ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-15544/2017 от 28.03.2018 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

марта 2018 года

г. Архангельск

Дело № А05-15544/2017    

Резолютивная часть решения объявлена марта 2018 года

Решение в полном объёме изготовлено марта 2018 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.

при ведении протокола  судебного заседания помощником судьи Смирновой Г.М.

рассмотрев в судебном заседании дело  по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия  «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163002, <...>)

к ответчику - Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения:Россия, 163069, <...>)

о признании незаконными действий,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Региональное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области (место нахождения: 163000, <...>),

при участии в заседании представителей:

от истца – ФИО1 (доверенность от 09.01.2018)

от ответчика – ФИО2 (доверенность от 24.01.2018)

от третьего лица – ФИО3 (по доверенности от 10.10.2017)

установил:

муниципальное унитарное предприятие  «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» (далее – истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Агентства по тарифам и ценам Архангельской области по отказу в установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства: «Гараж Управления г.Архангельск РУСФСБ России по Архангельской области», расположенный по адресу: г.Архангельск и исключении из расчета платы нагрузки на нужды пожаротушения в размере 1296,00 куб. м в сутки (или 54,00 куб. м/час).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенном в отзыве на заявление. Представитель третьего лица поддержал доводы ответчика.

Как следует из материалов дела, 21.06.2017 Региональное управление Федеральной службы безопасности  Российской Федерации по Архангельской области ( далее –Управление) обратилось с заявлением в МУП «Водоканал» на подключение (техническое присоединение) объекта капитального строительства «Гараж управления г. Архангельск. РУСФСБ России по Архангельской области», расположенный по адресу: г. Архангельск.

В указанном заявлении, Управление указало общий размер нагрузки по водоснабжению объекта, всего 1296,03 куб.м./час в том числе: на хозяйственные нужды                 0,03 куб.м./час, на пожаротушение 1296 куб.м./час.

03.08.2017 года муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» обратилось в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения объекта капитального строительства «Гараж управления г. Архангельск. РУСФСБ России по Архангельской области».

Письмом от 17.08.2017 года №313/2458 Агентство по тарифам и ценам Архангельской области отказало муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» муниципального образования «город Архангельск» в установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта: «Гараж управления г. Архангельск РУСФСБ России по Архангельской области, расположенный по адресу: г. Архангельск», указав на то, что в представленных расчетах платы за подключение в состав общей подключаемой нагрузки включена нагрузка на цели наружного пожаротушения в размере 1296,0 куб. м всутки(или 54,0 куб. м/час) и при ее исключении, общая подключаемая нагрузка на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения не будет превышать установленную в порядке п. 85 Основ ценообразования, а потому не может быть установлена в индивидуальном порядке. Кроме того, указало, что по информации ТЭК и ЖКХ Архангельской области, в соответствии с техническими условиями пропускная способность централизованной системы холодного водоснабжения в точке подключения позволяет осуществить подключение объекта без дополнительных расходов на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности).

Не согласившись с данным отказом, предприятие обратилось в суд. В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что оспариваемый отказ не соответствует Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении» и Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, согласно которым нагрузка на нужды пожаротушения подлежит включению в объем подключаемой нагрузки. Отказ агентства нарушает права предприятия, поскольку последнее лишено возможности в полном объеме получить экономически обоснованную плату за оказание услуг и выполнение работ в связи с осуществлением подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованным системам водоснабжения.

Агентство полагало, что установить тариф для предприятия в индивидуальном порядке невозможно в связи с тем, что предприятие неверно определило нагрузку в сетях водоснабжения путем ее искусственного увеличения при учете объемов воды, используемых на цели пожаротушения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на орган или лицо, принявший данный акт.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе порядок обращения с заявлением, порядок заключения договора подключения (технологического присоединения) к  централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, порядок действий организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, порядок  определения платы за подключение (технологическое присоединение).

Согласно части 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 9 статьи 31 Закона № 416-ФЗ установлено, что регулированию подлежит также плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406                      «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования). В силу пункта 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами ценообразования.

В силу пункта 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами ценообразования.

Из пункта 85 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), следует, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. м/час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию  существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий (высокий) уровень нагрузки или больший (меньший) диаметр трубопровода (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (диаметром трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.

Частью 14 статьи 18 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.

Судом установлено, что в Архангельской области не принят нормативный правовой акт, предусматривающий более низкий (высокий) уровень нагрузки по сравнению с предельным уровнем нагрузки, установленным в пункте 85 Основ ценообразования. 

Особенности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения определены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644).

В частности, в подпункте «е» пункта 90 Правил № 644 указано, что для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства заявление о подключении с приложением ряда документов, в том числе баланса водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение.

Из смыла приведенной нормы  вытекает, что установление объема водопотребления на нужды пожаротушения необходимо, прежде всего, организации водопроводно-канализационного хозяйства при заключении договора для выявления возможной пропускной способности труб, в том числе в случае увеличения в них давления, а не для определения платы за подключение к сетям водоснабжения.

 В Законе № 416-ФЗ и в Правилах № 644 отсутствует понятие нагрузки, учитываемой при расчете платы за подключение. Термины и порядок расчета платы за подключение к сетям водоснабжения определены в Основах ценообразования, в которых не указано, какую именно нагрузку из перечисленных в заявлении абонента на подключение должен применять орган регулирования для установления платы на подключение. Однако сама единица измерения величины подключаемой нагрузки – кубические метры в сутки – указывает на объем суточного водопотребления, необходимого для объекта капитального строительства. Таким образом, иная нагрузка, которая возможна в сети при увеличении давления и при определенных условиях, не участвует в расчете платы за подключение.

Принимая решение об отказе заявителю в установлении платы, агентство руководствовалось Основами ценообразования, а также частью 14 статьи 18 Закона                             № 416-ФЗ, в соответствии с которой запрещено взимание с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением). Указанный запрет означает, что любое изменение критериев оплаты подключения (технологического присоединения) должно быть предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, довод предприятия о том, что все нагрузки, указанные в Правилах                  № 644, должны суммироваться при установлении платы за подключение, является ошибочным. Такой подход приведет к необоснованному и неоправданному увеличению платы за подключение, что запрещено законом.

В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования, а также с пунктами 117, 121 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания), в отношении заявителей, величина подключаемой нагрузки которых превышает 250 куб. м в сутки, размер платы за подключение устанавливается индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения.

В соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям при расчете баланса водопотребления объем воды на нужды пожаротушения не учитывается, поскольку в указанном объеме абонент постоянно не нуждается и при его использовании не несет расходов по оплате в соответствии с пунктом 53 Водного кодекса Российской Федерации.

Для установления платы в индивидуальном порядке необходимо наличие двух критериев: превышение установленных пределов величины нагрузки, которая определяется необходимым объемом суточного водопотребления, и необходимость осуществления мероприятий, связанных с увеличением мощности (пропускной способности) существующей системы централизованного водоснабжения.

Исключая нагрузку на цели пожаротушения, агентство правомерно руководствовалось и положениями статьи 21 Закона № 416-ФЗ, в которой перечислены общие основания, позволяющие временно прекратить или ограничить водоснабжение при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров. С учетом того, что пожар является чрезвычайной ситуацией, имеющиеся объемы воды должны быть направлены, прежде всего, на ликвидацию возгорания.

Из этого следует, что нагрузка водоснабжения на цели пожаротушения не является определяющей при установлении платы за технологическое присоединение, так как носит вероятный разовый характер.

Кроме этого, Методические указания не предусматривают необходимость при определении объема подключаемой нагрузки суммировать все нагрузки в зависимости от целей использования, в том числе на пожаротушение. Суммирование нагрузок противоречит здравому смыслу, так как точка подключения одна и отдельный пожарный водопровод не запланирован в строительстве объекта. Подключаемая нагрузка должна устанавливать соответствие баланса водопотребления назначению объекта (пункт 91 Правил № 644).

Суд также отмечает, что нагрузка на пожаротушение не является подключаемой нагрузкой. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 95 Правил № 644 нагрузка на пожаротушение является расчетной и условной величиной. При этом  необходимость в ней появляется при определенных условиях - при пожаре; нагрузка на пожаротушение измеряется в иных единицах - литрах в секунду; эта нагрузка не используется постоянно; свободная мощность, которая на момент подключения в сети уже имеется, обеспечивает возможность подачи необходимого объема воды под повышенным давлением и позволяет обеспечить необходимую нагрузку при возникновении пожара (свободная мощность проверяется исполнительным органом государственной власти).

В свою очередь, подключаемая нагрузка - это постоянная величина, которая необходима абоненту в хозяйственной деятельности в соответствии с назначением объекта. Именно эта суточная нагрузка должна участвовать в определении платы за подключение.

Следовательно, вода, используемая на тушение пожара, не подлежит оплате, ее подача в необходимом объеме (в соответствии с расчетными данными, которые указываются заявителем в документах на подключение) является обязанностью организации водопроводно-канализационного хозяйства. Поэтому плата за подключение к сетям водоснабжения также не должна включать в себя нагрузку на цели пожаротушения, увеличивая тем самым ее размер.

Более того, суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктами 74, 75 Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 03 апреля 2012 года № 128-пп, указанный исполнительной орган государственной власти уполномочен проводить анализ необходимости реконструкции и строительства новых сетей водоснабжения.

МУП «Водоканал» не обращался в министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области с заявлением о включении дополнительных мероприятий, связанных с подключением объекта капитального строительства, принадлежащего абоненту.

В ответе  № 203/07-17/6655 министерство сообщило, что возможность подключения спорного объекта существует, пропускная способность водопровода Ду 500 мм составляет 1137,6 куб. м/час.

Таким образом, уполномоченный орган подтвердил отсутствие необходимости в проведении мероприятий, связанных с расширением мощности (пропускной способности) существующей централизованной системы водоснабжения.

Суд отмечает, что предприятие, заявляя о необходимости установить плату за подключение индивидуально, в силу положений Закона №416-ФЗ должно представить  агентству информацию о затратах  на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства абонента (сметная стоимость таких работ). Однако такая информация ни агентству, ни  суду  не представлена.

В материалы дела представлена утвержденная Правительством Архангельской области инвестиционная программа предприятия «Развитие систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Архангельск» на 2015-2019 годы», техническое задание на разработку этой программы, из которого не вытекает, что спорный объект включен в перечень строящихся  и реконструируемых объектов.  Доказательств того, что предприятие обращалось в министерство с заявлением о включении дополнительных мероприятий, связанных с подключением  спорного объекта капитального строительства, в материалы дела не представлено.

Таким образом, заявитель не подтвердил необходимость осуществления мероприятий, связанных с  увеличением мощности (пропускной способности) существующей системы  централизованного водоснабжения в связи с подключением (технологическим присоединением) спорного объекта. 

Следовательно, ответчик обоснованно отказал предприятию в установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства: «Гараж управления г. Архангельск. РУСФСБ России по Архангельской области».

Такой отказ соответствует  закону и не нарушает прав и законных интересов предприятия в сфере предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать муниципальному унитарному предприятию  «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск»  в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Агентства по тарифам и ценам Архангельской области по отказу в установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства: «Гараж Управления  УСФСБ России по Архангельской области, расположенный по адресу: г.Архангельск и исключении из расчета платы нагрузки на нужды пожаротушения в размере 1296,00 куб. м в сутки (или 54,00 куб. м/час).

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.Г. Ипаев