Именем Российской Федерации
г. Архангельск Дело № А05-16894/05-10
14 февраля 2006 года,
в составе:
председательствующего Пигурновой Н.И.,
рассмотрев в судебном заседании 30 января 2006 года дело
по заявлениюОткрытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат "
к Архангельской таможне
о признании недействительным решения и понуждении Архангельской таможни произвести действия по зачётуизлишне уплаченных сборов за таможенное оформление в счёт уплаты будущих таможенных платежей,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – не явились,
от ответчика – ФИО1- по доверенности от 20.07.2005,
установил: Открытое акционерное общество "Онежский ЛДК" заявило требование о признании недействительным решения Архангельской таможни от 26.09.2005 № 14-01-26/4873 об отказе в проведении зачета излишне уплаченного таможенного сбора в сумме 1 191 242 рублей 47 копеек ипонуждении Архангельской таможни произвести зачёт 1141242 рублей 47 копеек излишне уплаченных сборов за таможенное оформление в счёт уплаты будущих таможенных платежей. При этом заявитель ссылается на то, что таможенные сборы за таможенное оформление по периодическим временным таможенным декларациям и полным таможенным декларациям одного и того же товара, исчисленные от стоимости товаров, превышающей фактическую стоимость перемещаемых товаров, являются излишне уплаченными.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Ответчик в отзыве и в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, сославшись на то, что таможенные сборы должны уплачиваться от стоимости товаров по каждой поданной таможенной декларации, независимо от того, что полная таможенная декларация подана на тот же самый товар, который был указан в периодических временных таможенных декларациях.
Судом установлено: открытое акционерное общество «Онежский ЛДК» (далее – общество, заявитель) зарегистрировано в статусе юридического лица 10 июня 1998 года № 538 администрацией муниципального образования «Город Онега и Онежский район», запись о нём внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 29 августа 2002 года за основным государственным номером 1022901174394, как о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, о чём выдано соответствующее свидетельство серии 29 № 000855402.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность по вывозу пиломатериалов с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом, применяя при этом упрощенный порядок декларирования товаров, в соответствии со статьёй 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) – периодическое временное декларирование российских товаров. Этот порядок применяется, поскольку общество не может представить точные сведения на товар до фактической погрузки пиломатериалов на морские суда; после убытия российских товаров с таможенной территории РФ, общество подаёт полную таможенную декларацию, заполненную надлежащим образом о перемещении точного объёма товаров, вывезенных в определённый период времени.
Так, в период с 24 декабря 2004 года по 27 июля 2005 года, обществом в таможенный орган подано 24 периодических временных грузовых таможенных декларации (далее - временные ГТД) и 24 полных грузовых таможенных декларации (далее – полные ГТД); уточнённый перечень этих деклараций представлен заявителем в суд 30 января 2006 года (при этом в оглавлении перечня период отгрузок указан не совсем точно: с 1 января по 31 июля 2005 года, тогда как фактически: с 24.12.2004. по 27.07.2005.).
При подаче в таможенный орган как временной, так и полной ГТД на тот же самый товар общество уплачивало таможенные сборы, исчисленные от стоимости перемещаемого товара в размерах, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004. № 863, При этом, общая сумма таможенных сборов, уплаченных по всем временным и полным ГТД, составила 2206742,47 рублей, из которых сумма 1141242,47 рублей таможенных сборов, исчислена от стоимости товаров, превышающей фактическую стоимость перемещённых обществом товаров.
Общество, полагая, что общая сумма таможенных сборов по временной и полной ГТД по одной и той же отгрузке, должна исчисляться от стоимости товаров, фактически перемещённых по конкретной отгрузке, подало в таможню заявление от 23.08.2005. о зачёте 1141242,47 рублей излишне уплаченных таможенных сборов в счёт будущей оплаты таможенных платежей.
Письмом от 26 сентября 2005 года № 14-01-26/4873 «Об уплате таможенных сборов за таможенное оформление» таможня отказала обществу в осуществлении зачёта по двум основаниям: во-первых, сославшись на то, что в соответствии с действующим таможенным законодательством таможенные сборы подлежат уплате как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации, в связи с чем факт излишней уплаты таможенных сборов отсутствует, а каких-либо правовых оснований для их зачёта или возврата не имеется; и во-вторых, указав на то, что в обоснованных случаях зачёт (возврат) производится по заявлению плательщика, оформленному в соответствии с требованиями приказа ГТК РФ от 25.05.2004.№607.
Отказ таможни в проведении зачёта не оформлен в виде решения таможенного органа; по существу, в письме таможни от 26 сентября 2005 года № 14-01-26/4873 «Об уплате таможенных сборов за таможенное оформление», изложены действия таможни, выразившиеся в фактическом отказе обществу произвести зачёт 1141242 рублей 47 копеек излишне уплаченных сборов за таможенное оформление в счёт уплаты будущих таможенных платежей.
Общество просит признать незаконным отказ в осуществлении зачёта по заявлению общества от 23.08.2005. и обязать таможню произвести зачёт 1141242 рублей 47 копеек излишне уплаченных сборов за таможенное оформление в счёт уплаты будущих таможенных платежей.
Заявление общества в арбитражный суд подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенным сбором признаётся платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. В соответствии со статьями 357.1 и 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление товаров.
Как указано в статье 60 ТК РФ, таможенное оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Поэтому подача декларантом как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим (экспорта).
Таможня ссылается на то, что имеет место два факта декларирования товаров, однако, суд отмечает, что таможенные сборы подлежат уплате не за декларирование товаров, а за их таможенное оформление при декларировании. То есть главным и единственным исходным элементом таможенного оформления являются сами товары, перемещаемые через границу РФ, их таможенная стоимость.
Это подтверждается и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», которым установлено, что таможенные сборы уплачиваются в определённых ставках за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; ставки сборов установлены от таможенной стоимости перемещаемых товаров (пункт 1). Этим Постановлением установлена ставка сбора в сумме 500 рублей даже при подаче повторной таможенной декларации на одни и те же товары, однако, содержится прямая запись о том, что это положение не распространяется на случаи подачи полной таможенной декларации при использовании периодического временного декларирования.
Суд считает, что названное Постановление особенно явно подчёркивает единственный исключительный случай уплаты таможенного сбора дополнительно к ставкам, исчисляемым от таможенной стоимости фактически перемещаемых товаров – только в случае подачи повторной таможенной декларации; во всех других случаях таможенные сборы за таможенное оформление подлежат уплате в зависимости только от таможенной стоимости фактически перемещаемых товаров.
Иное толкование изложенных норм приведёт к необоснованному завышенному взысканию с декларантов таможенных сборов за таможенное оформление не существующих товаров, фактическое перемещение которых через таможенную границу РФ не производится.
Этот вывод суда основан также на том, что таможенное оформление товаров не завершается подачей временной таможенной декларации, оно завершается подачей полной таможенной декларации в силу статьи 138 ТК РФ. Так, в пункте 4 этой статьи прямо указано, что во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации. Убытие российских товаров с таможенной территории Российской Федерации в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 статьи 122 ТК РФ.
Судом установлено, что во всех полных ГТД количество и таможенная стоимость товаров составляли меньшую величину по сравнению с количеством и таможенной стоимостью товаров, указанных во временных ГТД по соответствующим отгрузкам.
Таким образом, возникает один объект обложения сбором, который в контексте пункта 1 статьи 357.10 ТК РФ поименован услугой таможни по таможенному оформлению одних и тех же товаров; следовательно, и таможенный сбор подлежит однократной уплате.
К тому же, пунктом 2 статьи 357.7 ТК РФ предусмотрено, что уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
К таким правилам, регулирующим уплату таможенных пошлин, относятся нормы пункта 6 статьи 138 ТК РФ, согласно которым вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Согласно названной норме "если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса".
Фактические обстоятельства уплаты заявителем таможенных сборов по всем ГТД, указанным в перечне, представленном заявителем в суд 30.01.2006. и излишне уплаченная заявителем сумма, составляющая 1141242,47 рублей таможенных сборов, исчисленных от таможенной стоимости товаров, превышающей таможенную стоимость товаров, фактически перемещённых заявителем через таможенную границу РФ в период с 24.12.2004. по 27.07.2005. (всего 24 рейса морских судов), таможней не оспариваются.
При таких обстоятельствах следует признать, что в письме от 26 сентября 2005 года № 14-01-26/4873 «Об уплате таможенных сборов за таможенное оформление» довод таможни о том, что «в соответствии с действующим таможенным законодательством таможенные сборы подлежат уплате как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации, в связи с чем факт излишней уплаты таможенных сборов отсутствует, а каких-либо правовых оснований для их зачёта или возврата не имеется», не соответствует положениям перечисленных норм таможенного законодательства.
В то же время, второй довод таможни, изложенный в письме от 26 сентября 2005 года № 14-01-26/4873, о том, что в обоснованных случаях зачёт (возврат) производится по заявлению плательщика, оформленному в соответствии с требованиями приказа ГТК РФ от 25.05.2004.№607, является законным по следующим основаниям.
Как уже было сказано в настоящем решении, в силу пункта 2 статьи 357.7 ТК РФ, возврат излишне уплаченных таможенных сборов производится по правилам, установленным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, в соответствии со статьёй 355 ТК РФ.
При этом суд не принимает довод таможни о том, что в пункте 2 статьи 357.7 ТК РФ имеется в виду только порядок уплаты таможенных сборов, аналогичный порядку уплаты таможенных пошлин, установленному в статье 331 ТК РФ по следующим основаниям.
В наименовании статьи 357.7 ТК РФ действительно изложено как «Порядок и формы уплаты таможенных сборов», однако, в пункте 2 этой статьи законодатель применил другой термин «правила», который по смысловой нагрузке значительно шире понятия «порядок», поскольку может включать в себя понятие «порядок». Из этого следует, что понятие «правила» могут включать в себя и правила уплаты таможенных пошлин по временным и полным таможенным декларациям, а, следовательно, и таможенных сборов по ним.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 355 ТК РФ, введённого в действие с 01.01.2004. излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и ТК РФ. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Таможенный кодекс не содержит норм об осуществлении зачёта излишне уплаченных таможенных платежей, однако, зачёт по существу представляет собой разновидность возврата денежных средств, которые могут быть использованы на уплату последующих таможенных платежей.
К тому же, пунктом 4 статьи 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) установлено, что в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - налоговым кодексом.
Таким образом, учитывая, что в статье 78 НК РФ, наряду с положениями о возврате, регламентированы и положения о зачёте излишне уплаченных денежных средств, суд считает возможным применение норм статьи 355 ТК РФ о возврате денежных средств также и к зачёту денежных средств.
Тем более, что Приказом ГТК РФ от 25.05.2004. № 607 установлены требования к оформлению заявления «о возврате (зачёте) денежных средств», следовательно, таможенное законодательство не делает принципиальной разницы в порядке осуществления возврата и зачёта излишне уплаченных денежных средств.
Исследовав представленную в материалы дела копию заявления общества о зачёте излишне уплаченного сбора за таможенное оформление от 23.08.2005. № 19-5014, суд считает, что оно не соответствует форме заявления, утверждённой в приложении № 2 к Приказу ГТК РФ от 25.05.2004. № 607. Так, в этом заявлении отсутствуют указания реквизитов платёжных документов, которыми произведено перечисление излишне уплаченных денежных средств; это заявление не соответствует также и приложению № 1 к названному Приказу ГТК РФ в части перечня документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачёте) денежных средств, поскольку в приложении к рассматриваемому заявлению о зачёте нет указания на приложение документов, подтверждающих факт излишней уплаты; указан только перечень ГТД (на двух листах), по которым произведено списание таможенных сборов.
При таких обстоятельствах заявление общества в арбитражный суд в части, касающейся понуждения таможни произвести зачёт, удовлетворению не подлежит.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, таможне следует произвести действия по исключению из письма от 26.09.2005. № 14-01-26/4873 «Об уплате таможенных сборов за таможенное оформление» указания на то, что «в соответствии с действующим таможенным законодательством таможенные сборы подлежат уплате как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации, в связи с чем факт излишней уплаты таможенных сборов отсутствует, а каких-либо правовых оснований для их зачёта или возврата не имеется».
На основании изложенного заявленное требование подлежит частичному удовлетворению, а госпошлина, уплаченная истцом при подаче иска, подлежит возврату из федерального бюджета в сумме 16456 рублей 21 копейка.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконными, как не соответствующие действующему законодательству, действия Архангельской таможни, выраженные в письме от 26.09.2005. № 14-01-26/4873 «Об уплате таможенных сборов за таможенное оформление», об отказе открытому акционерному обществу «Онежский ЛДК» по его заявлению от 23.08.2005., произвести зачёт излишне уплаченных сумм сборов за таможенное оформление, в части, касающейся указания на отсутствие правовых оснований для зачёта либо возврата таможенных сборов за таможенное оформление.
Обязать Архангельскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Онежский ЛДК» путём исключения из письма от 26.09.2005. № 14-01-26/4873 «Об уплате таможенных сборов за таможенное оформление» указания на отсутствие правовых оснований для зачёта либо возврата таможенных сборов за таможенное оформление.
Отказать открытому акционерному обществу «Онежский ЛДК» в удовлетворении заявления о понуждении Архангельской таможни произвести зачёт 1141242 рублей 47 копеек излишне уплаченных сборов за таможенное оформление в счёт уплаты будущих таможенных платежей.
Возвратить открытому акционерному обществу «Онежский ЛДК» из федерального бюджета 16456 рублей 21 копейку таможенной пошлины, уплаченной при подаче заявления в арбитражный суд.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Архангельской области.
Судья | Н.И. Пигурнова |
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2006 года.