Бровкин В.А. (доверенность от 30.08.2010),

от заинтересованного лица (общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "АГР") – Крюкова Е.Г. (доверенность от 10.03.2011),

от третьего лица – не явился

Суд установил следующее:

общество с ограниченной ответственностью "Бэтта" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным разрешения на строительство № RU29301000-227 от 30 декабря 2010 года, выданного мэрией города Архангельска обществу с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "АГР".

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к заявлению.

Заинтересованные лица с заявленными требованиями не согласны, на основании доводов изложенных в отзывах на заявление.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав заявителя и заинтересованных лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Бэтта" (далее – заявитель, ООО «Бэтта») зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900535052.

Согласно свидетельству о регистрации права от 23.07.2002 серии АВ №091533 ООО «Бэтта» владеет на праве собственности автостоянкой, общей площадью 2233 кв.м., расположенной по адресу: г. Архангельск, Ломоносовский округ, пр. Ломоносова, кадастровый номер 29:22::050513:0049:017876/00.

На основании договора купли-продажи №128 от 10.07.2006 ООО «Бэтта» приобретен в собственность земельный участок для эксплуатации платной автостоянки без права капитального строительства, общей площадью 2185 кв.м., расположенный по адресу: г. Архангельск, Ломоносовский округ, д.99, кадастровый номер 29:22:050513:0084, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.08.2006 серии 29 АКN №053870.

В январе 2011 года на смежном земельном участке, ООО "Агентство недвижимости "АГР" начало строительство жилого дома, на основании разрешения на строительство № RU29301000-227 от 30 декабря 2010 года, выданного мэрией города Архангельска обществу с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "АГР" на строительство «Многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями административного назначения по проспекту Ломоносова между улицей Серафимовича и улицей Иоанна Кронштадского в Ломоносовском округе города Архангельска (I очередь строительства-2 блок-секции по т.п.93-08.01.2006) (Iэтап - нулевой цикл).

ООО «Бэтта» полагая, что выдачей разрешения на строительство жилого дома третьему лицу мэрией г. Архангельска нарушены градостроительные, строительные, противопожарные и санитарные нормы и правила, заявитель обратилось в суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок выдачи разрешения на строительство установлен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом(ч. 1).

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия, схему планировочной организации земельного участка, подтверждающую расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам, схемы, отображающие архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей); положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции), а также выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Из материалов дела видно, что ООО "Агентство недвижимости "АГР" обратилось 25.11.2010 в управление административно-технического контроля мэрии г. Архангельска администрацию заявлением о выдаче разрешения о на строительство многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями административного назначения, (I очередь строительства-2 блок-секции по т.п.93-08.01.2006) (Iэтап - нулевой цикл) на земельном участке, расположенного по адресу: г. Архангельск, Ломоносовский территориальный округ, по проспекту Ломоносова (между улицей Серафимовича и улицей Иоанна Кронштадского), кадастровый номер 29:22:050513:124.

К заявлению приложен пакет документов, перечень которых установлен пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании представленных документов и положительного заключения государственной экспертизы Управления архитектуры и градостроительства Архангельской области по объекту капитального строительства вышеуказанного многоэтажного жилого дома мэрией г. Архангельска выдано разрешение на строительство № RU29301000-227 от 30 декабря 2010 года.

Как указано в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

В данном случае на основании оценки представленных по делу доказательств суд в совокупности и их взаимосвязи приходит к выводу о том, что оспариваемое разрешение на строительство № RU29301000-227 от 30 декабря 2010 года, выдано мэрией г. Архангельска с нарушением противопожарных и санитарных норм и правил.

Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", противопожарные расстояния от коллективных наземных и наземно-подземных гаражей, открытых организованных автостоянок на территориях поселений и станций технического обслуживания автомобилей до жилых домов на территориях поселений должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 16 приложения к настоящему Федеральному закону.

Таблицей 16 указанного закона установлено противопожарное расстояние от окон жилых домов до границ открытых организованных автостоянок при числе легковых автомобилей от 51до 100- не менее 15метров, от 101 до 300 - не менее 25 метров.

Согласно таблице 7.1.1 санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест", действие которых распространено на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, расстояние от торцов жилых домов без окон до границ открытых стоянок с числом легковых автомобилей от 51 до 100 должно составлять не менее 15 метров, от 101 до 300 должно составлять не менее 25 метров.

Требования указанных норм применительно к существующей автостоянке принадлежащей ООО «Бэтта» должны были быть учтены при проектировании строительства жилого дома, прохождении государственной экспертизы проектной документации и, соответственно, при получении разрешения на строительство.

В рассматриваемом случае, согласно генеральному плану (т.д.1, л.д.45) расстояние между существующей автостоянкой и строящегося дома составляет 9 метров.

Кроме того, в пункте 4.2.10 положительного заключения государственной экспертизы указано на несоответствие расстоянию от стен жилого дома до существующей автостоянки, что не соответствует таблице7.1.1 СанПин 2.2.1/2.1.1200-03.

Таким образом, оспариваемое разрешение на строительство жилого дома выдано мэрией г. Архангельска с нарушением СанПин 2.2.1/2.1.1200-03"Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест", и статьи 72 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в части несоблюдения санитарных разрывов и противопожарных расстояний.

В силу статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства отнесена к компетенции органов местного самоуправления, расположенных на территориях муниципальных районов.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные органы заявление о выдаче разрешения на строительство.

Из норм статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" следует, что при разработке архитектурно-планировочного задания, на основании которого разрабатывается архитектурный проект, должны учитываться права граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства. Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил (части 1 - 3 статьи 3 Закона).

Таким образом, из указанных норм следует, что разрешение на строительство является ненормативным актом, разрешающим реализацию конкретного архитектурного проекта, выполненного и утвержденного в соответствии с законодательством, при наличии доказательств соблюдения прав лиц, чьи права могут быть затронуты предполагаемым строительством. Указанный ненормативный акт, в случае его несоответствия законодательству, может быть признан недействительным.

В рассматриваемом случае, нарушения, допущенные при выдаче разрешения на строительство, привели к несоблюдению прав ООО «Бэтта» как собственника смежного объекта недвижимости (платной автостоянки).

При этом суд считает необходимым отметить, что внесение обществом с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "АГР" изменений в проектную документацию и увеличение санитарного разрыва и противопожарного расстояние между строящимся домом и автостоянкой до 15 метров, не является безусловным основанием для отказа в признании недействительным оспариваемого разрешения, поскольку внесение изменений в проект, влечет повторное проведение государственной экспертизы документов на строительство и выдачу разрешения на строительство.

При рассмотрении вопроса о санитарном разрыве и противопожарном расстоянии не менее 15 метров, от автостоянки до торца строящегося дома, суд исходил из площади автостоянки и руководствовался Строительными нормами и правилами «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СНиП 2.07.01-89* (действовавшего до 20 мая 2011 года) и Сводом правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СП 42.13330.2011 (действующих с 20 мая 2011 года) согласно которым размер земельных участков гаражей и стоянок легковых автомобилей в зависимости от их этажности следует принимать на одно машино-меесто, для наземных стоянок -25 кв.м. Согласно положениям нормативных правовых актов и площади автостоянки, количество машино-мест на стоянке составляет более 50, но менее 100.

Представленные ООО «Быта» расчеты количества машино-мест на стоянке, произведены с учетом рекомендуемых минимальных размеров. Однако расстояние между машинами на стоянке 60 сантиметров, является недостаточным для свободной посадке водителя и пассажиров в автомобиль, без угрозы причинения повреждений рядом стоящему автомобилю.

С учетом вышеизложенного, суд считает возможным признать недействительным разрешение на строительство № RU29301000-227 от 30 декабря 2010 года, выданного мэрией города Архангельска обществу с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "АГР", поскольку названное разрешение выдано с нарушением норм действующего законодательства и нарушением прав собственника смежного земельного участка.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконным разрешение на строительство № RU29301000-227 от 30 декабря 2010 года, выданного мэрией города Архангельска обществу с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "АГР".

Обязать мэрию города Архангельска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Бэтта".

Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бэтта" 2000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.Г. Ипаев