АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
февраля 2018 года | г. Архангельск | Дело № А05-16756/2017 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>; место нахождения: 163051, г.Архангельск)
к ответчику – администрации Муниципального образования "Приморский муниципальный район" (место нахождения: 163002, <...>)
о признании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка №01-17/311 от 15.11.2017 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО1 (паспорт), ФИО2 (доверенность от 05.01.2018);
ответчика: не явился (извещен),
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – заявитель, глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации Муниципального образования "Приморский муниципальный район" (далее – ответчик, администрация) о признании недействительным отказа администрации от 15.11.2017 №01-17/311 в выдаче градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ) с кадастровым номером 29:16:201801:172, расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО «Заостровское».
Глава хозяйства также просил суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов – выдать ГПЗУ с кадастровым номером 29:16:201801:172, расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО «Заостровское», в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Заостровское» Приморского муниципального района Архангельской области, утвержденными решением Собрания депутатов тридцатой очередной сессии от 22.06.2017 №367 (далее - Правила землепользования и застройки), в редакции от 22.06.2017, с отражением сведений о местах строительства объектов.
Ответчик, предмет требований и способ устранения допущенных нарушений указаны с учетом их уточнения заявителем.
В обоснование предъявленных требований глава хозяйства указал, что с оспариваемым отказом он не согласен, поскольку считает, что на этом земельном участке он вправе размещать любые здания и сооружения, необходимые для ведения сельскохозяйственной деятельности, в том числе и для организации тепличного хозяйства.
В судебном заседании заявитель и его представитель на предъявленных требованиях настаивали по мотивам, изложенным в заявлении, уточнении, дополнении и пояснении к нему, в которых указали, что ГПЗУ от 11.01.2018 не соответствует Правилам землепользования и застройки в редакции от 22.06.2017.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания своих представителей с доверенностью, действующей 14.02.2018, в суд не направил (срок действия доверенности на явившегося в судебное заседание ФИО3 от 01.02.2017 истек), что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
В предварительном судебном заседании представитель ответчика с предъявленными требованиями не согласился, полагал, что спорный земельный участок не подлежит застройке.
Заслушав пояснения заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Главе хозяйства на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 29:16:201801:172, расположенный по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО «Заостровское».
Письмом от 18.10.2017 №2 глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением о подготовке и выдаче ГПЗУ для строительства фермы (дом фермера).
Указанное заявление получено администрацией 18.10.2017.
Письмом от 15.11.2017 администрация отказала главе хозяйства в выдаче ГПЗУ со ссылкой на тот факт, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Данные земли являются сельскохозяйственными угодьями. Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются, любое строительство на данных землях не допускается, они не подлежат застройке.
Несогласившись с этим отказом глава хозяйства обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.
Оценив доводы и доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявление главы хозяйства подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
В отличие от действовавшей до 01.07.2017 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), предусматривавшей возможность подготовки градостроительного плана земельного участка только применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам, действующая в настоящее время статья 57.3 ГрК РФ таких ограничений не содержит.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Тот факт, что в отношении земельного участка применительно к которому подано заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка градостроительные регламенты не устанавливаются, не является основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, так как в силу пункта 7 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 ГрК РФ, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается.
В соответствии с частью 5 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
Согласно части 6 статьи 57.3 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 данной статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
С заявлением о выдаче ГПЗУ глава хозяйства обратился 18.10.2017, следовательно, ГПЗУ ему должен был быть выдан не позднее 16.11.2017.
С учетом изложенного, отказ администрации №01-17/311 от 15.11.2017 в выдаче заявителю ГПЗУ с кадастровым номером 29:16:201801:172, расположенного по адресу: Архангельской область, Приморский район, МО «Заостровское», является недействительным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В ходе рассмотрения дела стороны предприняли попытку мирно урегулировать спор, администрация 18.01.2018 выдала заявителю ГПЗУ.
Суд полагает, что выданный 18.01.2018 ГПЗУ не устраняет допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя ввиду следующего.
Согласно карте градостроительного зонирования (приложение к решению об утверждении Правил землепользовании и застройки) спорный земельный участок, отнесенный к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположен в территориальной зоне – зона сельскохозяйственных угодий.
Частью 6 статьи 36 ГрК РФ определено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В силу части 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка утвержден Приказом Минстроя России от 25.04.2017 №741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (далее – Порядок №741/пр).
Порядок заполнения подраздела 2.1 формы ГПЗУ "Реквизиты акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, содержащего градостроительный регламент либо реквизиты акта федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иной организации, определяющего, в соответствии с федеральными законами, порядок использования земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается" регулируется пунктами 32-36 Порядка №741/пр.
Согласно пункту 35 Порядка №741/пр при подготовке градостроительного плана земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, указываются реквизиты акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, иной организации, определяющего, в соответствии с федеральными законами, порядок использования такого земельного участка.
В ГПЗУ от 11.01.2018 указанный подраздел не заполнен (в том числе не указано на отсутствие такого акта).
В подразделе 2.2 ГПЗУ указан основной вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного использования», вместе с тем, в силу пункта 41 Порядка №741/пр случае, если в отношении земельного участка не установлен градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, в строках "Основные виды разрешенного использования земельного участка", "Условно разрешенные виды использования земельного участка", "Вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка" вносится запись "Градостроительный регламент не устанавливается" или "Действие градостроительного регламента не распространяется".
В подразделе 2.3 "Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок" ГПЗУ указано отсутствие ограничений в отношении размеров земельных участков, минимальных отступов, предельного количества этажей (высоты здания, сооружения), максимального процента застройки, требованиям к архитектурным решениям.
Вместе с тем, в отношении спорного земельного участка градостроительный регламент не устанавливается, следовательно, отражение в данном подразделе информации «без ограничений» может ввести в заблуждение субъекта градостроительной деятельности.
Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается отражаются в подразделе 2.4, однако, за исключением указания причины отнесения земельного участка к виду земельного участка на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, данный подраздел администрацией не заполнен.
Ссылки заявителя о том, что ГПЗУ должен быть выдан в соответствии с Правилами землепользования и застройки в редакции от 22.06.2017, суд считает необоснованными.
Действительно в Правилах землепользования и застройки в редакции от 22.06.2017 содержалась статья 43.1 «СХ1. Зона сельскохозяйственных угодий», отражающая виды разрешенного использования, предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Вместе с тем, предусмотренный частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ период, в течении которого заявителю должен был быть выдан ГПЗУ истек 16.11.2016.
Решением Собрания депутатов пятого созыва тридцать третьей очередной сессии от 15.11.2017 №406 статья 43.1 признана утратившей силу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Устава Муниципального образования «Приморский муниципальный район» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования).
Источник официального опубликования правовых актов определяется решением Собрания депутатов муниципального образования.
Источником официального опубликования правовых актов на территории муниципального образования «Приморский муниципальный район» является бюллетень "Вестник Приморского района" (Решение Собрания депутатов МО "Приморский муниципальный район" от 11.12.2014 №108 "Об учреждении печатного издания муниципального образования "Приморский муниципальный район" - бюллетень "Вестник Приморского района").
Решение Собрания депутатов пятого созыва тридцать третьей очередной сессии от 15.11.2017 №406 официально опубликовано 16.11.2017, следовательно, поскольку последним днем для выдачи ГПЗУ является 16.11.2017, у суда отсутствуют основания полагать, что администрация должна применять статью 43.1 Правил землепользования и застройки.
Более того, по мнению суда, дата утраты силы статьи 43.1 Правил землепользования и застройки не имеет существенного значения, так как частью 6 статьи 36 ГрК РФ определено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, следовательно, при выдаче ГПЗУ по заявлению главы хозяйства, указанная норма применяться не могла, как противоречащая нормативному акту, обладающему большей юридической силой.
Кроме того, применение указанной статьи противоречило бы правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (ответ на вопрос 5), согласно которой до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного, поскольку ГПЗУ от 11.01.2018 оформлен с нарушением Порядка №741/пр и без учета вышеназванной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (имеются указания на отсутствие ограничений по параметрам, указанным в подразделе 2.3; не заполнен подраздел 2.4 с учетом принятого в соответствии с частью 7 статьи 36 ГрК РФ акта уполномоченного органа и (или) правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, основанной на положениях законодательства Российской Федерации), суд считает, что данный ГПЗУ не обеспечивает заявителя, как субъекта градостроительной деятельности, необходимой информацией.
В связи с этим, суд считает необходимым обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы хозяйства путем выдачи в течении 20 рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 29:16:201801:172, расположенного по адресу: Архангельской область, Приморский район, МО «Заостровское»», оформленного в соответствии с Порядком №741/пр.
Оснований обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя предложенным им способом у суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с администрации в пользу заявителя подлежит взысканию 300 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать отказ Администрации Муниципального образования "Приморский муниципальный район" №01-17/311 от 15.11.2017 в выдаче главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 29:16:201801:172, расположенного по адресу: Архангельской область, Приморский район, МО «Заостровское»», недействительным.
Обязать Администрацию Муниципального образования "Приморский муниципальный район" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 путем выдачи в течении 20 рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 29:16:201801:172, расположенного по адресу: Архангельской область, Приморский район, МО «Заостровское»», оформленного в соответствии с Порядком заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.04.2017 №741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения".
Взыскать с Администрации Муниципального образования "Приморский муниципальный район" в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 300 рублей расходов по государственной пошлине.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Б.В. Болотов |