АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 января 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-15310/2012
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
рассмотрел в порядке упрощённого производства дело №А05-15310/2012 по заявлению
администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (ОГРН 1028301646779; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г.Нарьян-Мар, ул.Ленина, дом 12)
к Отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по Ненецкому автономному округу (место нахождения: 166700, Ненецкий автономный округ, п.Искателей, ул.Строителей, дом 21)
о признании незаконным и отмене постановления 83 ЕН №038433 от 14.11.2012 по делу об административном правонарушении,
при участии в деле третьих лиц:
муниципального казённого учреждения «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара»,
государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Нарьян-Мардорремстрой»,
установил:
администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по Ненецкому автономному округу (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления 83 ЕН №038433 от 14.11.2012, в соответствии с которым администрация признана виновной в совершении административного правонарушения и подвергнута штрафу в размере 20 000 рублей на основании статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ввиду того, что в заявлении имелись предусмотренные частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) признаки, при наличии которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощённого производства и отсутствовали ограничения, установленные частью 4 статьи 227 АПК РФ, заявление принято судом и рассмотрено в порядке упрощённого производства, о чём стороны уведомлены определением от 28.11.2012, а также публично посредством размещения информации о движении дела на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ.
Заявителем в материалы дела представлены запрошенные определением суда от 28.11.2012 дополнительные доказательства.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на заявление с приложением материалов административной проверки.
Третьи лица письменного мнения на заявление суду не представили.
Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» зарегистрирована в качестве юридического лица, о чём в Единый государственный реестр внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1028301646779.
В соответствии с положениями статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело отнесено к подведомственности арбитражного суда.
В ходе исследования представленных сторонами доказательств судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу, имеющие значение для рассмотрения дела.
17 октября 2012 в ходе проведенной проверки отделом ГИБДД по Ненецкому автономному округу установлено, что на пешеходных переходах по улице Ленина г. Нарьян-Мар износ горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра» по площади составил более 50% (разметка неразличима, визуально отсутствует). Данные недостатки внесены в акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 17.10.2012. К акту прилагаются фотоматериалы.
18.10.2012 старшим государственным инспектором ДН и ОД ОГИБДД УМВД России по Ненецкому автономному округу в порядке статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по факту непринятия последней мер по восстановлению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра» на пешеходных переходах по улице Ленина, износ которой по площади более чем на 50%.
Определение направлено в адрес администрации с сопроводительным письмом от 18.10.2012 №8/1-4802, вручено администрации 18.10.2012
23 октября 2012 была создана рабочая группа с целью обследования состояния пешеходных переходов автомобильных дорог, принадлежащих Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». В состав рабочей группы вошли два представителя Администрации МО Городской округ «Город Нарьян-Мар». Выявленные недостатки пешеходных переходов внесены в акт специальной проверки эксплуатационного состояния пешеходных переходов автомобильных дорог МО «Городской Округ «Город Нарьян-Мар» от 23 октября 2012. В данном акте был зафиксирован факт наличия износа горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра» на пешеходных переходах по ул. Ленина по площади более 50 %.
25.10.2012, 07.11.2012 у представителей администрации, муниципального казённого учреждения «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара», ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой» сотрудником ОГИБДД по НАО взяты письменные объяснения по факту выявленного нарушения.
Извещением от 09.11.2012 №8/4-5136 ответчик уведомил администрацию о времени и месте материалов проверки, предложив обеспечить явку представителя. Извещение вручено администрации 12.11.2012.
14.11.2012 старшим государственным инспектором ДИ о ОД ОГИБДД УМВД России по НАО в присутствии представителя администрации Коновалова А.Ю., действующего на основании доверенности от 13.11.2012 №52, составлен протокол об административном правонарушении 83 АА 000044, согласно которому администрация допустила нарушение пункта 13 ОПДТСкЭ ПДД РФ не выполнив своих обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, поскольку не приняла мер к нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра» на пешеходных переходах по улице Ленина.
Согласно протоколу и приложению к нему, представитель администрации ознакомлен с протоколом, ему разъяснены процессуальные права. Представитель администрации согласно пояснениям на протокол с выявленными нарушениями не согласен.
14.11.2012 по результатам рассмотрения административных материалов в отношении администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» вынесено постановление 83 ЕН 038433, в соответствии с которым администрация признана виновной в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 12.34 КоАП РФ, администрации назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением 83 ЕН 038433 от 14.11.2012, полагая его вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, администрация в порядке статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявления администрация ссылается на то, что не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку постановлением от 30.12.2008 передала спорный участок дороги в оперативное управление МБУ «Управление городского хозяйства г.Нарьян-Мара», которое в дальнейшем переименовано в МКУ «Управление городского хозяйства г.Нарьян-Мара». Более того, администрация указывает на наличие у МКУ «Управление городского хозяйства г.Нарьян-Мара» муниципального контракта с ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой».
Ответчик с мотивами администрации не согласен, доводы ответчика сводятся к подпункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа, следовательно, администрация свои обязанности не выполнила, вынесение постановления законно и обоснованно.
Третьи лица, несмотря на определение суда от 28.11.2012, письменных мнений относительно заявленных требований суду не представили.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учётом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришёл к следующему выводу.
Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности осуществляется в соответствии с положениями параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 6,7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
На основании ст.23.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.12.34 КоАП РФ, рассматривают органы внутренних дел (полиция); рассматривать такие дела вправе государственные инспектора дорожного движения (п.8 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ). Оспариваемое постановление вынесено полномочным лицом.
Объектом правонарушения является дорожное движение, общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Статья 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является отсылочной и предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение конкретных норм, устанавливающих требования к содержанию и ремонту автомобильных дорог.
Соответственно, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение установленных федеральными нормативными правовыми актами требований к надлежащему содержанию и ремонту автомобильных дорог.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является как юридическое, так и должностное лицо, ответственное за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за принятие мер по своевременному устранению помех для движения для обеспечения безопасности дорожного движения.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее - Закон № 196-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон N 196-ФЗ) предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В статье 2 Закона № 196-ФЗ определено, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Согласно пунктам 4.2.2., 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
В соответствии с пунктом 4.5.2.4 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением.
В части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Материалами дела (актом от 17.10.2012, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 14.11.2012 83 АА 000044) подтверждается и администрацией не оспаривается факт износа более чем на 50% горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра» на пешеходных переходах по улице Ленина г. Нарьян-Мара.
Из содержания положений Закона №196-ФЗ и Основных положений следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам возлагается на лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги, которые осуществляют содержание дорог.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения к полномочиям городских округов отнесены, в том числе создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
При этом под дорожной деятельностью в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается, в том числе, деятельность по содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Судом по материалам дела установлено, что заявителем приняты следующие меры для обеспечения надлежащего содержания принадлежащих муниципальному образованию дорог: на территории городского округа «Город Нарьян-Мар» создано муниципальное казённое учреждение «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара», учредителем которого с учетом изменений в Устав от 12.05.2012 является МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Согласно Уставу муниципальное казённое учреждение «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» оно создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», в том числе, в сфере организации работ по содержанию и строительству улично-дорожной сети.
Содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
С учётом приведенной правовой нормы содержание дорог включает в себя и поддержание надлежащего технического состояния автомобильных дорог. При этом к техническим средствам организации дорожного движения ГОСТ Р 52289-2004 относит дорожные знаки, разметку, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства.
Согласно подпункту б пункта 4 части 12 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160, в состав работ по содержанию элементов обустройства автомобильных дорог входит уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки.
В силу постановления администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 20.12.2011 №2250 «Об утверждении устава МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» является организацией, осуществляющей в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории г. Нарьян-Мара.
В целях реализации возложенных задач МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» осуществляет функции муниципального заказчика, а также осуществляет технический надзор и приёмку выполненных работ и финансирование заключенных контрактов (договоров) (п. 4.3 Устава).
Таким образом, на МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» возложены именно организационные функции, в том числе и по заключению договора на выполнение работ по содержанию дорог г. Нарьян-Мара.
Из материалов дела усматривается, что постановлением №2123 от 20.12.2008 дороги по улице Ленина, протяжённостью 1623 м, включены в состав казны и переданы в оперативное управление МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» по акту приёма-передачи от 31.12.2008. Факт наличия у МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» права оперативного управления дороги по улице Ленина в г. Нарьян-Маре протяжённостью 1623 м подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
30.01.2012 МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» (Заказчик) заключило с Государственным унитарным предприятием Ненецкого автономного округа «Нарьян-Мардорремстрой» (Подрядчик) муниципальный контракт №000008-1 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений г. Нарьян-Мар на 2012 год, в соответствии с п. 1.1 которого Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по содержанию автодорог и искусственных сооружений г. Нарьян-Мар в 2012 году. Объём и содержание работ определены техническим заданием, являющимся неотъемлемым приложением к контракту.
Срок выполнения комплекса работ по содержанию дорог определён с 01.02.2012 по 31.12.2012.
Пунктом 5.1 указанного контракта установлено, что Подрядчик выполняет работы по содержанию дорог в соответствии с требованиями Государственных стандартов и др. нормативными правовыми актами к состоянию проезжей части, обочин, обстановке пути, земляного полотна, и т.п.
Поскольку в обязанности Государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Нарьян-Мардорремстрой» согласно указанному муниципальному контракту входило обеспечение содержания автомобильной дороги, в том числе и того участка, на котором выявлено нарушение содержания автомобильной дороги, именно Предприятие является лицом, ответственным за соблюдение правил содержания названной автомобильной дороги.
Администрация приняла необходимые меры по соблюдению законодательства, поручив организацию и контроль за соблюдением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения МУК «управление городского хозяйства г. Нарьян -Мара», более того, распоряжением №1127-р от 01.11.2012 об устранении недостатков эксплуатационного состояния пешеходных переходов поручено в рамках муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений г. Нарьян-Мара устранить недостатки, указанные в акте специальной проверки состояния пешеходных переходов автомобильных дорог МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 23.10.2012, в части установки дорожных знаков и восстановления дорожной разметки 1.14.1 «Зебра».
Таким образом, вывод ответчика о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неправильным, не соответствующим нормам действующего законодательства.
Заявление Администрации является обоснованным.
Руководствуясь статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление 83 ЕН №038433, принятое 14 ноября 2012 года в г. Нарьян-Маре старшим госинспектором ДН и ОД ОГИБДД УМВД России по Ненецкому автономному округу Павлиновым А.А. в отношении администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1028301646779, находящейся по адресу: 166000, Россия, Ненецкий автономный округ, г.Нарьян-Мар, ул.Ленина, дом 12.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова