АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
марта 2015 года | г. Архангельск | Дело № А05-15767/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена марта 2015 года
Решение в полном объёме изготовлено марта 2015 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» (ОГРН <***>; место нахождения:Россия, 164840, г. Онега, Архангельская область, ул. Гутина, дом 2)
к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; место нахождения:Россия, 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, дом 18)
о признании недействительным распоряжения от 11.12.2014 № 1133р и незаконными действий,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Онежское лесничество (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164840, г. Онега, Архангельская обл., пр-кт Кирова, дом 93);
- территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Северодвинское лесничество (ОГРН <***>; место нахождения: 164504, <...>);
- территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Приозерное лесничество (ОГРН <***>; место нахождения: 164284, <...>);
- территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Обозерское лесничество (ОГРН <***>; место нахождения: 164254, Архангельская область, рп. Обозерский Плесецкого района, ул. Кирова, дом 57);
- территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Каргопольское лесничество (ОГРН <***>; место нахождения: 164110, <...>).
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 31.12.2014), ФИО2 (доверенность 04.07.2014),
от ответчика – ФИО3 (доверенность от 12.01.2015),
от Онежского лесничества – не явился, извещен,
от Северодвинского лесничества – не явился, извещен,
от Приозерного лесничества – не явился, извещен,
от Обозерского лесничества – ФИО3 (доверенность от 30.01.2015),
от Каргопольского лесничества – ФИО3 (доверенность от 12.01.2015),
Суд установил следующее:
Открытое акционерное общество «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 29.12.2014 № 09.495р о признании недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – ответчик, Министерство) от 11.12.2014 № 1133р «Решение о расторжении договоров аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Модернизация производства ОАО «Онежский ЛДК», а также незаконными действий Министерства выразившихся во включении в уведомление о расторжении договоров аренды от 12.12.2014 № 204-04-24/8425 указания на необходимость совместно с лесничеством произвести осмотр мест рубок в порядке, установленном договорами аренды, и передачу лесных участков арендодателю по акту приема-передачи (возврата) лесных участков; отсутствие правовых оснований для использования лесов с момента принятия Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области решения о расторжении договоров аренды. (заявленные требования изложены с учетом их уточнения заявителем в порядке ст.49 АПК РФ).
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика, Обозерского и Каргопольского лесничеств в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзывах.
В судебное заседание не явились представители иных третьих лиц для участия в судебном разбирательстве, дело рассмотрено без участия третьих лиц, извещённых о времени и месте судебного разбирательства, в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поводом к обращению в суд послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (арендодатель) и открытым акционерным обществом «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» (арендатор) 15.03.2012 заключены договоры аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов № 1271,1272,1273,1275. Договор аренды для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов № 1319 заключен 10.04.2013. Договоры аренды прошли государственную регистрацию.
Распоряжением от 11.12.2014 № 1133р «Решение о расторжении договоров аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Модернизация производства ОАО «Онежский ЛДК», ответчик принял решение о расторжении указанных выше договоров аренды.
Одновременно с распоряжением № 1133р Обществу было направлено уведомление о расторжении договоров аренды лесных участков от 12.12.2014 № 204-04-24/8425. В уведомлении, ссылаясь на Распоряжение № 1133р, ответчик указал на необходимость:
1.Совместно с лесничеством произвести осмотр мест рубок в порядке , установленном договором на предмет соблюдения арендатором положений договора и лесного законодательства;
2.Передать лесные участки арендодателю по акту приема-передачи (возврата) лесного участка согласно приложению № 5 к Договору.
Кроме того, в уведомлении указано на то, что с момента принятия решения о расторжении договоров аренды у арендатора отсутствуют правовые основания для использования лесов. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Ссылаясь на Распоряжение №1133р, руководитель Обозерского лесничества -территориального органа ответчика, 15 декабря 2014 года издал распоряжение № 61 «О прекращении действия лесной декларации», которым прекратил действие декларации № 01-14/1 от 27 декабря 2013 года (срок действия декларации с 01.01.2014 по 31.12.2014 г.). Ссылаясь на распоряжение №1133р, руководитель Онежского лесничества - территориального органа ответчика, 18.12.2014 года направил в адрес заявителя на подписание акты приема-передачи лесного участка, предоставленного заявителю в аренду в соответствии с договором № 1271 от 15.03.2014 г. Ссылаясь на распоряжение № 1133р, руководитель Обозерского лесничества -территориального органа ответчика, 25.12.2014 г. издал распоряжение № 69 «Об отказе в приемке лесной декларации». Ссылаясь на распоряжение №1133р, руководитель Обозерского лесничества -территориального органа ответчика, 25.12.2014 г. издал распоряжение № 15, которым отказал заявителю в предоставлении отсрочки по заготовке, вывозке и хранению древесины по договору аренды № 1273 от 15.03.2012 г. по лесной декларации № 01-14/1 от 27.12.2013 г. Ссылаясь на распоряжение № 1133р, руководитель Приозерного лесничества территориального органа ответчика, 24.12.2014 г. издал распоряжение № 71 «Об отказе в приемке лесной декларации». Ссылаясь на распоряжение № 1133р, руководитель Приозерного лесничества -территориального органа ответчика, 24.12.2014 г. издал распоряжение № 1 «О прекращении действия лесной декларации № 01-14/15 от 28.05.2014». Ссылаясь на распоряжение № 1133р, руководитель Приозерного лесничества -территориального органа ответчика, 24.12.2014 г. направил в адрес заявителя письмо исх.№ 915 о необходимости Обществу направить своего представителя для приемки лесничеством лесных участков. Ссылаясь на распоряжение № 1133р, руководитель Северодвинского лесничества -территориального органа ответчика, 24.12.2014 г. направил в адрес заявителя письмо исх. № 1589 о необходимости Обществу направить своего представителя для проведения процедуры возврата лесных участков.
Общество не согласилось с Распоряжением от 11.12.2014 № 1133р и указанием в уведомлении о расторжении договоров аренды на отсутствие у Общества правовых оснований для использования лесов с момента принятия Министерством в одностороннем порядке решения о расторжении договоров аренды и обратилось в суд с соответствующим заявлением. Общество указывает, что положения заключенных с Министерством договоров аренды лесных участков не содержат его права на одностороннее расторжение договоров. Кроме того, у Министерства отсутствовали предусмотренные гражданским и лесным законодательством основания для принятия решения об одностороннем внесудебном расторжении договоров аренды. Попытка ответчика расторгнуть договоры аренды в одностороннем внесудебном порядке блокирует законную предпринимательскую деятельность заявителя и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.
Распоряжением Министерства от 17.10.2011 № 292р утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация производства ОАО «Онежский ЛДК» как соответствующая требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419. Данный инвестиционный проект приказом Минпромторга России от 10.01.2012 № 1 включён в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В связи с нарушением срока реализации инвестиционного проекта Министерство издало распоряжение от 03.03.2014 № 104р «Об исключении инвестиционного проекта «Модернизация производства ОАО «Онежский ЛДК» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесного участка», которым приняло решение:
- осуществить в установленном законодательством порядке досрочное расторжение договоров аренды лесных участков по инициативе арендодателя на основании, предусмотренном подпунктом «д» пункта 11 Положения № 419 и пунктом 6.3 договоров аренды лесных участков в части нарушения арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на один год (пункт 1 распоряжения);
- направить в Минпромторг России заявление об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (пункт 2 распоряжения);
- в случае исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов направить исковое заявление в Арбитражный суд Архангельской области о взыскании с открытого акционерного общества «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» арендной платы за пользование лесными участками в полном объеме за весь период пользования.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2014, вступившим в законную силу, по делу № А05-6488/2014, ОАО «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» отказано в удовлетворении требования о признании частично недействительным распоряжения от 03.03.2014 № 104р «Об исключении инвестиционного проекта «Модернизация производства ОАО «Онежский ЛДК» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесного участка».
В силу статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании данной нормы Правительством Российской Федерации утверждено Положение № 419.
Согласно пункту 19 этого Положения в случае появления предусмотренных подпунктом «д» пункта 11 Положения № 419 оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включённого в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. В случае, если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Минпромторг РФ заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня. Минпромторг РФ в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка.
Подпунктом «д» пункта 11 Положения № 419 установлено, что одним из оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя является нарушение арендатором срока реализации инвестиционного проекта долее чем на 1 год.
При рассмотрении дела № А05-6488/2014 суд пришел к выводу о том, что у Министерства имелись основания для исключения инвестиционного проекта из перечня.
В силу п. 3 Положения № 419 к инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.) с минимальным объемом капитальных вложений не менее 300 млн. рублей, предусматривающие переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях.
Пунктом 15 Положения предусмотрено, что включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом, а в случае, предусмотренном пунктом 10.2 настоящего Положения, уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения.
Договор аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заключается в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
С учетом вышеизложенного, включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для заключения договора аренды лесного участка, который однако, должен соответствовать положениям Лесного и Гражданского кодексов РФ.
Следовательно, при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов у заинтересованного органа имеются основания для досрочного расторжения договора аренды лесов (пп.«д» п. 11, п.19 Положения № 419).
Однако, поскольку договоры аренды заключены с применением положений об аренде, установленных Лесным и Гражданским кодексами РФ, наличие оснований для расторжения договора аренды не влечет автоматического расторжения такого договора, поскольку в таком случае также подлежат применению положения указанных кодексов.
Особенностью спорных договоров аренды лесов является лишь наличие оснований для их заключения - включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также заключение их без проведения аукциона. Соответственно, такие договоры аренды имеют дополнительные основания для их досрочного расторжения, установленные пп. «д» пункта 11 Положением № 419. В остальном такие договоры существенного отличия от сходных договоров аренды лесов не имеют.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 ЗК РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
В силу п.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным ( п.3 ст.450 ГК РФ).
Из положений ст.452 ГК РФ следует, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В рассматриваемом случае положения п.6.2 заключенных между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (арендодатель) и открытым акционерным обществом «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» договоров аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов № 1271,1272,1273,1275, 1319 предусматривают, что договоры аренды могут быть расторгнуты до истечения срока его действия по соглашению сторон и в судебном порядке.
Основанием для требования о расторжении договора аренды в судебном порядке является, в том числе, нарушение арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.
Судом установлено, что соглашение о расторжении спорных договоров аренды между Министерством и Обществом не заключено, а равно Министерство не обращалось в суд с требованием о досрочном расторжении договоров.
Право Министерства на односторонний отказ от исполнения договора названные договоры аренды не содержат.
Ни положения Гражданского кодекса РФ, ни Лесного, ни Земельного кодексов РФ не предусматривают права Министерства на односторонний отказ от исполнения договоров аренды лесов при нарушении арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.
Ссылку Министерства на п.19 Положения № 19 суд отклоняет, поскольку в соответствии с названным пунктом Министерство промышленности и торговли РФ направляет решение об исключении инвестиционного проекта из перечня заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка.
Сам порядок расторжения договоров аренды лесов, а равно право заинтересованного органа в таком случае на односторонний отказ от исполнения договоров Положением № 419 не предусмотрены.
Следовательно, в отношении порядка расторжения договоров аренды лесов должны применяться общие положения гражданского законодательства РФ. В данном случае стороны в спорных договорах аренды лесов установили судебный порядок досрочного расторжения в случае нарушения арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.
Распоряжением от 11.12.2014 № 1133р «Решение о расторжении договоров аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Модернизация производства ОАО «Онежский ЛДК», ответчик принял решение об одностороннем внесудебном досрочном расторжении указанных выше договоров аренды.
Ранее, распоряжением от 03.03.2014 № 104р «Об исключении инвестиционного проекта «Модернизация производства ОАО «Онежский ЛДК» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесного участка», Министерство приняло решение осуществить в установленном законодательством порядке досрочное расторжение договоров аренды лесных участков по инициативе арендодателя на основании, предусмотренном подпунктом «д» пункта 11 Положения № 419 и пунктом 6.3 договоров аренды лесных участков в части нарушения арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на один год (пункт 1 распоряжения).
В связи с указанным, суд критически оценивает довод Министерства о том, что Распоряжением от 11.12.2014 № 1133р оно повторно в порядке п.19 Положения № 419 приняло решение о расторжении договоров.
Представитель Министерства в ходе судебного разбирательства неоднократно пояснил, что подтверждается аудиозаписью судебных заседаний, что Министерство в одностороннем порядке расторгло заключенные с Обществом договоры аренды.
Направленное Обществу со ссылкой на оспариваемое Распоряжение от 11.12.2014 № 1133р уведомление о расторжении договоров аренды лесных участков от 12.12.2014 № 204-04-24/8425 с указанием на то, что с момента принятия решения о расторжении договоров аренды у арендатора отсутствуют правовые основания для использования лесов, а сами лесные участки подлежат возврату, иного смысла, как односторонний отказ от исполнения договора, не имеют.
Дальнейшее исполнение территориальными органами Министерства – лесничествами оспариваемого Распоряжения № 1133р, выразившееся в инициировании процедур расторжения конкретных договоров аренды, в достаточной степени свидетельствует об одностороннем отказе Министерства от исполнения договоров аренды.
Следовательно, оспариваемое Распоряжение от 11.12.2014 № 1133р подлежит признанию недействительным как принятое с нарушением норм гражданского и лесного законодательства РФ.
Само по себе направление уведомления о расторжении договоров аренды лесных участков от 12.12.2014 № 204-04-24/8425 может быть расценено как соблюдение ответчиком досудебного порядка расторжения договоров аренды, установленного п.2 ст.450 ГК РФ и Обществом не оспаривается.
Между тем, действия ответчика, выразившиеся во включении в уведомление о расторжении договоров аренды от 12.12.2014 № 204-04-24/8425 указания на необходимость совместно с лесничеством произвести осмотр мест рубок в порядке, установленном договорами аренды, и передачу лесных участков арендодателю по акту приема-передачи (возврата) лесных участков; отсутствие правовых оснований для использования лесов с момента принятия Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области решения о расторжении договоров аренды, являются незаконными по изложенным выше основаниям как свидетельствующие о неправомерном одностороннем отказе от исполнения договора.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным распоряжение Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 11 декабря 2014 № 1133р, принятое в отношении Открытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат".
Признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, выразившиеся во включении в уведомление о расторжении договоров аренды от 12.12.2014 № 204-04-24/8425 указания на необходимость совместно с лесничеством произвести осмотр мест рубок в порядке, установленном договорами аренды, и передачу лесных участков арендодателю по акту приема-передачи (возврата) лесных участков; отсутствие правовых оснований для использования лесов с момента принятия Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области решения о расторжении договоров аренды.
Оспариваемый ненормативный правовой акт и действия ответчика проверены на соответствие Лесному кодексу РФ, Положению о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 419.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пользу Открытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" 4000 рублей расходов по государственной пошлине.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Н.Ю. Панфилова |