АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
03 апреля 2014 года
г. Архангельск
Дело № А05-15639/2013
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2014 года
Решение в полном объёме изготовлено 03 апреля 2014 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 апреля 2014 года дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН <***>; место нахождения: 163002, <...>)
к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №119 АП от 09.12.2013,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (по доверенности от 25.11.2013), от ответчика – ФИО2 (по доверенности от 13.01.2014)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой А.С.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» (далее – заявитель, МУП «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 23.12.2013 о признании незаконным и отмене постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее – ответчик, Агентство) о назначении административного наказания №119АП от 09.12.2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленном требовании настаивает, представила дополнительные доказательства по делу.
Представитель ответчика с заявленным требованием не согласен, представил отзыв и дополнение к отзыву.
Основанием для обращения в суд послужили следующие фактические обстоятельства.
Заявитель зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, согласно пункту 2.2. Устава оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно служебной записке от 30.10.2013 ведущего консультанта контрольно-административного отдела Агентства ФИО3 по состоянию на 30.10.2013 муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск» не раскрыты сведения, в соответствии с пунктом 49 постановления Правительства РФ от 17.01.2013 №6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения».
Уведомлением от 11.11.2013 исх.№313/3100 МУП «Водоканал» извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ. Уведомление направлено МУП «Водоканал» по почте и вручено 13.11.2013, копия уведомления о вручении имеется в материалах дела.
25.11.2013 ведущий консультант контрольно-административного отдела Агентства ФИО3 в присутствии представителя МУП «Водоканал» по доверенности от 01.08.2012 ФИО4 составила протокол об административном правонарушении, в котором указала, что постановлением Агентства от 28.12.2012 №101-в/3 установлены тарифы на холодную воду и услуги водоотведения, оказываемые МУП «Водоканал». Таким образом, предприятие осуществляет регулируемую деятельность по водоотведению.
МУП «Водоканал» относится к субъектам естественных монополий независимо от включения его в Реестр субъектов естественных монополий. Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Информация, содержащая данные о деятельности МУП «Водоканал» в сфере водоотведения, в соответствии с требованиями, установленными пунктом 49 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, должна быть раскрыта не позднее 06 мая 2013 года путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Агентства.
По состоянию на 30 октября 2013 года МУП «Водоканал» не представлена информация для раскрытия в соответствии с требованиями, установленными пунктом 49 постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения». Таким образом, предприятием совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ «Непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса». Копия протокола об административном правонарушении вручена представителю МУП «Водоканал» по доверенности ФИО4
Определением от 25.11.2013 Агентство известило МУП «Водоканал» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Определение направлено в адрес заявителя по почте и вручено 20.11.2013, копия уведомления о вручении имеется в материалах дела.
09.12.2013 заместитель руководителя Агентства - начальник отдела регулирования в электроэнергетике ФИО5, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 25.11.2013, признал МУП «Водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ. МУП «Водоканал» назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей. При рассмотрении дела присутствовал представитель МУП «Водоканал» по доверенности ФИО4 Постановление направлено в адрес заявителя по почте и вручено 12.12.2013, копия уведомления о вручении имеется в материалах дела.
МУП «Водоканал» не согласно с постановлением о назначении административного наказания от 09.12.2013 №119АП, при этом ссылается на следующее.
До настоящего времени Регламент взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с регулируемыми организациями при раскрытии информации путем ее опубликования в сети «Интернет» Федеральной службой про тарифам не утвержден. Самостоятельно опубликовать информацию на официальном сайте органа исполнительной власти заявитель возможности не имеет, кроме того, информация о наличии официального сайта, предназначенного для размещения информации, предусмотренной Стандартами, до заявителя не доводилась. Сайт сети «Интернет», предназначенный для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, Правительством Российской Федерации также не определен.
Раскрытие информации на сайтах в сети «Интернет» осуществляется по формам, утверждаемым Федеральной службой по тарифам (п. 6 Стандартов) не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, то есть не позднее 01.05.2013. Формы предоставления информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также правила заполнения таких форм утверждены приказом Федеральной службы по тарифам №129 от 15.05.2013, опубликованы в «Российской газете» №142 03.07.2013 и вступили в законную силу с 14.07.2013. Таким образом, МУП «Водоканал» не имело возможности исполнить положения пунктов 3, 6 и 49 Стандартов по независящим от него причинам.
Несмотря на указанные обстоятельства, МУП «Водоканал» были приняты меры по раскрытию информации, содержащей данные о деятельности МУП «Водоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения на официальном сайте arhvodokanal.ru в сети «Интернет», а именно была размещена информация, указанная в пунктах 39-41 Стандартов в установленный срок в произвольной форме. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях МУП «Водоканал» состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Привлечение заявителя к административной ответственности должностными лицами агентства по тарифам и ценам Архангельской области произведено с грубым нарушением нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации, и последовательности административных процедур при осуществлении полномочий по региональному государственному контролю (надзору). В соответствии с пунктом 7 Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 №764 (далее – Правила №764), контроль уполномоченным органом осуществляется в формах систематического наблюдения и анализа размещаемой информации проведения плановых и внеплановых проверок. В случае выявления допущенных субъектом регулирования нарушений стандартов раскрытия информации органы по контролю выдают субъекту регулирования предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пунктом 9 Правил №764). Предписаний об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения контролирующим органом в адрес МУП «Водоканал» в 2013 году не выносилось, то есть нарушений стандартов раскрытия информации органом по контролю в установленном законом порядке не выявлялось.
Распоряжения Агентства о проведении внеплановой проверки в адрес заявителя не поступало. Проведение проверки по установленному Федеральным законом №294-ФЗ, Правилами №764 и административным регламентом порядку должностными лицами Агентства не проводилось.
Согласно пункту 35 административного регламента, основаниями для составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами агентства достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения, в том числе акт проверки, содержащий данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Акт проверки, содержащий данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностными лицами Агентства в отношении заявителя не составлялся.
В соответствии с пунктом 37 административного регламента, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Днем обнаружения административного правонарушения Агентство считает 30.10.2013. Однако, ни в день выявления совершения административного правонарушения, ни в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения протокол об административном правонарушении агентством не составлялся. Определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в адрес заявителя не поступало.
В дополнении от 22.01.2014 к заявлению заявитель ссылается на то, что в соответствии со служебной запиской регулирующим органом в ходе проведения мероприятий по контролю выявлен факт неопубликования сведений подлежащих раскрытию, на сайте регулирующего органа, тогда как для установления факта нарушения пункта 28 Стандартов при проведении мониторинга, регулирующему органу необходимо было установить факт не раскрытия информации как на сайте регулирующей организации, так и в иных общедоступных источниках предусмотренных пунктом 3 Стандартов.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении событие правонарушения установлено как непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в объеме установленном п. 39 и 40 Стандартов №6 и квалифицируется регулирующим органом по статье 19.8.1. КоАП РФ, тогда как такое нарушение следовало квалифицировать по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Агентством - регулирующим органом не приняты меры по установлению факта не раскрытия информации в других источниках. Информация, подлежащая раскрытию, размещена МУП «Водоканал» на официальном сайте предприятия своевременно; в период с 25.09.2013 по 03.11.2013 произошёл технический сбой сайта, в случае повторной проверки после восстановления его работы, Агентством было бы выявлено соблюдение предприятием пункта 49 Стандартов.
Акт, составленный Агентством 09.12.2013 в подтверждение факта не опубликования информации подлежащей раскрытию в соответствии с пунктом 40 Стандартов, не имеет юридического значения при рассмотрении административного дела, событием которого как указывает на листе 7 и 8 Постановления регулирующий орган является факт непредставления информации в адрес агентства в порядке, предусмотренном пунктом 10 Стандартов.
Непредставление сведений о раскрытии информации с указанием сайта на котором она раскрыта в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в соответствии с протоколом обнаружено 30.10.2013, хотя по результатам мониторинга оформленным служебной запиской специалиста регулирующего органа данный факт в качестве правонарушения предприятию вменен не был и не являлся основанием для составления протокола. На момент выявления правонарушения выразившегося в непредставление сведений о раскрытии информации с указанием сайта на которой она раскрыта в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов срок давности привлечения к ответственности истек, так как событие правонарушения отраженное в протоколе предусмотрено статьей 19.7.1. КоАП РФ, а не статьей 19.8.1. КоАП РФ.
Также заявитель считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание 02.04.2014 представитель заявителя представил доказательства, подтверждающие тяжелое материальное положение заявителя, которое просил учесть при вынесении решения.
Агентство с заявленным требованием не согласно, просит отказать в удовлетворении заявленного требования, в отзыве ссылается на следующее.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Стандартов, регулируемая организация должна обеспечить возможность доступа неограниченного круга лиц к раскрываемой информации путём обязательного опубликования информации на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заявителем данное требование не выполнено.
Приказ ФСТ России от 15.05.2013 №129 вступил в силу 14.07.2013 и является обязательным для исполнения, между тем, раскрытие информации не было осуществлено предприятием не только на отчётную дату – 06.05.2013, но и в более поздние сроки. По состоянию на 30.10.2013 требование о раскрытии информации также было не исполнено.
Учитывая, что на 06.05.2013 – последний день наступления обязанности представления МУП «Водоканал» информации в объеме, установленном пунктами 39 и 40 Стандартов – формы для раскрытия информации не были утверждены, предприятие имело право представить требуемую информацию в произвольной форме, при условии, что в ней будут все необходимые для раскрытия данные.
При наличии вопросов по выполнению требований, предусмотренных Стандартами для организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения, МУП «Водоканал» имело возможность обратиться в Агентство и получить консультацию каким образом выполнить указанные требования, однако с такого рода вопросами предприятие не обращалось.
Подпунктом «в» пункта 3 Стандартов предусмотрена возможность опубликования информации на сайте организации, но в этом случае регулируемая организация во исполнение пункта 10 Стандартов должна уведомить Агентство об адресе страницы сайта в сети «Интернет», на которой размещена информация. Заявитель указанное требование не исполнил, к тому же в процессе мониторинга сотрудниками Агентства установлен факт отсутствия доступа к сайту организации, о чём составлен акт от 30.10.2013.
Отсутствие на момент раскрытия информации утверждённого Федеральной службой по тарифам регламента не является препятствием к раскрытию информации.
Нарушение пункта 9 Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации не может являться основанием для признания постановления №119АП незаконным и подлежащим отмене. Предписание выдаётся в рамках указанных Правил, является отдельной мерой административного
реагирования, не исключающей возможности привлечения виновного лица к ответственности по статье 19.8.1 КоАП РФ. В данном случае, применение норм
КоАП РФ не связано с обязательностью выдачи предписания.
Административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьёй 19.8.1 КоАП РФ, выявлено в процессе проведения регулярного мониторинга не требующего взаимодействия административного органа и заявителя. На заявителя не возлагалось обязанности по предоставлению информации и исполнению требований административного органа; раскрыть информацию заявитель обязан только в силу прямого указания закона, поэтому в данном случае Федеральный закон №294-ФЗ применению не подлежит.
Нарушение срока составления протокола не является основанием для отмены постановления о назначении административного наказания.
В дополнении к отзыву, представленному в судебное заседание 02.04.2014, Агентство пояснило, что для исполнения требований Стандартов регулируемая организация предоставляет информацию в адрес административного органа на материальном либо электронном носителе, административный орган размещает такую информацию на сайте. Информация может быть предоставлена по единой информационной аналитической системе (ЕИАС), посредством заполнения специальных шаблонов, либо представляется в Агентство на бумажном носителе в произвольной форме. Заявитель был информирован о правилах раскрытия информации, так как на сайте Агентства «тариф29.рф» в разделе «стандарты раскрытия информации» опубликованы соответствующие разъяснения. Агентство считает, что применительно к рассматриваемому делу, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не усматривается.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению на основании следующего.
Частью 1 статьи 19.8.1. КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена указанной нормой, состоит в:
непредоставлении сведений или в предоставлении заведомо ложных сведений о деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса, если предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством РФ;
неопубликовании сведений или в опубликовании заведомо ложных сведений об указанной деятельности, если опубликование таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством РФ;
нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом; свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Понятие «субъект естественной монополии» раскрыто в статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по водоотведению относятся в силу статьи 4 названного Закона к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Предприятие, оказывая услуги по водоотведению, относится к субъектам естественных монополий независимо от включения его в Реестр субъектов естественных монополий.
Таким образом, для МУП «Водоканал» установлена обязанность по раскрытию стандартов, как для организации коммунального комплекса, так и для субъекта естественных монополий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8.1. Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий осуществляется органами государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 №764 утверждены Правила осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, согласно подпункту а) пункта 2, которого контроль осуществляется Федеральной службой по тарифам – по вопросам государственного регулирования естественных монополий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1. Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 №214-пп утверждено Положение об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, согласно пункту 1 которого Агентство по тарифам и ценам Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен).
Постановлением Агентства от 28.12.2012 №101-в/З установлены тарифы на холодную воду и услуги водоотведения, оказываемые МУП «Водоканал». Таким образом, МУП «Водоканал» - субъект естественной монополии осуществляющий регулируемую деятельность по оказанию услуг по водоотведению на территории Архангельской области.
Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 №6 утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Стандарты). Согласно пункту 1 Стандартов настоящий документ устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации), а также органами регулирования тарифов.
Пунктом 2 Стандартов установлено, что под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;
б) опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 настоящего документа;
в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети «Интернет»;
г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций в порядке, установленном настоящим документом.
В границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение и на территории которого отсутствует доступ к сети «Интернет», информация раскрывается регулируемыми организациями путем ее опубликования в полном объеме на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сети «Интернет», путем опубликования в официальных печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, информации, предусмотренной пунктами 17, 19, 38, 40, 59 и 61 настоящего документа, а также путем предоставления информации на основании письменных запросов (пункт 9 Стандартов).
Регулируемые организации в течение 10 дней со дня размещения информации на своем сайте в сети «Интернет» сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о раскрытии соответствующей информации с указанием адреса страницы сайта в сети «Интернет», на которой размещена эта информация (пункт 10 Стандартов).
Из указанных пунктов 3, 9 и 10 Стандартов можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае информация должна быть раскрыта МУП «Водоканал» в обязательном порядке путем опубликования на официальном сайте сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в данном случае – Агентства), может быть раскрыта по решению Предприятия – путем опубликования на его официальном сайте в сети «Интернет» и должна быть раскрыта путем предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. Подпункт б) пункта 3 Стандартов в данном случае не применяется, поскольку в городе Архангельске имеется доступ к сети «Интернет».
Таким образом, безотносительно – принято Предприятием решение о раскрытии информации путем опубликования на официальном сайте Предприятия в сети «Интернет» и соответственно такая информация раскрыта на нем или нет, такая информация в обязательном порядке должна быть раскрыта путем опубликования на официальном сайте сети «Интернет» Агентства.
Такую позицию суда подтверждает и то, что пунктом 11 Стандартов установлен срок корректировки раскрытой информации, если произошли соответствующие изменения, так в случае если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки: а) на официальном сайте в сети «Интернет» - в течение 10 календарных дней со дня изменения информации; б) в официальных печатных изданиях - в течение 30 календарных дней со дня изменения информации. Сроки для корректировки сведений на сайте Предприятия не установлены, т.к. раскрытие информации в таком порядке не является обязательным.
Регулируемой организацией подлежит раскрытию информация: а) о регулируемой организации (общая информация);б) о тарифах на регулируемые товары (услуги);в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям; д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения; ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении к централизованной системе водоотведения; з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения; и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организации; к) о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере водоотведения (пункт 35 Стандартов).
Оспариваемым постановлением МУП «Водоканал» вменяется непредставление информации в объеме, установленном пунктами 39 и 40 Стандартов (за исключением информации, определенной подпунктом «ж» пункта 39 Стандартов, а именно: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему, направлена МУП «Водоканал» Агентству 08.05.2013 по системе ЕИАС) в адрес Агентства для обязательного опубликования на официальном сайте Агентства в сети «Интернет» в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 Стандартов, в сроки, предусмотренные пунктом 49 Стандартов.
Пунктом 39 Стандартов установлено, что информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), содержит сведения: а) о выручке от регулируемой деятельности (тыс. рублей) с разбивкой по видам деятельности; б) о себестоимости производимых товаров (оказываемых услуг) по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей), включая: расходы на оплату услуг по приему, транспортировке и очистке сточных вод другими организациями; расходы на покупаемую электрическую энергию (мощность), используемую в технологическом процессе (с указанием средневзвешенной стоимости 1 кВт·ч), и объем приобретаемой электрической энергии; расходы на химические реагенты, используемые в технологическом процессе; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; расходы на амортизацию основных производственных средств; расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности; общепроизводственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт; общехозяйственные расходы, в том числе отнесенные к ним расходы на текущий и капитальный ремонт; расходы на капитальный и текущий ремонт основных производственных средств (в том числе информация об объемах товаров и услуг, их стоимости и способах приобретения у тех организаций, сумма оплаты услуг которых превышает 20 процентов суммы расходов по указанной статье расходов); расходы на услуги производственного характера, оказываемые по договорам с организациями на проведение регламентных работ в рамках технологического процесса (в том числе информация об объемах товаров и услуг, их стоимости и способах приобретения у тех организаций, сумма оплаты услуг которых превышает 20 процентов суммы расходов по указанной статье расходов); прочие расходы, которые подлежат отнесению к регулируемым видам деятельности в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; в) о чистой прибыли, полученной от регулируемого вида деятельности, с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации (тыс. рублей); г) о валовой прибыли от продажи товаров и услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей); д) об изменении стоимости основных фондов (в том числе за счет их ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации)), их переоценки (тыс. рублей); е) об убытках от продажи товаров и услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей); ж) о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему (раскрывается регулируемой организацией, выручка от регулируемой деятельности которых превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год); з) об объеме сточных вод, принятых от потребителей оказываемых услуг (тыс. куб. метров); и) об объеме сточных вод, принятых от других регулируемых организаций в сфере водоотведения и (или) очистки сточных вод (тыс. куб. метров); к) об объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения (тыс. куб. метров); л) о среднесписочной численности основного производственного персонала (человек).
Пунктом 40 Стандартов установлено, что информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг, оказываемых регулируемой организацией, и соответствии их установленным требованиям содержит сведения: а) о показателях аварийности на канализационных сетях и количестве засоров для самотечных сетей (единиц на километр); б) об общем количестве проведенных проб на сбросе очищенных (частично очищенных) сточных вод по следующим показателям: взвешенные вещества; БПК5; аммоний-ион; нитрит-анион; фосфаты (по P); нефтепродукты; микробиология; в) о количестве проведенных проб, выявивших несоответствие очищенных (частично очищенных) сточных вод санитарным нормам (предельно допустимой концентрации) на сбросе очищенных (частично очищенных) сточных вод, по следующим показателям: взвешенные вещества; БПК5; аммоний-ион; нитрит-анион; фосфаты (по P); нефтепродукты; микробиология; г) о доле исполненных в срок договоров о подключении (процент общего количества заключенных договоров о подключении); д) о средней продолжительности рассмотрения заявлений о подключении (дней).
Информация, указанная в пунктах 39-41 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, за исключением информации, указанной в подпункте «з» пункта 41 настоящего документа (пункт 49 Стандартов).
С учетом положений пункта 5 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также того, что последний день срока выпадает на выходной день, информация, указанная в пунктах 39-41 настоящего документа, должна быть раскрыта не позднее 06.05.2013, за исключением информации, указанной в подпункте «з» пункта 41 Стандартов.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 №764 утверждены Правила осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации (далее – Правила осуществления контроля), которые определяют порядок осуществления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации, подлежащей свободному доступу, субъектами естественных монополий.
Пунктом 4 Правил осуществления контроля установлено, что контроль осуществляется в отношении: а) факта раскрытия информации; б) источника опубликования информации, избранного субъектом регулирования; в) сроков и периодичности раскрытия информации; г) полноты раскрытия информации; д) порядка уведомления органа по контролю об источниках опубликования информации; е) форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм.
Согласно пункту 5 Правил осуществления контроля субъекты регулирования в письменной форме уведомляют органы, указанные в пункте 2 настоящих Правил, об источниках опубликования информации в течение 10 дней со дня ее опубликования в средствах массовой информации, включая размещение в сети Интернет.
Подпункт «а» пункта 7 Правил осуществления контроля предусматривает, что контроль осуществляется в форме систематического наблюдения и анализа информации применительно к подпунктам «а» - «е» пункта 4 Правил.
Из положений пункта 8 Правил осуществления контроля следует, что систематическое наблюдение и анализ информации, предусмотренные подпунктом «а» пункта 7 настоящих Правил, осуществляются в порядке, утвержденном органом по контролю.
Анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, что Агентство вправе осуществить контроль соблюдения субъектом естественных монополий стандартов раскрытия информации в форме систематического наблюдения и анализа информации без проведения (назначения) в отношении данного субъекта плановой (внеплановой) проверки.
Пунктом 9 Правил осуществления контроля установлено, что в случае выявления допущенных субъектом регулирования нарушений стандартов раскрытия информации органы по контролю: а) выдают субъекту регулирования предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; б) осуществляют мониторинг устранения выявленных нарушений.
В силу статьи 23.70 КоАП РФ осуществляющие государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1.КоАП РФ; рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в настоящей статье, вправе руководители осуществляющих государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, действия органа по контролю, установленные пунктом 9 Правил осуществления контроля, не ограничивают права контролирующего органа, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Формы предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также Правила заполнения таких форм утверждены Приказом ФСТ России от 15.05.2013 №129 и начали действовать с 14.07.2013.
В то же время, МУП «Водоканал» не раскрыло информацию на официальном сайте Агентства, ни в установленный срок в произвольной форме обеспечивающей раскрытие информации, ни после 14.07.2013 путем заполнения утвержденных форм. При этом с момента начала действия указанных форм до выявления нарушения у Предприятия было достаточно времени для раскрытия информации.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что до настоящего времени Регламент взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с регулируемыми организациями при раскрытии информации путем ее опубликования в сети «Интернет» Федеральной службой про тарифам не утвержден.
Действительно, в силу пункта 6 Стандартов раскрытие информации путем ее опубликования в сети «Интернет» и взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органов местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) с регулируемыми организациями при раскрытии информации путем ее опубликования в сети «Интернет» осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам. До настоящего времени такой регламент Федеральной службой по тарифам не утвержден.
В то же время Предприятию в рамках оспариваемого постановления вменяется не нарушение установленного порядка раскрытия информации, каким будет являться и регламент, а не раскрытие информации.
Отсутствие утвержденного регламента не препятствует выполнению требований Стандартов по раскрытию информации, как и не отменяет, не приостанавливает наличие такой обязанности. Заявитель должен обеспечить выполнение установленной обязанности по раскрытию информации, при наличии вопросов по выполнению указанных требований МУП «Водоканал» имело возможность обратиться в Агентство и получить разъяснения каким образом выполнить указанные требования, однако с таким запросом заявитель к Агентству не обращался, доказательств обратного заявитель не представил.
При этом суд учитывает, что информацию, определенную подпунктом «ж» пункта 39 Стандартов, а именно: годовую бухгалтерскую отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему, направлены МУП «Водоканал» Агентству 08.05.2013 по единой информационно-аналитической системе (ЕИАС). Из оспариваемого постановления следует, что МУП «Водоканал» зарегистрировано в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система ФСТ России» и представляет отчетность по указанной системе с ноября 2011 года. Следовательно, и другая информация могла быть направлена заявителем Агентству по ЕИАС.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что им были приняты меры по раскрытию информации, содержащей данные о деятельности МУП «Водоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения на официальном сайте arhvodokanal.ru в сети «Интернет», а именно была размещена информация, указанная в пунктах 39-41 Стандартов в установленный срок в произвольной форме, поскольку, как указывалось ранее, безотносительно – принято Предприятием решение о раскрытии информации путем опубликования на официальном сайте Предприятия в сети «Интернет» и соответственно такая информация раскрыта или нет, такая информация в обязательном порядке должна быть раскрыта путем опубликования на официальном сайте сети «Интернет» Агентства.
При этом суд считает необходимым отметить следующее.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд считает, что МУП «Водоканал» не представило доказательств того, что в установленный срок в произвольной форме разместило информацию, указанную в пунктах 39-41 Стандартов на официальном сайте arhvodokanal.ru в сети «Интернет», представленный скриншот с указанием даты – 06.05.2013 (л.д.132) таким доказательством не является, поскольку не содержит информации о том, какая фактически информация размещена под активным заголовком «Информация об основных потребительских характеристиках (водоотведение) 2012г.»
Суд отклоняет довод заявителя о том, что привлечение заявителя к административной ответственности должностными лицами Агентства произведено с грубым нарушением нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации, и последовательности административных процедур при осуществлении полномочий по региональному государственному контролю (надзору).
Как правильно указало Агентство, нарушение пункта 9 Правил осуществления контроля не может являться основанием для признания постановления №119АП незаконным и подлежащим отмене. Предписание выдаётся в рамках указанных Правил, является отдельной мерой административного реагирования, не исключающей возможности привлечения виновного лица к административной ответственности по статье 19.8.1 КоАП РФ. В данном случае, применение норм КоАП РФ не связано с обязательностью выдачи предписания. Административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьёй 19.8.1 КоАП РФ выявлено в процессе проведения регулярного мониторинга не требующего взаимодействия административного органа и заявителя. На заявителя не возлагалось обязанности по предоставлению информации и исполнению требований административного органа; раскрыть информацию заявитель обязан только в силу прямого указания закона, поэтому в данном случае Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» применению не подлежит (пункт 1 части 3 статьи 1).
Суд отклоняет ссылку заявителя на пункт 35 Административного регламента исполнения Агентством государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности на территории Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 05.06.2012 №243-пп, как основанную на ошибочном толковании указанного пункта Административного регламента. В пункте 35 Административного регламента не установлено такого условия для составления протокола об административном правонарушении, как наличие акта проверки.
В пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении в данном случае вызвано необходимостью извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поэтому не может быть принято как существенное нарушение порядка привлечения лица к административной ответственности, что соответственно не может являться основанием к признанию оспариваемого постановления незаконным.
Частью 1 статьи 19.7.1. КоАП РФ установлена ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок. Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию, а также государственного контроля за применением тарифов.
Объектом вмененного заявителю правонарушения являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
В протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении событие вмененного правонарушения указано, как непредставление информации в объеме, установленном пунктами 39 и 40 Стандартов в адрес Агентства для размещения на официальном сайте Агентства в сети «Интернет» в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 Стандартов, в срок, предусмотренные пунктом 49 Стандартов. В то же время из текста протокола и постановления однозначно следует, что Предприятию вменяется в качестве нарушения то, что оно не выполнило требования по обязательному опубликованию информации, определенной пунктами 39 и 40 Стандартов на официальном сайте Агентства в сети «Интернет».
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства пояснила, что предприятие не имеет доступа к сайту Агентства. Представитель Агентства в ходе судебного разбирательства пояснил, что в целях раскрытия информации, регулируемые организации представляют информацию Агентству, а Агентство самостоятельно размещает её на сайте Агентства, т.е. для того, чтобы опубликовать информацию, её нужно представить в Агентство, обязанность предприятия раскрытия информации на сайте Агентства будет выполненной после представления такой информации в адрес Агентства.
Таким образом, и в протоколе об административном правонарушении, и в оспариваемом постановлении правильно описано событие вмененного административного правонарушения – непредставление информации в Агентство, т.е. неопубликование сведений на сайте Агентства.
Указание на странице 9 оспариваемого постановления на статью 19.7.1. КоАП РФ также не свидетельствует об ошибочной квалификации.
С учетом изложенного суд отклоняет довод МУП «Водоканал» об ошибочной квалификации вмененного административного правонарушения, оснований для переквалификации не имеется.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что Агентство обоснованно установило виновное совершение заявителем административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по недопущению нарушения требований законодательства в области деятельности субъектов естественных монополий, заявителем не представлено.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не установил.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума ВАС РФ №10), следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается, заявитель, ссылаясь на малозначительность правонарушения, на такие обстоятельства не ссылается.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении МУП «Водоканал», являющимся субъектом естественной монополии, к исполнению своих обязанностей по предоставлению и раскрытию информации об его деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности заявителя, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об естественных монополиях не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Обязанность раскрыть информацию установлена Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае 1 год, который на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могут послужить основанием для отмены оспариваемого постановления, не позволивших полно и объективно рассмотреть административное дело, суд не установил.
В силу части 1 статьи 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно позиции Конституционного суда, изложенной в Постановлении № 4-П от 25.02.2014 «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона.
Следовательно, в системе действующего правового регулирования институт освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения ориентирован исключительно на правоприменительную оценку самого правонарушения и не предназначен для целей учета имущественного и финансового положения юридических лиц или иных смягчающих административную ответственность обстоятельств, а потому не может быть отнесен к средствам, которые позволяли бы при определении меры административной ответственности скорректировать последствия законодательного установления значительных минимальных размеров административных штрафов и тем самым избежать непропорционального ограничения имущественных прав юридических лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 4-П от 25.02.2014 признал положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1., части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3. КоАП РФ устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Согласно пункту 3 резолютивной части Постановления №4-П впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1., частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3. КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Судом установлено, что Предприятию назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
В судебное заседание 02.04.2014 представитель заявителя представил доказательства, подтверждающие тяжелое материальное положение заявителя. Так убыток от деятельности в 2012 году составил 139 759 579руб., чистый убыток за 9 месяцев 2013 года составил 39 692 тыс.руб., по состоянию на 24.01.2014 остаток задолженности предприятия по сводному исполнительному производству составляет 315 355 894 руб.
Суд считает, что привлечение Предприятия к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей имеет неоправданно карательный характер и, учитывая финансовое положение заявителя, особый статус Предприятия и характер осуществляемой им деятельности, считает возможным уменьшить размер административного штрафа ниже низшего предела, установив его в размере 50 000 рублей.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление №119АП от 09.12.2013 о назначении административного наказания, принятое в городе Архангельске Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Архангельск», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: Россия, 163002, <...>, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 50 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья С.В.Козьмина