ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1654/2021 от 16.04.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2021 года

     г. Архангельск

Дело № А05-1654/2021

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года  

Полный текст решения изготовлен апреля 2021 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой В.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело иску Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562; адрес: 163069, г.Архангельск, пр.Троицкий, д.14)

к обществу с ограниченной ответственностью «Яренские Зори» (ОГРН 1072905000354; адрес: 165780, Архангельская область, Ленский район, с.Яренск ул.Октябрьская, д.18, корп.А)

о взыскании 163 563 руб. 05 коп.,

при участии в судебном заседании представителей истца Глухаревой К.Е. (доверенность от 08.12.2020 № 04-01-06/2088), Мусориной Е.А. (доверенность от 08.12.2020 № 04-01-06/2008),

установил:

Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Яренские Зори»  (далее – ответчик, общество) о взыскании 147 204 руб. 67 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017, 2018, 2019 годы и 16 358 руб. 38 коп. пеней, начисленных за период с 02.03.2018 по 16.04.2021.

Представители истца в судебном заседании предъявленное требование поддержали.

Ответчик представителя в суд не направил, представил отзыв на заявление, в котором с предъявленным требованием не согласился.

В соответствии со статьей 156 Арб0итражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено и дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Как следует из материалов дела, управлением в ходе администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду общества за 2017, 2018, 2019 год выявлены нарушения при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Истец установил, что общество неисчислило плату за выбросы специфических загрязняющих веществ от объекта негативного воздействия на окружающую среду № 11-0129-001749-П «Полигон (свалка) ТБО село Яренск» за 2017, 2018 год. Истец также установил факт занижения обществом размера платы за выбросы указанных загрязняющих веществ за 2019 год.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами обществом за указанные периоды не вносилась.

Управлением на основании Методики по расчету количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, Москва, 2004 г. (далее – Методика) произведен расчет задолженности по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником объекта негативного воздействия на окружающую среду № 11-0129-001749-П «Полигон (свалка) ТБО село Яренск» за 2017, 2018 и 2019 годы.

В соответствии с расчетом управления плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2017, 2018  и 2019  годы составила 147 204 руб. 67 коп.

Управление направило обществу требования от 15.12.2020 №№ 07-02-01/2235, 07-02-01/2237, в которых предложило внести плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2017, 2018 и  2019 годы в размере 147 204 руб. 67 коп. и  уплатить 18 532 руб. 04 коп. пеней.

Общество в письме от 24.12.2020 № 229 заявило возражения, в которых указало об истечении  срока исковой давности в отношении задолженности за 2017 год, а также оспорило факт выброса загрязняющих веществ от объекта размещения отходов, ссылаясь на отсутствие мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха в виду удаленности объекта размещения отходов от населенных пунктов и отсутствие в границах санитарно-защитной зоны жилых застроек.

Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду не была уплачена, управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно статье 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 Закона № 7-ФЗ установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (часть 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ).

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Определения от 10.12.2002 № 284-О разъяснил, что по смыслу статьи 16 Закона № 7-ФЗ платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

Согласно части 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

На основании пункта 4 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Частью 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ установлено, что несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016 (далее – Правила № 255).

Пунктом 8 Правил № 255 установлено, что плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее – платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее – постановление № 913, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее – стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Пунктом 12 Правил № 255 установлено, что при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.

В силу статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, пункта 33 Правил № 225 несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 настоящих Правил.

Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты I, II, III, IV категории (статья 4.2 Закона № 7-ФЗ).

Критерии, на основании которых до 01.01.2021 осуществлялось отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (статья 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Согласно федеральному государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по заявке, поданной обществом, поставлен на учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, II категории «Полигон (свалка) ТБО село Яренск» (код №11-0129-001749-П).

В рассматриваемый период, как следует из представленных в материалы дела доказательств, полигон ТБО эксплуатировался ответчиком.

Таким образом, довод ответчика об отсутствии обязанности исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду неправомерен.

Согласно действовавшему до 01.01.2021 Порядку проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденному приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66, в программу мониторинга входит, в том числе, мониторинг состояния атмосферного воздуха. В отчет о результатах данного мониторинга включаются сведения о результатах наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей, в том числе, атмосферного воздуха.

Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов «Свалка ТБО ООО «Яренские зори» обществом не представлена.

Управление по результатам рассмотрения отчета общества о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объекте размещения отходов «Свалка ТБО ООО «Яренские зори» за 2019 выявило замечания, суть которых изложена в письме от 21.02.2020 № 07-01-24/о1165.

Так управление установило, что обществом наблюдение велось не за всеми компонентами природной среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, а также не приведены результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей. Довод общества, что негативное воздействие на окружающую среду отсутствует, признан управлением не соответствующим требованиям Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467 (далее – Положение).

С учетом выявленных при рассмотрении ответчика замечаний управление приняло решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Свалка ТБО ООО «Яренские зори».

Согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (далее – Порядок № 352), при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха (далее – ИЗАВ), устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.

Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ).

Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (пункт 2 Порядка № 352).

В силу пункта 4 Порядка № 352 в качестве ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются, в том числе, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ), которым является стационарный источник объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, «Полигон (свалка) ТБО село Яренск».

Согласно пункту 16 Порядка № 352 определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.

Обществом не представлено доказательств применения инструментального метода расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Информация о проведении, систематизировании и документировании результатов инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ответчиком также не представлена.

В силу пункта 25 Порядка № 352 использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях:

отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику).

Как указано в пункте 26 Порядка № 352 использование расчетных методов для определения показателей выбросов допускается также для неорганизованных стационарных источников.

В соответствии с пунктом 28 Порядка № 352 для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - методики расчета выбросов).

Методика расчета выбросов используется в полном соответствии с областью ее применения для указанных в ней технологических процессов, сооружений, устройств, оборудования, а также сырья, материалов, топлива.

Если перечень методик расчета выбросов, указанный в абзаце первом настоящего пункта, не содержит соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования.

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422, формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - перечень методик расчета) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном им порядке

В сформированном на текущий момент Перечне методик ни одна из методик не предназначена для определения качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объектов размещения отходов производства и потребления.

Вместе с тем, согласно письму Минприроды России от 13.02.2019 № 12-50/01239-ОГ «О перечне методик выбросов» до того, как Минприроды России будет сформирован перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, для расчета выбросов могут быть использованы методики, входящие в Перечень методик, используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованный АО «НИИ Атмосфера», в части, не противоречащей законодательству и в соответствии с установленной областью применения конкретной методики, либо проводить инвентаризацию выбросов с помощью инструментальных методов.

Данная позиция подтверждена также письмом Минприроды России от 10.10.2019 № 12-50/12483-ОГ «О формировании Перечня методик расчета выбросов».

В силу Приложений № 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109 до 01.07.2021 при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Учитывая изложенное, управление обоснованно в отсутствии инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух инструментальным методом для определения количественных и компонентных характеристик выброса полигонов (свалок) управление использовало Методику расчета количественных характеристик выбросов загрязняющихвеществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов – Москва, 2004 год (далее – Методика), включенную в перечень методик, используемых для расчета,  нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной НИИ Атмосфера.

Методика содержит примерный морфологический состав и основные характеристики отходов, вывозимых на полигоны, поэтапную временную характеристику процессов, происходящих в толще отходов, захороненных на полигонах, способы определения количественного и качественного состава выделяемого полигонами биогаза, методы расчета удельных и валовых выбросов образующегося биогаза в целом и по компонентам.

В соответствии с Методикой в толще твердых бытовых и промышленных отходов, захороненных на полигонах, под воздействием микрофлоры происходит биотермический анаэробный процесс распада органической составляющей отходов. Конечным продуктом этого процесса является биогаз, основную объемную массу которого составляют метан и диоксид углерода. Наряду с названными компонентами биогаз содержит пары воды, оксид углерода, оксиды азота, аммиак, углеводороды, сероводород, фенол и в незначительных количествах другие примеси, обладающие вредным для здоровья человека и окружающей среды воздействием. Количественный и качественный состав биогаза зависит от многих факторов, в том числе от климатических и геологических условий места расположения полигона, морфологического и химического состава завозимых отходов, условий складирования (площадь, объем, глубина захоронения), влажности отходов, их плотности и подлежит уточнению в каждом конкретном случае, но не ранее двух лет с начала эксплуатации полигона.

В соответствии с Методикой состав биогаза и концентрации компонентов в нем определяется анализами проб биогаза, отобранных в ряде точек по площади полигона на глубине 1,0 - 1,5 метра путем отсоса биогаза и дальнейших его химических анализов по существующим утвержденным методикам.

Помимо определения концентрации компонентов биогаза определяется удельный выход биогаза (в кг от одного кг отходов) за период активного его выделения, определяется количественный выход биогаза за год, отнесенный к одной тонне захороненных отходов, определяются удельные массы компонентов биогаза, выбрасываемые за 1 год, и только после этого могут быть рассчитаны максимально разовые и валовые выбросы загрязняющих вещества.

Согласно Методике для расчета величин выбросов подсчитывается количество активных отходов, стабильно генерирующих биогаз, с учетом того, что период стабилизированного активного выхода биогаза в среднем составляет двадцать лет и что фаза анаэробного стабильного разложения органической составляющей отходов наступает спустя в среднем два года после захоронения отходов, т.е. отходы, завезенные в последние два года, не входят в число акгивных.

При подсчете возможны два варианта.

Первый – полигон функционирует менее двадцати лет, т.е. менее периода полного сбраживания. В этом случае учитываются все отходы, завезенные с начала работы полигона, за исключением отходов, завезенных в последние два года.

Второй – полигон функционирует более двадцати лет, т.е. более периода полного сбраживания. В этом случае подсчитываются отходы, завезенные за последние двадцать лет без учета отходов, завезенных в последние два года.

Поскольку объект негативного воздействия на окружающую среду № 11-0129-001749-П «Полигон (свалка) ТБО село Яренск» функционирует менее двадцати лет, управлением при расчете были учтены все отходы, завезенные с начала работы полигона, за исключением отходов, завезенных в последние два года.

Основанием для расчета количества активных стабильно генерирующих биогаз отходов явились данные об объеме размещенных отходов с начала эксплуатации, приведенные в Характеристике объекта размещения отходов (ОРО) полигона (свалки) ТБО село Яренск по результатам наименования объекта размещения отходов инвентаризации, проведенной в 2017 году, представленной обществом.

По результатам расчета масс выбросов загрязняющих веществ в атмосферу исчисляется плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Правилами № 255 и Постановлением № 913.

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками управлением применены:

-    ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в
соответствии с Постановлением № 913;

- коэффициент к ставке платы за сверхлимитный выброс, равный 25, ввиду
отсутствия разрешительного документа (Правила
№ 255);

- поправочный коэффициент, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен, за 2019 отчетный период применяется равным 1,04, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесения изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Исчисленная Управлением задолженность по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, составила 147 204 руб. 67 коп.

Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год обществом самостоятельно исчислена плата за негативное воздействие на окружающую среду за выброс специфических загрязняющих веществ в атмосферный воздух: метан, оксид углерода, оксиды азота, аммиак, сероводород и др., тем самым общество подтверждает сам факт выброса данных загрязняющих веществ, однако, занижает значения фактических масс выброса.

Ввиду изложенного, судом отклоняется довод ответчика о неподтвержденности факта выброса загрязняющих веществ от объекта размещения отходов.

Отсутствие выбросов компонентов биогаза (загрязняющих веществ) от эксплуатируемого объекта размещения отходов в атмосферный воздух обществом не подтверждено (инструментальное исследование не проводилось, о назначении экспертизы общество в судебном заседании не заявляло). Удаленность от населенных пунктов и отсутствие в границах санитарно-защитной зоны жилых застроек не может являться основанием для исключения проведения контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объекта размещения отходов.

Расчет предъявленных ко взысканию платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и пеней проверен судом и признается верным.

Ответчик представленный истцом в суд расчет долга и пеней не оспорил, заявил о применении срока исковой давности.

В силу положений пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно пункту 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Пунктом 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит внесению не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год подлежала уплате не позднее 01.03.2018.

С иском в суд управление обратилось 17.02.2021, т.е. в пределах срока исковой давности.

Учитывая изложенное, суд признает требования управления обоснованными по праву и размеру.

Ответчик доказательств уплаты взыскиваемых сумм в материалах дела не представил, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

Истец от уплаты государственной пошлины освобожден. В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Яренские Зори» (ОГРН  1072905000354) в доход бюджета соответствующего уровня 147 204 руб. 67 коп. платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (КБК 048 1 12 01010 01 6000 120), 16 358 руб. 38 коп. пеней (КБК 048 1 12 01010 01 2100 120), всего – 163 563 руб. 05 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Яренские Зори» (ОГРН  1072905000354) в доход федерального бюджета 5907 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова