ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-15867/04 от 18.01.2005 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-15867/04-9

Дата принятия (изготовления) решения 18 января 2005 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе председательствующего Меньшиковой И. А. (вела протокол судебного заседания),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1

к Государственному учреждению   - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ  ,

о взыскании 26754 руб. 70 коп.

при участии в заседании представителей:

от заявителя - не явился, извещен 21.12.2004 г.

от ответчика - ФИО2 по доверенности от 11.01.2005 г.

установил: заявлено требование о взыскании с ответчика 26754 руб. 70 коп. расходов по выплате пособий по государственному социальному страхованию за 2001 год.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителя ответчика, суд установил следующие обстоятельства.

Заявитель зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица 8 декабря 1998 г., в ЕГРИП об этом внесена запись 3.04.2004 г., в подтверждение чего ей выдано свидетельство серии 29 № 000997938.

В январе 2002 г. заявитель представила ответчику расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования (далее – ФСС) за 2001 год, 22 сентября 2003 г. ею представлена уточненная расчетная ведомость за 2001 г. Заявитель обратилась к ответчику с заявлением о возмещении расходов на выплату пособий по социальному страхованию наемным работникам, понесенных в 2001 году. Ответчик в письме от 20.01.2003 г. № 8-8/23268 отказал в удовлетворении заявления, сослался на то обстоятельство, что заявитель не уплачивала в 2001 году страховых взносов на социальное страхование (являясь плательщиком единого налога на вмененный доход).

Заявитель обратилась в суд за взысканием с ответчика суммы 26754,70 руб. Свои требования обосновывает следующим. Страховые взносы в ФСС заявитель перечисляла путем уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД), работники, состоявшие в нею в трудовых отношениях, были застрахованы и обоснованно получили пособия по временной нетрудоспособности и другие предусмотренные законодательством социальные выплаты. Заявитель ссылается на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9.04.2001 г. № 73-О, Положение о ФСС РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. № 101.

В отзыве на заявление ответчик не согласился с требованиями заявителя, при этом пояснил следующее. Заявитель не подтвердила документально произведенные расходы (отсутствуют трудовые договоры с работниками, заявления на выплату пособий, листки нетрудоспособности, справки о рождении, справки о постановке на учет в ранние сроки беременности и иные документы). Копии расчетных платежных ведомостей на выплату заработной платы и расходных кассовых ордеров не являются основанием для возмещения расходов из бюджета ФСС. Заявителем пропущен срок для обращения за возмещением средств из бюджета ФСС. Ответчик ссылается на положения п. 4 ст. 198 АПК РФ.

Суд в определении от 25.11.2004 г. предложил заявителю представить мнение по отзыву ответчика и документы, на отсутствие которых ссылается ответчик. Заявитель дополнительно представила в дело доказательства – трудовые договора, приказы о приеме на работу, справки из медицинских учреждений, справки о рождении ребенка, листки нетрудоспособности.

Представитель ответчика с представленными дополнительно доказательствами ознакомлена, в результате признала, что расходы на выплату пособий по государственному социальному страхованию в сумме 26754 руб. 70 коп. заявителем подтверждены. Расходные документы представителем ответчика также рассмотрены, они находятся в деле № А05-13896/03-13 (рассмотренном с участием тех же лиц).

В то же время заявленные требования ответчиком не признаны по мотивам, изложенным в отзыве. Одновременно представитель заявителя пояснила на вопрос суда, что срок для обращения в ФСС за возмещением расходов по выплате пособий не установлен.

Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из справки Межрайонной Инспекции МНС РФ № 8 по Архангельской области, заявитель в 2000, 2001 годах являлась плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Данное обстоятельство установлено и арбитражным судом при рассмотрении дела № А05-13896/03-13 (в котором участвовали те же лица).

Согласно статье 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.98 г. № 148-ФЗ со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В названной статье также перечислены налоги, на которые данное положение не распространяется. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности в указанном перечне отсутствует. Следовательно, какие-либо взносы во внебюджетные фонды дополнительно не должны взиматься с индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на вмененный доход.

Данный вывод полностью подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его определении от 09.04.2001 г. № 73-О, на которое правомерно сослался заявитель.

Статьей 7 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", устанавливающей порядок зачисления в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и в местные бюджеты сумм единого налога, уплачиваемого организациями и предпринимателями, предусмотрено распределение поступивших сумм единого налога между бюджетами различного уровня и государственными внебюджетными фондами. Названная норма регулирует межбюджетные отношения, адресована казне и к правовому регулированию порядка уплаты единого налога индивидуальными предпринимателями отношения не имеет.

Федеральным законом "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ внесены изменения и дополнения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 г. № 2118-1, где подпунктом "г" указан единый социальный налог (взнос).

С 01.01.2001 г. введена в действие глава 24 "Единый социальный налог (взнос)" части второй Налогового кодекса РФ. Согласно статье 234 Кодекса единый социальный налог (взнос) зачисляется в государственные внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В силу статьи 234 не являются налогоплательщиками единого социального налога индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

Отношения по уплате налогов прекращаются с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога. Распределение уплаченных налогов, в соответствующих долях, по уровням бюджета и внебюджетным фондам выходит за рамки налоговых правоотношений и не касается налогоплательщика.

Законодательство определяет в качестве источника социального обеспечения средства государственного социального страхования (фонда социального страхования), а не собственные средства работодателя. Таким образом, поскольку предприниматель ФИО1 является страхователем и плательщиком единого налога на вмененный доход, осуществляет выплаты пособий по государственному социальному страхованию, её расходы по выплате указанных пособий подлежат возмещению Фондом социального страхования в полном объеме.

Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. № 101 установлено, что средства Фонда направляются, в частности, на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка.

Постановлением Правительства № 883 от 4.09.95 г. утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Представленными заявителем документами (трудовые договора, приказы о приеме на работу, листки нетрудоспособности, справки медицинских учреждений), а также расходные документы, находящиеся в деле № А05-13896/03-13 (л. д. 53 – 75), которые исследованы судом при рассмотрении настоящего дела, подтверждают правомерность требований заявителя. К этим документам ответчик претензий не высказал, напротив, подтвердил их надлежащее оформление. По сумме заявленных требований возражений ответчик также не имеет. Отказ ответчика в возмещении расходов заявителя был основан лишь на том, что последняя являлась плательщиком ЕНВД и не уплачивала страховых взносов на государственное социальное страхование.

Сумма 26754 руб. 70 коп. подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Довод ответчика о пропуске срока для обращения за возмещением средств из бюджета Фонда отклоняется. Ответчик сослался на пункт 5 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 г. № 13-6. Согласно данному пункту пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, рождения ребенка или со дня смерти. При этом пособие по временной нетрудоспособности за прошлое время выдается не более чем за 12 месяцев до дня обращения за пособием. Выплата пособия за прошлое время (полностью или частично) по инициативе профсоюзных органов (например, в результате проверки правильности назначения и выплаты пособий) производится с соблюдением тех же сроков.

В рассматриваемом случае речь идет не о выплате пособий (не об обращении за пособием), а о возмещении расходов, понесенных заявителем в связи с выплатой пособий по государственному социальному страхованию. Такой срок законодательством не установлен. Обратилась заявитель к ответчику ещё в 2002 году.

Ссылку ответчика на пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд находит не относящейся к делу. Предмет заявленных требований – взыскание с ответчика суммы расходов, а не обжалование актов, решений, действий ответчика, для которого названной статьей установлен срок в три месяца.

Государственная пошлина в сумме 1170 руб. 19 коп., уплаченная заявителем при обращении в суд, подлежит возврату ей на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ, части 5 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

Суд, руководствуясь ст. ст. 104, 167, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Взыскать с Государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу предпринимателя ФИО1 26754 руб. 70 коп. расходов по выплате пособий по обязательному социальному страхованию.

Возвратить предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1170 руб. 19 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Архангельской области в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий И. А. Меньшикова