ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-15820/09 от 23.11.2009 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

24 ноября 2009 года

г. Архангельск

Дело № А05-15820/2009

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2009 года

Решение в полном объёме изготовлено 24 ноября 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.

рассмотрел в судебном заседании дело №А05-15820/2009 по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Регион»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

о признании незаконным требования №33857 по состоянию на 07.09.2009.

В заседании суда принимали участие:

от заявителя: Волкова В.В.;

от ответчика – не явился, о судебном заседании извещён.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «Регион» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, налоговый орган) о признании незаконным требования №33857 по состоянию на 07.09.2009.

Установлено, что оспариваемым требованием обществу начислены к уплате пени за просрочку уплаты НДС в сумме 5 руб. 74 коп. за 4 квартал 2008 года за период с 27.07.2009 по 07.09.2009.

Ответчик представил суду отзыв (№04-15/07918 от 28.10.2009), в котором с заявленными требованиями не согласился, полагает начисление пени по НДС законным и обоснованным, так как пени начислены за период до открытия конкурсного производства в отношении общества.

Общество с ограниченной ответственностью «Регион» зарегистрировано в статусе юридического лица 12.08.2005 Межрайонной инспекцией ФНС №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу за основным государственным регистрационным номером 1052907022816.

В адрес общества поступило требование №33857 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.09.2009, в котором обществу предложено в срок до 23.09.2009 уплатить 5 руб. 74 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты налога на добавленную стоимость по срокам уплаты налога 22.10.2007, 22.11.2007, 21.04.2008, 21.07.2008, 20.10.2008, 20.11.2008, 22.12.2008, 20.01.2009, 20.02.2009, 20.03.2009.

Срок добровольного исполнения требования установлен налоговым органом до 23.09.2009, в случае неисполнения требования указано на то, что налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст.46, 47, 76, 77 НК РФ) обеспечительные меры и меры принудительного взыскания.

К требованию налоговым органом не приложен расчёт пеней. Из расчета пеней, представленного с отзывом в материалы дела налоговым органом, следует, что фактически 5 руб.74 коп. пеней начислено за просрочку уплаты 2960 руб. налога на добавленную стоимость за период с 28.07.2009 по 02.08.2009.

Суд, рассмотрев материалы дела, считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно п.3 ст.46 и ст.47 НК РФ неисполнение требования об уплате налога и пеней влечет за собой возникновение у налогового органа права на принятие мер принудительного характера по взысканию недоимки и пеней. Таким образом, выставление налоговым органом требования об уплате налога (пеней) является мерой принудительного характера.

10.02.2009 в Арбитражный суд Архангельской области поступило заявление уполномоченного органа о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Регион», 16.02.2009 заявление принято к производству – дело №А05-1444/2009. Решением от 03.08.2009 общество с ограниченной ответственностью «Регион» признано несостоятельным (банкротом); в отношении него введено конкурсное производство.

Поскольку заявитель признан банкротом, к настоящим правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Статьей 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п.1 ст.134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Согласно п.1 ст.134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В соответствии с п.1 ст.5 Закон о банкротстве, в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Согласно п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при применении положений п.1 ст.5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Согласно п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего. Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.

Согласно п.27 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

Срок уплаты налога на добавленную стоимость, за просрочку уплаты которого начислены пени, наступил до принятия судом заявления о признании общества банкротом - 16.02.2009. Эта задолженность включена в реестр требований кредиторов.

С учётом указанных разъяснений ВАС РФ пени, начисленные на указанную задолженность, не являются текущими платежами и подлежат удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, а налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по пени, в том числе путем направления требования.

Предъявление требования об уплате налога предусматривается Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для осуществления в последующем мер принудительного взыскания обязательных платежей, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого положениями Налогового кодекса Российской Федерации связывается возникновение у налогового органа права на принудительное взыскание суммы требования в бесспорном или судебном порядке. Перечисление налогоплательщиком после открытия конкурсного производства денежных средств в срок, указанный налоговым органом в таком требовании, нарушает права других кредиторов и установленную Законом о банкротстве очередность.

Суд полагает ошибочными доводы налогового органа, изложенные в отзыве на заявление о признании незаконным требования налогового органа от 28.10.2009 №04-15/07918, относительно необходимости в данном случае руководствоваться п.4 ст.142 Закона о банкротстве, поскольку ответчик приводит указанную норму в редакции действующей до внесения изменений в указанную норму Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ.

Согласно ст.4 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Указанный закон опубликован в Российской газете № 267 31.12.2008. Производство по делу о банкротстве в отношении общества возбуждено 16.02.2009.

При таких обстоятельствах нет оснований для применения в данном случае Закона о банкротстве без учёта изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ.

Статьей 142 Закона о банкротстве (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ) установлено следующее. Конкурсный управляющий или лица, имеющие в соответствии со ст.113 и 125 настоящего Федерального закона право на исполнение обязательств должника, производят расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п.1). Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (п.4).

Пени, предложенные обществу к уплате оспариваемым требованием, не соответствуют условиям, установленным п.4 ст.142 Закона о банкротстве – заявлены до закрытия реестра требований кредиторов. Исчислив пени за просрочку уплаты задолженности, возникшей до даты принятия заявления о признании общества банкротом, налоговому органу следовало обратиться с соответствующим заявлением о включении этих пеней в реестр требований кредиторов.

При таких обстоятельствах оспариваемое требование не соответствует Закону о банкротстве и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поэтому заявленное требование подлежит удовлетворению.

Обществу при обращении в арбитражный суд предоставлена отсрочка по уплате 2000 руб. госпошлины; налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины, поэтому у суда отсутствуют основания для распределения судебных расходов между сторонами.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительным ненормативный правовой акт – требование №33857 по состоянию на 07 сентября 2009 года, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении общества с ограниченной ответственностью "Регион" об уплате 5 руб. 74 коп. пеней.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в 10-дневный срок с момента принятия решения.

Решение суда о признании недействительным ненормативного правового акта подлежит немедленному исполнению.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта указанный акт не подлежит применению.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова