ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-16574/2017 от 10.04.2018 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2018 года

     г. Архангельск

Дело № А05-16574/2017

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юринской И.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 105066, <...>; Россия, 183034, г.Мурманск, Мурманская область, ул.Ивченко, д.8; Россия, 164500, г.Северодвинск, Архангельская область, ул.Первомайская, д.54)

к обществу с ограниченной ответственностью  «Главное управление жилищным фондом» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 119021, <...>)

о взыскании 10 949 руб. 40 коп.,

представители сторон в судебное заседание не явились,

установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (далее - ответчик) о взыскании 10949руб. 40коп., в том числе: 9724 руб. 11 коп. долга за холодное водоснабжение и водоотведение за июнь 2017 года, 1225руб. 29коп. законной неустойки, а также неустойки, начисленной с 11.04.2018 по день фактической оплаты долга (заявленное требование указано с учетом его уточнения 11.04.2018).

Определением Арбитражного суда Архангельской области  от 08.12.2017 принято к производству исковое заявление; возбуждено производство по делу №А05-16574/2017 с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства; определением от 02.02.2018 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Ответчик с заявленным требованием не согласен, представил отзыв на заявление, обращает внимание на то, что договор от 01.04.2017 № 05-04-29-02-021 не заключен, в связи с чем истцом приняты на себя обязанности в одностороннем порядке, объем поставленного коммунального ресурса определен истцом неверно. Кроме того, по мнению ответчика, претензия от 03.08.2017 не могла быть направлена ранее, чем заключено соглашение от 01.09.2017 о порядке расчетов.

Истец неоднократно уточнял размер исковых требований, ходатайством об уточнении исковых требований от 09.04.2018 просит взыскать 10949руб. 40коп., в том числе: 9724 руб. 11 коп. долга за холодное водоснабжение и водоотведение за июнь 2017 года, 1 225руб. 29коп. законной неустойки, а также неустойки, начисленной с 11.04.2018 по день фактической оплаты долга. Уточнение принято судом.

Основанием для обращения в суд послужили следующие фактические обстоятельства.

Ответчик в спорный период являлся управляющей компанией многоквартирных жилых домов, расположенных в Архангельской области.

Истец направил в адрес ответчика проект договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.04.2017 №05-04-29-02-021, согласно которому истец (ресурсоснабжающая организация по договору) обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, подавать ответчику (исполнитель по договору) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду установленного качества и в установленном объеме, в соответствии с режимом ее подачи, в целях предоставления потребителям коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома. Ресурсоснабжающая организация также обязуется осуществлять прием сточных вод исполнителя от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и очистку в целях предоставления потребителям коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома.

В подписанном сторонами без разногласий Приложении №1 к договору указан перечень объектов ответчика, их характеристики и адреса точек поставки холодной воды.

Согласно пункту 3.1 договора стоимость поставленной холодной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Тарифы на холодную питьевую воду и водоотведение вводятся в действие со дня вступления в силу решений органов, осуществляющих государственное регулирование тарифов. До момента утверждения тарифов на услуги ресурсоснабжающей организации стоимость на холодную воду (холодное водоснабжение) и водоотведение рассчитывается согласно соглашению о порядке оплаты за оказанные услуги/потребленные ресурсы.
Ответчик подписал договор с протоколом разногласий и направил его в адрес истца, с которыми последний не согласился, направив в адрес ответчика протокол согласования разногласий. Таким образом, на дату обращения истца в суд с иском и рассмотрения дела судом стороны не урегулировали условие о порядке оплаты поставленной холодной воды и оказанных услуг по водоотведению.

В июне 2017 года истец оказал ответчику услуги по водоотведению. В целях оплаты оказанных услуг по водоотведению за спорный период истец выставил ответчику счет-фактуру №11944 от 30.06.2017 на сумму 9724руб. 11коп., количество, подлежащих оплате стоков 301,97куб.м. Таким образом, в рамках данного дела взыскивается задолженность за услуги по водоотведению.

Претензия об оплате задолженности получена ответчиком 04.08.2017.

Обязательство по оплате оказанных услуг по водоотведению ответчик не исполнил, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

К отношениям, связанным со снабжением водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

По правилам статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 1 статьи 779, пункта 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ). В соответствии со статьей 20 Закона №416-ФЗ коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды приборами учета воды или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом. При отсутствии прибора учета допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом.

Факты оказания услуг по водоотведению и несвоевременной оплаты указанных услуг в спорный период ответчиком не оспариваются; по сути, спор сторон сводится к порядку осуществления расчетов между сторонами.

Договор водоснабжения является публичным (пункт 3 статьи 13 Закона №416-ФЗ).

Существенными условием договора водоснабжения является сроки и порядок оплаты по договору (подпункт 7 пункта 5 статьи 13 Закона №416-ФЗ).

Договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 13 Закона №416-ФЗ).

Как следует из статьи 4, пункта 11 статьи 7 Закона №416-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению правил холодного водоснабжения и типового договора холодного водоснабжения. Правила о водоснабжении должны определять положения, предусмотренные Законом о водоснабжении.

Правительство Российской Федерации постановлением от 29.07.2013 №644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения, а постановлением от 29.07.2013 №645 - единый типовой договор водоснабжения и водоотведения.

В пункте 28 Правил №644 указано, что абоненты оплачивают полученную холодную воду, отведение сточных вод в объеме потребленной холодной воды, отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Расчетный объем потребления холодной воды, отведенных сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Законом №416-ФЗ установлено условие о сроках и порядке оплаты по договору как существенное условие договора водоснабжения. Полномочиями по установлению правил водоснабжения и утверждению типового договора водоснабжения Закон наделил Правительство Российской Федерации. Возможность делегирования подобных полномочий была предметом оценки высшей судебной инстанции и нашла свое подтверждение (определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2010 №КАС09-661). Реализуя указанные полномочия, Правительство Российской Федерации установило сроки и порядок оплаты.

Из анализа указанных норм следует, что расчетным является месяц, в котором осуществлялось водоотведение, срок оплаты до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Ответчиком не оспаривается, что в спорный период ответчик осуществлял функции управляющей организации в отношении ряда домов в Архангельской области. Указанное обстоятельство в силу приведенных выше норм права влечет за собой возникновение у ответчика обязанностей исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в многоквартирные дома коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.

В разъяснениях, содержащихся в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», указано, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Ответчик в целях исполнения своей обязанности по предоставлению коммунальных услуг потребителям использовал возможность приема стоков, осуществляемых истцом, то есть фактически акцептовал оферту, предложенную ресурсоснабжающей организацией.

Следовательно, отсутствие письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не освобождает фактического потребителя от обязанности возместить стоимость услуг, оказанных на объектах, находящихся в управлении ответчика.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а в отсутствие таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).

С учетом изложенного срок оплаты отведенных сточных вод за июнь 2017 года наступил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также транспортировки осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2013 №416 «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

В соответствии с Положением об агентстве, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 №214-пп, органом исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования тарифов является Агентство по тарифам и ценам Архангельской области.

Агентством по тарифам и ценам Архангельской области утверждены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения для ФГБУ «ЦЖКУ» на территории Архангельской области постановление от 24.08.2017 №38-в/9 - применяется с 01.09.2017 (по договору №05-04-29-02-021 от 01.04.2017).

В соответствии с пунктом 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
Применение установленных тарифов возможно только после вступления соответствующего постановления органа регулирования в законную силу.

В спорный период истец оказал услуги по водоотведению. В связи с этим в силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ у ответчика как получателя услуг по водоотведению возникла обязанность по оплате истцу оказанных услуг.

При этом судом установлено, что в июне 2017 года тариф для истца не был утверждён.

01.09.2017 между истцом и ответчиком подписаны соглашения о порядке расчетов по договорной цене за оказанные услуги/потребленные ресурсы к договору от 01.04.2017  №05-04-29-02-021, в которых стороны определили с 01.04.2017 договорную цену холодного водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 3 указанного соглашения от 01.09.2017 определено, что они утрачивают силу с даты начала действия тарифа, указанной в постановлении уполномоченного органа об установлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России тарифа на оказываемую услугу/поставляемый ресурс.

Примененные истцом тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения по установленному соглашению сторон размеру меньше размера тарифов, установленных с 01.09.2017 вышеуказанным постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на холодную воду и водоотведение в случаях, когда законодательством установлена необходимость применения регулируемых цен, не может освобождать от исполнения обязательства по оплате фактически оказанных услуг и поставленного ресурса, в связи с чем истец вправе взыскать с ответчика стоимость поставленной холодной воды и оказанных услуг по водоотведению.

Ответчик оспаривает объем оказанных истцом услуг. Суд неоднократно определениями от 02.02.2018 и от 21.02.2018 предлагал ответчику представить мотивированный контррасчет взыскиваемой суммы (с приложением соответствующих доказательств). Ответчик такой контррассчет не представил.

В то же время суд находит необоснованным взыскание с ответчика стоимости услуг по водоотведению на ОДН.

Поскольку услуги по водоотведению оказывались истцом ответчику в целях предоставления последним коммунальных услуг гражданам, то к правоотношениям сторон подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 (далее - Правила №306), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно пункту 40 Правил №354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю с жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.

Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с законодательством о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил №354 и формула 4 Приложения №2 к Правилам №354).

Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами №306 (пункт 48 Правил №354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения №2 к Правилам №354).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 №344 из пункта 29 Правил №306 исключен абзац 2 следующего содержания: «Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды».

В предшествующих редакциях пункта 4 Правил №354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

С 01.06.2013 из указанного пункта постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 №344 исключены слова «а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме».

Таким образом, Правилами №306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления №344). Данная норма признана законной и обоснованной решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 №АКПИ14-1190.

Таким образом, если в многоквартирном доме отсутствует общедомовой прибор учета сточных вод, то нет оснований для начисления жильцам платы за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды.

В рассматриваемом случае в расчетах истца объем сточных вод определен равным объему нормативу потребления холодного водоснабжения, в том числе на ОДН. Это неправомерно для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета сточных вод.

В связи с изложенным в расчет истца необоснованно включено водоотведение на  ОДН в сумме  24,55 куб.м.(л.д.71).

Таким образом, стоимость водоотведения составила (301,97-24,55)*27,29руб. +18%НДС = 8933руб. 53коп.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения статей 309-310, 539, 541, 544, 548 ГК РФ требование истца о взыскании с ответчика долга в размере 8933руб. 53коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Частью 6.4. статьи 13 Закона №416-ФЗ установлено, что управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Руководствуясь указанной нормой, истец начислил ответчику 1225руб. 29коп. законной неустойки с 18.07.2017 по 10.04.2018. С учетом взысканной части задолженности законная неустойка за указанный период составит 1125руб. 67коп.

В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

С учетом изложенного, в соответствии с частью 6.4. статьи 13 Закона №416-ФЗ с ответчика подлежат взысканию пени, начисленные на сумму основного долга, в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 11.04.2018 по день фактической оплаты.

При подаче искового заявления истец заявил ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины.

В обоснование заявленного ходатайства истец указал, что включен в перечень органов военного управления, выполняет отдельные функции государственного органа и участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций.

В соответствии со статьей 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются, в частности, прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов (подпункт 1), а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (подпункт 1.1).

Как следует из материалов дела, истец является федеральным государственным бюджетным учреждением, созданным для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности истца являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

Глава 25.3 НК РФ не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

Таким образом, истец выполняет функции государственного органа только в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг объектам военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

Арбитражный процесс по делу инициирован истцом, предметом спора является взыскание задолженности за водоотведение с управляющей компании. Истец не представил доказательств того, что оказание услуг по водоотведению осуществляется в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» выступает в качестве истца в арбитражном процессе, не связанном с защитой им государственных и (или) общественных, то есть публичных интересов в сфере возложенных на него функций, и, соответственно, оно не может претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения ходатайства истца об освобождении от уплаты государственной пошлины суд не усматривает. Вместе с тем суд, приняв исковое заявление, фактически предоставил истцу отсрочку по уплате государственной пошлины.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (ОГРН <***>) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>) 10059руб. 20коп.: 8933руб. 53коп. долга за водоотведение за июнь 2017 года, 1125руб. 67коп. законной неустойки, а также неустойку в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 11.04.2018 по день фактической оплаты.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 1837руб. государственной пошлины.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 163руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина