ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-15715/17 от 19.01.2018 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

января 2018 года

     г. Архангельск

Дело № А05-15715/2017

Резолютивная часть решения объявлена января 2018 года  

Решение в полном объёме изготовлено января 2018 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Визит" (ОГРН <***>; место нахождения: 165300, <...>)

к ответчику – администрации муниципального образования "Сольвычегодское" (ОГРН <***>; место нахождения: 165330, <...>)

о признании недействительным постановления от 25.08.2017 №136,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1 (доверенность от 26.10.2017);

ответчика: не явился (извещен),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Визит" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Сольвычегодское" (далее – ответчик, администрация) признании недействительным постановления от 25.08.2017 №136 об отказе в выдаче ООО «Визит» разрешения на размещение объектов.

Заявитель также просил суд обязать администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи соответствующего разрешения.

В обоснование предъявленных требований общество указало, что считает оспариваемое постановление недействительным, так как перечисленные в его заявлении объекты размещения подпадают под объекты, отраженные в пунктах 3, 10, 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее – Постановление №1300).

В судебном заседании представитель заявителя на предъявленных требованиях настаивал, вопрос о способе устранения допущенных нарушений оставил на усмотрение суда.

Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направила, в отзыве на заявление указала, что с предъявленными требованиями не согласна, так как общество не представило в ее адрес документов, подтверждающих отнесение объектов к видам объектов, установленных Постановлением №1300. Кроме того, по мнению ответчика, положения части 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) устанавливают, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области выдало обществу лицензию на право пользования недрами серии АРХ номер 00468 сроком действия до 17.06.2026 с целевым назначением и видом работ – разведка и добыча торфа на участке недр Участок -1 месторождения Под Борами (вкл. Грядочное), расположенного в административных границах МО «Котласский муниципальный район» и МО «Красноборский муниципальный район» Архангельской области.

В соответствии с пунктом 6.1. Лицензионного соглашения об условиях пользования участком недр Участок-1 месторождения Под Борами (вкл. Грядочное) с целью разведки и добычи торфа пользователь недр обязан обеспечить, в том числе проведение разведочных работ, включая выполнение геолого-маркшейдерских работ.

В целях выполнения данного условия общество 19.07.2017 обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на размещение объектов без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута в котором просило выдать разрешение на размещение без предоставления земель или земельных участков линейных сооружений водоотведения, объектов, предназначенных для обеспечения пользования недрами и подъездной дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (участок недр Участок -1 месторождения Под Борами (вкл. Грядочное).

Испрашиваемый срок разрешения составил 3 года (с 20.07.2017 по 19.07.2020).

В дополнении к заявлению от 09.08.2017 общество сообщило, что объекты, планируемые к размещению, перечислены в пунктах 3, 10, 12 Постановления №1300:

- пункт 3 – будут проложены линейные сооружения водоотведения – канавы для сбора атмосферных осадков по периметру земельного участка;

- пункт 10 – будут размещены объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами – сеть канав для отведения грунтовых и поверхностных вод с земельного участка, связанных с системой водоотведения;

- пункт 12 – будут проведены работы по обустройству существующей подъездной дороги к земельному участку (устройство кюветов и ткущий ремонт полотна дороги).

Постановлением от 25.08.2017 №136 об отказе в выдаче ООО «Визит» разрешения на размещение объектов  администрация отказала обществу в выдаче разрешения на размещение объектов на земельном участке с кадастровым номером 29:07:051501:8, находящемся в государственной собственности, без предоставления и установления сервитута, в связи с тем, что в заявлении общества от 09.08.2017 указаны объекты, виды которых не значатся в перечне, утвержденном Постановлением №1300.

Несогласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.

Оценив доводы и доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявление общества подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

Пунктом 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанные виды установлены Постановлением №1300.

Согласно пунктам 3, 10, 12 Постановления №1300 к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся:

- линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3);

- объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 10);

- проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 12).

Общество просило дать разрешение на размещение:

- линейного сооружения водоотведения, то есть объекта, который поименован в пункте 3 Постановления №1300;

- объектов, предназначенных для обеспечения пользования недрами (сети каналов для отведения грунтовых и поверхностных вод), то есть объектов, поименованных в пункте 10 Постановления №1300.

Таким образом, вопреки оспариваемому постановлению в части вышеперечисленных объектов (линейного сооружения водоотведения  и объектов, предназначенных для обеспечения пользования недрами (сети каналов для отведения грунтовых и поверхностных вод)) общество просило дать разрешение на размещение объектов, виды которых значатся в Постановлении №1300.

В отношении заявления о выдаче разрешения на размещение подъездной дороги суд считает необходимым отметить следующее.

Как указывалось ранее, размещение проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, поименовано в пункте 12 Постановления №1300.

Вместе с тем, как следует из дополнения к заявлению от 09.08.2017 и подтверждено представителем общества в судебном заседании, фактически общество планировало не разместить подъездную дорогу, а обустроить существующую дорогу к земельному участку  (устроить кюветы и провести текущий ремонт полотна дороги).

Следовательно, в указанной части заявление общества не касалось размещения каких либо объектов, поименованных в Постановлении №1300 и не могло быть обусловлено положениями пункта 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ

Вместе с тем, пунктом 2 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что  использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае капитального или текущего ремонта линейного объекта.

Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что под линейным объектом понимается -  линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Следовательно, в целях обустройства существующей дороги к земельному участку  (устройства кюветов и проведения текущего ремонта полотна дороги) общество вправе претендовать на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

С учетом изложенного, администрация не вправе была принимать оспариваемое постановление по основаниям, в нем изложенным.

Не могут служить основанием для отказа в удовлетворении предъявленного требования и ссылки ответчика о том, что общество не представило в ее адрес документов, подтверждающих отнесение объектов к видам объектов, установленных Постановлением №1300, а также положения части 4 статьи 78 ЗК РФ.

Согласно части 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, указанных в Постановлении №1300 устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

На территории Архангельской области такой порядок и условия установлены Постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 №103-пп (далее – Порядок №103-пп).

Пунктом 4 вышеназванного Порядка предусмотрено, что подлежит приложению к заявлению.

 Указанным пунктом не предусмотрено, что к заявлению подлежит приложению документы, подтверждающих отнесение объектов к видам объектов, установленных Постановлением №1300.

Согласно пункту 5 Порядка №103-пп к заявлению могут быть приложены:

а) кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;

б) документы, подтверждающие отнесение объекта к видам объектов, установленных перечнем;

в) заключение органа местного самоуправления городского округа, городского поселения, муниципального района (при отсутствии соглашения, предусмотренного пунктом 1 настоящего Порядка) Архангельской области, осуществляющего полномочия в сфере градостроительной деятельности, о том, что для размещения объекта, указанного в заявлении, не требуется разрешения на строительство, - в случае размещения объектов, виды которых установлены перечнем, за исключением элементов благоустройства территории.

Следовательно, приложение к заявлению документов, подтверждающих отнесение объекта к видам объектов, установленных перечнем, является правом, а не обязанностью общества, а их отсутствие не может служить основанием для принятия оспариваемого постановления.

Согласно пункту 6 Порядка №103-пп в случае если указанные в подпунктах "а" и "в" пункта 5 Порядка документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ  разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года.

Указанный порядок установлен Постановлением  Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 №1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее – Порядок №1244).

Пункт 4 вышеназванного порядка так же не предполагает приложения к заявлению документов, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ.

Согласно подпункту г) пункту 5 Порядка №1244 к заявлению могут быть приложены иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ.

Следовательно, приложение к заявлению документов, подтверждающих основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, является правом, а не обязанностью общества, а их отсутствие не может служить основанием для принятия оспариваемого постановления.

Не могут являться обоснованными и ссылки администрации на положения части 4 статьи 78 ЗК РФ.

Действительно, частью 4 статьи 78 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае общество не обращалось в администрацию с каким-либо заявление о представлении земельного участка  для его использования в соответствии с видами разрешенного использования.

Подъездная дорога к земельному участку фактически существует, следовательно, ее обустройство не может нарушить положения части 4 статьи 78 ЗК РФ.

Часть 4 статьи 78 ЗК РФ не содержит запрета на размещение объектов, поименованных в Постановлении №1300 (в противном случае на данной территории (на расстоянии  не более 30 километров от границы сельского населенного пункта) не было бы электричества, канализации и т.д.).

При этом,

-  если размещение соответствующих объектов в каждом конкретном случае приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, данное обстоятельство является основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения (подпункт е) пункта 9 Порядка №103-пп);

- предоставление в последующем земельного участка, на котором размещены объекты, поименованные в Постановлении №1300, гражданам, юридическим лицам, может служить основанием для их принудительного сноса или демонтажа при наличии к тому оснований (например, часть 4 статьи 39.36 ЗК РФ).

С учетом изложенного, принятое администрацией постановление №136 от 25.08.2017 об  отказе в выдаче обществу разрешения на размещение объектов по изложенным в нем основаниям и основаниям, указанным в отзыве, подлежит признанию недействительным.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В качестве способа устранения допущенных нарушений общество просило суд обязать ответчика выдать соответствующее разрешение.

Определением суда от 20.12.2017 суд предлагал администрации представить сведения о том, получал ли ответчик при рассмотрении заявления общества документы в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в случае, если получал, представить эти документы.

Какой-либо информации от ответчика в адрес суда не поступило, из содержания отзыва следует, что к нему приложены все материалы, послужившие основанием  для вынесения оспариваемого постановления.

Из представленных материалов не следует получение администрацией  заключения органа местного самоуправления городского округа, городского поселения, муниципального района (при отсутствии соглашения, предусмотренного пунктом 1 Порядка №103-пп) Архангельской области, осуществляющего полномочия в сфере градостроительной деятельности, о том, что для размещения объектов, указанных в заявлении, не требуется разрешения на строительство.

Общество в соответствии с подпунктом б) пункта 5 Порядка №103-пп таких документов по собственной инициативе не приложило.

Кроме того, кадастровый паспорт земельного участка не содержит сведений о правах собственности на земельный участок №29:07:051501:8, в то время, как в оспариваемом постановлении сделана ссылка на нахождение его в государственной собственности, в отзыве на заявление – отнесение к землям МО «Сольвычегодское»; не имеется выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка на котором расположена существующая подъездная дорога к нему, что препятствует определению соответствующего уполномоченного органа.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания в качестве способа устранения допущенных нарушений обязать администрацию выдать соответствующее разрешение.

С учетом этого, суд полагает необходимым обязать администрациею устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  общества посредством повторного рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на размещение объектов без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута от 19.07.2017 в срок не позднее 25 календарных дней с момента вступления настоящего решения в законную силу (пункт 7 Порядка №103-пп, пункт 7 Порядка №1244).

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с администрации в пользу общества подлежит взысканию 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным принятое администрацией муниципального образования "Сольвычегодское" постановление №136 от 25.08.2017 об  отказе в выдаче обществу с ограниченной ответственностью «Визит» разрешения на размещение объектов.

Обязать администрациею муниципального образования "Сольвычегодское" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  общества с ограниченной ответственностью «Визит» посредством повторного рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на размещение объектов без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута от 19.07.2017 в срок не позднее 25 календарных дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования "Сольвычегодское" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Визит" 3000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Б.В. Болотов