ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1622/2012 от 23.04.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-1622/2012

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 28 апреля 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Радюшиной Ю.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Архбум» (ОГРН <***>; место нахождения: 164901, <...>)

к ответчику – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 163013, <...>)

о признании частично недействительными решения от 30.09.2011 № 09-18/04331, требования от 07.12.2011 № 428А

при участии в предварительном судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 01.01.2012), ФИО2 (доверенность от 12.03.2012); от ответчика – ФИО3 (доверенность от 30.05.2011), ФИО4 (доверенность от 05.03.2012)

установил:

открытое акционерное общество «Архбум» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, инспекция) о признании недействительными:

- пункта 2.5. (2) решения от 30.09.2011 № 09-18/04331 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части вывода налогового органа о нарушении пункта 1 статьи 374, пункта 1 статьи 375, пункта 4 статьи 376, пункта 3 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пункта 4 раздела 1 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», пункта 2 раздела 1 «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» при расчете налоговой базы по налогу на имущество за 2008 год и занижении среднегодовой стоимости объекта строительства кабельных линий 10 кВт 3 ввод, а также в части доначисления налога на имущество, соответствующих этим налогам пеней и штрафным санкциям;

- требований об уплате налога от 07.12.2011 №№ 428А, 428 в соответствующей части налогов, пеней и штрафов.

Заявление предъявлено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Представитель общества в судебном заедании заявил ходатайство об отказе от заявленного требования в части признания недействительным требования инспекции об уплате налога от 07.12.2011 № 428. В остальной части представитель заявителя требования поддержал.

Суд установил, что заявление об отказе от части предъявленных требований заявлено уполномоченным лицом – представителем ФИО1, действующим на основании доверенности от 01.01.2012.

Представители инспекции в судебном заседании возражений в отношении заявления об отказе от части предъявленных требований не заявили.

В соответствии со статьей 49 АПК РФ заявитель вправе заявить отказ от требований в любой момент до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Согласно пункту 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд принимает отказ от заявленных требований, если это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Отказ от части заявленных требований судом принимается, поскольку такой отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что заявитель отказался от заявленных требований и отказ принят арбитражным судом.

При изложенных обстоятельствах производство по делу в соответствующей части подлежит прекращению.

В рамках дела № А05-1622/2012 рассматривается требование общества о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.2011 № 09-18/04331 (далее – решение от 30.09.2011 № 09-18/04331) и требования № 428А об уплате налога, сбора, пени штрафа по состоянию на 07.12.2011 (далее – требование от 07.12.2011 № 428А), принятых инспекцией в отношении заявителя, в части вывода о нарушении пункта 1 статьи 374, пункта 1 статьи 375, пункта 4 статьи 376, пункта 3 статьи 382 НК РФ, пункта 4 раздела 1 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», пункта 2 раздела 1 «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» при расчете налоговой базы по налогу на имущество за 2008 год и занижении среднегодовой стоимости объекта строительства кабельных линий 10 кВт 3 ввода, а также в части доначисления налога на имущество за 2008 год в сумме 159 399 руб., пени в сумме 40 312 руб. и штрафа в размере 31 880 руб.

В обоснование предъявленного требования общество указало, что с целью принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение всех четырех условий, содержащихся в пункте 4 ПБУ 6/01 в редакции Минфина России от 12.12.2005 № 147н. Обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщика с момента начала использования имущества в деятельности предприятия, в спорной ситуации не ранее 30.12.2008.

Ответчик с предъявленным требованием не согласился, представил отзыв, в котором указал, что строительно-монтажные и пусконаладочные работы по объекту кабельные линии 10кВ 3 ввод выполнены в полном объеме по состоянию на 30.06.2008. Из анализа счета 08.3 «Строительство объектов основных средств», на котором учитывались строительно-монтажные и пусконаладочные работы по указанному объекту, следует, что налогоплательщик дополнительных капитальных затрат по данному объекту в период с 01.07.2008 по 31.12.2008 не осуществлял. Таким образом первоначальная стоимость данного объекта основных средств была сформирована 30.06.2008. Спорное имущество являлось объектом налогообложения при исчислении налога на имущество, поэтому доначисление налоговых обязательств по данному эпизоду является правомерным.

В судебном заседании представители общества предъявленные требования с учетом частичного отказа поддержали, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.

Представители инспекции в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Заявитель зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

В соответствии с решением о проведении выездной налоговой проверки от 23.12.2010 № 09-18/1039 инспекция в период с 23.12.2010 по 17.08.2011 провела выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) обществом налогов и сборов: по всем налогам и сборам за период с 01.01.2007 по 31.12.2009; единого социального налога, а также по страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статей 2 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за период с 01.01.2007 по 31.12.2009; налога на доходы физических лиц за период с 01.04.2008 по 23.12.2010.

По результатам вышеназванной проверки ответчик составил акт выездной налоговой проверки от 05.09.2011 № 09-18/11 и принял решение от 30.09.2011 № 09-18/04331 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением обществу предложено уплатить 133 058 налога на прибыль организаций (из них: 66 829 руб. за 2007 год, 66 229 руб. – за 2008 год), 442 008 налога на имущество организаций (из них: 152 446 руб. – за 2007 год; 261 394 руб. – за 2008 год, 28 -169 руб. – за 2009 год), 4794 руб. транспортного налога ( из них: 1144 руб. – за 2007 год, 3326 руб. – за 2008 год, 324 руб. – за 2009 год), 135 811 руб. пеней по указанным налогам и налогу на доходы физических лиц. Также заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога в виде штрафов в общем размере 66 842 руб., по статье 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и(или) сведений в виде штрафа в размере 85 800 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 28.11.2011 № 07-10/1/15675 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, а решение инспекции от 30.09.2011 № 09-18/04331 – без изменения.

На основании решения от 30.09.2011 № 09-18/04331 налогоплательщику направлены требования от 07.12.2011 №№ 428А, 428, в которых предложено уплатить начисленные решением суммы налогов, пеней и штрафов.

Не согласившись с решением инспекции от 30.09.2011 № 09-18/04331, а также требованием от 07.12.2011 № 428А в части доначисления налога на имущество за 2008 год в сумме 159 399 руб., пени в сумме 40 312 руб. и штрафа в размере 31 880 руб., общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.

При рассмотрении дела суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 137 НК РФ устанавливает право каждого налогоплательщика или налогового агента обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возложена на орган, приявший акт. Заявитель, оспаривая решение, в соответствии со статьей 65 АПК РФ должен доказать, что оспариваемый акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные сторонами доказательства и доводы в обоснование своих позиций, суд считает предъявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 настоящего Кодекса.

Порядок учета на балансе организации объектов основных средств регулируется Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» и от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Исходя из положений Приказа Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н (в редакции от 18.09.2006) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

Понятие «основные средства» дано в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства и другие основные средства.

Порядок учета на балансе организации объекта основных средств регулируется также Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

В соответствии с пунктом 4 названного Приказа актив принимается к учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.

В пункте 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н предусмотрено, что Основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмездно; получения государственным и муниципальным унитарным предприятием при формировании уставного фонда; поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации; поступления в порядке приватизации государственного и муниципального имущества организациями различных организационно-правовых форм (акционерным обществом и др.); в других случаях.

Таким образом, для отнесения имущества к объектам основных средств необходимо единовременное соблюдение указанных условий. В случае, если имущество не отвечает хотя бы одному из данных условий, отнесение его к основным средствам является неправомерным. При этом, как следует из пункта 4 ПБУ 6/01 одним из обязательных условий, предусмотренных для постановки основного средства на учет, является его пригодность к использованию для выполнения определенных задач. Вопрос о включении имущества в объект обложения налогом на имущество должен определяться экономической сущностью этого имущества, соответственно, обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщика с момента начала использования этого имущества в деятельности организации.

Кабельные линии 10кВ 3 ввод, как следует из актов приемки выполненных работ (форма-КС-2), расположены в траншеях в специально изготовленных коробах. В соответствии с договором подряда от 20.03.2007 № 40 ЗАО «ССМУ-51» (по договору – подрядчик) приняло на себя обязательство выполнить строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по электроснабжению РП-3 (Архбум) второй этап от ПС-110кВ, № 173/РП-2/ и № 167 в соответствии с проектом 25.0054, разработанным ЗАО «трест Мособлэлектромонтаж» с дополнением и сдать обществу (по договору – заказчик), а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с согласованными сметами.

В подтверждение выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по указанному объекту обществом представлены акты приемки выполненных работ (форма-КС-2) от 30.04.2007 № 1, от 31.05.2007 № 2, от 30.06.2007 № 3, от 31.10.2007 № 5, от 30.11.2007 № 3, от 30.06.2008 № 6, справки о стоимости выполненных работ от 30.04.2007 № 1, от 31.05.2007 № 2, от 30.06.2007 № 3, от 31.10.2007 №4, от 31.10.2007 № 5, от 30.06.2008 № 6.

Из представленных в ходе выездной налоговой проверки документов (счетов-фактур, актов выполненных работ ЗАО «ССМУ-51», карточки счета 08.3: кабельные линии 10 кВ 3 и 4 ввод), следует, что ЗАО «ССМУ-51» для общества в 2007 и 2008 были выполнены работы общей стоимостью 18 587 684 руб. 67 коп.

Согласно актам выполненных работ, подписанным заказчиком и подрядчиком по договору от 20.03.2007 № 40, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по данному объекту были выполнены в полном объеме по состоянию на 30.06.2008.

01.01.2009 бухгалтерской проводкой Д 01.1 К 08.3 общество вводит кабельные линии 10 кВ 3 ввод на сумму 13 951 673 руб. 94 коп. В период с 01.07.2008 по 31.12.2008 увеличения первоначальной стоимости объекта не происходило (дополнительных капитальных затрат по указанному объекту общество не производило).

Налоговый орган считает, что объект «Кабельные линии 10 кВ 3 ввод» на 01.07.2008 имел сформированную первоначальную стоимость, т.е. соответствовал требованиям для признания его в качестве основного средства в соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов России от 13.10.2003 № 91н.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что в нарушение требований статей 374 и 375 НК РФ обществом несвоевременно в состав основных средств включен объект – кабельные линии 10 кВ 3 ввод. В связи с чем инспекцией произведено доначисление налога на имущество за 2008 год в сумме 159 399 руб., начисление пеней в сумме 40 312 руб., общество по указанному эпизоду привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 31 880 руб.

Заявитель полагает, что обязанность по уплате налога на имущество возникла у него с момента начала использования имущества в деятельности предприятия, т.е. не ранее 30.12.2008.

Как следует из пояснений общества, кабельные линии 10 кВ 3 и 4 ввода входят в состав объекта основных средств – электроснабжение второго этапа РП-3 от ПС-110кВ, № 173/РП-2 и № 617. При ведении строительных работ возникли препятствия с прокладкой кабельной линии 10 кВ 4 ввода, в связи с чем работы были приостановлены. В целях бесперебойной работы производства обществом было принято решение о доведении работ по прокладке кабельной линии 10 кВ 3 ввода до завершения и введения в эксплуатацию. С этой целью заявителем были выполнены необходимые согласования по техническим условиям. После проверки технических средств учета электроэнергии 30.12.2008 был составлен акт № 77, на основании которого с ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» был заключен договор на оказание услуг по оперативному обслуживанию электроустановок от 01.01.2009 № 875/2П, что по техническим условиям позволило потреблять дополнительные мощности по кабельной линии 10кВ 3 ввода и произвести частичный ввод объекта незавершенного строительства. До настоящего времени работы по строительству объекта электроснабжение второго этапа РП-3 от ПС-110кВ, № 173/РП-2 и № 617 не выполнены. Кабельные линии 10 кВ 4 ввода не проложены. Выполнена только часть работ на сумму 18 587 684 руб. 67 коп. Объект в эксплуатацию не введен и на учет в качестве основных средств не поставлен.

Указанные доводы налогоплательщика налоговым органом не опровергнуты, их достоверность под сомнение не поставлена.

Суд считает, что налоговым органом не представлено доказательств фактического использования обществом в своей производственной деятельности спорного объекта в период с 01.07.2008 по 31.12.2008, а также доказательств того, что такой объект в указанный период был пригоден к использованию для выполнения определенных задач.

Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее Правила).

Согласно преамбуле Правил, под электроустановкой понимается совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии.

Электроустановка действующая – электроустановка или ее часть, которая находится под напряжением, либо на которую напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов.

Кабельные линии электропередачи – линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных кабельных линий, кроме того, с пропитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.

Указанные Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее – Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей (пункты 1.1.1 и 1.1.2 Правил).

В пунктах 1.3.1-1.3.3 Правил указано, что новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах.

До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.

Перед приемкой в эксплуатацию электроустановок должны быть проведены: в период строительства и монтажа энергообъекта – промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, в том числе скрытых работ; приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем электроустановок; комплексное опробование оборудования .

Согласно пунктам 1.3.10 и 1.3.11 Правил перед допуском в эксплуатацию электроустановки должны быть приняты Потребителем (заказчиком) в установленном порядке. Подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение между Потребителем и энергоснабжающей организацией.

В силу пункта 2.11.7 Правил до ввода в промышленную эксплуатацию основного оборудования Потребителя информационно-измерительные системы должны быть метрологически аттестованы, а в процессе эксплуатации они должны подвергаться периодической поверке.

13.10.2008 ОАО «Мосэнергосбыт» и обществом составлен акт № 77 проверки технических средств учета электроэнергии, в котором указано, что состав оборудования и содержание технической документации, представленные для проверки соответствуют требованиям проекта согласованного с ОАО «Мосэрегосбыт» от 28.08.2008 на организацию схемы учета абонента, схема организации учета электрической энергии и мощности соответствуют, ТУ от 14.12.2007 МЭС44/48-90-714 выполнены. В соответствии с заключением, указанным в акте, система смонтирована, работает нормально.

Согласно акту рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством сооружения, утвержденного генеральным директором общества 31.12.2008, кабельная линия 10 кВ, фидер 17, ввод 3 от ПС 110 кВ № 173-РЦ принята в эксплуатацию.

Принимая во внимание изложенное, ввод спорного объекта в эксплуатацию произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства 31.12.2008, с момента принятия обществом кабельных линий в установленном порядке.

В материалы дела представлен договор от 01.01.2009 № 875/2П, заключенный между обществом (по договору – заказчик) и ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (по договору – исполнитель). По условиям указанного договора исполнитель принял на себя обязанность по осуществлению оперативного обслуживания электроустановки: РУ 10 кВ РП-3, КЛ 10 кВ-5,6 кв., ВЛ-4.78, расположенный на фид. 24 с ПС-617, фид. 4 с ПС-173, фид. 17 с ПС-173 Подольского РЭС, принадлежащей заказчику, а заказчик обязуется оплатить и вознаграждение в размерах и в сроки установленные договором.

Между обществом и ЗАО «Проплекс» 01.1.2009 заключен договор № П/ИС-03/09, по условиям которого ЗАО «Проплекс» приняло на себя часть расходов по оперативному обслуживанию питающих линий 10 кВ от ПС-617 фидер 24, ПС-173 фидер 4, ПС-173 фидер 17 к РП-3 и электрооборудования РП-3, принадлежащих обществу.

Проанализировав указанные документы, суд приходит к выводу о том, что с 01.01.2009 обществом осуществляется эксплуатация кабельных линий 10 кВт 3 ввод.

Кроме того, пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлена процедура технологического присоединения, которая предполагает, в том числе, получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Налоговым органом не представлено доказательств того, что на дату 01.07.2008 обществом указанные выше требования законодательства были выполнены, было произведено фактическое присоединение объекта заявителя к электрическим сетям и через кабельные линии осуществлялся фактический прием (подача) напряжения и мощности. Налоговым органом не представлено доказательств того, что спорный объект использовался или мог быть использован по своему назначению, находясь в соответствующем состоянии готовности ранее 01.01.2009.

С учетом изложенного спорный объект правомерно был отражен обществом на счете 01 и принят к учету в качестве основного средства только после подписания акта о приемке в эксплуатацию законченного строительством сооружения.

При таких обстоятельства вывод налогового органа о нарушении обществом пункта 1 статьи 374, пункта 1 статьи 375, пункта 4 статьи 376, пункта 3 статьи 382 НК РФ, пункта 4 раздела 1 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», пункта 2 раздела 1 «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» при расчете налоговой базы по налогу на имущество за 2008 год и занижении среднегодовой стоимости объекта строительства кабельных линий 10 кВт 3 ввод, является неправомерным.

В силу изложенного решение инспекции от 30.09.2011 № 09-18/04331, а также требование от 07.12.2011 № 428А в части доначисления налога на имущество за 2008 год в сумме 159 399 руб., пени в сумме 40 312 руб. и штрафа в размере 31 880 руб. подлежат признанию недействительными.

При решении вопросов, связанных с исчислением и уплатой государственной пошлины, суд руководствуется как положениями главы 25.3 НК РФ, так и главы 9 АПК РФ.

С учетом применения общего порядка распределения судебных расходов, предусмотренного главой 9 АПК РФ, уплаченная заявителем на основании платежного поручения от 08.02.2012 № 4325 государственная пошлина в размере 4000 руб., в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с налогового органа как со стороны по делу.

Государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная заявителем на основании платежного поручения 07.02.2012 № 4308, подлежит возврату обществу на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ при прекращении производства по делу в части обжалования требования инспекции от 07.12.2011 № 428 в связи с отказом заявителя от такого требования.

Руководствуясь статьями 49, 106, 110, 150, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Принять отказ открытого акционерного общества «Архбум» от требований в части признания недействительным требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № 428 об уплате налога, сбора, пени штрафа по состоянию на 07.12.2011.

Производство по делу в указанной части прекратить.

Признать недействительными, проверенные на соответствие нормам Налогового кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты – решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.2011 № 09-18/04331 и требование № 428А об уплате налога, сбора, пени штрафа по состоянию на 07.12.2011, принятые межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении открытого акционерного общества «Архбум» в части вывода о нарушении пункта 1 статьи 374, пункта 1 статьи 375, пункта 4 статьи 376, пункта 3 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 4 раздела 1 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», пункта 2 раздела 1 «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» при расчете налоговой базы по налогу на имущество за 2008 год и занижении среднегодовой стоимости объекта строительства кабельных линий 10 кВт 3 ввод, а также в части доначисления налога на имущество за 2008 год в сумме 159 399 руб., пени в сумме 40 312 руб. и штрафа в размере 31 880 руб.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу открытого акционерного общества «Архбум» 4000 рублей расходов по государственной пошлине.

Возвратить открытому акционерному обществу «Архбум» 2000 руб. государственной пошлины уплаченной при обращении с заявлением суд на основании платежного поручения от 07.02.2012 № 4308.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова