ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-16/2011 от 28.01.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-16/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2011 года

Полный текст решения изготовлен (решение принято) 01 февраля 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Чуровой А.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Вельского района Архангельской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Лазурь» (ИНН 2907013750, ОГРН 1102907000305)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – Пальмин А.В. старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Архангельской области, служебное удостоверение №167355;

от ответчика – не явился, извещен 17.01.2011.

установил:

Прокурор Вельского района Архангельской области (далее – прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Лазурь» (далее – ООО «Лазурь», общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленном требовании настаивает.

Ответчик с вменяемым правонарушением согласен частично по мотивам, изложенным в отзыве.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие в порядке части 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судом установлено, что в период с 19 по 20 октября 2010 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу проведена внеплановая проверка в отношении ООО «Лазурь», расположенного по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Комсомольская, д. 11, а также в отношении обособленного подразделения, расположенного по адресу: г. Вельск, ул. Строителей, д. 3А.

19.10.2010 в ходе осмотра помещений, принадлежащих обществу, в присутствии понятых установлено, что в указанном помещении функционирует 21 лотерейное оборудование, которое имеет вид игрового автомата, о чем был составлен протокол №13-15/6/102.

В результате проведенных мероприятий установлено нарушение условий проведения негосударственной стимулирующей лотереи «Дисконтные карты «Гелеос» - двойной каприз. Получи скидку и выигрывай приз!» и Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», что отражено в акте внеплановой проверки №13-15/5/7 от 20.10.2010.

Заместителем начальника МИФНС №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 27.10.2010 вынесено предписание №2 об устранении в срок до 25.11.2010 выявленных нарушений при проведении стимулирующей лотереи.

15.12.2010 при проведении МИФНС №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу внеплановой проверки в отношении общества на предмет исполнения предписания №2 от 27.10.2010 было установлено, в помещении общества, находящегося по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Комсомольская, д. 11, подключено к электропитанию и эксплуатируется 21 единица электронного оборудования, на котором места купюроприемников или монетоприемников закрыты металлическими заглушками, не отличающегося по внешнему виду от игровых автоматов. На оборудовании используются программы, аналогичные программам, устанавливаемым на игровом оборудовании, а именно: «Альпинист», «Обезьяна», различные карточные игры, на мониторах в автоматическом режиме показывается видеоигра. Механизм организации деятельности ответчика заключается в следующем: участником приобретается дисконтная карта интернет-магазина «Гелиос» стоимостью 100 руб., 500 руб., 1000 руб.; участником стирается защитный слой и проверяется наличие или отсутствие выигрыша; в случае выигрыша, он выплачивается из кассы общества, либо сумма призовых баллов, равная стоимости дисконтной карты, заводится продавцом в лотерейное оборудование и затем разыгрывается участником самостоятельно по принципу игрового автомата; продавец вводит сумму баллов, равную стоимости дисконтной карты (1 руб. соответствует 1 баллу), в выбранный участником аппарат, находящийся в лотерейном клубе и состоящий из клавиатуры, монитора и игровой программы; участник на автомате разыгрывает баллы, рискуя либо потерять уплаченную сумм, либо выиграть (без участия представителя клуба); в случае выигрыша участник может потребовать выигрыш в денежной форме (1 балл эквивалентен 1 рублю), либо продолжить игру на сумму выигрышных баллов.

Оценивая изложенные обстоятельства, налоговый орган сделал вывод об осуществлении обществом предпринимательской деятельности по организации азартных игр с использованием электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов, в игорном заведении, открытом вне игорной зоны, в отсутствие соответствующей лицензии.

По результатам указанной проверки составлен акт №13-15/5/8 от 15.12.2010 (вручен представителю общества 17.12.2010) и материалы проверки переданы в прокуратуру Вельского района для возбуждения дела об административном правонарушении.

По факту осуществления деятельности без лицензии 22 декабря 2010 года в присутствии представителя общества – генерального директора Степановой С.А., заместителем прокурора Вельского района Ермошко Е.Н. в отношении ООО «Лазурь» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Копия постановления вручена законному представителю общества 22.12.2010.

Полномочия прокурора по вынесению постановления о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотрены пунктом 1 части 1 статьи 25.11 и статьей 28.4 КоАП РФ, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ».

В соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в суд с заявлением о привлечении ООО «Лазурь» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ответчик в отзыве пояснил, что им были предприняты меры по исполнению предписания налогового органа, в частности, создана тиражная комиссия и сделаны запросы организатору стимулирующей лотереи ООО «Гелеос-ЛТД», в ответ на которые организатор лотереи представил образцы заполнения документов, составляемых по итогам работы тиражной комиссии. Общество сослалось на то, что им в полном объеме соблюдались правила лотереи, предоставленные организатором, призовой фонд формируется организатором из собственных средств и предоставляется оператору отдельно, порядок распределения выручки оговорен в договоре, дисконтные карты содержат краткие условия лотереи и предоставляют ряд преимуществ их владельцам. Ответчик также указал, что на сегодняшний день не занимается никакими видами деятельности, связанными с лотереями и просил суд применить минимальную штрафную санкцию.

Изучив документы, представленные в материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению с учетом фактических обстоятельств, установленных в судебном заседании.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Ответчик зарегистрирован в установленном законом порядке.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Обществу вменяется осуществление деятельности по организации азартных игр вне игорной зоны с применением электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов, без соответствующего разрешения.

В силу подпункта 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 128-ФЗ) до 30 июня 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежала лицензированию. После 01 июля 2009 года в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться только в игорных зонах на основании специального разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Согласно статье 3 Закона № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона № 244-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 9 Закона № 244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.

Из совокупности приведенных норм следует, что осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения вне игорных зон образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В силу пункта 6 статьи 4, пункта 3 статьи 5 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

В статье 4 Закона № 244-ФЗ даны основные понятия, используемые в данном законе: азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников; организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; участник азартной игры - это физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры.

ООО «Лазурь» ссылается на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Дисконтные карты «Гелиос» - двойной каприз. Получи скидку и выигрывай приз!» с использованием лотерейного оборудования. Общество проводило лотерею на основании договора №340906О от 09.06.2010, заключенного с организатором лотереи, и в соответствии с Условиями стимулирующей лотереи. Организатором лотереи является ООО «Гелиос-ЛТД», лотерея зарегистрирована Федеральной налоговой службой в Государственном Реестре лотерей под номером Н200С/001804ФНС от 20.05.2010 со сроками проведения с 20.05.2010 по 05.03.2011.

Указанные доводы ответчика не могут быть приняты судом в силу следующего.

Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон № 138-ФЗ), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 которого лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: 1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея) (пункт 3 статьи 3 Закона №138-ФЗ).

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона № 138-ФЗ лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Частью 8 статьи 3 Закона №138-ФЗ, введенной в действие с 10.08.2010 Федеральным законом от 27.07.2010 № 214-ФЗ, установлено, что проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона №138-ФЗ проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, на всей территории Российской Федерации, то есть проведение лотереи в режиме реального времени не может осуществляться коммерческой организацией.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 8 Закона №138-ФЗ размер выигрыша должен определяться организатором лотереи.

Условиями стимулирующей лотереи «Дисконтные карты «Гелиос» - двойной каприз. Получи скидку и выигрывай приз!» установлено, что формирование призового фонда, розыгрыш призового фонда тиражного этапа, количество выигрышей для каждого тиража, создание тиражной комиссии, проводящей розыгрыш, осуществляет организатор лотереи, то есть ООО «Гелиос-ЛТД». Использование лотерейного оборудования предусмотрено лишь самим организатором при розыгрыше призового фонда тиражного этапа, а не участниками. Для проведения розыгрыша выигрышей призового фонда тиражного этапа создается тиражная комиссия на каждый тираж, которая непосредственно проводит розыгрыш путем составления соответствующего протокола тиража, актов итогов и официальной таблицы результатов.

Из материалов дела следует, что общество использует оборудование, не отвечающее требованиям, предъявляемым к лотерейному. Участник лотереи самостоятельно управляет процессом игры, размер выигрыша зависит от его действий и определяется устройством, находящимся внутри электронного оборудования, без участия организатора лотереи. В оборудование работником общества вносится количество баллов, эквивалентное количеству денежных средств, уплаченных участником за дисконтную карту (1 рубль – 1 балл), и в последующем баллы разыгрываются на автомате участником при помощи клавиатуры, монитора и игровой программы. В данном случае участник фактически заключает соглашение о возможности выигрыша, неся риск утраты уплаченной денежной суммы в виде баллов. Тиражная комиссия не создается, а призовой фонд формируется за счет средств, вносимых игроками.

С учетом изложенных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суд приходит к выводу, что осуществляемая обществом деятельность не отвечает признакам лотереи, а организована по принципу азартной игры.

Таким образом, в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Правонарушение правильно квалифицировано административным органом по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вина общества в совершении правонарушения подтверждается материалами дела.

По результатам рассмотрения дела суд приходит к выводу о том, что имелось событие административного правонарушения, вменяемого лицу, в отношении которого вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, имелся факт совершения этого правонарушения указанным лицом, имелись основания для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, у административного органа, его составившего, имелись на это необходимые полномочия, законом предусмотрена административная ответственность за совершение указанного правонарушения, имеются основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого вынесено постановление.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

С учетом характера совершенного административного правонарушения суд назначает ООО «Лазурь» наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, - 40000 руб., без конфискации.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Лазурь", зарегистрированное в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102907000305, расположенное по адресу: 165150, Архангельская область, г.Вельск, ул.Комсомольская, дом 11, офис 21, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

  Судья

А.А. Чурова