АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 марта 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-15350/2012
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2013 года
Решение в полном объёме изготовлено 25 марта 2013 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Устьянские тепловые сети" (ОГРН <***>; место нахождения: 165210, Архангельская область, п.Октябрьский Устьянского района, ул.Комсомольская, дом 13)
к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
об отмене постановления о назначении административного наказания от 07.11.2012 № 2ПРС,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя – не явился,
от ответчика – ФИО1 по доверенности от 12.12.2012,
установил: общество с ограниченной ответственностью "Устьянские тепловые сети" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об отмене постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее – ответчик, Агентство, административный орган) о назначении административного наказания от 07.11.2012 № 2ПРС.
Заявитель о слушании дела извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, обратился с ходатайствами о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и о приобщении к материалам дела копии решения Устьянского районного суда от 30.01.2013 по делу № 12-8/13.
Ответчик к судебному заседанию представил письменные дополнения к отзыву на заявление с приложенными документами.
Представитель ответчика в судебном заседании выразил несогласие с заявленными требованиями по доводам, изложенным в отзыве на заявление и письменных дополнениях к отзыву.
На основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Устьянские тепловые сети" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
Агентством в адрес общества направлялся запрос от 03.08.2012 № 313/2068, которым заявителю в связи с тем, что в утвержденных на 2012 год тарифах на тепловую энергию предусмотрены расходы на инвестиции, в первую очередь на мероприятия по подключению к тепловым сетям теплопотребляющих установок Профучилища № 37, предлагалось в срок до 20.08.2013 представить отчет об освоении инвестиционной составляющей, предусмотренной в тарифах на тепловую энергию, а также инвестиционную программу, приведенную в соответствие с принятым тарифным решением и оформленную в соответствии с предъявляемыми требованиями. В названном запросе также указано, что усовершенствованный шаблон инвестиционной программы можно получить по электронной почте, обратившись в отдел инвестиций и энергоэффективности агентства.
18.09.2012 административным органом в адрес общества был направлен запрос от 14.09.2012 № 313/2486, в соответствии с которым ООО "Устьянские тепловые сети" повторно предлагалось в двухнедельный срок со дня поступления данного запроса представить в адрес Агентства отчет об освоении инвестиционной составляющей, предусмотренной в тарифах на тепловую энергию, а также инвестиционную программу, приведенную в соответствие с принятым тарифным решением и оформленную в соответствии с предъявляемыми требованиями. Помимо этого в запросе указано, что в соответствии с частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление сведений (в том числе по системе ЕИАС) в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок, в виде наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно почтовому уведомлению о вручении запрос от 14.09.2012 № 313/2486 получен обществом 21.09.2012.
В ответ на запрос Агентства от 14.09.2012 № 313/2486 общество направило письмо исх. № 1669 от 05.10.2012, в котором пояснило, что финансовые потребности организации, необходимые для реализации инвестиционной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги; расходы, необходимые для реализации инвестиционной программы, в тариф на тепловую энергию, установленный для общества на 2012 год, не заложены в необходимом объеме, по результатам работы за 6 месяцев 2012 года от деятельности предприятия по теплоснабжению и горячему водоснабжению получен убыток; у общества отсутствуют источники финансирования инвестиционной программы, включенной Агентством в тариф на теплоэнергию на 2012 год; тариф на теплоэнергию, в который Агентством включены расходы на реализацию инвестиционной составляющей, признан экономически необоснованным решением Арбитражного суда Архангельской области от 02.10.2012 по делу № А05-7351/2012. В подтверждение доводов, изложенных в ответе на запрос Агентства, общество представило бухгалтерский баланс на 30.06.2012, отчет о прибылях и убытках за январь – июнь 2012 года. расшифровку к отчету о прибылях и убытках.
Установив, что по состоянию на 05.10.2012 обществом запрашиваемая информация в адрес Агентства не представлена, главный специалист-эксперт отдела регулирования в сфере теплоснабжения ФИО2 составил служебную записку об обнаружении признаков административного правонарушения.
Уведомлением Агентства от 08.10.2012 № 313/2770 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
24.10.2012 должностным лицом Агентства в присутствии законного представителя заявителя (директора общества ФИО3) в отношении ООО "Устьянские тепловые сети" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, согласно которому обществу вменяется в вину нарушение действующего законодательства в области государственного регулирования, выразившееся непредставлении сведений, запрашиваемых в рамках исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
Определением от 24.10.2012 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 07.11.2012 в 15 час. 30 мин.
Копии протокола об административном правонарушении и определения о назначении времени и времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.10.2012 вручены директору общества ФИО3, что подтверждается материалами дела.
07.11.2012 заместителем руководителя Агентства ФИО4 в отношении ООО "Устьянские тепловые сети" в присутствии представителя общества по доверенности ФИО5 вынесено постановление о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
С указанным постановлением ООО "Устьянские тепловые сети" не согласилось, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В заявлении общество приводит следующие доводы в обоснование позиции по делу:
- 26.04.2011 обществом в адрес Агентства было направлено предложение об установлении тарифа с приложенными материалами, которое послужило основанием для открытия агентством 05.05.2011 дела об установлении тарифа; в последующем, в связи с получением от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области письма от 16.09.2011 №203/04-03/3558, в котором сообщалось, что в сентябре 2011 года ожидается вступление в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306, общество, с учетом предполагаемого изменения нормативов потребления, уточнило тепловой баланс и представило в агентство новую калькуляцию тарифа на 2012 год; ни в первом, ни во втором предложении прибыль на реализацию инвестиционной программы не запрашивалась; в декабре 2011 года директором общества в адрес Агентства для рассмотрения и согласования был представлен Перечень инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы ООО «Устьянские тепловые сети» и план их финансирования; после этого в адрес общества запросов о предоставлении дополнительной информации по инвестиционной программе не поступало, о причинах, по которым Агентство не согласовало инвестиционную программу, у заявителя информации не имеется; несмотря на то, что инвестиционная программа Агентством не согласована, она с нарушением порядка и сроков включена в тариф на тепловую энергию;
- 11.09.2012 экономистом общества в адрес ведущего консультанта Агентства ФИО6 был выслан отчет об освоении инвестиционной программы с прикрепленным шаблоном INV.WARM.QV.2012.xls «Мониторинг «Контроль за исполнением инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы и надбавки в сфере теплоснабжения» за II квартал 2012 года;
- на запрос Агентства № 313/2486 от 14.09.2012 общество 05.10.2012 направило письменный ответ, в котором даны пояснения, что у общества отсутствует прибыль на выполнение инвестиционной программы, необоснованно включенной Агентством в тариф на тепловую энергию; к ответу также приложены подтверждающие документы; ответ направлен без нарушения срока, указанного в запросе; ответ на запрос был подписан исполнительным директором общества ФИО7, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 20.12.2011;
- на момент направления ответа на запрос решением Арбитражного суда Архангельской области от 02.10.2012 по делу № А05-7351/2012 пункт 1 постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2011 года №100-э/47 «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Устьянские тепловые сети» потребителям муниципального образования «Октябрьское» муниципального образования «Устьянский муниципальный район» признан не соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и недействующим полностью; 12.12.2012 постановлением Агентства № 91-э/8 установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Устьянские тепловые сети», в котором отсутствует прибыль на реализацию инвестиционной программы;
- в действиях общества не содержится признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ.
В отзыве ответчик выразил несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что доводы общества не соответствуют действительности, не имеют под собой юридического основания и использованы заявителем как способ избежания административной ответственности за совершенное правонарушение, а именно:
- в решении от 02.10.2012 по делу № А05-7351/2012 Арбитражный суд Архангельской области не делал выводов об экономической необоснованности тарифа общества; в указанном решении ни разу не упоминается инвестиционная программа, включенная в тариф общества; следовательно, доводы общества о неправомерности действий Агентства в части включения в тариф на тепловую энергию для ООО «Устьянские тепловые сети» инвестиционной программы необоснованны;
- письмо исх. № 1669 от 05.10.2012 не является ответом на запрос регулирующего органа, так как подписан не уполномоченным на то лицом – исполнительным директором ФИО7; при этом какой-либо надлежаще оформленной доверенности на право подписания документов к указанному письму приложено не было; в материалах тарифного дела также отсутствуют какие-либо документы, уполномочивающие ФИО7 на подписание документов от имени общества;
- заявитель ранее неоднократно представлял отчетность с использованием системы ЕИАС, поэтому формы предоставления данной отчетности и порядок их предоставления были известны заявителю;
- представленная заявителем в качестве доказательства переписка между работником агентства ФИО6 и главным экономистом общества ФИО8, а также представленная в бумажном виде форма отчетности не могут являться надлежащими доказательствами по данному делу, так как указанная форма отчетности не была передана в Агентство в электронном виде с использованием системы ЕИАС и электронной цифровой подписи либо на бумажном носителе с подписью уполномоченных должностных лиц заявителя.
Суд, исследовав материалы дела, считает заявление общества не подлежащим удовлетворению с учетом следующих обстоятельств.
В силу пунктов 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок, в виде наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно Положению об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утверждённому постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп, Агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен). В целях осуществления своих полномочий Агентство имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые документы и иные сведения от федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Архангельской области, структурных подразделений администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и организаций (пп. 1 п. 12 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ). Указанный закон также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно части 1 статьи 5 Закона № 190-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами, в том числе реализуют предусмотренные частью 3 статьи 7 названного Федерального закона полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии подпунктом 2 пункта 3 статьи 7 Закона № 190-ФЗ к числу полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится право запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате и в сроки, которые определяются указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Как следует из пункта 2.2 статьи 2 Устава ООО «Устьянские тепловые сети», общество осуществляет, в том числе производство и передачу тепловой и электрической энергии, поставку (продажу) тепловой и электрической энергии, газообразного, твердого и иного топлива по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графикам электрических, тепловых и прочих нагрузок. получение (покупку) тепло- и электроэнергии, газообразного, твердого иного топлива у их производителей.
Таким образом, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что общество осуществляет регулируемую государством деятельность по оказанию услуг по теплоснабжению на территории Устьянского района Архангельской области. Следовательно, ООО «Устьянские тепловые сети» является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов либо их непредставление в указанный срок. При этом обязанность представления сведений должна быть предусмотрена нормативно-правовыми актами в целях установления, изменения, введения или отмены тарифов или исполнения полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
Согласно части 10 статьи 2 Закона № 190-ФЗ под инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, понимается программа финансирования мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (далее – Постановление № 109) тарифы – система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В силу пункта 15 Постановления № 109 при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Пунктом 16 Постановления № 109 установлено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктом 18 Постановления № 109 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль, включают в себя, в том числе капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство.
Пунктом 32 Постановления № 109 определено, что расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (далее - инвестиционные программы). Инвестиционные программы (проекты) должны содержать перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источники финансирования капитальных вложений, а также расчет срока окупаемости капитальных вложений.
Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ определен в статье 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с которой подготовленный организацией коммунального комплекса проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей первоначально проверяется органом регулирования муниципального образования, затем передается на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации, после чего - в представительный орган муниципального образования.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 7 Закона № 190-ФЗ установлено право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится запрашивать и получать информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате, который определяется указанным органом.
Единая информационно-аналитическая система (ЕИАС ФСТ России) введена в действие в соответствии с письмом Федеральной службы по тарифам от 9 марта 2006 года № ДС-1137/11 «О полнофункциональном применении Единой Информационно-аналитической системы «ФСТ – РЭК – субъекты регулирования» в целях совершенствования процессов и методов тарифного регулирования в Федеральной службе по тарифам.
В запросе Агентства от 14.09.2012 № 313/2486 было указано, что усовершенствованный шаблон инвестиционной программы можно получить по электронной почте, обратившись в отдел инвестиций и энергоэффективности агентства.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным запросом общество должно было представить запрашиваемые сведения в определенном формате.
Суд принимает во внимание довод Агентства о том, что заявитель ранее неоднократно представлял отчетность с использованием системы ЕИАС, поэтому формы предоставления данной отчетности и порядок их предоставления были известны заявителю. Доводы ответчика подтверждаются имеющейся в материалах дела выгрузкой из программного модуля «ЕИАС Мониторинг. Управление мониторингом».
Таким образом, с учетом отсутствия источников финансирования инвестиционной программы общество имело возможность предоставить запрашиваемые документы (отчет об освоении инвестиционной составляющей, предусмотренной в тарифах на тепловую энергию, и инвестиционную программу) в определенном формате с нулевыми показателями.
Представитель Агентства в судебном заседании на вопрос суда о возможности представления обществом запрашиваемых документов с нулевыми показателями ответил утвердительно.
Суд не считает надлежащим исполнением обязанности по представлению отчета об освоении инвестиционной составляющей направление экономистом общества в адрес ведущего консультанта Агентства ФИО6 отчета об освоении инвестиционной программы с прикрепленным шаблоном INV.WARM.QV.2012.xls «Мониторинг «Контроль за исполнением инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы и надбавки в сфере теплоснабжения» за II квартал 2012 года, поскольку, как следует из письменных пояснений ответчика, указанный отчет не был заверен электронной цифровой подписью и не был представлен на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что непредставление обществом в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области запрашиваемых документов (отчета об освоении инвестиционной составляющей, предусмотренной в тарифах на тепловую энергию, и инвестиционной программы) в установленных формах образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом установлена в оспариваемом постановлении.
Разрешая вопрос о вине юридического лица при привлечении его к административной ответственности, следует устанавливать, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения закона и приняты ли юридическим лицом все зависящие от него меры по его соблюдению.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
Изучив материалы дела и доводы сторон, суд не усматривает обстоятельств, объективно препятствующих исполнению обществом запроса Агентства, а равно и обстоятельств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер по исполнению запроса Агентства.
Нарушений Агентством требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено, общество на наличие таковых не ссылается.
Вместе с тем, оценив совершенное обществом административное правонарушение с точки зрения возможности признания его малозначительным, суд считает, что имеются основания для признания его таковым.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
На основании пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Решая вопрос о квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного необходимо, прежде всего, оценить степень общественной опасности правонарушения, установить наличие либо отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применительно к рассматриваемому случаю суд не усматривает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, возникающим в сфере осуществления Агентством по тарифам и ценам Архангельской области предоставленных ему полномочий по государственному регулированию тарифов (цен), поскольку, в связи с отсутствием у общества источников финансирования инвестиционной программы запрашиваемый отчет об освоении инвестиционной составляющей, предусмотренной в тарифах на тепловую энергию, мог быть представлен исключительно с нулевыми показателями.
При этом суд принимает во внимание доводы заявителя о том, что решением Арбитражного суда Архангельской области от 02.10.2012 по делу № А05-7351/2012 пункт 1 постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2011 года №100-э/47 «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Устьянские тепловые сети» потребителям муниципального образования «Октябрьское» муниципального образования «Устьянский муниципальный район» признан недействующим полностью; 12.12.2012 постановлением Агентства № 91-э/8 установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Устьянские тепловые сети», в котором отсутствует прибыль на реализацию инвестиционной программы.
Суд также не усматривает пренебрежительного отношения общества к выполнению возложенных на него обязанностей, так как заявителем в установленный в запросе Агентства от 14.09.2012 № 313/2486 срок направлено письмо исх. № 1669 от 05.10.2012, в котором общество указало причины непредставления запрашиваемых документов: отчета об освоении инвестиционной составляющей, предусмотренной в тарифах на тепловую энергию, а также инвестиционной программы. К ответу на запрос приложены документы в подтверждение доводов, изложенных в письме.
Судом отклоняется довод Агентства о том, что ответ на запрос подписан не уполномоченным на то лицом – исполнительным директором ФИО7 В материалах дела имеется копия доверенности от 20.12.2011, в соответствии с которой общество с ограниченной ответственностью «Устьянские тепловые сети» предоставило ФИО7 право получать справки и иные документы и их дубликаты на имя общества, подавать от имени общества различные заявления, предписываемые законом, расписываться, уплачивать платежи и пошлины, и выполнять все прочие действия, связанные с выполнением настоящих поручений. Данная доверенность выдана сроком на три года и удостоверена нотариусом ФИО9
Исходя из вышеизложенного, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, отсутствия пренебрежительного отношения общества к выполнению возложенных на него обязанностей, суд считает совершенное ответчиком административное правонарушение малозначительным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области о назначении административного наказания от 07.11.2012 № 2ПРС, принятое в отношении общества с ограниченной ответственностью "Устьянские тепловые сети", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: 165210, Архангельская область, п.Октябрьский Устьянского района, ул.Комсомольская, дом 13.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Е.Н. Шадрина