ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-15511/12 от 20.11.2013 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

ноября 2013 года

     г. Архангельск

Дело № А05-15511/2012

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2013 года  

Решение в полном объёме изготовлено ноября 2013 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шапран Е.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовской Е.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, место нахождения:  163000, <...>) – 1-ый ответчик

мэрии города Архангельска (ОГРН <***>, 163000, <...>) – 2-ой ответчик

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, 163000, <...>)

об исправлении кадастровой ошибки

при участии в заседании суда представителей

истца ФИО2 (по доверенности от 21.12.2012)

1-го ответчика ФИО3 (по доверенности от 28.01.2013)

3-го ответчика ФИО4 (по доверенности от 09.08.2013)

установил:

Предприниматель ФИО1 (далее – истец, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с требованиями к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее- 1-ый ответчик, Кадастровая палата) об исправлении кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 путем исключения из государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 11 592 420 руб. 84 коп. и внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 1 408 385 руб. 16 коп. с момента внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в ГКН.

Исковые требования мотивированы тем, что внесенная в ГКН кадастровая стоимость в размере 11 592 420 руб. 84 коп. определена неверно из-за ошибочного отнесения земельного участка к 3-му виду разрешенного использования, тогда как земельный участок следует относить к 9-му виду разрешенного использования.  

Определением суда от 27.12.2012 в качестве соответчиков по иску привлечены мэрия города Архангельска (далее - 2-ой ответчик, Мэрия)  и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу  (далее – 3-ий ответчик, Управление Росреестра).

Решением от 21.02.2013 требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 17.06.2013 решение отменено, в иске отказано.

Постановлением суда кассационной инстанции от 16.09.2013 решение от 21.02.2013 и постановление от 17.06.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела истец уточнил свои требования и просит исправить кадастровую ошибку, допущенную в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 общей площадью 1 636 кв.м. из категории земель: земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование: для эксплуатации одноэтажного здания гаража служебных  автомашин и складских помещений и расположенного по адресу: <...>, установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка на период с момента внесения ошибочной кадастровой стоимости  до 01.01.2013 в размере 1 489 023 руб. 90 коп.

Уточнение требований принято судом.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.07.2010 истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 общей площадью  1 636 кв.м., который расположен в <...>.

Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование для эксплуатации одноэтажного здания гаража служебных машин и складских помещений.

Постановлением администрации  Архангельской области от 29.12.2008 №284-па/50 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области» утверждены средние значения удельных показателей стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007, в том числе в отношении кадастрового квартала 29:22:050401, в котором находится земельный участок истца площадью 1 636 кв.м.

На основании указанного постановления в ГКН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка 29:22:050401:21  в размере  11 592 420 руб. 84 коп. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 7 077 руб. 18 коп., утвержденной для участков, отнесенных к 3-му виду разрешенного использования земель – «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок».

Исходя из данной кадастровой стоимости земельного участка налоговым органом было выставлено истцу требование об уплате земельного налога за 2010, 2011, 2012 годы.

Предприниматель обратился в Управление Росреестра с просьбой обосновать кадастровую стоимость указанного земельного участка.

В ответе от 26.09.2012 №12-11/20767 Управление Росреестра указало, что кадастровая стоимость земельного участка  29:22:050401:21  была определена в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель на основании муниципального контракта от 01.07.2007 №18/1, заключенного между мэрией г. Архангельска и Петрозаводским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля». Непосредственным исполнителем работ являлся субподрядчик ООО «Архземкадастр». При проведении работ по кадастровой оценке земли спорный земельный участок (с кадастровым номером 29:22:050401:21) неверно был отнесен к 3-му виду разрешенного использования, в результате чего была допущена кадастровая ошибка.

К 3-му виду разрешенного использования земельный участок был отнесен распоряжением мэрии г. Архангельска от 08.08.2007 №880р «Об утверждении номеров видов разрешенного использования земельных участков».

С целью исправления выявленной ошибки Управление Росреестра направило обращение заказчику оценочных работ (Мэрии) от 26.09.2012 № 12-11/20766, содержащее просьбу обратиться к исполнителю за пересчетом кадастровой стоимости земельного участка 29:22:050401:21.

От Мэрии был получен ответ от 05.10.2012 № 173-22/6700, содержащий сведения о том, что для получения обоснований по определению кадастровой стоимости земельного участка направлен запрос в адрес организации, выполняющей работы по государственной кадастровой оценке - ООО «Архземкадастр».

Из ответа ООО «Архземкадастр» от 19.02.2013 следует, что Мэрия обратилась к ООО «Архземкадастр» с письмом от 08.02.2013 №173-22/770 о перерасчете кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Согласно перерасчету, произведенному ООО «Архземкадастр», кадастровая стоимость спорного земельного участка, принадлежащего истцу, исходя из 9-го вида разрешенного использования составляет 1 489 023 руб. 90 коп.  

Письмом от 05.03.2013 №173-22/1260 Мэрия направила Управлению Росреестра результаты перерасчета кадастровой стоимости.

Из материалов дела также следует, что в марте 2013 года Управление Росреестра обратилось в Правительство Архангельской области с просьбой внести изменения в Постановление Правительства от 29.12.2008 №284-па/50, утвердив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 в размере 1 489 023 руб. 90 коп. и применении указанной стоимости на правоотношения, возникшие в период с 01.01.2008 по 31.12.2012, однако Управлению Росреестра был дан ответ от 22.04.2013 №312-05-06/3245 о невозможности исправления кадастровой стоимости в отношении конкретных земельных участков путем принятия Постановления со ссылкой на исправление кадастровой ошибки в судебном порядке.

Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что допущена кадастровая ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 29:22:050401:21, содержащихся в ГКН, а именно о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Также лицами, участвующими в деле, не оспаривается величина кадастровой стоимости, определенная ООО «Архземкадастр» в результате перерасчета, в размере 1 489 023 руб. 90 коп.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровой ошибкой в сведениях признаетсявоспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка истца была внесена в ГКН не в результате и не на основании документов, представленных истцом, а на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (по результатам проведения кадастровой оценки земель на территории Архангельской области), то исправление кадастровой ошибки должно осуществляться в порядке информационного взаимодействия либо на основании судебного решения.

Из материалов дела следует, что кадастровая ошибка была выявлена Управлением, однако в порядке информационного взаимодействия не была исправлена.

Следовательно, права и законные интересы истца, нарушенные в результате внесения в государственный кадастр ошибочной кадастровой стоимости земельного участка, могут быть восстановлены только в судебном порядке.   

Суд считает, что надлежащими ответчиками по иску являются Управление Росреестра и Кадастровая палата в силу следующего.     

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Следовательно, федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является органом кадастрового учета.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотренные указанным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения наделены полномочиями по ведению государственного кадастра, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Вместе с тем наделение Кадастровой палаты правом на ведение государственного кадастра недвижимости, произведенное в порядке делегирования таких полномочий на основании указания закона, не свидетельствует о том, что Управление Росреестра перестало быть органом кадастрового учета.

В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.

Материалы настоящего дела свидетельствуют, что кадастровая ошибка была выявлена Управлением Росреестра по результатам проверки заявления истца. Исправление кадастровых ошибок во внесудебном порядке (в порядке информационного взаимодействия) осуществляется на основании решения Управления Росреестра как органа кадастрового учета. Сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой, как органом, которому делегированы полномочия на его ведение.

При новом рассмотрении дела судом также установлено, что в 2012 году была проведена новая очередная (раз в 5 лет) кадастровая оценка земель на территории Архангельской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Архангельской области №595-пп от 18.12.2012.

В соответствии с кадастровой оценкой, результаты которой утверждены вышеуказанным Постановлением Правительства, кадастровая стоимость спорного земельного участка истца с кадастровым номером 29:22:050401:21 с 01.01.2013 установлена в размере 2 034 120 руб. 60 коп. 

Следовательно, в настоящий момент (с 01.01.2013) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о величине кадастровой стоимости спорного земельного участка истца в размере 2 034 120 руб. 60 коп., а не о величине в размере 11 592 420 руб. 84 коп., которая, как установлено при рассмотрении настоящего дела, является ошибочной.

Однако наличие в государственном кадастре недвижимости в настоящий момент сведений об иной величине кадастровой стоимости земельного участка, нежели оспариваемой истцом, по мнению суда, не является препятствием для исправления ранее допущенной кадастровой ошибки либо основанием не исправлять такую ошибку.    

По смыслу статьи 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка подлежит исправлению с того момента, когда она была допущена в ГКН.

Следовательно, сведения об ошибочной кадастровой стоимости должны быть исключены из государственного кадастра недвижимости на весь период, на который такая ошибочная стоимость была внесена.

С учетом того, что в настоящее время в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013 внесена величина кадастровой стоимости в размере 2 034 120 руб. 60 коп., а не ошибочная и оспоренная истцом стоимость, то исправление кадастровой ошибки в отношении прошедшего периода возможно в судебном порядке лишь путем установления судом той величины кадастровой стоимости, которая должна была быть внесена в государственный кадастр недвижимости изначально и действовать в течение всего периода до проведения очередной кадастровой оценки земель.    

На основании статьи 110 АПК РФ уплаченная по иску государственная пошлина подлежит возмещению истцу в равных частях ответчиками, требования к которым признаны судом обоснованными.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Исковые требования предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Исправить кадастровую ошибку, допущенную в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:22:050401:21 общей площадью 1 636 кв.м. из категории земель: земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование: для эксплуатации одноэтажного здания гаража служебных  автомашин и складских помещений и расположенного по адресу: <...>, установив кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка на период с момента внесения ошибочной кадастровой стоимости  до 01.01.2013 в размере 1 489 023 руб. 90 коп.

Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу   в пользу предпринимателя ФИО1 4 000 руб. государственной пошлины.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу предпринимателя ФИО1 4 000 руб. государственной пошлины.

В удовлетворении иска к мэрии г. Архангельска отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.Б. Шапран