ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-15453/13 от 20.02.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 февраля 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-15453/2013

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления культуры Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)

к Контрольно-ревизионному комитету Ненецкого автономного округа
 (ОГРН <***>; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>, кабинет 9)

о признании незаконным и отмене постановления №705 по делу об административном правонарушении №44-2013 от 25.10.2013,

установил:

Управление культуры Ненецкого автономного округа (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 20.12.2013 №2348 о признании незаконным и отмене постановления Контрольно-ревизионного комитета Ненецкого автономного округа (далее – ответчик, Комитет) №705 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №44-2013 от 25.10.2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50000 рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

Ввиду наличия в заявлении предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) признаков, при наличии которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства и отсутствии ограничений, установленных частью 4 статьи 227 АПК РФ, заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны извещены судом определением от 24.12.2013.

Заявитель представил ходатайство от 13.01.2014 №36 о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении (листы дела 17-18), в котором указал, что оспариваемое постановление получено Управлением 28.10.2013 и обжаловано в Нарьян-Марский городской суд. Определением Нарьян-Марского городского суда от 12.12.2013 по делу №12-97/2013 производство по жалобе прекращено в связи с не подведомственностью. Указанное определением получено Управлением 12.12.2013. Срок подачи жалобы в Арбитражный суд Архангельской области был пропущен в связи с подачей жалобы в суд общей юрисдикции.

Кроме того, ошибка заявителя при оспаривании постановления, произошла в связи с тем, что в оспариваемом постановлении при разъяснении порядка обжалования отсутствует ссылка на часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ, предусматривающей обжалование постановления в арбитражном суде.

В силу части 2 статьи 208 АПК РФ, частей 1, 2 статьи 30.3 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Суд, изучив представленное ходатайство и учитывая положения статьи 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав, находит возможным восстановить указанный срок и рассмотреть спор по существу.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Заявитель зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***> и в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ) является государственным заказчиком.

На основании приказа Комитета от 29.08.2013 №16-кру «О проведении плановой проверки в Управлении культуры Ненецкого автономного округа» в период с 10.09.2013 по 17.09.2013 проведена плановая проверка соблюдения Управлением требований Закона №94-ФЗ за период с 01.01.2012 по 10.09.2013. Начальник Управления ФИО1 10.09.2013 ознакомлена с приказом от 29.08.2013 №16-кру, о чем свидетельствует ее подпись на копии данного приказа, представленной ответчиком в материалы дела.

По результатам проведенной проверки составлен Акт плановой проверки соблюдения требований законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в Управлении культуры Ненецкого автономного округа за период с 1 января 2012 года по 10 сентября 2013 года от 28.09.2013. Копия акта плановой проверки направлена Управлению при сопроводительном письме от 02.10.2013 №597 и получена начальником Управления ФИО1 02.10.2013, о чем свидетельствует ее подпись на копии данного сопроводительного письма, представленной ответчиком в материалы дела.

Как следует из акта проверки, в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что Управлением 12.12.2012 утвержден План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления на 2013 год (далее – План-график на 2013 год). План-график на 2013 год размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг – www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.12.2012.

План-график на 2013 год не содержит информацию о телефоне и электронной почте Управления, а также в столбце 3 по всем четырем заказам указан код ОКДП 9232000 (Услуги музеев; услуги по охране исторических памятников, мест и зданий), который, по мнению Комитета, не соответствует предметам контрактов.

Управлением 22.02.2013 внесены изменения в План-график на 2013 год, которые были подписаны начальником Управления и размещены на официальном сайте 25.02.2012.

План-график на 2013 год с изменениями, внесенными 22.02.2013, не содержит информации о телефоне и электронной почты Управления, обоснование внесения изменений в план-график (столбец 14), а также в столбце 3 по всем четырем заказам указан код ОКДП 9232000 (Услуги музеев; услуги по охране исторических памятников, мест и зданий), который, по мнению Комитета, не соответствует предметам контрактов.

В связи с изложенным Комитет пришел к выводу о том, что Управлением нарушены требования части 5.1 статьи 16 Закона №94-ФЗ, примечания 1 к Форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России №20н от 27.12.2011 (далее – Форма планов-графиков).

Уведомлением о составлении протокола №614 от 04.10.2013 представитель Управления приглашен 09.10.2013 в 14час.40мин. в помещение Комитета для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении. Копия уведомления получена начальником Управления ФИО1 07.10.2013, о чем свидетельствует ее подпись на копии данного уведомления, представленной ответчиком в материалы дела.

09.10.2013 начальником отдела по контролю в финансово-бюджетной сфере и за размещением заказов Комитета ФИО2 в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола, и представившего ходатайство от 07.10.2013 №1791 о составлении протокола без участия законного представителя Управления, составлен протокол об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. В протоколе от 09.10.2013 указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении №44-2013 состоится 25.10.2013 в 11час.00мин. по адресу Комитета. Копия протокола об административном правонарушении от 09.10.2013 направлена Управлению при сопроводительном письме от 14.10.2013 №658 и получена начальником Управления ФИО1 14.10.2013, о чем свидетельствует ее подпись на копии данного сопроводительного письма, представленной ответчиком в материалы дела.

23.10.2013 в Комитет поступило ходатайство Управления о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава (события) административного правонарушения. В указанном ходатайстве заявитель также сослался на то, что Управлением в Плане-графике на 2013 год правильно указаны коды ОКДП, Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27.12.2011 (далее – Порядок), им не нарушен; отсутствие в Плане-графике на 2013 год номера телефона и адреса электронной почты не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ; вывод административного органа о том, что правонарушение совершено дважды – 13.12.2012 (при размещении Плана-графика на 2013 год) и 22.02.2013 (при размещении Плана-графика на 2013 год с изменениями) является неверным, так как противоречит законодательству.

Определением от 23.10.2013 в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу отказано в виду того, что состав административного правонарушения, в том числе событие административного правонарушения, установлен материалами дела об административном правонарушении.

25.10.2013 председателем Комитета ФИО3 в отсутствие законного представителя Управления, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление №705 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №44-2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Управление обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным по следующим основаниям.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, отсутствует. Код по ОКДП поставлен верно, указанный код включает в себя виды деятельности самых разнообразных музеев, таких как музеи искусств, музеи ювелирных изделий, мебели, костюмов, керамики, изделий из серебра, музеи естественной истории и науки, технологические музеи, исторические музеи, в том числе военные музеи и исторические дома-музеи, а также прочие виды специализированных музеев, а также деятельность по охране памятников, исторических мест и зданий. Услуги, ставшие предметами государственных контрактов, заключенных в 2013 году, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся к деятельности по охране памятников, исторических мест и зданий.

Управлением не нарушен Порядок, так как указание номера телефона и адреса электронной почты в Плане-графике не является обязательным. Кроме этого номер телефона и адрес электронной почты доступны на официальном сайте. Примечание к Порядку также не предусматривает обязательности указания номера телефона и адреса электронной почты.

Формирование, опубликование плана-графика размещения заказов, по мнению заявителя, не является процедурой размещения заказа, следовательно, не указание в Плане-графике на 2013 год номера телефона и адреса электронной почты не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети «Интернет» информации о размещении заказа, подлежащей такому опубликованию (размещению) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, с нарушением требований указанного законодательства.

Действия заявителя по размещению 13.12.2012 Плана-графика на 2013 год и 22.02.2013 измененного Плана-графика на 2013 год, по его мнению, должны рассматриваться как одно правонарушение, однако в отношении заявителя неправомерно вынесено два постановления об административном правонарушении №45-2013 и №44-2013.

Кроме этого, из толкования части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ следует, что Управление, являясь государственным заказчиком, как юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности, так как не является субъектом данного правонарушения.

Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен по следующим основаниям.

В соответствии с Формой планов-графиков в нем указывается, в том числе, телефон и электронная почта заказчика; код ОКДП. Вывод о том, что код ОКДП 9232000 не соответствует предметам контрактов, сделан по результатам исследования наименований предметов контрактов и минимально необходимых требований, предъявляемых к предмету контрактов, документации об открытых аукционах в электронной форме, на основании положений нормативных правовых актов. О том, что код ОКДП не соответствует всем четырем заказам Управления, размещенным в 2013 году, свидетельствует тот факт, что Управлением 10.01.2013 на основании предписания Комитета от 02.10.2013 № 16-кру были внесены изменения в План-график на 2013 год, который был размещен на официальном сайте 14.10.2013.

План-график на 2013 год с изменениями, внесенными 22.02.2013, нельзя признать соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ; отсутствие обоснования внесения изменений в данный план-график указывает на новое событие правонарушения, не связанное с событиями декабря 2012 года.

Позиция заявителя о том, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ могут быть должностные лица заказчика, уполномоченного органа и специализированная организация, является ошибочной, так как статей 62 Закона №94-ФЗ установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; в соответствии с частью 5.1 статьи 16 Закона №94-ФЗ именно на Управление как на заказчика возложена обязанность по размещению на официальном сайте плана-графика размещения заказов; имеется судебная практика, опровергающая позицию заявителя в этой части.

Изучив доводы заявления, отзыва и представленные в их обоснование доказательства, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

В силу части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ (в редакции, действующей до 01.01.2014) опубликование должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети «Интернет» информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, до 01.01.2014 регулировались нормами Закона №94-ФЗ.

В силу части 1 статьи 17 данного Закона контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организацией, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра контрактов, операторами электронных площадок осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.

Частью 3 статьи 17 Закона №94-ФЗ установлено, что плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, а также нужд федеральных бюджетных учреждений, нужд субъектов Российской Федерации, а также нужд бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений осуществляются соответственно уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа с учетом положений части 2 настоящей статьи. Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

В соответствии со статьями 35, 36 Устава Ненецкого автономного округа, статьями 20-22 Закона Ненецкого автономного округа от 06.01.2005 № 542-ОЗ «Об администрации Ненецкого автономного округа и иных органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа», Постановлением главы администрации Ненецкого автономного округа от 29.04.2009 № 40-пг «О структуре органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа», Положением о Контрольно-ревизионном комитете Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 13.12.2012 № 386-п, Комитет является органом исполнительным власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим финансовый контроль и контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Ненецкого автономного округа.

Согласно раздела 2 Положения о Контрольно-ревизионном комитете Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 13.12.2012 № 386-п, Комитет осуществляет контроль в сфере размещения заказов соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ненецкого автономного округа (далее – размещение заказов) заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией; проводит плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Ненецкого автономного округа, а также нужд бюджетных учреждений Ненецкого автономного округа, в Порядке проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 № 30.

Таким образом, полномочия Комитета по проведению плановых проверок в сфере размещения заказов определены федеральным законодательством – положениями Закона №94-ФЗ, а также Положением о Комитете.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 16 Закона №94-ФЗ заказчики, уполномоченные органы размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов в порядке и по форме, установленным нормативным правовым актом, указанным в части 7 настоящей статьи. В силу части 7 статьи 16 Закона №94-ФЗ порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России №761, Казначейства России №20н от 27.12.2011 утверждены порядок размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее – Порядок) и форма планов-графиков.

Согласно пункту 4 Порядка планы-графики разрабатываются заказчиками, уполномоченными органами и размещаются зарегистрированными на официальном сайте уполномоченными специалистами организации с полномочием в сфере размещения заказов «заказчик» или «уполномоченный орган» на официальном сайте в списке планов-графиков личного кабинета организации путем прикрепления электронной версии плана-графика по форме, утвержденной настоящим приказом.

В соответствии с формой планов-графиков в плане-графике указываются наименование заказчика, юридический адрес, телефон, электронная почта заказчика, ИНН, КПП, ОКАТО.

Ответчиком в материалы дела представлен План-график на 2013 год Управления с изменениями, внесенными 22.02.2013 (листы дела 53-57), утвержденный и подписанный с учетом изменений 22.02.2013 начальником Управления ФИО1, размещенный на официальном сайте 25.02.2013, что подтверждается копией электронной страницы данного сайта (лист дела 58). Отсутствие в Плане-графике на 2013 год с изменениями, внесенными 22.02.2013, размещенном на официальном сайте 25.02.2013, информации о телефоне и электронной почте заказчика подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.

В соответствии с примечанием к форме планов-графиков в столбцах 1 – 3 планов-графиков указывается код размещения заказа, состоящий из кода бюджетной классификации (КБК), кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) с обязательным заполнением разделов, подразделов, классов, подклассов, групп, подгрупп и видов, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) с обязательным заполнением разделов, подразделов, групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг.

В Плане-графике на 2013 год с изменениями, внесенными 22.02.2013, по всем четырем заказам указа код ОКДП 9232000 (Услуги музеев; услуги по охране исторических памятников, мест и зданий). При этом класс и подкласс услуг, указание которого обязательно согласно форме планов-графиков, не определен.

В качестве предметов контрактов по данным заказам указаны: оказание услуг по мониторингу, паспортизации объектов культурного наследия, находящихся на территории Ненецкого автономного округа; оказание услуг по разработке проектов зон охраны для объектов культурного наследия, находящихся на территории округа; услуги по проведению государственной историко-культурной экспертизы; инвентаризация выявленных объектов археологического наследия и установление границ их территорий.

Согласно «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17 (далее – ОК 004-93) ОКДП предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей видов продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации.

Согласно ОК 004-93 ОКДП 9232000 расположен в разделе О (Услуги коммунальные, социальные и персональные прочие) и включен в группу услуг библиотек, архивов, музеев и других аналогичных культурно-просветительских организаций (ОКДП 9230000). В соответствии с частью IV ОК 004-93 (описание группировок) подгруппа 9232 включает виды деятельности самых разнообразных музеев, таких как музеи искусств, музеи ювелирных изделий, мебели, костюмов, керамики, изделий из серебра, музеи естественной истории и науки, технологические музеи, исторические музеи, в том числе военные музеи и исторические дома-музеи, а также прочие виды специализированных музеев. Включается также деятельность по охране памятников, исторических мест и зданий.

При этом перечень указанных услуг включает в себя следующие услуги: посещение музеев (ОКДП 9232100), демонстрация музейных коллекций на выезд (ОКДП 9232110), показ экспозиций музеев (ОКДП 9232120), показ экспозиций выставок (ОКДП 9232130), создание музейных каталогов и обслуживание ими посетителей музеев (ОКДП 9232140), изготовление копий (с возможным увеличением) (ОКДП 9232150), изготовление копий (с возможным увеличением) с музейных экспонатов (ОКДП 9232151), изготовление копий с документов из фондов музеев (ОКДП 9232152), выполнение исследований по тематике экспозиций музеев (ОКДП 9232160), услуги реставрационных творческо-производственных объединений (ОКДП 9232210), услуги реставрационных творческо-производственных объединений по реставрации книг (ОКДП 9232211), услуги реставрационных творческо-производственных объединений по реставрации картин (ОКДП 9232212), услуги реставрационных творческо-производственных объединений по реставрации монументов (ОКДП 9232213), услуги реставрационных творческо-производственных объединений по реставрации зданий (ОКДП 9232214), услуги реставрационных творческо-производственных объединений по реставрации исторических документов (ОКДП 9232215).

Таким образом, с учетом наименования услуг, являющихся предметом контрактов, указанных в Плане-графике на 2013 год по четырем заказам, характера данных услуг, они не относятся к подгруппе услуг с ОКДП 9232000.

Заявитель указал, что его действия по размещению 13.12.2012 Плана-графика на 2013 год и 22.02.2013 измененного Плана-графика на 2013 год должны рассматриваться как одно правонарушение, однако в отношении заявителя неправомерно вынесено два постановления об административном правонарушении № 45-2013 и № 44-2013.

Согласно пункту 4 Порядка планы-графики разрабатываются заказчиками, уполномоченными органами и размещаются зарегистрированными на официальном сайте уполномоченными специалистами организации с полномочием в сфере размещения заказов «заказчик» или «уполномоченный орган» на официальном сайте в списке планов-графиков личного кабинета организации путем прикрепления электронной версии плана-графика по форме, утвержденной настоящим приказом. В соответствии с пунктом 5 Порядка планы-графики размещаются на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. В силу пункта 6 Порядка в случае внесения изменений в планы-графики такие изменения размещаются на официальном сайте не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений в планы-графики.

Следовательно, нарушение заявителем требований по заполнению формы планов-графиков, а именно, не указание в Плане-графике на 2013 год информации о телефоне и электронной почте Управления, а также неверного кода ОКДП, было совершено 13.12.2012 при публикации Плана-графика на 2013 год. Из материалов дела следует, что в связи с указанным нарушением, совершенным 13.12.2012, вынесено постановление №45-2013 от 25.10.2013. В то же время, не указание в Плане-графике на 2013 год с учетом изменений, внесенных 22.02.2013, информации о телефоне и электронной почте Управления, а также неверного кода ОКДП, не образует события вмененного заявителю правонарушения, так как 25.02.2013 заявителем были опубликованы внесенные в План-график на 2013 год изменения, в то время как сам План-график на 2013 год был опубликован 13.12.2012.

Однако в ходе проверки было выявлено нарушение части 5.1 статьи 16 Закона №94-ФЗ, примечания 1 к Форме планов-графиков, выразившееся в отсутствии в Плане-графике на 2013 год с учетом изменений, внесенных 22.02.2013, обоснования внесения таких изменений.

В соответствии с формой планов-графиков и пункту 12 примечания к форме планов-графиков в столбце 14 формы указывается обоснование в случае изменения утвержденного Плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

В силу пункта 15 примечания к форме планов-графиков внесение изменений в планы-графики осуществляется в случаях: изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком; изменения планируемых сроков приобретения товаров, работ, услуг, способа размещения заказа, срока исполнения контракта; отмены заказчиком, уполномоченным органом предусмотренного планом-графиком размещения заказа; образовавшейся экономии от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации; при возникновении обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно; в случае выдачи заказчику, уполномоченному органу предписания уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.

Отсутствие в Плане-графике на 2013 год с изменениями, внесенными 22.02.2013, размещенном на официальном сайте 25.02.2013, обоснования внесенных в него изменений подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается. Следовательно, при опубликовании изменений, внесенных в План-график на 2013 год, Управлением были допущены нарушения законодательства о размещении заказов.

Довод заявителя о том, что формирование, опубликование плана-графика размещения заказов не является процедурой размещения заказа, следовательно, не указание в Плане-графике на 2013 год номера телефона и адреса электронной почты не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, отклоняется судом в виду следующего.

В силу статьи 5 Закона №94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также – контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

При этом на основании части 6 статьи 16 Закона №94-ФЗ к информации о размещении заказов, в том числе относится информация, предусмотренная указанным Федеральным законом.

Таким образом, опубликование плана-графика, а также опубликование изменений в план-график, с нарушением требований законодательства, охватывается диспозицией части 1.4. статьи 7.30 КоАП РФ.

Между тем, согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 указанной статьи в случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В диспозиции части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ прямо указывается, что правонарушением являются действия должностного лица заказчика, должностного лица уполномоченного органа, специализированной организации по опубликованию в официальном печатном издании или размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации о размещении заказа с нарушением соответствующих требований Федерального закона №94-ФЗ, а также иные указанные в данной части действия данных лиц.

Таким образом, субъектами административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ являются только должностные лица заказчика, должностные лица уполномоченного органа и специализированная организация. В связи с чем, в санкции данной части статьи 7.30 КоАП РФ указаны меры ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц указанных органов (заказчик, уполномоченный орган) и юридических лиц. При этом к юридическим лицам в данном случае относятся только специализированные организации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона №94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

Согласно части 2 статьи 4 Закона №94-ФЗ под уполномоченным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, осуществляющий функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.

В силу части 1 статьи 6 Закона № 94-ФЗ специализированная организация – это юридическое лицо, привлеченное заказчиком или уполномоченным органом на основе контракта или в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, на основе гражданско-правового договора, для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить контракт или аукциона на право заключить контракт – разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.

В ходе проверки установлено, что заявитель при разработке и опубликовании Плана-графика на 2013 год являлся заказчиком. Поскольку субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, является должностное лицо заказчика, при этом административная ответственность самого заказчика как юридического лица данной нормой права не предусмотрена, привлечение заявителя к административной ответственности оспариваемым постановлением суд считает незаконным.

С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ  :

Признать незаконным и отменить полностью постановление №705 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №44-2013 от 25.10.2013, принятое в городе Нарьян-Маре Контрольно-ревизионным комитетом Ненецкого автономного округа в отношении Управления культуры Ненецкого автономного округа, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина