АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
07 февраля 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-16270/2012
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Полюс-лес» (ОГРН 1082904001982; место нахождения:165430, Архангельская область, с.Красноборск, ул.Дорожная, дом 26; 165430, Архангельская область, с.Красноборск, ул.Гагарина, дом 26)
к ответчику – Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; место нахождения:163000, г.Архангельск, ул.Попова, дом 17, офис 86)
об оспаривании постановления от 26.11.2012 № 01-10/405,
установил :
общество с ограниченной ответственностью «Полюс-лес» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – жилищная инспекция) от 26.11.2012 № 01-10/405 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст.7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Жилищная инспекция с заявленным требованием не согласна, представила отзыв на заявление и копии материалов административного дела.
Стороны извещены надлежащим образом о принятии заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства и возбуждении производства по делу.
Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.
Житель дома № 24 по ул.Пионерская в с.Красноборск Архангельской области обратился в Прокуратуру Красноборского района Архангельской области с жалобой на неисправность и несвоевременную очистку выгребной ямы. На основании ст.6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указанное заявление было направлено в государственную жилищную инспекцию Архангельской области.
На основании распоряжения от 10.10.2012 № А-05/01-15/1459 Жилищная инспекция провела внеплановую документарную проверку соблюдения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 24 по ул.Пионерская в с.Красноборск Архангельской области в отношении ООО «Полюс-лес».
Уведомление о проведении проверки получено обществом 16.10.2012.
В ходе проверки установлены неисправность и переполнение выгребной ямы дома № 24 по ул.Пионерская в с.Красноборск Архангельской области. По результатам проверки составлен акт от 01.11.2012 №А-05/02-07/1032.
Уведомлением от 06.11.2012 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается материалами дела и данные обстоятельства Обществом не оспариваются.
По выявленным в ходе проверки нарушениям 15.11.2012 в отношении общества в отсутствие представителя общества составлен протокол об административном правонарушении №А-05/02-11/532 по ст.7.22 КоАП РФ. Копия акта, копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 15.11.2012 получены обществом 20.11.2012, что подтверждается копией почтового уведомления.
И.о. руководителя инспекции Шуминов С.А. 26.11.2012, рассмотрев протокол от 15.11.2012 №А-05/02-11/532 об административном правонарушении в отношении общества, установил, что общество будучи обязанным содержать жилой дом № 24 по ул. Пионерская в с.Красноборск в строгом соответствии с установленными правилами и нормами, данную обязанность не выполнило, вследствие чего нарушены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ. Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, данные о лице, привлекаемом к административной ответственности, меры, принимаемые обществом к устранению, назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере - 40000 руб. Постановление направлено обществу по почте и вручено 10.12.2012.
Общество, не согласившись с привлечением его к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 26.11.2012 № 01-10/405. Как указывает общество, согласно п.7.8 договора на управление многоквартирными домами капитальный ремонт общего и муниципального имущества в многоквартирных домах не входит в стоимость услуг по содержанию и ремонту общего и муниципального имущества в многоквартирных домах. Данный жилой дом находится в крайне ветхом состоянии, около половины жилых помещений признаны непригодными для проживания. По мнению общества, выгребная яма требует капитального ремонта. Общество ссылается на то, что оно неоднократно обращалось в администрацию МО «Алексеевское» с просьбой решить вопрос о проведении капитальных ремонтов выгребных ям, однако ответов на обращения так и не получило. Общество ссылается на то, что выгребные ямы не передавались управляющей организации в составе общедомового имущества; всем жильцам сделаны перерасчеты за очистку выгребных ям.
Суд, рассмотрев материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии со ст.7.22 КоАП РФ нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных слуг гражданам, проживающим в таком доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ).
Пунктом 3 ст.39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания).
Согласно п.2 Правил содержания в состав общего имущества включаются: крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
Пунктом 10 Правил содержания предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с п.11 Правил содержания содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества; текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 16 Правил содержания определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч.5 ст.161 и ст.162 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п.17 Правил содержания собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Администрацией муниципального образования «Алексеевское» - собственником муниципального жилищного фонда заключен договор управления от 23.06.2011 № 1с ООО «Полюс-лес».
Согласно п.3.1.1 договора управления от 23.06.2011 № 1 Управляющая организация –ООО «Полюс-лес» обязуется содержать общее и муниципальное имущество в многоквартирном доме в соответствии стребованиями нормативных правовых актов, а также санитарных и эксплуатационных норм, правил пожарной безопасности.
В соответствии с п.2.2 Устава предметом деятельности общества является, в том числе управление эксплуатацией жилого фонда.
Таким образом, ООО «Полюс-лес» является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества дома № 24 по ул.Пионерская в с.Красноборск.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в ст.162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Общество при выполнении условий договора управления должно руководствоваться нормативными документами, регламентирующими эксплуатацию жилищного фонда - Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 (далее – Правила и нормы технической эксплуатации).
В п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
В соответствии с п.3.7.8 Правил и норм технической эксплуатации для сбора жидких бытовых отходов и помоев на территории неканализованных домовладений следует устраивать помойницы, как правило, объединенные с дворовыми уборными общим выгребом.
Согласно п.3.7.13 Правил и норм технической эксплуатации выгреба должны быть водонепроницаемыми, кирпичными, бетонными или же деревянными с обязательным устройством "замка" из жирной мятой глины толщиной 0,35 м и вокруг стенок и под дном выгреба. Выгреба должны иметь плотные двойные люки, деревянные 0,7 х 0,8 м или стандартные круглые чугунные.
Довод общества о том, что в содержание дома не входит обслуживание выгребных ям, т.к. они не переданы управляющей организации в составе общедомового имущества, противоречит действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с подп. «д» и «з» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно п.5.6, 5.7, 7.3 Приложения № 2 к договору управления от 23.06.2011 ремонт и обслуживание выгребных ям, септиков и откачка нечистот по мере их накопления, вывоз ТБО и ЖБО, а также восстановление выгребных ям, септиков и мусоросборников входят в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего и муниципального имущества в многоквартирном доме.
Довод общества о том, что содержание выгребных ям не является обязанностью управляющей организации, поскольку часть жилых помещений указанного дома уже признаны в установленном порядке непригодными к проживанию, несостоятелен и противоречит действующему законодательству.
Согласно п.3.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц (например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории жилых зданий) и при ненадлежащем содержании возможность привлечения виновных лиц к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что общество, являясь лицом, ответственным за содержание дома № 24 по ул.Пионерская в с.Красноборск, нарушило п.3.7 Правил и норм технической эксплуатации, п.10, 11 Правил содержания общего имущества.
Суд считает, что общество имело возможность для соблюдения указанных требований.
При таких обстоятельствах следует признать, что административный орган обоснованно установил в действиях (бездействии) общества наличие состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.7.22 КоАП РФ.
Довод общества о необходимости проведения капитального ремонта выгребной ямы жилого дома № 24 по ул.Пионерская в с.Красноборск Архангельской области не подтверждается материалами дела.
В письме общества от 26.06.2012 № 277 и дополнении к нему от 10.07.2012 № 302 в адрес администрации МО «Алексеевское» направлен список домов, требующих капитального ремонта и списка домов, требующих очистки экскаватором с заменой наката. Дом № 24 по ул.Пионерская в с.Красноборск Архангельской области в перечень домов, требующих капитального ремонта, обществом не включен, а указан в списке домов, выгребные ямы которых требуют очистки экскаватором с заменой наката.
Кроме того, данный довод Общества противоречит его же письму в адрес жильца спорного дома от 25.06.2012 о том, что Общество производит очистку выгребных ям в плановом порядке, выгребные ямы по ул.Пионерская будут очищены в июне- начале июля 2012 года.
Квитанция за коммунальные услуги за октябрь 2012 с произведенным перерасчетом в части очистки выгребных ям свидетельствует о том, что Общество начисляет и взимает плату за услугу, которую фактически не оказывает.
Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что права и гарантии общества, предусмотренные КоАП РФ, не нарушены. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом в установленный ст.4.5. КоАП РФ срок. Санкция назначена с учётом обстоятельств дела.
Суд не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления № 01-10/405 от 26.11.2012, принятого Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Полюс-лес», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082904001982, находящегося по адресу: 165430, Россия, Архангельская область, с.Красноборск, ул.Гагарина, дом 26.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Н.Ю. Панфилова