ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-16836/12 от 14.02.2013 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  21 февраля 2013 года

г. Архангельск

Дело № А05-16836/2012

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2013 года

Решение в полном объёме изготовлено 21 февраля 2013 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловой В.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Северное сияние" (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)

о признании недействительным предписания № 2226/пр* от 11.12.2012,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 14.01.2013, ФИО2 по доверенности от 29.10.2012,

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 26.12.2012,

установил:   товарищество собственников жилья "Северное сияние" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "Северное сияние") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – ответчик, Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) о признании недействительным предписания № 2226/пр* от 11.12.2012.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями по доводам отзыва.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Товарищество собственников жилья "Северное сияние" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 14.11.2012 № 2226 в период с 14.11.2012 по 11.12.2012 ответчиком была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ТСЖ "Северное сияние" требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей при начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Указанная проверка проводилась с целью разрешения поступившего из прокуратуры Ломоносовского района г. Архангельска обращения собственников квартир в доме по адресу: <...> с жалобой на начисление ТСЖ "Северное сияние" размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. По результатам проверки составлен акт проверки от 11.12.2012 № 2226 и выдано предписание от 11.12.2012 № 2226/пр* по прекращению выявленных нарушений законодательства в области защиты прав потребителей.

В период проверки ТСЖ "Северное сияние" в соответствии с запросом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 14.11.2012 № 11361/04 представило необходимые для рассмотрения в ходе проведения внеплановой документарной проверки документы.

В ходе проверки ответчиком выявлены следующие нарушения, которые отражены в вышеуказанных акте проверки и предписании:

- в нарушение пунктов 17, 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), протоколом № 2 общего собрания членов ТСЖ "Северное сияние" от 25.06.2011 утвержден затратный метод начисления оплаты по содержанию общего имущества в многоквартирном доме без указания размера финансирования услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который должен быть определен на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме на основе утвержденной органами управления ТСЖ сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год;

- в нарушение пункта 17 Правил № 491 ТСЖ "Северное сияние" оказывает и взимает плату за услуги, не включенные в утвержденный на общем собрании собственников перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а именно: вывоз ТБО (м.кв.), ТО электр. (м.кв.), гидравлические испытания теплотрасс (м.кв.), ведение бухгалтерского учета (м.кв.).

В оспариваемом предписании от 11.12.2012 № 2226/пр* ответчик предписал товариществу прекратить выявленные нарушения путем выполнения следующих требований:

- органам управления ТСЖ в соответствии с Уставом и требованиями законодательства (статей 39, 145 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 17, 33 Правил № 491) определить размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ и собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не произвольно, что предполагает затратный метод, а на основе утвержденной органами управления ТСЖ сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год;

- в силу статей 39, 145 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома, условия их оказания и выполнения, а также финансирования, поэтому собственники многоквартирного дома по адресу: <...> на общем собрании должны принять решение о включении в перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме таких услуг, как вывоз ТБО (м.кв.), ТО электр. (м.кв.), гидравлические испытания теплотрасс (м.кв.), ведение бухгалтерского учета (м.кв.), которые не включены в перечень затрат по содержанию многоквартирного дома (протокол общего собрания членов ТСЖ "Северное сияние" от 25.06.2011) и утвердить размер их финансирования;

- ТСЖ "Северное сияние" не взимать плату с собственников за неутвержденные на общем собрании членов ТСЖ услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу <...>.

Акт проверки и предписание вручены товариществу 14.12.2012, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией почтового уведомления. Не согласившись с предписанием от 11.12.2012 № 2226/пр*, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

В заявлении ТСЖ "Северное сияние" ссылается на следующее:

- в силу статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) утверждение сметы доходов и расходов относится к праву общего собрания членов товарищества собственников жилья, а не является его обязанностью;

- в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 155 ЖК РФ решение, принятое общим собранием членов ТСЖ "Северное сияние", обязательно для исполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме;

- требования к надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме предусмотрены статьей 161 ЖК РФ, товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в соответствии с установленными требованиями;

- услуги по ТО электрооборудования и гидравлические испытания теплотрасс включены в перечень затрат по содержанию многоквартирного дома (протокол общего собрания членов ТСЖ "Северное сияние" от 25.06.2011) в пункт «техническое обслуживание сетей»;

- вывоз ТБО, хотя и не включен в перечень затрат, является обязанностью товарищества, предусмотренной пунктом 11 Правил № 491;

- при утверждении перечня затрат от 25.06.2011 затраты на ведение бухгалтерского учета были включены в пункт «фонд оплаты труда штатных работников ТСЖ «Северное сияние», однако 15.06.2012 в связи с увольнением главного бухгалтера заявителем был заключен гражданско-правовой договор на оказание бухгалтерских услуг, заключение которого не только не ущемило права и законные интересы членов ТСЖ и собственников жилья, но и позволило снизить затраты на оказание бухгалтерских услуг.

В отзыве ответчик выразил несогласие с заявленными требованиями, указав, что оспариваемое предписание вынесено законно и обоснованно:

- действующим законодательством установлена обязанность товарищества собственников жилья составлять смету доходов и расходов на содержание общего на соответствующий год, утверждаемую органами управления ТСЖ;

- ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни Правилами № 491 не предусмотрен затратный метод начисления коммунальных платежей и содержания многоквартирного дома, следовательно, доводы заявителя относительно того, что данный метод избран общим собранием членов ТСЖ «Северное сияние», утверждение сметы не является обязанностью ТСЖ, не имеют правового основания;

- утверждение о том, что статьи «ТО электрооборудования» и «гидравлические испытания теплотрасс» входят в статью «техническое обслуживание сетей» является неправомерным, так как данные статьи указываются в квитанциях отдельно, что предполагает оказание дополнительных работ и услуг, не утвержденных общим собранием членов ТСЖ «Северное сияние»;

- такие работы и услуги как «вывоз ТБО» и «ведение бухгалтерского учета» также не входят в принятый ТСЖ перечень затрат по содержанию многоквартирного дома, следовательно, плата за них взиматься не должна.

Суд, изучив доводы заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом положений названной статьи, а также статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативного акта недействительным является одновременно несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав заявителя.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд пришел к выводу о законности и обоснованности пунктов 1 и 2 оспариваемого предписания по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

Частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

Статьей 148 Жилищного кодекса Российской Федерации определены обязанности правления товарищества собственников жилья, к числу которых относится составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения. Указанная обязанность закреплена также в пункте 5.16 Устава товарищества.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 148 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества; к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится, в том числе утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок).

В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 17 которых собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность товарищества собственников жилья составлять смету доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год, утверждаемую органами управления товарищества, а также обязанность утвердить на общем собрании собственников жилых помещений перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что протоколом № 2 общего собрания членов ТСЖ «Северное сияние» от 25.06.2011 выбран способ управления многоквартирным домом по адресу: <...> – управление товариществом собственников жилья «Северное сияние»; утвержден метод начисления оплаты по содержанию общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <...> – затратный. Указанным протоколом утвержден также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, в который не включены следующие услуги, указанные в квитанциях об уплате за коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственникам помещений в доме: вывоз ТБО (м.кв.), ТО электр. (м.кв.), гидравлические испытания теплотрасс (м.кв.), ведение бухгалтерского учета (м.кв.).

Суд согласен позицией ответчика относительно того, что ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни Правилами № 491 не предусмотрен затратный метод начисления коммунальных платежей и содержания многоквартирного дома, следовательно, доводы заявителя относительно того, что данный метод избран общим собранием членов ТСЖ «Северное сияние», утверждение сметы не является обязанностью товарищества, не имеют правового основания.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что пункты 1 и 2 оспариваемого предписания соответствуют положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 491. Следовательно, основания для признания их недействительными отсутствуют.

По мнению суда, пункт 3 оспариваемого предписания подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.

Суд считает, что факт невключения в утвержденный на общем собрании собственников перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома услуг по вывозу ТБО (м.кв.), ТО электр. (м.кв.), гидравлическим испытаниям теплотрасс (м.кв.), ведению бухгалтерского учета (м.кв.), не освобождает собственников жилых помещений в многоквартирном доме от оплаты уже оказанных услуг, поскольку в силу части 3 статьи 30, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, должен участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Факт оказания ТСЖ «Северное сияние» вышеперечисленных услуг подтверждается имеющимися в материалах дела копиями договора № 7444/У на оказание услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов от 15.06.2012, договора № 7444/В на оказание услуг по планово-регулярному вывозу твердых бытовых отходов от 15.06.2012, договора № 02 на оказание услуг по бухгалтерскому обслуживанию от 15.06.2012, договора подряда № б/н от 01.07.2012 и актов выполненных работ (оказанных услуг) к данным договорам.

При этом суд принимает во внимание доводы заявителя, что при включении в квитанции статей «ТО электрооборудования» и «гидравлические испытания теплотрасс» товарищество исходило из того, что указанные статьи входят в статью «техническое обслуживание сетей», которая включена в перечень затрат по содержанию многоквартирного дома. Указание статей «ТО электрооборудования» и «гидравлические испытания теплотрасс» в квитанциях отдельными статьями направлено на обеспечение права потребителей коммунальных услуг на обеспечение наиболее полной и достоверной информации об оказываемых услугах, закрепленное статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Статья «вывоз ТБО», действительно, напрямую не включена в перечень затрат от 25.06.2011. Вместе с тем, как следует из указанного перечня, в нем содержится статья «благоустройство». Суд также согласен с доводом заявителя о том, что вывоз ТБО, является обязанностью товарищества, предусмотренной пунктом 11 Правил № 491.

В отношении статьи «ведение бухгалтерского учета» суд принимает во внимание доводы заявителя, что при утверждении перечня затрат на общем собрании членов ТСЖ "Северное сияние" от 25.06.2011 затраты на ведение бухгалтерского учета были включены в пункт «фонд оплаты труда штатных работников ТСЖ «Северное сияние», однако 15.06.2012 в связи с увольнением главного бухгалтера товариществом был заключен гражданско-правовой договор на оказание бухгалтерских услуг, заключение которого не только не ущемило права и законные интересы членов ТСЖ и собственников жилья, но и позволило снизить затраты на оказание бухгалтерских услуг.

Суд учитывает также, что оказание вышеперечисленных услуг осуществлялось с целью соблюдения товариществом установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации общих требований к деятельности по управлению многоквартирным домом, которая должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Судом не установлено нарушений процедуры проведения проверки в отношении ТСЖ «Северное сияние», заявитель на наличие таких нарушений не ссылается.

На основании изложенного, суд признает недействительным пункт 3 оспариваемого предписания № 2226/пр* от 11.12.2012. В остальной части требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным пункт 3 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области № 2226/пр* от 11.12.2012, принятого в отношении товарищества собственников жилья «Северное сияние» (ОГРН <***>).

В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>) в пользу товарищества собственников жилья «Северное сияние» (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.Н. Шадрина